Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа
Цель работы: дать оценку конкурентным возможностям предприятия и изучить методы управления конкурентоспособностью товара, определить направления повышения его конкурентоспособности.
Для того, чтобы достичь цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности организации;
- провести анализ конкурентоспособности ОАО «Бобруйский завод КПД » на рынке железобетонных изделий;
Введение………………………………………………………………………..
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности товара……………………
1.2 Расчетные методы оценки конкурентоспособности товара……………..
1.3 Графические методы оценки конкурентоспособности…………………..
2 Методы оценки конкурентоспособности ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения»……………………………………………
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………
2.2Оценка конкурентоспособности продукции предприятия……………….
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………………………
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет технического перевооружения………………………………………………………………….
3.2 Реклама как фактор повышения конкурентоспособности предприятия…
3.3 Повышение конкурентоспособности за счет снижения себестоимости…
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..
- множественности единичных показателей конкурентоспособности товара и их разнообразия по значимости, что не позволяет сделать общий вывод об уровне конкурентоспособности товара;
- общий показатель уровня конкурентоспособности товара, определяемый комплексным методом, или методом соотношения качества и затрат, недостаточно полно учитывает все значимые параметры товара и, как следствие, неадекватно характеризует конкурентоспособность анализируемых товаров.
Экспертные методы определения конкурентоспособности товара основаны на использовании опыта интуиции специалистов-экспертов. Для оценки уровня конкурентоспособности товара данные методы используются в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы эмпирического определения значений единичных или комплексных показателей. Например, экспертный метод применяется для оценки продукции легкой и пищевой промышленности при анализе таких потребительских свойств, как мода, аромат, вкусовые качества продукции и т.п.
На практике при оценке конкурентоспособности товара наиболее часто используется упрощенный метод балльных оценок, где баллы даются экспертами, а общий показатель конкурентоспособности определяют как среднее арифметическое экспертных оценок [6, с.228].
При изучении покупательских предпочтений и конкурентоспособности товара наиболее распространенным методом является социологический, который основан на устном опросе или на материалах анкет-вопросников, конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п.
1.3 Графические методы оценки конкурентоспособности товара
Графические методы оценки
конкурентоспособности
- метод радара;
- матрица БКГ;
- модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции»;
- построение карт стратегических групп;
- матрица Портера.
Метод радара определения конкурентоспособности товара, изображенный на рисунке 2, относится к расчетно-графическим методам. Он основан на использовании показателей коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической конкурентоспособности. Коммерческая конкурентоспособность характеризуется доступностью товара потенциальным потребителям и возможностью его нормальной эксплуатации в данной местности. Нормативно-правовая конкурентоспособность товара отражает безопасность его эксплуатации. Технико-экономическая конкурентоспособность – раскрывается показателями «2Э» – экономичности, эргономичности (дизайн, эстетичность, комфорт, удобство в управлении и обслуживании и т.д.).
Радар конкурентоспособности товаров строится с соблюдением следующих правил:
- все оценочные показатели
имеют одинаковый вес, поэтому
круг делится радиальными
- по мере удаления от центра значения показателя улучшаются – шкалы на радиальных прямых градуируются так, чтобы все значения показателей лежали внутри оценочного круга;
- качественные показатели оцениваются экспертным путем, например по десятибалльной шкале (или в долях единицы);
- для сравнения параметров
оцениваемых товаров и товаров-
Рисунок 2 – Радар конкурентоспособности
Примечание – Источник: собственная разработка.
Конкурентоспособность товара
оценивается относительной
Конкурентоспособность товара по методу радара (КТр) рассчитывается по формуле
где Sр, S – соответственно площадь радара для конкретного товара и общая площадь оценочного круга.
Оценка конкурентоспособности товара на основе радара позволяет объединить разномерные показатели в один интегральный показатель – коэффициент конкурентоспособности. Достоинством данного метода является его наглядность. При помощи радара можно легко найти слабые стороны оцениваемого товара. Однако этот метод имеет и недостатки: модель не учитывает конкретные требования рынка, все разномерные показатели имеют одинаковую значимость, что не соответствует практике.
Модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» приведена на рисунке 3. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников.
Рисунок 3 − Матрица «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции»
Примечание − Источник: [10]
Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемого товара или предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара или фирмы.
К недостаткам модели можно отнести следующие:
1. Определение факторов
модели требует большого
2. Трудно количественно
оценить качественные
3. Модель статична и
отражает только заданный
В основе построения матрицы БКГ, изображенной на рисунке 4, лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара или услуги.
Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста или сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля совокупности товаров или услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами».
Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений.
Рисунок 4 − Матрица Бостонской консалтинговой группы
Примечание– Источник: [10]
Карта стратегических групп, изображенная на рисунке 5, характеризует позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования, т. е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход. Каждая карта стратегических группе строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными. На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов. После построения карты необходимо провести ее анализ относительно:
а) совпадения позиций предприятия
и его конкурентов в
б) расстояния между позициями предприятия и его конкурентов и их опасности.
На основании данного
анализа принимается решение
о необходимости
Рисунок 5 − Пример карты стратегических групп
Примечание– Источник: [10]
Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка ( рисунок 6).
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции:
1. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.
2. Стратегия дифференциации:
продукт фирмы должен
3. Концентрация на сегменте:
обработка одного или
Рисунок 6 − Матрица Портера
Примечание – Источник: [10]
Недостатки концепции конкурентной стратегии:
1) Данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций.
2) Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.
Основным недостатком
рассмотренных методов является
их ограниченность: или оценивается
какая-либо одна группа факторов, влияющих
на конкурентоспособность
Практически по каждому анализируемому
товару должна быть своя методика оценки
конкурентоспособности, которая бы
учитывала особенности
2 Методы оценки
конкурентоспособности ОАО «
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения»
Полное наименование организации: Открытое акционерное общество «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения»
Сокращенное наименование организации: ОАО «Бобруйский завод КПД».
ОАО «Бобруйский завод КПД» относится к строительной промышленности и входит в состав Министерства архитектуры и строительства.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- производство и реализация продукции сборного железобетона, неармированного бетона, бетонной смеси и раствора, изделий крупнопанельного домостроения;
- монтаж домов и изделий крупнопанельного домостроения;
- строительство социально-культурных объектов;
- производство строительной продукции и товаров народного потребления и их реализация через сеть собственных магазинов;
- коммерческо-посредническая, торгово-закупочная деятельность, выполнение работ и услуг, брокерская деятельность, маркетинг;
- внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством;
- автоуслуги, выпуск товаров народного потребления;
- иные виды деятельности, не запрещенные законом;
- инвестиционная деятельность по капитальному строительству (строительство квартир по долевому участию в строительстве и на продажу).
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия направлена на увеличение объемов производства и реализации за счет выпуска продукции, имеющей наиболее высокий спрос у покупателей, расширения рынков сбыта, повышения качества продукции, а также получения прибыли.
Материально-техническое обеспечение процесса производства на ОАО «Бобруйский завод КПД» осуществляется по сложившимся хозяйственным связям на основе заключенных договоров с поставщиками сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов.
Для обеспечения бесперебойного
процесса производства служба снабжения
постоянно отслеживает наличие
материалов на предприятии. В основном
поставщиками сырья и материалов
являются белорусские предприятия-
Основными видами сырья для осуществления производственной деятельности ОАО «Бобруйский завод КПД» являются цемент, щебень, керамзит, аглопарит, песчано-гравийная смесь, минераловатная плита, металл, известь, песок.
Поставщики вспомогательных материалов, как правило, участвуют в тендерных торгах, где выбирается наиболее выгодное предложение по цене, условиям оплаты, качеству сырья и т.д.
Важной проблемой, стоящей перед белорусскими застройщиками в настоящее время, является сокращение сроков строительства объектов, т.к. их увеличение ведет к росту стоимости строительства.
На ОАО «Бобруйский завод КПД» продукция изготавливается в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству на основе заключенных с покупателем договоров. При планировании производства продукции руководство ОАО «Бобруйский завод КПД» стремится удовлетворить конкретные потребности потребителей, заказчиков и старается применять в комплексе разработку общей стратегии развития предприятия, проведение маркетинговых исследований, проектирование конкурентоспособной продукции, организацию ее производства и реализации, а также выполнение других функций и видов внутрихозяйственной деятельности. В современных условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления и расширения ассортимента продукции по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов.