Методы розничной продажи товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении методов розничной продажи товаров, а также рассмотрении прогрессивных методов продажи товаров на территории Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи:
1. Изучаются теоретические основы методов розничной продажи товаров, приводится их сравнительная характеристика.
2. Дается оценка эффективности используемых методов продажи товаров.
3. Проводится анализ развития прогрессивных методов продаж товаров в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………….
6
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ…………………………………………………..
14
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………...
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…………….. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по организации методы продажи товаров.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая эффективность продажи товаров  по образцам обеспечивается за счет:

  • централизации хранения товарных запасов на складах оптовой торговли, промышленных предприятий;
  • более эффективного использования складских площадей;
  • сокращения потребности в подсобных помещениях магазинов и расширения торговых площадей;
  • обеспечения необходимых условий хранения товаров и сокращения их потерь;
  • снижения доли ручного труда на погрузочно-разгрузочных работах;
  • снижения транспортных расходов.

Экономическая эффективность электронной торговли.

В последнее  время этот метод розничной продажи товаров становится все более популярным. Модели бизнеса, построенные с использованием инструментов онлайновой торговли, сегодня становятся гораздо более эффективными, чем традиционные модели. Это связано со следующими факторами:

  • интернет-реклама относительно дешевая, по сравнению с традиционными видами рекламы, и в то же время очень эффективная;
  • издержки на содержание вэб-сайта или интернет-витрины магазина значительно ниже, чем традиционной розничной точки;
  • средняя стоимость обслуживания одного заказа в онлайн-торговле ниже, несмотря на необходимость во многих случаях дорогой курьерской доставки;

Экономическая эффективность торговли через автоматы.

Торговля через  автоматы является одной из прогрессивных  форм продажи товаров. Чаще всего  с помощью автоматов продаются жидкие и мелкоштучные продовольственные товары, а так же диски, газеты, журналы.

         Эффективность деятельности розничной торговой организации во многом зависит от организации процесса продажи товаров в магазине и применяемых методов продажи. Для оценки эффективности методов продаж используются следующие экономические показатели: розничный товарооборот, товарооборачиваемость в днях, уровень издержек обращения, рентабельность и др.

Обобщенный  показатель эффективности используемых методов розничной торговли включает пять комплексных показателей конкурентоспособности услуги розничной торговли: качество реализуемых товаров, рациональность ассортимента товаров, культура обслуживания, условия обслуживания, доступность услуги.

В условиях конкуренции выживание торговых организаций возможно при получении оптимальной прибыли путем обеспечения необходимого качества торгового обслуживания и сокращения издержек по оказанию услуг.

 

3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖ  ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Новые экономические  условия, связанные с развитием  рыночных отношений, расширение границ информационного пространства, повышение  культурного уровня и запросов потребителей, компьютеризация технологических  и управленческих процессов обусловили необходимость усиления требований к деятельности всех субъектов рынка, в том числе - розничных торговых предприятий. Это явилось основой введения новых государственных стандартов для торговли, что привело к структурным преобразованиям в сфере розничной торговли, способствовало модернизации материально-технической базы, вызвало необходимость проведения качественных преобразований в обслуживании, создающих условия для наиболее полного удовлетворения покупательского спроса. В современных условиях торговое обслуживание следует рассматривать как системную структуру, позволяющую обеспечить высокую культуру в отношениях с покупателями, более полно реализовать профессиональные качества персонала, применять современные технологии и информационное воздействие в процессе продажи и способствующую значительному повышению конкурентоспособности розничного торгового предприятия. Процесс углубления рыночных преобразований в розничной торговле требует создания качественно новой, конкурентоспособной системы торгового обслуживания. В этой связи возрастает значение теории и методологии системы торгового обслуживания, способов адаптации ее к условиям рынка, определение особенностей и взаимосвязи элементов, составляющих систему. Учитывая позитивные изменения в розничной торговле и высокую конкуренцию, возникает потребность в разработке методики оценки конкурентоспособности системы торгового обслуживания и качества оказания услуг.

Торговля как  отрасль народного хозяйства  имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней  сосредоточены экономические, социальные и политические задачи организаций, населения и государства. От развития торговой отрасли зависит эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения. В Республике Беларусь розничная торговли развивается динамичными темпами в соответствии с изменением потребительского спроса, ростом требований к качеству товаров и культуре обслуживания. Удельный вес отрасли «Торговля и общественное питание» в структуре валового внутреннего продукта Республики Беларусь в 2010 году составил 11,1 % . В отрасли осуществляется структурная перестройка товародвижения, формируются торговые сети, происходит развитие специализированных и фирменных магазинов, обновление материально-технической базы, развитие новых форм и методов продажи товаров, внедрение информационных технологий. Несмотря на положительные тенденция в сфере торговли, остаются нерешенными вопросы развития торговой инфраструктуры. В Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 гг., утвержденной приказом министра торговли Республики Беларусь № 178 от 29.12.2011г., предусмотрен показатель обеспеченности торговыми площадями населения Республики Беларусь в размере 600 кв. м на 1000 человек. Также констатировано, что торговая инфраструктура в стране развивается недостаточно динамично.

 В 2006-2011 гг. отмечено относительно стабильное развитие внутреннего потребительского рынка, что достигнуто преимущественно за счет высоких темпов роста объема розничного товарооборота, реализации товаров отечественного производства, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологии. В таблице 3.1 представлены данные о динамике развития торговой инфраструктуры в Республике Беларусь в 2006-2011 гг.

 

Таблица 3.1 - Торговая инфраструктура Республики Беларусь в 2006-2011 гг.

Показатели

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Магазины  – всего

27 943

29 100

30 966

32 075

34 863

37 349

в том числе:

           

магазины  самообслуживания

8810

9186

10541

11025

11708

12257

Торговая  площадь

магазинов - всего,

тыс. кв. м

2587,7

2674,8

2771

2968

3112.4

3315,8

в том числе  магазинов самообслуживания

1228,9

1318

1602,7

1658,5

1826,6

1935

Торговые  центры

205

260

324

321

365

378

Торговые  объекты в

торговых центрах

13 627

16 900

20 119

19 994

15 912

15 765

Рынки

368

416

413

396

399

401

Обеспеченность  торговыми площадями

на 1000 жителей, кв. м

322

342

308

342

362

391


Примечание. Источник. [24].

 

В 2011 г. по сравнению с 2006 г количество магазинов увеличилось на 9406 единиц и составило 37 349 единиц при установленном Программой развития внутренней торговли на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2006 г. N 941, задании 30 252 единицы. Торговая площадь магазинов увеличилась за указанный период на 728,1 тыс. кв. м и составила 3315,8 тыс. кв. м при установленной вышеназванной программой – 2807,8 тыс. кв. метров.

Количество магазинов самообслуживания увеличилось с 2006 по 2011 с на 3447 единиц и составило 12 257 единиц (по Программе – 10 398 единиц), их торговая площадь увеличилась на 706,1 тыс. кв. м и составила 1935 тыс. кв. м (по Программе – 1563,1 тыс. кв. м). Удельный вес количества магазинов самообслуживании в общем количестве магазинов составил 32,8%, а их торговых площадей -58,3%. В 2006 г. - удельный вес количества магазинов самообслуживания в общем количестве магазинов составлял 31,5 %, а их торговых площадей 47,5 %.

Количество торговых центров в 2011 году по сравнению с 2006 годом увеличилось  на 173 единицы и составило 378 единиц, число торговых объектов в них возросло на 2138 единиц и составило 15 765 единиц.

Количество рынков увеличилось  за период с 2006  по 2011 г. на 33 единицы, однако в последние годы прослеживается тенденция к сокращению их количества. Так, по сравнению с 2008 г. количество рынков сократилось с 416 до 401 или на l5 единиц. Это связано с открытием торговых мест для предпринимателей в торговых центрах.

Продолжалось развитие розничной торговой сети за счет строительства и ввода в эксплуатацию крупных торговых объектов. В 2007-2011 гг: в Республике Беларусь реализован 31 инвестиционный проект по развитию торговой инфраструктуры.

За анализируемый период времени продолжалось развитие сетевой торговли. Наиболее динамично развиваются такие торговые сети, как «Евроопт» (включает 114 магазинов), «Рублевский» (61 магазин), «Родная сторона» (49 магазинов), «Соседи» (38 магазинов), «Виталюр» (28 магазинов), «АЛМИ» (27 магазинов), «БелМаркетКомпани» (21 магазин).

В результате на конец 2011 г. обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек составила в целом по республике 391 кв. м (при нормативе - 320 кв. м) и увеличилась по сравнению с 2005 г. на 69 кв. м.

Такая положительная  динамика обусловлена принятием  и реализацией ряда нормативно-правовых актов, предусматривающих внесение существенных изменений в порядок  осуществления торговок деятельности.

Как было отмечено ранее, норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 человек к 2015 г. установлен в размере 600 кв. м. В связи с этим возникают вопросы, связанные с эффективным размещением объектов торговли, а также развитием торговых сетей.

Магазином самообслуживания считается  магазин, продающий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.

Эффективность самообслуживания как  метода продажи состоит в следующем: 

  • освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску;
  • предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары. Только один раз покупателю приходится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;
  • позволяет убрать все прилавки, секционные и другие перегородки в торговом зале, сделать его единым и свободным для покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте и количестве, в несколько раз превышающем возможности прежних рабочих мест продавцов. Места нахождения в линиях каждой группы товаров обозначаются крупными указателями, свободно читающимися при входе в магазин; организуется удобное движение покупательских потоков. В результате каждый покупатель может сделать комплексную покупку, состоящую из нескольких товаров разных групп, за короткое время.

Расчеты показали, что при внедрении самообслуживания:

  • не осуществляется деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны: вместо них можно обойтись одним дежурным по залу;
  • вместо трех сокращенных продавцов нужно 1,5 должности фасовщика;
  • при хорошо организованной справке и информации на одного кассира-контролера предусматривается 0,5 должности продавца-консультанта, т.е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое.

 

 

 

Таблица 3.2 - Число магазинов самообслуживания в системе потребительской кооперации Республики Беларусь в 2007 – 2011гг.

Год

Число магазинов  самообслуживания

Удельный вес  в общем количестве магазинов, %

Всего магазинов

продовольственные магазины

непродовольственные магазины

Всего магазинов

продовольственные магазины

непродовольственные магазины

2007

6866

1774

1253

62,6

50,5

91,7

2008

6414

1799

1281

59,2

51,2

90,3

2009

6532

1892

1369

60,8

53,3

88,6

2010

6555

2018

1436

62

57,6

90,5

2011

6490

2044

1423

63

58,6

90,1

Информация о работе Методы розничной продажи товаров