Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении методов розничной продажи товаров, а также рассмотрении прогрессивных методов продажи товаров на территории Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи:
1. Изучаются теоретические основы методов розничной продажи товаров, приводится их сравнительная характеристика.
2. Дается оценка эффективности используемых методов продажи товаров.
3. Проводится анализ развития прогрессивных методов продаж товаров в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………….
6
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ…………………………………………………..
14
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………...
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…………….. 33
Экономическая эффективность продажи товаров по образцам обеспечивается за счет:
Экономическая
эффективность электронной
В последнее время этот метод розничной продажи товаров становится все более популярным. Модели бизнеса, построенные с использованием инструментов онлайновой торговли, сегодня становятся гораздо более эффективными, чем традиционные модели. Это связано со следующими факторами:
Экономическая эффективность торговли через автоматы.
Торговля через автоматы является одной из прогрессивных форм продажи товаров. Чаще всего с помощью автоматов продаются жидкие и мелкоштучные продовольственные товары, а так же диски, газеты, журналы.
Эффективность деятельности розничной торговой организации во многом зависит от организации процесса продажи товаров в магазине и применяемых методов продажи. Для оценки эффективности методов продаж используются следующие экономические показатели: розничный товарооборот, товарооборачиваемость в днях, уровень издержек обращения, рентабельность и др.
Обобщенный показатель эффективности используемых методов розничной торговли включает пять комплексных показателей конкурентоспособности услуги розничной торговли: качество реализуемых товаров, рациональность ассортимента товаров, культура обслуживания, условия обслуживания, доступность услуги.
В условиях конкуренции выживание торговых организаций возможно при получении оптимальной прибыли путем обеспечения необходимого качества торгового обслуживания и сокращения издержек по оказанию услуг.
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Новые экономические
условия, связанные с развитием
рыночных отношений, расширение границ
информационного пространства, повышение
культурного уровня и запросов потребителей,
компьютеризация
Торговля как отрасль народного хозяйства имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические, социальные и политические задачи организаций, населения и государства. От развития торговой отрасли зависит эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения. В Республике Беларусь розничная торговли развивается динамичными темпами в соответствии с изменением потребительского спроса, ростом требований к качеству товаров и культуре обслуживания. Удельный вес отрасли «Торговля и общественное питание» в структуре валового внутреннего продукта Республики Беларусь в 2010 году составил 11,1 % . В отрасли осуществляется структурная перестройка товародвижения, формируются торговые сети, происходит развитие специализированных и фирменных магазинов, обновление материально-технической базы, развитие новых форм и методов продажи товаров, внедрение информационных технологий. Несмотря на положительные тенденция в сфере торговли, остаются нерешенными вопросы развития торговой инфраструктуры. В Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 гг., утвержденной приказом министра торговли Республики Беларусь № 178 от 29.12.2011г., предусмотрен показатель обеспеченности торговыми площадями населения Республики Беларусь в размере 600 кв. м на 1000 человек. Также констатировано, что торговая инфраструктура в стране развивается недостаточно динамично.
В 2006-2011 гг. отмечено относительно стабильное развитие внутреннего потребительского рынка, что достигнуто преимущественно за счет высоких темпов роста объема розничного товарооборота, реализации товаров отечественного производства, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологии. В таблице 3.1 представлены данные о динамике развития торговой инфраструктуры в Республике Беларусь в 2006-2011 гг.
Таблица 3.1 - Торговая инфраструктура Республики Беларусь в 2006-2011 гг.
Показатели |
Годы | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Магазины – всего |
27 943 |
29 100 |
30 966 |
32 075 |
34 863 |
37 349 |
в том числе: |
||||||
магазины самообслуживания |
8810 |
9186 |
10541 |
11025 |
11708 |
12257 |
Торговая площадь магазинов - всего, тыс. кв. м |
2587,7 |
2674,8 |
2771 |
2968 |
3112.4 |
3315,8 |
в том числе магазинов самообслуживания |
1228,9 |
1318 |
1602,7 |
1658,5 |
1826,6 |
1935 |
Торговые центры |
205 |
260 |
324 |
321 |
365 |
378 |
Торговые объекты в торговых центрах |
13 627 |
16 900 |
20 119 |
19 994 |
15 912 |
15 765 |
Рынки |
368 |
416 |
413 |
396 |
399 |
401 |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв. м |
322 |
342 |
308 |
342 |
362 |
391 |
Примечание. Источник. [24].
В 2011 г. по сравнению с 2006 г количество магазинов увеличилось на 9406 единиц и составило 37 349 единиц при установленном Программой развития внутренней торговли на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2006 г. N 941, задании 30 252 единицы. Торговая площадь магазинов увеличилась за указанный период на 728,1 тыс. кв. м и составила 3315,8 тыс. кв. м при установленной вышеназванной программой – 2807,8 тыс. кв. метров.
Количество магазинов
Количество торговых центров в 2011 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 173 единицы и составило 378 единиц, число торговых объектов в них возросло на 2138 единиц и составило 15 765 единиц.
Количество рынков увеличилось за период с 2006 по 2011 г. на 33 единицы, однако в последние годы прослеживается тенденция к сокращению их количества. Так, по сравнению с 2008 г. количество рынков сократилось с 416 до 401 или на l5 единиц. Это связано с открытием торговых мест для предпринимателей в торговых центрах.
Продолжалось развитие розничной торговой сети за счет строительства и ввода в эксплуатацию крупных торговых объектов. В 2007-2011 гг: в Республике Беларусь реализован 31 инвестиционный проект по развитию торговой инфраструктуры.
За анализируемый период времени продолжалось развитие сетевой торговли. Наиболее динамично развиваются такие торговые сети, как «Евроопт» (включает 114 магазинов), «Рублевский» (61 магазин), «Родная сторона» (49 магазинов), «Соседи» (38 магазинов), «Виталюр» (28 магазинов), «АЛМИ» (27 магазинов), «БелМаркетКомпани» (21 магазин).
В результате на конец 2011 г. обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек составила в целом по республике 391 кв. м (при нормативе - 320 кв. м) и увеличилась по сравнению с 2005 г. на 69 кв. м.
Такая положительная динамика обусловлена принятием и реализацией ряда нормативно-правовых актов, предусматривающих внесение существенных изменений в порядок осуществления торговок деятельности.
Как было отмечено ранее, норматив обеспеченности торговыми площадями на 1000 человек к 2015 г. установлен в размере 600 кв. м. В связи с этим возникают вопросы, связанные с эффективным размещением объектов торговли, а также развитием торговых сетей.
Магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.
Эффективность самообслуживания как метода продажи состоит в следующем:
Расчеты показали, что при внедрении самообслуживания:
Таблица 3.2 - Число магазинов самообслуживания в системе потребительской кооперации Республики Беларусь в 2007 – 2011гг.
Год |
Число магазинов самообслуживания |
Удельный вес в общем количестве магазинов, % | ||||
Всего магазинов |
продовольственные магазины |
непродовольственные магазины |
Всего магазинов |
продовольственные магазины |
непродовольственные магазины | |
2007 |
6866 |
1774 |
1253 |
62,6 |
50,5 |
91,7 |
2008 |
6414 |
1799 |
1281 |
59,2 |
51,2 |
90,3 |
2009 |
6532 |
1892 |
1369 |
60,8 |
53,3 |
88,6 |
2010 |
6555 |
2018 |
1436 |
62 |
57,6 |
90,5 |
2011 |
6490 |
2044 |
1423 |
63 |
58,6 |
90,1 |