Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 11:32, контрольная работа
Итак, цель данной работы заключается в том, что бы научиться применять метод маркетинговых исследований – наблюдение, на практике. В данной работе был исследован рынок сыров города Новосибирска.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы проведения наблюдения;
- провести наблюдение и опрос потребителей;
- сделать выводы и, если необходимо, рекомендации производителям.
Введение стр. 3
Метод наблюдения в маркетинговых исследованиях стр. 4
Формы наблюдений стр. 4
Методы наблюдения стр. 13
Наблюдение как процесс стр. 16
Анализ проведенного наблюдения стр. 23
Цели исследования стр. 23
Методы исследования стр. 23
Анализ вторичной информации стр. 24
Сбор первичной информации стр. 26
Рекомендации для укреплений позиций на рынке стр. 28
Заключение стр. 30
Список литературы стр. 31
Приложение А стр. 32
В качестве объекта наблюдения может выступать индивид, домохозяйство, организация. В зависимости от целей в качестве предмета наблюдения может выступать одна или несколько сторон поведения объекта (признаки, факты его деятельности). Предмет исследования определяет необходимость самого поведения или его последствий.
В соответствии с поставленными
задачами необходимо определить место
и время проведения наблюдения. Например,
выбрать типы торговых точек или
других заведений, в которых будет
проводиться наблюдение (разные типы
магазинов могут придерживаться
различных концепций при
Определив место наблюдения,
необходимо обеспечить доступ к нему
в выбранное время, получить разрешение
руководства выбранных
Теперь рассмотрим выбор формы наблюдения. На этом этапе определяется, в какой форме должно проходить наблюдение. Для этого необходимо выяснить критерии выбора в соответствии с потребностями исследователя:
Что касается разработки процедуры наблюдения, то она предполагает ответ на вопрос: «Что наблюдать?» Ответ во многом зависит от выбранной формы наблюдения — структурированной или свободной, но в любом случае требуется определить единицы и рамки наблюдения.
Единица наблюдения — это некоторый «блок» действий или набор простейших операций (движений, действий), или их признаки, с помощью которых будет описываться исследуемое поведение, по которым можно судить о произошедшем событии. Единица наблюдения выделяется путем разделения поведения на отдельные элементы, учитывающие четко определенное действие, условие его осуществления или признак ситуации его свершения. В качестве единицы наблюдения можно выделить набор действий различного характера любой сложности (комплексности), например, покупатель может просто рассматривать стоящий на полке товар, а может взять его в руки. В процессе анализа совокупность единиц наблюдения позволяет воссоздать ситуацию в момент сбора информации.
Рамки наблюдения - это степень детализации (количество уровней) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования; например поведение объекта в целом - первый уровень наблюдения, поведение объекта в отношении конкретного предмета или процесса в конкретной ситуации — второй, третий и т. д. уровни наблюдения.
Рассмотрим разработку процедуры неструктурированного наблюдения.
Неструктурированное наблюдение используется, как правило, в ситуациях, когда исследователь затрудняется с идентификацией проблемы исследования или формированием рабочей гипотезы, когда необходимо описание какого-либо процесса или явления для проведения его качественного анализа. Задача исследователя — определить основные элементы объекта исследования, их взаимодействие, поэтому невозможно выделить детально конкретные аспекты, подлежащие наблюдению. Рамки свободного наблюдения довольно широки, осмысление исследователем наблюдаемой ситуации может привести к изменению направления (фокусировки) наблюдения. В то же время все наблюдать невозможно. Даже при наблюдении за предельно простыми процессами невозможно получить полный отчет о наблюдаемых явлениях.
Поэтому при проведении свободного наблюдения выделяют примерный перечень значимых элементов.
Характеристика наблюдаемых элементов приведена в таблице 3.
Представленный, хоть и
неполный, перечень может оказать
существенную помощь при планировании
действий наблюдателя, особенно в начале
исследования. Процесс познания есть
построение исследователем определенной
системы классификаций
Элементы |
Направления наблюдения |
Наблюдаемые |
Сколько человек участвует в процессе? Кто они, каковы их роли в наблюдаемой ситуации? Как они взаимодействуют? |
Обстановка |
Где происходит наблюдение? Какие элементы обстановки способствуют совершению наблюдаемого процесса? Какие действия обстановка поощряет, а каким препятствует? (Например, танцы в ресторане) |
Цель |
Имеются ли у наблюдаемых какие-либо формальные цели или они оказались на месте наблюдения случайно? Совместимы ли цели различных участников ситуации (например, дети канючат сладости у родителей, которые не склонны тратить на это деньги)? |
Поведение |
Что и как делают участники ситуации? Какого рода поведение является ожидаемым? Каковы стимулы, влияющие на поведение? Каковы эмоции, выражаемые при той или иной форме поведения? Каков результат (последствия) поведения? |
Частота и продолжительность |
Когда возникла и как долго длилась наблюдаемая ситуация? Как часто она возникает? |
Таблица 3. Примерная схема неструктурированного наблюдения
Рассмотрим разработку процедуры структурированного наблюдения. Структурированное наблюдение проводится с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения. Для разработки процедуры структурированного наблюдения важно не только определить наиболее значимые элементы наблюдаемого процесса, которые будут включены в бланк регистрации, но и какие признаки этих элементов будут фиксироваться в ходе исследования: наличие (отсутствие) или интенсивность их проявления.
Структурированное наблюдение,
как правило, применяется при
исследовании частных ситуаций, поэтому
исследователь должен создавать
систему категорий и единиц наблюдения
в соответствии с моделью последующего
анализа. При планировании рабочего
документа таких элементов
Проведение маркетингового исследования рынка твердых сыров г. Новосибирска, с помощью метода наблюдения и последующего опроса потребителей.
В процессе проведения маркетингового исследования были использованы следующие методы сбора и анализа информации:
1. Сбор вторичной информации (на сайтах в Internet, в специализированных (отраслевых) периодических изданиях, материалах Госкомстата Российской Федерации);
2. Сбор первичной информации:
2.1. Наблюдения в магазинах (торговых точках) г. Новосибирска, основной целью которых было изучение представленного в городе ассортимента твердых сыров.
Наблюдение было проведено в 6 супермаркетах и 4 торговых местах на продовольственных рынках. Все места были выбраны случайным методом, из всех торговых точек города, где имеются в продаже сыры.
Кроме изучения ассортимента наблюдения происходили за поведением потребителей при покупке сыра.
В этих же торговых точках проводился опрос потребителей. Для его проведения были разработаны опросные листы, включающие 15 вопросов по следующей тематике: о структуре, объеме и частоте покупки и потребления твердых сыров; об основных факторах, влияющие на выбор покупки (критериях выбора покупки и места покупки); о степени известности определенных названий твердых сыров и предприятий-производителей; и др. Всего было опрошено 100 человек: 58 мужчин и 42 женщины.
Сыр - один из наиболее питательных и калорийных пищевых продуктов. Питательная ценность его обусловлена высокой концентрацией белка и жира, наличием незаменимых аминокислот, витаминов, солей кальция и фосфора, необходимых для нормального развития организма человека. Сыр полезен для людей любого возраста и особенно для детей.
Структура рынка сыра представлена на рисунке 1.
Сыр |
Твердый |
Мягкий |
С добавками |
Другой |
Рисунок 1 - Структура рынка сыра
На рынке сыра Новосибирска наиболее широко представлены твердые сыры. Эта ниша рынка лидирует как по количеству наименований сыра, так и по уровню конкуренции. Твердые сыры предлагают более 10 разных производителей. Наименьший уровень конкуренции среди сыров с плесенью и добавками, где представлен ограниченный ассортимент и только по 2-3 производителя. Они предлагаются в достаточно широком ценовом диапазоне. Самый дешевый сыр, который был замечен, «Голандский» - его цена примерно 175-180 рублей за килограмм. Самым дорогим можно считать сыр «Ламбер» - более 400 рублей на 1 килограмм.
Ассортимент твердых сыров на рынке представлен около 50 видами. Наиболее часто встречаемые виды представлены в таблице 1.
Наименование сыра |
Производитель |
Представленность |
Средняя цена, руб./кг |
Голландский |
Новосибирск |
50% |
175 |
Швейцарский |
Новосибирск |
40% |
190 |
Российский |
Новосибирск |
40% |
200 |
Витязь |
Новосибирск |
37% |
195 |
Ламбер |
Новосибирск |
37% |
410 |
Гауда |
Германия |
32% |
220 |
Маасдам |
Голандия |
25% |
240 |
Тильзитер |
Германия |
25% |
245 |
Мраморный |
Новосибирск |
22% |
190 |
Цезарь |
Новосибирск |
20% |
195 |
Таблица 1 - Наиболее часто встречаемые виды сыра в магазинах Новосибирска.
На основе анализа вторичной и первичной информации, можно сформулировать следующие тенденции на рынке твердых сыров:
Расширение ассортимента
Производители твердых сыров, пытаясь удовлетворить разнообразные вкусы и предпочтения потребителей, предлагают на рынке твердые сыры с различными вкусами, добавками в широком ценовом диапазоне.
Улучшение вкусовых характеристик твердых сыров
Для полного удовлетворения
потребителей и повышения своей
конкурентоспособности производители
разрабатывают новые рецепты
и технологии, направленные на совершенствование
вкусовых характеристик своей продукции.
Манипуляции с ценами
Отличительной особенностью рынка является предложение производителями твердых сыров в широком ценовом диапазоне.
Повышение степени известности производителя и узнаваемости его продукции.
В условиях высокого
уровня конкуренции для привлечения
новых и удержания уже имеющихся
потребителей продукции производители
твердых сыров прибегают к
использованию отличительных
Информация о работе Метод наблюдения в маркетинговых исследованиях