Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения потребителя и выявления моделей поведения потребителя, мнений и предпочтений.
Задачи работы:
1. дать понятия предпочтений и мнений потребителя
2. выявить факторы, влияющие на поведение потребителя.
3. изучить методы анализа и инструменты маркетинговых исследований изучения поведения потребителя.
4. разработать программу маркетингового исследования.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1.Моделирование поведения потребителей………..............................…5
1.1.Понятие предпочтения и мнения потребителей…..……………..………....5
1.2.Факторы, влияющие на поведение потребителей………………………….6
1.3.Этапы моделирования поведения потребителя……………………….........9
Глава 2. Анализ поведения потребителей…………………………………….11
2.1.Методы анализа поведения потребителей………………………………....11
2.2. Инструменты маркетинговых исследований для анализа поведения потребителей……………………………………………………………………..14
Глава 3. Разработка программы маркетингового исследования для выявления особенностей поведения потребителей компании «Комус»……..20
3.1. Краткая характеристика фирмы «Комус» как субъекта рынка офисных товаров; Цели и направления МИ по выявлению особенностей потребителей данной компании……………………………………………………………...…20
3.2.Программа маркетингового исследования по выявлению потребительских мнений и предпочтений компании «Комус»………………………………..…21
Заключение………………………...…………………….…………………...…25
Список использованной литературы……………………………..................27
Приложения…………………………………………
Федеральное
агентство по образованию
Московский государственный университет экономики,
статистики
и информатики (МЭСИ)
Кафедра
маркетинга и коммерции
Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг»
на тему: «Моделирование и анализ поведения, предпочтений и мнений потребителей»
Руководитель:
Маркова М.В.
Выполнил: студент (ка)
группы ДМК-201
Шухто
А.С.
Введение…………………………………………………………
Глава
1.Моделирование поведения потребителей………...............
1.1.Понятие
предпочтения и мнения
1.2.Факторы,
влияющие на поведение
1.3.Этапы моделирования поведения потребителя……………………….........9
Глава
2. Анализ поведения потребителей…………………………………….11
2.1.Методы анализа поведения потребителей………………………………....11
2.2. Инструменты
маркетинговых исследований для анализа
поведения потребителей………………………………………………
Глава 3. Разработка программы маркетингового исследования для выявления особенностей поведения потребителей компании «Комус»……..20
3.1. Краткая
характеристика фирмы «Комус» как субъекта
рынка офисных товаров; Цели и направления
МИ по выявлению особенностей потребителей
данной компании…………………………………………………………
3.2.Программа маркетингового исследования по выявлению потребительских мнений и предпочтений компании «Комус»………………………………..…21
Заключение………………………...……………………
Список
использованной литературы…………………………….........
Приложения……………………………………………………
Введение
Маркетинг согласно его широкому пониманию - это социально- управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. Он влияет на расширение производства и торговли путём выявления запросов потребителей и их удовлетворения, а также увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем.
Но дело не только в том, что маркетинг
является одним из важнейших направлений
совершенствования управления производством
и сбытом продукции. Он представляет собой
процесс, целью которого становится обеспечение
наиболее полного удовлетворения потребностей
и спроса покупателей.
Маркетинг ориентирован
на потребителя, его истинные нужды и потребности.
В условиях рыночной экономики предприятия
по мере насыщения рынка вынуждены пользоваться
методами маркетинга, иначе оно потеряет
свои позиции на рынке, станет банкротом.
Изучение потребителей – один из наиболее востребованных видов исследований, ведь именно потребители, покупая товары компании, приносят ей прибыль. Неудивительно, что клиент, потребитель находится в центре внимания любой успешной компании, независимо от её размера. Изучая своих клиентов, их желания, предпочтения, компания может предложить им именно то, в чем они нуждаются. При этом компания сможет удовлетворить потребности своих клиентов, потребителей лучше, чем конкуренты. Мотивацией поведения потребителей в странах с развитой рыночной экономикой занимаются обстоятельно и глубоко.
В данной курсовой работе нам предстоит описать, почему одни покупатели предпочитают одну группу товаров, другие - другую. Какие механизмы влияют на покупателя, когда он идет на рынок за покупкой, чему они подчинены. Какое влияние оказывают различные факторы на решение покупателя о совершении покупки, и какие существуют модели в зависимости от этих переменных.
Целью данной работы является изучение поведения потребителя и выявления моделей поведения потребителя, мнений и предпочтений.
Задачи работы:
1. дать понятия предпочтений и мнений потребителя
2. выявить факторы, влияющие на поведение потребителя.
3. изучить методы анализа и инструменты маркетинговых исследований изучения поведения потребителя.
4. разработать программу маркетингового исследования.
В данной работе будут рассмотрены основные
характеристики поведения потребителей,
моделирование их поведения, а также принципы
и методы его изучения.
Глава
1.Моделирование поведения
потребителей.
1.1.Понятие предпочтения
и мнения потребителей.
Прежде всего, отметим, что такое потребности
и что такое экономические блага. Потребность
- это нужда или недостаток чего-либо необходимого
для поддержания жизнедеятельности и
развития личности и общества в целом.
Потребности выступают как побудительный
мотив человеческой деятельности.
Потребности обычно подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилище) и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - могут.
Люди потребляют товары и услуги потому, что хотят получить удовлетворение от пользования ими, хотят получить полезный эффект, полезность. Полезность — это способность удовлетворять потребности.
Полезность - это субъективное понятие.
В условиях рыночной экономики есть основания считать, что потребитель независимо принимает решения об объёме и структуре своих покупок. Он суверенен. Суверенитет потребителя означает:
1. результаты
деятельности производителя
2. имеет
место свобода
Потребитель осознаёт потребность в чём
либо, затем он ищет нужную информацию,
в соответствии с ней, у него складывается
определённое мнение (отношение) к различным
компаниям. В заключении он сопоставляет
предварительные ожидания и реальные
качества приобретенного продукта.
1.2.Факторы, влияющие на поведение потребителей.
Поведение потребителей обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определённая система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях.
Абсолютные потребности – абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.
Действительные потребности – второй
уровень – имеют относительный характер
и отражают потребности в реальных предметах,
которыми общество располагает или может
располагать в обозримой перспективе.
Платёжеспособные потребности
– третий уровень – ограниченны не только
имеющейся товарной массой, но также и
уровнем денежных доходов, и ценам на товары.
Поэтому они отражают фактически реализуемую
потребительную силу общества, т.е. достигнутый
уровень удовлетворения абсолютных и
действительных потребностей.
Поведение конечных потребителей находится под постоянным влиянием факторов социально-экономического, культурного, личного, психологического характера.
Факторы культурного порядка.
Культура определяет потребности и поведение человека. Человеческое поведение – вещь в основном приобретенная. Ребенок усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества.
Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, или, например, четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы.
Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые мы определяем следующим образом.
Общественные классы - сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Социальные классы имеют определенные особенности, заключающиеся в приобретении одежды, домашнего обустройства и проведения досуга.
Факторы социального порядка.
Референтные группы – это группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе.
Роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Покупатель может по отношению к своим родителям играть роль ребёнка, в собственной семье - роль супруга, в рамках фирмы - роль финансового директора. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица.
Возраст и этап жизненного цикла семьи также влияет на выбор потребителя. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. В первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими.
Образ жизни. Лица, принадлежащие к одной и той же субкультуре, одному и тому же общественному классу и даже одному и тому же роду занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.
Образ жизни - устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. Образ жизни рисует "всесторонний портрет" человека в его взаимодействии с окружающей средой. В нем проявляется больше, нежели факт принадлежности к определенному общественному классу или тип личности.
Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Рабочий может покупать рабочую одежду, рабочую обувь, коробки для завтрака, принадлежности для игры в кегли. Президент фирмы может покупать себе дорогие синие костюмы из сержа, путешествовать самолетом, вступать в члены привилегированных загородных клубов, купить себе большую парусную шлюпку.
Экономическое положение индивида в огромной мере сказывается на его товарном выборе. Оно определяется размерами расходной части доходов, размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению.
Факторы психологического порядка. На покупательском выборе индивида сказываются также четыре основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.
Мотивация. В любой данный момент времени человек испытывает множество разнообразных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, т.е. являются следствиями таких состояний внутренней физиологической напряженности, как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е. являются результатами таких состояний внутренней психологической напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости.
Мотивированный человек готов к действию. Характер его действия зависит от того, как он (или она) воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по-разному воспринимают эту ситуацию.
Информация о работе Моделирование и анализ поведения, предпочтений и мнений потребителей