Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения потребителя и выявления моделей поведения потребителя, мнений и предпочтений.
Задачи работы:
1. дать понятия предпочтений и мнений потребителя
2. выявить факторы, влияющие на поведение потребителя.
3. изучить методы анализа и инструменты маркетинговых исследований изучения поведения потребителя.
4. разработать программу маркетингового исследования.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1.Моделирование поведения потребителей………..............................…5
1.1.Понятие предпочтения и мнения потребителей…..……………..………....5
1.2.Факторы, влияющие на поведение потребителей………………………….6
1.3.Этапы моделирования поведения потребителя……………………….........9
Глава 2. Анализ поведения потребителей…………………………………….11
2.1.Методы анализа поведения потребителей………………………………....11
2.2. Инструменты маркетинговых исследований для анализа поведения потребителей……………………………………………………………………..14
Глава 3. Разработка программы маркетингового исследования для выявления особенностей поведения потребителей компании «Комус»……..20
3.1. Краткая характеристика фирмы «Комус» как субъекта рынка офисных товаров; Цели и направления МИ по выявлению особенностей потребителей данной компании……………………………………………………………...…20
3.2.Программа маркетингового исследования по выявлению потребительских мнений и предпочтений компании «Комус»………………………………..…21
Заключение………………………...…………………….…………………...…25
Список использованной литературы……………………………..................27
Приложения…………………………………………
Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой информации является опрос. Он используется примерно в 90 % исследований. Опрос — это метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.
Цель опроса состоит в том, чтобы выяснить субъективные мнения людей, их предпочтения, убеждения, установки в отношении какого-либо объекта. Поэтому применение метода опроса позволяет:
- идентифицировать потенциальных потребителей;
- осуществить сегментацию рынка в соответствии с качественными и количественными характеристиками потребителей;
- оценить осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей относительно продукта (предприятия), его характеристик, цены
и других
элементов комплекса
- выявить предпочтения потребителей по товарным маркам;
- изучить поведение и мотивацию потребителей, покупательские решения и процесс их принятия;
- установить факторы, влияющие на поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;
- оценить эффективность воздействия на потребителей маркетинговых
программ, приемов и инструментов;
- отследить динамику потребления, предпочтений, потребностей, установок и убеждений потребителей;
- выявить характеристики потребителей (социально- демографические,
поведенческие) и т. д.
В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы.
В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность которых не
связана с предметом анализа. В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования. Отсюда следует еще одно широко используемое название таких опросов — экспертные.
К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда требуется проверить полученную информацию и принять решение.
В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании респондент письменно отвечает на вопросы в присутствии исследователя (анкетера) или без него.
Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с респондентом, при котором исследователь (интервьюер) сам задает вопросы
и фиксирует ответы.
Применение различных форм опросов обусловлено спецификой ситуации
и характером изучаемой проблемы. В практике маркетинга при проведении количественных исследований предпочтение отдается анкетированию, а качественных — интервьюированию.
Особенностью опроса как метода сбора первичной маркетинговой информации является достаточно высокая степень отказа респондентов от участия в исследовании, обусловленная двумя основными причинами. Первая связана с чувством подозрительности и стремлением никого не допускать в свою личную жизнь. Определенная категория людей не изъявляет желания участвовать ни в каком обследовании. Вторая причина определяется специфическими обстоятельствами проведения конкретного опроса. Например, некоторые респонденты не желают обсуждать определенные темы. Выбранная форма опроса также влияет на степень желания участвовать в обследовании. Так, люди находят более затруднительным отказаться от участия в личном интервью, чем в почтовом опросе. Обычно используются методы стимулирования желания принять участие в исследовании путем предоставления небольших подарков.
Анкетирование чаще всего рассматривается как форма опроса, в ходе которого респондент самостоятельно фиксирует ответы на поставленные в анкете вопросы. Особенностью анкетирования является то, что в результате обработки ответов может быть получена количественная характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.
По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или
групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить большое
количество людей (например, трудовой коллектив предприятия, студенческую группу).
Интервьюирование как форма опроса предполагает
личное общение с опрашиваемым, при котором
исследователь сам задает вопросы и фиксирует
ответы в бланке интервью. В контексте
маркетингового исследования основной
характеристикой интервью является то,
что оно включает личный обмен информацией
между интервьюером и лицом (лицами), являющимся
респондентом. При этом интервьюер стремится
получить специфическую информацию по
исследуемой проблеме, которая обычно
связана как с качеством и оценкой предлагаемых
продуктов, так и с ценами на них, а также
с рекламой. Преимущество интервьюирования,
по сравнению с анкетированием, заключается
в том, что имеется возможность раскрыть
социально-психологические механизмы
исследуемых явлений — мотиваций, интересов
и предрасположенности потребителей к
предлагаемым туристским продуктам и
их ценам, причины неудовлетворенности
клиентов ассортиментом и качеством предлагаемых
услуг.
Глава 3. Разработка программы маркетингового исследования для выявления особенностей поведения потребителя компании «Комус».
3.1. Краткая характеристика фирмы «Комус» как субъекта рынка офисных товаров; Цели и направления МИ по выявлению особенностей потребителей данной компании.
Компания «Комус» существует на рынке с 1991 года. На сегодняшний день она занимает лидирующие позиции на российском рынке товаров для офиса и компьютерной техники и является одним из крупнейших поставщиков бумаги, картона и пластиковой упаковки в России. Компания является эксклюзивным дистрибьютором торговых марок Kores, Sax, Bantex и официальным дистрибьютором 110 ведущих производителей 15 стран Америки и Европы.
Целью компании является: получение прибыли; Удовлетворение потребностей покупателей офисных товаров, повышение спроса на определенные виды товаров.
Задачи: поддержание широкого ассортимента офисных товаров различных ценовых групп для различных категорий покупателей. Контроль качества поступающего товара.
Местонахождение: г. Москва, Проспект Мира, 61/8, стр. 3.
Компания предлагает конкурентоспособные цены по всем группам товаров. В ассортименте представлена только качественная канцелярия, офисные принадлежности и товары всемирно известных зарубежных и отечественных производителей.
Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель являются залогом успешного проведения маркетингового исследования. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам, но и к обострению действительных проблем, связанных с потерями времени.
Целью данного исследования является:
1) Определить заинтересованных покупателей и моделировать товар для наилучшего удовлетворения их нужд.
2) Зафиксировать
узнаваемость компании и
3) Выявить потребительские предпочтения и факторы принятия решения.
4) Определить круг основных источников информации о продукции.
5) Подготовка плана комплекса мероприятий по повышению узнаваемости и лояльности к компании и бренду.
Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы. Изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательного спроса. Кроме того, в данном исследовании анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей. Разработками здесь являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса. Появляется возможность разработать пути предоставления выбора потребителям.
Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства.
3.2.Программа маркетингового
исследования по выявлению
потребительских мнений
и предпочтений компании
«Комус».
Для того чтобы выявить поведение
потребителей компании «Комус», были проведены
маркетинговые исследования, которые
проводились с помощью анкетирования
среди посетителей магазина. В последнее
время число покупателей немного сократилось.
Здесь представлена программа маркетингового
исследования и его результаты. Анкета
содержит 10 вопросов (приложение А). По
данной анкете был проведен опрос.
Метод исследования - опрос.
Орудием исследования является - анкета потребителей товаров.
Объем выборки - 50 человек.
Респонденты: Мужчины и женщины 18- 60 лет
Результаты анкетного опроса клиентов компании «Комус» представлены в таблице.
Таблица №1. Результаты анкетного опроса.
№ | Наименование вопроса | Ответы в респондентах | Ответы в процентах |
1 | Как часто вы посещаете наш магазин? | ||
1-5 раз в месяц | 16 | 35 | |
6-9 раз в месяц | 25 | 50 | |
15-20 раз в месяц | 7 | 12 | |
Более 20 раз | 2 | 3 | |
2 | Откуда вам известно о нашем магазине? | ||
Интернет | 8 | 13 | |
TV | 3 | 2 | |
Реклама на улице | 11 | 25 | |
Знакомые, друзья | 28 | 60 | |
3 | Объясните выбор нашего магазина | ||
Доступные цены | 9 | 15 | |
Качественные товары | 21 | 45 | |
Широкий ассортимент | 19 | 34 | |
Удобное расположение точки | 3 | 6 | |
4 | Что, по вашему мнению, является самой сильной стороной магазины? | ||
Сервис | 6 | 13 | |
Цены | 10 | 20 | |
Качество | 22 | 47 | |
Ассортимент | 12 | 24 | |
5 | Что, по вашему мнению, является самой слабой стороной магазина? | ||
Сервис | 11 | 22 | |
Цены | 19 | 39 | |
Качество | 6 | 12 | |
Ассортимент | 14 | 27 | |
6 | Товары, каких марок вы бы хотели видеть на наших полках? | ||
Kores | 6 | 11 | |
Bantex | 15 | 30 | |
Erich Krauser | 19 | 39 | |
Bic | 10 | 20 | |
7 | Насколько важно для вас наличие в торговом зале консультантов? | ||
Это необходимо для меня | 22 | 45 | |
Мне это понравиться | 17 | 34 | |
Абсолютно безразлично | 8 | 14 | |
Это мне только мешает | 3 | 7 |
На основание этого анкетного опроса можно сделать вывод о том, что большинство 48% или 24 человека выбрали данный магазин по тому что им нравится качество товаров, ассортимент 25%, цены 20%.
Более половины респондентов посещают данный магазин:
– 44% респондентов посещали за последние 3 недели;
– 61% посещали за последний месяц.
Женщины более активные
– за последний год такие магазины посещали 76% женщин и 46% мужчин;
– женщины заметно чаще являются ответственными за покупку
– 76% женщин и лишь 36% мужчин являются основными покупателями в семье;
«Качество» и «Широта ассортимента» – базовые критерии выбора магазина– чаще всего именно эти критерий называются первыми:
– 55-45% респондентов называют эти критерии первыми, более половины упомянули их в числе важных критериев.
Так же было выявлено, что для покупателей очень важна «Система скидок» - около половины респондентов отметили эти критерии.
Хочется подчеркнуть, что
После проведённого анкетирования с посетителями магазина «Комус», следует выполнить следующий план мероприятий:
-Определить
наиболее эффективные
-Рассмотреть преимущества и недостатки по мнению покупателей и принять соответствующие решения.
По итогам проекта следует разработать единый аналитический отчёт с общими выводами и путями улучшения маркетинговых стратегий компании.
Хочется добавить, что эффективность
маркетинговой деятельности
Информация о работе Моделирование и анализ поведения, предпочтений и мнений потребителей