Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 20:38, курсовая работа
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
Введение 3
1 Теоретические аспекты потребительского поведения 5
1.1 Понятие потребительского поведения 5
1.2 Типы поведения потребителей 8
2 Моделирование поведения потребителей на рынке 12
2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение 12
2.2 Модели покупательского поведения 20
3 Модели потребительского поведения россиян 32
Заключение 40
Список используемой литературы
В
основе оценки потребителей, потребления
и спроса лежат различные теоретические
посылки. Их можно представить теориями
мотивации, экономическими теориями, теориями
рационального потребления.
Таблица 2 – Теории мотивации
Теория | Основные характеристики |
Теория З. Фрейда | Основана на
постулате: люди по большей части
не осознают психологических сил, которые
руководят поведением индивида, а значит
они не в состоянии до конца понять мотивы
своих действий.
С прикладной точки зрения данная теория мотивации имеет ограниченную ценность, так как ее применение связано с существенными финансовыми и временными затратами. Для выяснения глубинных ассоциаций, вызванных товаром, исследователи проводят глубинные интервью, используя различные техники словесные ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры. Кроме того, она нередко ведет к противоречивым выводам, т.к. один товар привлекает покупателей по разным причинам. |
Теория Ф. Герцберга | Основана на
сочетании двух полярных факторов мотивации,
один из которых вызывает недовольство
человека, а другой – удовлетворение.
Согласно данной теории, для того, чтобы
покупка состоялась, недостаточно отсутствия
факторов недовольства – требуется активное
присутствие факторов удовлетворения.
Прикладная ценность данной мотивационной теории в возможности сравнивать конкурирующие товары по целому набору мотивирующих факторов в целях определения конкурентоспособности товаров (на этом, в частности, строятся мультиатрибутивные модели товаров). На практике теория двух факторов применяется двояким образом.
|
Теория А. Маслоу | Основана на
предложении об иерархичности системы
человеческих потребностей в соответствии
со степенью значимости ее элементов:
индивид в первую очередь старается удовлетворить
самые важные потребности, когда ему это
удается, удовлетворенная потребность
перестает быть мотивирующей, и человек
стремиться к насыщению следующей по значимости.
Полезность этой теории для маркетинга заключается в возможности определить готовность потребителей платить деньги за удовлетворение тех или иных потребителей. |
Теория Маслоу является наиболее распространенной и используемой в маркетинге.
В
теории выделяются различные подходы
к моделированию
Модели покупательского поведения:
1) Модель Ф. Котлера
Основным пунктом понимания поведения покупателей может послужить Модель маркетинговых стимулов и ответной реакции покупателей (Ф.Котлер). Она позволяет исследовать зависимость между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
Рисунок
4 - Модель покупательского поведения Ф.
Котлера
Побудительные факторы Маркетинга и прочие раздражители, проходя через “черный ящик” сознания покупателя, вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций. Решение о покупке зависит от особенностей покупателя и процесса принятия им решения.
Задача Маркетинга - понять, что происходит в “черном ящике” сознания потребителя между поступлением раздражителей и появлением откликов на них и ответить на 2 главных вопроса:
Процесс принятия решения о покупке различается в зависимости от типа потребителя.
Процесс покупки начинается, когда человек понимает, что у него есть неудовлетворенная потребность. Она возникает, когда желаемый уровень удовлетворения отличается от текущего уровня. Рассмотрим основные этапы процесса выбора покупателем магазина и покупки товара.
Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после совершения этого акта.
На
рис.5. представлена Модель индивидуального
покупательского поведения на потребительском
рынке, которая состоит из пяти этапов,
на каждом из которых компания может оказывать
влияние на потребителей.
Рисунок
5 - Модель индивидуального потребительского
поведения
Осознание потребности
Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает потребность или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями.
Этап осознания проблемы в процессе принятия потребительского решения ставит четыре задачи перед маркетологом:
Поиск информации
Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.
При слабо выраженной активности потребитель может просто усилить внимание. Потребитель станет в этом случае просто более восприимчивой к информации о товаре. Или же потребитель может заняться активным информационным поиском, для чего будет выискивать печатные материалы, звонить друзьям и собирать сведения о товаре какими-то другими способами.
С каким размахом будет он вести поиск, зависит от интенсивности побуждения, объема имеющейся у него исходной информации, легкости сбора дополнительных сведений, ценностной значимости, которую он придает дополнительным сведениям, и удовлетворения, которое он получает от процесса поиска.
Источники информации:
Относительное влияние этих источников информации варьируется в зависимости от товарной категории и характеристик покупателя. Вообще говоря, потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников, т. е. из источников, находящихся под сильным влиянием деятеля рынка. А вот самыми эффективными являются личные источники. Каждый вид источников может по-разному сказываться на принятии решения о покупке. Коммерческие источники обычно информируют, личные - узаконивают информацию и/или дают ей оценку.
До
начала сбора информации потребитель
знает только несколько марок
из полного комплекта доступных. Знакомые
ему марки составляют его комплект осведомленности.
Вновь поступающая информация расширила
рамки этого комплекта, а дополнительная
информация помогла отсеять ряд марок
из числа рассматриваемых. Оставшиеся
марки, которые отвечали покупательским
критериям, составили комплект выбора.
Из этого комплекта потребитель и сделает
свой окончательный выбор (рис.6)
Рисунок 6 - Процесс
выбора товара
В практическом смысле фирма должна разработать такой комплекс маркетинга, который вводил бы ее марку и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Если марке не удастся проникнуть в эти комплекты, фирма упустит возможность продажи своего товара. Необходимо, кроме того, выяснить, какие еще марки входят в состав комплекта выбора, чтобы знать своих конкурентов и разработать соответствующую аргументацию.
Таким образом, на стадии «поиск информации» необходимо выявить:
Оценка вариантов
Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.
Факторы, влияющие на оценку вариантов:
Принятие решения о покупке
Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора – отношение людей и непредвиденные факторы обстановки.
Поэтому розничные торговцы должны делать все, чтобы превратить положительную оценку товара в реальную покупку.
Намерение совершить покупку оказывается также под воздействием непредвиденных факторов обстановки. Намерение формируется на основе ожидаемого семейного дохода, ожидаемой цены товара и ожидаемых выгод от его приобретения. Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже готов к действию.
Не рассматривая факторов макросреды, отметим значимость таких факторов выбора источника покупки, как характеристики покупателей и характеристики самого магазина.
Оценка правильности выбора
Информация о работе Модели потребительского поведения на рынке