Модели потребительского поведения на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты потребительского поведения 5
1.1 Понятие потребительского поведения 5
1.2 Типы поведения потребителей 8
2 Моделирование поведения потребителей на рынке 12
2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение 12
2.2 Модели покупательского поведения 20
3 Модели потребительского поведения россиян 32
Заключение 40
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Модели потребительского поведения ФК во3 Лежнина Н.В..doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)
lign="justify">     В зависимости от того, какие мотивы являются приоритетными, различают  несколько теорий мотивации поведения  покупателей.

     В основе оценки потребителей, потребления  и спроса лежат различные теоретические  посылки. Их можно представить теориями мотивации, экономическими теориями, теориями рационального потребления. 

Таблица 2 – Теории мотивации

Теория Основные характеристики
Теория  З. Фрейда Основана на постулате: люди по большей части  не осознают психологических сил, которые  руководят поведением индивида, а значит они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий.

С прикладной точки зрения данная теория мотивации  имеет ограниченную ценность, так  как ее применение связано с существенными финансовыми и временными затратами. Для выяснения глубинных ассоциаций, вызванных товаром, исследователи проводят глубинные интервью, используя различные техники словесные ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры. Кроме того, она нередко ведет к противоречивым выводам, т.к. один товар привлекает покупателей по разным причинам.

Теория  Ф. Герцберга Основана на сочетании двух полярных факторов мотивации, один из которых вызывает недовольство человека, а другой – удовлетворение. Согласно данной теории, для того, чтобы  покупка состоялась, недостаточно отсутствия факторов недовольства – требуется активное присутствие факторов удовлетворения.

Прикладная  ценность данной мотивационной теории в возможности сравнивать конкурирующие  товары по целому набору мотивирующих факторов в целях определения конкурентоспособности товаров (на этом, в частности, строятся мультиатрибутивные модели товаров).

На практике теория двух факторов применяется двояким  образом.

  1. продавец должен избегать появления факторов недовольства. Такие вещи не только не способствуют росту продаж, но и могут сорвать покупку.
  2. Производитель должен определить основные факторы удовлетворения или мотивацию покупки товара не осталось незамеченным покупателем.
Теория  А. Маслоу Основана на предложении об иерархичности системы  человеческих потребностей в соответствии со степенью значимости ее элементов: индивид в первую очередь старается удовлетворить самые важные потребности, когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, и человек стремиться к насыщению следующей по значимости.

Полезность  этой теории для маркетинга заключается  в возможности определить готовность потребителей платить деньги за удовлетворение тех или иных потребителей.

 

Рисунок 3 - Пирамида потребностей А. Маслоу 

     Теория  Маслоу является наиболее распространенной и используемой в маркетинге.

     2.2 Модели покупательского  поведения

     В теории выделяются различные подходы  к моделированию потребительского поведения:

  1. Индивидуалистическая традиция (США)
  2. Социологическая традиция (Европа)

     Модели  покупательского поведения:

  1. Более ранние: в основе – психологическая модель «стимул – реакция».
  2. Покупательское поведение – это информационный процесс: покупатель рассматривается как некий «компьютер» или «механизм» по сбору, обработке информации и выбору оптимального варианта (максимизация полезности).
  3. Более поздние модели: покупательское поведение рассматривается как коммуникативный процесс – подход с социологической точки зрения (потребитель «пишет текст», сообщая окружающим о себе своим потреблением). На первое место выходит символизм в потреблении (более подробно у: В.Ильин Поведение потребителей.)
 

1) Модель Ф. Котлера

     Основным  пунктом понимания поведения  покупателей может послужить Модель маркетинговых стимулов и ответной реакции покупателей (Ф.Котлер). Она позволяет исследовать зависимость между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.

 
 
 
 
 
 

Рисунок 4 - Модель покупательского поведения Ф. Котлера 

     Побудительные факторы Маркетинга и прочие раздражители, проходя через “черный ящик”  сознания покупателя, вызывают ряд  поддающихся наблюдению покупательских реакций. Решение о покупке зависит  от особенностей покупателя и процесса принятия им решения.

     Задача  Маркетинга - понять, что происходит в “черном ящике” сознания потребителя  между поступлением раздражителей  и появлением откликов на них и ответить на 2 главных вопроса:

  • Как характеристики потребителя влияют на его покупательское поведение?
  • Каким образом покупатель принимает решение о покупке?

     Процесс принятия решения о покупке различается  в зависимости от типа потребителя.

     Процесс покупки начинается, когда человек  понимает, что у него есть неудовлетворенная потребность. Она возникает, когда желаемый уровень удовлетворения отличается от текущего уровня. Рассмотрим основные этапы процесса выбора покупателем магазина и покупки товара.

     Процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после совершения этого акта.

     На  рис.5. представлена Модель индивидуального покупательского поведения на потребительском рынке, которая состоит из пяти этапов, на каждом из которых компания может оказывать влияние на потребителей. 

     

       

     Рисунок 5 - Модель индивидуального потребительского поведения 

     Осознание потребности

     Процесс покупки начинается с того, что  покупатель осознает потребность или  нужду. Он чувствует разницу между  своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями.

     Этап  осознания проблемы в процессе принятия потребительского решения ставит четыре задачи перед маркетологом:

    • Выявить и изучить проблемы, с которыми сталкивается потребитель;
    • Разработать маркетинговую смесь для разрешения проблем потребителя;
    • Побудить потребителя осознать конкретные проблемы;
    • Подавить осознание других проблем.

     Поиск информации

     Возбужденный  потребитель может заняться, а  может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается  сильным, а товар, способный его  удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.

     При слабо выраженной активности потребитель может просто усилить внимание. Потребитель станет в этом случае просто более восприимчивой к информации о товаре. Или же потребитель может заняться активным информационным поиском, для чего будет выискивать печатные материалы, звонить друзьям и собирать сведения о товаре какими-то другими способами.

     С каким размахом будет он вести  поиск, зависит от интенсивности  побуждения, объема имеющейся у него исходной информации, легкости сбора  дополнительных сведений, ценностной значимости, которую он придает дополнительным сведениям, и удовлетворения, которое он получает от процесса поиска.

     Источники информации:

    • Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые).
    • Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки).
    • Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей).
    • Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).

     Относительное влияние этих источников информации варьируется в зависимости от товарной категории и характеристик покупателя. Вообще говоря, потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников, т. е. из источников, находящихся под сильным влиянием деятеля рынка. А вот самыми эффективными являются личные источники. Каждый вид источников может по-разному сказываться на принятии решения о покупке. Коммерческие источники обычно информируют, личные - узаконивают информацию и/или дают ей оценку.

     До  начала сбора информации потребитель  знает только несколько марок  из полного комплекта доступных. Знакомые ему марки составляют его комплект осведомленности. Вновь поступающая информация расширила рамки этого комплекта, а дополнительная информация помогла отсеять ряд марок из числа рассматриваемых. Оставшиеся марки, которые отвечали покупательским критериям, составили комплект выбора. Из этого комплекта потребитель и сделает свой окончательный выбор (рис.6) 
 

     

       

     

       

     

       

     

Рисунок 6 - Процесс выбора товара 

     В практическом смысле фирма должна разработать  такой комплекс маркетинга, который вводил бы ее марку и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Если марке не удастся проникнуть в эти комплекты, фирма упустит возможность продажи своего товара. Необходимо, кроме того, выяснить, какие еще марки входят в состав комплекта выбора, чтобы знать своих конкурентов и разработать соответствующую аргументацию.

     Таким образом, на стадии «поиск информации»  необходимо выявить:

    • какая информация, относящаяся к продукту или марке храниться в памяти;
    • если у потребителя мотивация обратится к внешним источникам для поиска информации об имеющихся вариантах и их характеристиках;
    • какие специфические источники информации используются чаще всего, когда предпринимается поиск;
    • на какие особенности или свойства нацелен поиск.

     Оценка  вариантов

     Потребитель использует информацию для того, чтобы  составить для себя комплект марок, из которого производится окончательный  выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор  среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.

     Факторы, влияющие на оценку вариантов:

  • свойства товара;
  • значимость свойств;
  • убеждение о марке;
  • полезность свойств;
  • оценка марочных альтернатив.
 
 

     Принятие  решения о покупке

     Оценка  вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора – отношение людей и непредвиденные факторы обстановки.

     Поэтому розничные торговцы должны делать все, чтобы превратить положительную оценку товара в реальную покупку.

     Намерение совершить покупку оказывается  также под воздействием непредвиденных факторов обстановки. Намерение формируется  на основе ожидаемого семейного дохода, ожидаемой цены товара и ожидаемых выгод от его приобретения. Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже готов к действию.

     Не  рассматривая факторов макросреды, отметим значимость таких факторов выбора источника покупки, как характеристики покупателей и характеристики самого магазина.

     Оценка  правильности выбора

Информация о работе Модели потребительского поведения на рынке