Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 20:38, курсовая работа
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
Введение 3
1 Теоретические аспекты потребительского поведения 5
1.1 Понятие потребительского поведения 5
1.2 Типы поведения потребителей 8
2 Моделирование поведения потребителей на рынке 12
2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение 12
2.2 Модели покупательского поведения 20
3 Модели потребительского поведения россиян 32
Заключение 40
Список используемой литературы
С приобретением товара процесс покупки отнюдь не заканчивается. Покупатель потребляет или использует товар, а затем оценивает его как удовлетворительный или неудовлетворительный. Удовлетворение - это оценка того, насколько магазин или продукт соответствует или превосходит ожидания покупателя.
Выводы, которые делает человек после покупки и использования товара, становятся частью его внутренней информации и влияют на будущие решения относительно выбора магазина и продукта. Неудачный опыт приводит к тому, что покупатель либо предъявит претензии розничному торговцу, либо отдаст предпочтение другим магазинам.
Удовлетворение
или неудовлетворение товаром отразится
на последующем поведении
Понимание нужд потребителя и процесса покупки является основой успешного маркетинга. Выяснив, каким образом потребители преодолевают этапы осознания проблемы, поиска информации, оценки вариантов и принятия решения о покупке, а также их реакции на покупку, деятель рынка может собрать немало сведений о том, как лучше удовлетворить нужды своих покупателей. Разобравшись с различными участниками процесса покупки и поняв, что оказывает основное влияние на их покупательское поведение, деятель рынка сможет разработать эффективную программу маркетинга в поддержку своего привлекательного предложения, обращенного к целевому рынку.
Также существует Модель поведения институциональных потребителей на рынке предприятий. Она имеет свои особенности, которые обусловлены следующими основными факторами:
Продавцу на рынке товаров промышленного назначения необходимо знать о покупателе следующую информацию:
а) кто принимает решение на каждом этапе закупки товара, уровень ответственности и компетенции этих лиц (кто ищет поставщиков, кто оценивает выгодность контракта, кто принимает решение о заключении договора и проведении расчетов);
б) какими критериями при принятии решения о покупке эти лица пользуются (цена, качество, сроки поставки);
в) как влияют на поведение этих лиц факторы окружающей обстановки (колебания рыночной конъюнктуры, межличностные отношения в компании).
Модель
покупательского поведения на рынке
предприятий имеет свои особенности
и состоит из следующих шести этапов (рис.
7).
Рисунок
7 - Модель принятия решения о закупке товаров
на рынке предприятий
Осознание потребности и ее описание
Побудительные факторы: необходимость нового оборудования для производства новой продукции, замена старого оборудования и т.д. Отличается от аналогичного этапа индивидуальных потребителей тем, что в него входит формализация потребностей в терминах количества, бюджета, требований к качеству, срокам поставок и т. д. В рамках определения характеристик продукта проводится анализ стоимости продукта - тщательное исследование всех компонентов и деталей продукта, изучение замен комплектующих для снижения издержек производства.
Поиск поставщиков
Поиск поставщиков осуществляется компанией-потребителем более целенаправленно, чем индивидами, нередко задействуются специализированные посреднические фирмы (которые, собственно, и являются для фирмы-потребителя поставщиками).
Запрос коммерческих предложений
Это обязательный этап, связанный с желанием покупателя получить информацию относительно технико-экономических и технологических возможностей поставщика.
Выбор поставщика
Этот этап, чаще всего, является строго формализованной процедурой (к потенциальным поставщикам предъявляется целый ряд требований, которые используются для построения многокритериальных систем оценки поставщиков). С помощью метода экспертных оценок, взвешенного среднего (характеристики: цена, сроки поставки, надежность поставщика, уровень обслуживания и т.д.) определяется основной кандидат на поставку продукции.
Формирование заказа
На данном этапе происходит определение конкретных сроков, объемов поставок и оплаты.
Оценка работы поставщика
Это также формализованная процедура, в которой оценивается степень соответствия реальных действий поставщика имеющимся у покупателя запросам. Используются следующие показатели для оценки поставщиков:
2) Модель потребительского поведения Д. Говарда и Д. Шета (1969)
Данная модель представляет собой динамическую модель.
Покупательское поведение, по мнению авторов, представляет собой более или менее повторяющиеся решения по поводу выбора торговой марки. Покупатель устанавливает циклы покупки для разных продуктов (т.е. определяет, как часто он будет покупать тот или иной товар):
В связи с повторением решений при выборе марки потребитель упрощает процесс принятия решения, стандартизируя его и запоминая наиболее существенную информацию.
Т.е. принятие решений можно разделить на 3 стадии:
Чем больше покупатель упрощает окружение, тем менее он склонен к активному исследовательскому поведению.
С часто покупаемыми товарами связан один эффект: после того, как покупатель стандартизировал процесс принятия решений, он может оказаться в слишком простой ситуации - весьма вероятно, что при необходимости повторного принятия решений он почувствует монотонность или скуку. Возможно, он будет неудовлетворен даже самой предпочтительной маркой. В обоих случаях, у него может возникнуть чувство, что все существующие альтернативы, включая и предпочитаемую марку, неприемлемы.
Следовательно, индивид ощущает необходимость усложнить покупательскую ситуацию путем рассмотрения новых марок (т.н. процесс психологии усложнения).
Новая ситуация побуждает его к распознаванию новой марки, а далее он вновь начинает упрощать ситуацию.
Таким образом, приобретение часто покупаемого продукта - это непрерывный процесс, характеризующийся подъёмами и спадами в поиске информации, аналогичным циклическим колебаниям в экономике.
Рисунок 8 - Динамическая модель покупательского поведения
Один из наиболее важных факторов в построении модели потребительского поведения россиян, — доход, который можно оценить на сегодняшний день. Благосостояние российских граждан растет: после кризиса, начиная с 1999 года, среднедушевой доход по России вырос в среднем как минимум в два, и даже более, раз, хотя он и составляет пока чуть больше 100 долларов. На семью из 3 человек в среднем приходится порядка 300—350 $ (10000 руб.) в месяц. Это немного — в 10 раз меньше, чем в развитых европейских странах, но по среднемировым масштабам не так уж и мало — в 10 и более раз больше, чем в бедных странах Латинской Америки или Африки.
Если коснуться самооценки россиян, то во время исследования в 1999 году на общероссийской выборке (2100 человек) 83% респондентов говорили, что их финансовое положение по сравнению с прошлым годом ухудшилось. В 2002 году только 28 % опрошенных на этот вопрос отвечали утвердительно.
Но тут надо иметь в виду и психологические моменты — люди склонны скорее воспринимать ухудшение своего положения, нежели улучшение. Но все свидетельствует о том, что ситуация улучшается — увеличение доходов и финансового положения отражается на уровне и качестве потребления товаров и услуг. Тем не менее, если говорить об уровне жизни россиян, он их, конечно, устраивать не может (рис.9).
Рисунок 9 - Удовлетворенность уровнем жизни
Если сравнивать Россию с другими государствами Восточной Европы, то можно рассмотреть, как распределяются бюджеты домохозяйств в странах Восточной Европы (рис. 10). Здесь для сравнения в качестве среднестатистической западноевропейской страны представлена Австрия.
% | H | PL | CZ | SK | BG | RO | RUS | UA | SLO | HR | LT | YU | A |
продукты | 34 | 31 | 24 | 31 | 63 | 54 | 56 | 33 | 26 | 45 | 48 | 49 | 13 |
одежда / обувь | 6 | 6 | 6 | 9 | 6 | 6 | 14 | 12 | 9 | 10 | 7 | 6 | 7 |
жилье / коммунальные услуги | 18 | 18 | 16 | 5 | 11 | 5 | 12 | 12 | 14 | 15 | 23 | ||
мебель, интерьер, оборудование дома | 6 | 6 | 7 | 20 | 7 | 6 | — | 7 | 4 | 3 | 7 | ||
транспорт | 16 | 14 | 13 | 10 | 4 | 8 | 3 | 5 | 22 | 10 | 11 | 7 | 18 |
медицинские услуги и лекарства | 6 | 4 | 1 | 1 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 |
отдых | 7 | 7 | 11 | 8 | 2 | 3 | * | 4 | 9 | 4 | 4 | 2 | 12 |
разное/личные расходы | 8 | 15 | 21 | 16 | 2 | 5 | 11 | 31 | 12 | 7 | 8 | 13 | 17 |
Информация о работе Модели потребительского поведения на рынке