Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:52, курсовая работа
Цель работы: провести мотивационный анализ потребителей декоративной косметики, предложить пути применения изученной мотивации на практике.
Методы исследования: сравнительный анализ, кабинетные исследования, опрос, анкетирование, проекционных методик.
Исследования и разработки: приведена характеристика рынка декоративной косметики, проведен мотивационный анализ потребителей косметики.
Мотивация может иметь
позитивную и негативную направленность.
Позитивная мотивация потребителей
направлена на то, чтобы приблизиться
к цели, и они будут искать продукты,
которые станут инструментом для
ее достижения. Однако не все поступки
мотивируются желанием приблизиться к
цели. Потребители могут иметь
и негативную мотивацию, т.е. стремиться
избежать негативного результата. Негативную
мотивацию часто используют в
рекламе, чтобы показать, что рекламируемый
товар избавит покупателя от негативного
отношения окружающих к нему (например,
реклама дезодоранта, который помогает
избавиться от запаха пота, реклама
стирального порошка, который способен
отстирать любые пятна). Как видно,
решение о покупке может иметь
не только один источник мотивации
– потребители часто
Мотив – нужда, достаточно сильная для того, чтобы заставить человека попытаться ее удовлетворить.
Мотив, в отличие от мотивации,
принадлежит потребителю, является
его устойчивым личностным свойством,
изнутри побуждающим к
1) выгоды – желание
человека разбогатеть,
2) снижения рисков –
потребность чувствовать себя
уверенно и надежно, иметь
3) признания – поиск
действий, связанных с формированием
своего статуса, повышением
4) удобства – желание
облегчить, упростить свои
5) свободы – потребность
в самостоятельности,
6) познания – постоянная нацеленность на открытия, получение знаний;
7) содействия и соучастия
– желание сделать что-нибудь
для своего окружения, близких,
8) самореализации – потребность
в достижении собственных
Мотивы можно разделить на рациональные и эмоциональные (иррациональные).
Рациональные мотивы рассматриваются в традиционном экономическом аспекте в предположении, что потребитель изучает все возможные альтернативы и делает выбор на основе объективных критериев, таких как вес, размер, цена и т.д.
Эмоциональные мотивы подразумевают выбор целей в соответствии с личностными или субъективными критериями (гордость, любовь, статус, страх и т.д.).
Мотив в обобщенном виде включает множество элементов.
Наиболее важным элементом
служит потребность – состояние
нужды человека в определенных условиях,
которых ему недостает для
нормального существования и
развития. Потребность активизируется
и ощущается тогда, когда между
желаемым и фактическим состоянием
возникает достаточное
Известны различные подходы к классификации потребностей.
Дж.Ф.Энджел выделяет осознанные
и неосознанные потребности. Осознанные
потребности в зависимости от
ожидаемой выгоды от покупки или
использования товара можно разбить
на 2 категории: утилитарные и гедонистические
(основанные на опыте). Утилитарные
потребности связаны с
Сходство между утилитарными и гедонистическими потребностями заключается в том, что в процессе приятия решения о покупке они участвуют одновременно. Покупатель может обращать внимание не только на объективные свойства и качества товара, но и на имидж марки товара. В последнем случае оценка становится более спонтанной и общей, сфокусированной на символах, а не на отдельных особенностях.
Неосознанная потребность проявляется с помощью умело проведенного маркетинга, когда правильно позиционируемый товар решает потенциальную проблему потребителя, удовлетворяет его потребность.
Г.Мюррей классифицировал
потребности индивидуума в
1) первичные и вторичные – в зависимости от того, имеют они физиологическое или иное происхождение;
2) позитивные и негативные
– в зависимости от того, привлекает
объект индивида или
3) явные и латентные
(скрытые) – в зависимости от
того, обуславливают потребности
явное или воображаемое
4) осознанные и неосознанные.
Мюррей, полагая, что все люди обладают одними и теми же потребностями, считал, однако, что появление их будет различным в силу различий личных факторов и факторов среды.
Мюррей также считал, что потребности существуют в трех состояниях:
1) рефлекторном – никакие стимулы не побуждают изменить потребность;
2) внушаемом – потребность пассивна, но может быть возмущена;
3) активном – определяет поведение индивида.
Дж.Шет, В.Ньюман, Б.Гросс считают, что ценности тесно связаны с потребностями человека и представляют собой интеллектуальное воплощение внутренних потребностей. Они называют ценностью способность товара удовлетворить совокупность нужд и потребностей и выделяют следующие ценности:
1) функциональную –
2) социальную – воспринимаемую
полезность товара, обусловленную
ассоциацией с какой-либо
3) эмоциональную –
4) эпистемическую – воспринимаемую полезность товара, обусловленную его способностью пробуждать любопытство, создавать новизну и (или) удовлетворять стремления к знаниям;
5) условную – приобретаемую
товарами при наличии
Психолог М.Рокич определил набор конечных ценностей, или желаемых конечных состояний (терминальные ценности), который применим для многих культур. Спектр ценностей Рокича также включает набор инструментальных ценностей, которые состоят из действий, необходимых для достижения этих конечных ценностей [12, с. 85].
Существенной характеристикой потребности является ее предметное содержание, т.е. совокупность свойств товара, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами, способами.
Вторым элементом мотивации по важности после потребности является цель. Целью называется непосредственный осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие потребителя, связанное с удовлетворением настоящей потребности.
Наряду с мотивами, потребностями и целями, влияющими на покупательское поведение, необходимо учитывать интересы, задачи, желания и намерения.
Интерес – это особое
мотивационное состояние
Задача – частный ситуационно-
Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям.
Интересы, задачи, желания и намерения определяют больше стиль, а не направленность поведения покупателя.
Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупность мотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
Мотивация потребителей важная
составляющая изучения поведения потребителей.
Зная мотивы, которые движут потребителями,
маркетологи могут лучше
1.2 Теории мотивационного анализа
Психологами разработано несколько основных концепций мотивационного анализа человека. Условно их можно разделить на две группы: психологические и экономические теории мотивации.
Следует отметить, что психологические
теории мотивации рассматривались
еще в работах древних
Рассмотрим теорию мотивации по Зигмунду Фрейду.
Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий. Согласно данной теории любой товар инициирует у потребителя уникальный набор мотивов.
Исследователи поведения
потребителей используют некоторые
идеи Фрейда, например, о потенциальной
возможности подсознательных
Первые попытки использовать фрейдистские идеи для понимания более глубокого значения товаров и рекламы были предприняты в середине 20 века, когда был разработан метод, известный как мотивационное исследование. Этот подход был основан в значительной степени на психоаналитических интерпретациях, в которых большое значение придавалось подсознательным мотивам. Основное предположение заключалось в том, что социально неприемлемые потребности направляются в приемлемые русла. Мотивационное исследование привлекает специалистов по маркетингу по ряду причин:
1) менее дорогостоящее,
чем данные крупномасштабного,
количественного исследования, так
как затраты на опрос и
2) полученные данные могут
быть использованы при
Для выяснения глубинных ассоциаций, вызванных товаром, маркетологи собирают "подробные интервью", используя технику, позволяющую отключить сознательное "Я" (проекционные методы). В результате психологи пришли к целому ряду интересных и странных заключений: потребители не хотят покупать чернослив по той причине, что он сморщенный и напоминает стариков; мужчины курят сигареты потому, что это подсознательно напоминает им сосание пальца в младенчестве.
Мотивационное исследование
до сих пор используется в качестве
полезного диагностического инструмента.
Однако его весомость повышается,
когда его применяют в
Остановимся на анализе теории мотивации Абраама Маслоу.
Абраам Маслоу попытался
объяснить, почему в разное время
индивид ощущает различные
Иерархия потребностей:
1) физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;
2) потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию;
Информация о работе Мотивационный анализ потребителей декоративной косметики