Нейминг. История жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:40, контрольная работа

Краткое описание

Нейминг всегда базируется на четко сформулированной маркетинговой стратегии или бизнес-плане и включает в себя не только креативную разработку, но и проверку будущего названия на благозвучие, комплексное исследование его восприятия целевой аудиторией (в т. ч. в различных языковых группах), выявление степени его патентной чистоты, различные меры по повышению его охраноспособности, а также включает в себя его патентную защиту.

Содержание

1. Введение…………………………………………..3
2. Нейминг. История жанра…………………………3
3. Первые нейминговые агенства…………………...4
4. Тайна благозвучности от Microsoft………………5
5. Оптимальная структура слога…………………….7
6. Разными путями – к одной цели…………………..7
7. Как юридические аспекты нейминга
влияют на стоимость нового товарного знака ?....7
8. Нейминг. Как игра слов становится бизнесом ?....9
9. Понятие «Бренд».
Роль нейминга при разработке брендов………….9
10. Примеры неймига в белорусских брендах……13
11. Взгляд в будущее………………………………..22
Список использованной литературы……………….23

Вложенные файлы: 1 файл

НЕЙМИНГ.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

И все же о критериях благозвучности.

Критерии благозвучности не канонизованы, но они существуют. Рассмотрим наиболее очевидные из них, такие как структура слога, соотношение высоких и низких звуков, доля сонорных, свистящих и шипящих звуков и сочетания согласных. Молоко и Coca-Cola.

5. Оптимальная структура слога

Среди специалистов по неймингу бытует мнение, что оптимальная структура слога для коммерческого имени - это сбалансированное сочетание согласный-гласный-согласный-гласный - как, например, в словах молоко и Coca-Cola. Несомненно, перегружать названия труднопроизносимыми сочетаниями согласных не следует, но и стремиться к однообразности слоговой структуры тоже не к чему.

Самыми неприятными на слух языками являются: кавказские, тюркские, иранские, индийские.

Неблагозвучные языки, хотя и принадлежат к разным языковым семьям, характеризуются рядом общих черт - например, небольшим инвентарем гласных звуков и (практически все) запретом на двусогласную инициаль - проще говоря, в них преобладают слова типа Coca-Cola. Романские же языки, напротив, отличаются очень развитым вокализмом, обилием дифтонгов, разнообразием слоговой структуры.

Создавая названия по определенному слоговому шаблону, возрастает риск добиться не благозвучности, а как раз наоборот - раздражающей монотонности, которой обычно стараются избежать любыми способами. Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф.

6. Разными  путями – к одной цели

Как-то на совещании работники  парфюмерной промышленности жаловались на то, что они не знают, как придумывать  названия для своей продукции. Действительно, уже ослабили силу рекламного воздействия духи «Наташа» и одеколон «Саша», крем «Вечер» и мыло «Хвойное». А ведь способов создания номенклатурных знаков известно много. Вот, к примеру, некоторые из них.

Самый простой путь - назвать предмет по его отличительному признаку, который может быть выражен образно. Так, новую миниатюрную модель пылесоса «Вихрь» назвали «Мини-вихрь» - здесь и яркий образ, и модный элемент мини-. От слова, обозначающего признак предмета, можно образовать производное; по этому пути пошли авторы чистящего сродства «Чистоль»: они присоединили к основе слова чистый суффикс -оль, известный по словам персоль, полироль и др.

К слову-названию добавляется  числовой индекс: таким образом обозначается и номер модели (радиоприемник «Рига-3»), и класс аппаратуры (магнитофон «Комета-209» - второй класс, модель 9). Если одним словом не удается назвать предмет, используют словосочетания: сорт помидоров -  «Новинка Приднестровья», конфет - «Мишка косолапый».

Широко распространены в сфере номенклатуры сокращения. Здесь и использование названий предприятий, выпускающих предметы: автомобили «ЗИЛ»; и перечни признаков самого предмета: МСА - мастика сланцевая автомобильная. Мы уже видели, что некоторые сокращения похожи на слова: СПРУТ. Вот еще пример: ЭРА - электрографический репродукционный аппарат. К сокращениям могут добавляться числовые индексы, которые отражают порядковый номер модели (самолет конструкции А. С. Яковлева - ЯК-42) или характеристики предмета. Кроме звуковых и буквенных сокращений, применяют слоговые: название кисломолочного продукта для детей биолакт составлено из греческого bios - жизнь и латинского lactens - молочный; лекарства даукарин - из первых слогов латинских слов Daucus carota (сорт моркови) и суффикса -ин.

Таким образом, авторы новых  товаров могут найти разные способы  названий для своей продукции.

7. Как юридические аспекты нейминга влияют на стоимость нового товарного знака

Дискуссии маркетологов и рекламистов по поводу ценообразования в области нейминга, как правило, блуждают между  двумя соснами: творчеством и юридическим аспектом. Вот одна точка зрения: «Мы разрабатываем 1-2 названия в месяц, и главная проблема в этом деле не творческая, а патентная. Что ни придумал - все занято. Это как грибы собирать на полянке, по которой уже пробежал полк опытных грибников». «Главная проблема не патентная, а творческая, - считает оппонент, -поскольку прежде чем регистрировать, нужно, чтобы было, что регистрировать».

Очевидно, истина находится где-то посередине. И творчество, и патентная чистота в равной мере представляют ступени, которые нужно преодолеть неймеру на пути к одобрению клиентом результата своего труда, и, соответственно эти два критерия - юридический и творческий - являются решающими при определении стоимости нейминга. В данной статье речь пойдет о влиянии юридических аспектов нейминга на ценообразование.

В России нейминг как специализированная коммуникационная услуга пока еще только формируется, поэтому придумывают названия для новых товаров, услуг и компаний рекламные, брендинговые и PR-агентства, фрилансеры или отдельные специалисты в патентных бюро.

Специализированные нейминговые компании можно пересчитать по пальцам. Российские заказчики в массе своей не приучены обращаться за специализированной услугой в специализированное агентство. И вопрос цены является для них немаловажным при выборе подрядчика.

Так сколько же стоит придумать работающее имя? Какие факторы влияют на ценообразование? Опрос агентств показал сильный разброс цен - от 3000 до 20 000 долларов.

Аргументы специалистов в пользу такого ценообразования также разнообразны:

  • «смотрим в глаза клиенту и понимаем, сколько он готов заплатить»;

  • «за нейминг берем от 3-5 тысяч долларов, а остальную сумму добираем на услугах по визуализации марки»;

  • «идем от собственной практики и рыночной стоимости уже зарегистрированных марок, выставленных на продажу»;

  • «с своими клиентами работаем избирательно с учетом менталитета руководства, с иностранцами работать проще и выгоднее, поскольку они понимают сложности, связанные с разработкой имен, и готовы платить».

Таким образом, субъективные критерии разброса цен на нейминг в первую очередь связаны с запросами и статусом заказчика: одним нужно «подешевле», а другим - чтобы соответствовало мировым стандартам; одни заказчики выбирают словесное обозначение, основываясь на субъективных пристрастиях собственного руководства, другие - на основе трезвой оценки маркетинговых и юридических показаний и противопоказаний; одни заказывают разработку имени, которое должно стать стратегическим активом компании, другие - с учетом исключительно сиюминутных задач.

Соответственно, над разными задачами работают специалисты разной квалификации, и стоимость их работы сильно разнится.

Обратимся к юридическим издержкам, влияющим на стоимость нейминга.

Давайте предположим, что все этапы разработки нового имени были пройдены грамотно и профессионально. Неймеры поработали на славу и сконструировали название, успешно прошедшее предварительный отбор по маркетинговым критериям, в том числе анализ в фокус-группах. Все поиски зарегистрированных и поданных на регистрацию словесных обозначений по базам Роспатента прошли успешно, то есть разработанное словесное обозначение «чистое» (новое и охраноспособное), заявка на регистрацию названия подана и ожидает рассмотрения в ФИПС. Дает ли все сказанное 100%-ую гарантию того, что товарный знак будет зарегистрирован? Такой вопрос возникает у клиента довольно часто в связи с необходимостью быстрого введения нового знака в хозяйственный оборот. Скажем так, все проверки имени на охраноспособность и новизну дают лишь 97 % гарантии. Стопроцентную гарантию дает только положительное решение о регистрации ФИПС, и до принятия положительного решения указанного госведомства новый товарный знак в хозяйственный оборот вводить не рекомендуется. Если же начать работать с понравившимся руководству названием без его юридической проверки, то это прямой путь к будущим судебным издержкам, поскольку никто не застрахован от субъективного мнения конкретного эксперта Роспатента. Споры по товарным знакам длятся годами, а суммы издержек могут составить сотни тысяч долларов.

Охраноспособность словесного обозначения всегда определяется конкретно, в связи с реальным товаром (услугой), обозначенным классом МКТУ (сокращенное название Международной классификации товаров и услуг). МКТУ на данный момент включает в себя 45 классов, в которые собраны почти все существующие в мире виды товаров и услуг. В классах собраны товары и услуги, относящиеся приблизительно к одной области производства.

Все «вкусно звучащие» названия из повседневной лексики, подходящие по семантике для товаров и услуг конкретной товарной категории, как правило, уже зарегистрированы в Роспатенте третьими лицами, поэтому перед специалистами по неймингу встает сложная задача - придумать то, что еще не зарегистрировано, не противоречит сути товара или услуги, вызывает нужный ассоциативный ряд у потребителей и нравится заказчику.

8. Нейминг. Как игра в слова становится бизнесом.

Слова, обладающие ныне самой большой, поистине безграничной властью, - это имена брендов, создаваемые небольшим и закрытым сообществом маркетологов и лингвистов, известных как неймеры (от английского пате – «имя»). Эти профессиональные «жонглеры словами», неординарные творческие личности, играют ключевую роль в современном словотворчестве, целенаправленно формируя язык нашего мира, трансформируя его культуру и деловой климат.

Автор «Нейминга» журналист Алекс Фрэнкель, профессионально занимавшийся разработкой фирменных названий и торговых марок для крупнейших компаний мира, дает нам возможность заглянуть в закрытый и таинственный мир неймингового бизнеса и увидеть, как за кулисами обычного маркетинга рождаются имена, которые скоро обретут мировую славу. Автор рассказывает о технологиях разработки и историях создания имен всемирно известных брендов. За каждым таким именем стоят тысячи и тысячи вариантов слов. Вы узнаете, как имена продуктов и торговых марок вторгаются в наш язык и становятся проводниками новой культуры и мифологии, влияя на наше поведение и мировосприятие.

9. Понятие «Бренд».Роль нейминга при разработке брендов

Слово «бренд» появилось в лексиконе продвинутой части белорусских менеджеров и предпринимателей несколько лет назад, и его «популярность» стремительно возрастает. Иногда складывается впечатление, что бренд становится таким же неотъемлемым атрибутом белорусского бизнеса, как квартира в престижном доме или автомобиль бизнес-класса.

Перед белорусским бизнесом возникает сложная дилемма, связанная с выбором модели развития бизнеса в ближайшие годы. Это выбор между классическим для белорусских компаний наращиванием ассортимента и скрупулезной, затратной и рискованной работой по формированию бренда.

Существуют ли белорусские бренды?

Независимо от ответа на первый вопрос, действительно ли нужен бренд для успешного ведения бизнеса в белорусских условиях?

В условиях «небрендированного» сознания потребителя его выбор осуществляется под влиянием общей информированности о том или ином товаре либо носит достаточно стохастический характер, и большие продажи имеет, фактически, та марка, которая занимает больше места на прилавке, т.е. шире представлена на рынке. В такой ситуации выигрывает тот, кто идет по пути линейного расширения своего ассортимента: чем больше ваших товаров видит потребитель, тем выше вероятность того, что он купит именно вашу продукцию.

В какой-то мере такой подход оправдан. Несмотря на то, что постшоковое состояние после кризиса и тотального дефицита начала 90-х постепенно проходит, большинство наших магазинов в сравнении с европейским или московским гипермаркетом выглядит так, как сельпо в сравнении со столичным гастрономом во времена социализма. Но большинство рынков развивается с поразительной быстротой. Возникает парадоксальная ситуация, продиктованная жесткими правилами конкуренции: по мере насыщения рынков растет степень их дифференциации, выражающейся, прежде всего, в росте количества марок, сортов и видов товаров, представленных на рынке.

При реализации подобной стратегии маркетинг имеет свои особенности. Конкуренция идет не за потребителя, а за лучшее место в магазине, имеет значение не лояльность потребителя, а лояльность продавца. В такой ситуации усилия по стимулированию сбыта, направленные на торговых посредников, могут иметь больший успех, чем направленные на конечного потребителя — хороший продавец всегда будет стремиться продавать тот товар, на котором он больше заработает. Многие товароведы или коммерческие директоры магазинов предлагаемый ассортимент оценивают с точки зрения серьезности и масштабов бизнеса своих поставщиков, а не с точки зрения популярности марок среди потребителей.

Когда большинство игроков на рынке выбирают такой путь, рано или поздно перед потребителем возникает непростая задача выбора из множества практически однотипных и мало отличающихся с его точки зрения товаров. В ближайшем универсаме можно насчитать десятка полтора видов колбасы и более десяти видов кетчупа. Какой купите вы и почему?

Именно в такой ситуации привлекательная цена, красивая этикетка, яркая реклама и хорошая дистрибуция становятся условием необходимым, но недостаточным. Для успеха на рынке уже недостаточно сказать: «у меня дешевле». Во-первых, у других не дороже, во-вторых, стратегия низких цен заведомо проигрышна в долгосрочном периоде. Следует понимать, что благосостояние населения нашей страны будет возрастать (другой вопрос - темпы этого роста), и по мере роста потребитель будет отказываться от дешевых товаров, стремясь таким образом удовлетворять собственное самолюбие.

Для успеха на рынке уже недостаточно заявить: «у меня выше качество» - как будто у других «некачественно». Некачественные товары постепенно исчезают, и даже «сделано в Китае» уже не звучит так отпугивающе. Странно, но свободный рынок стандартизируется. И многочисленные стандарты, предписания и директивы Европейского сообщества играют в этом далеко не самую последнюю роль. В каком-то смысле становится бесполезным продвигать «уникальное торговое предложение (УТП)» - у большинства игроков на рынке оно будет просто совпадать. Значит, нужен новый способ выделиться на рынке. На смену УТП приходит УЭП - «уникальное эмоциональное предложение».

В определении понятия бренда есть две крайности. С одной стороны, это отождествление понятий «бренд» и «торговая марка», и этот подход имеет право на существование, если учесть исторические корни понятий. Принимая эту позицию, мы легко отвечаем на первый вопрос: «есть, и имя им - легион». Еще средневековые цеховики пришли к необходимости как-то обозначать изделия своего цеха, дабы на рынке их не путали с изделиями других цехов либо с подделками. Кстати, можно сказать, что их действия нашли вполне научное обоснование в постулатах современного маркетинга о необходимости сегментации, позиционирования и дифференциации. Таким образом, мы приходим к выводу, что даже в этом узком смысле бренд вроде как действительно нужен.

С другой стороны, современный маркетинг учит, что бренд - это не просто торговая марка, это ассоциации, восприятие товара, впечатление о товаре, которые существуют в сознании потребителя. Очень хороший пример - Mercedes. Mercedes - это пример «хорошего» бренда, который в большинстве случаев вызывает устойчиво-положительные ассоциации у потребителя (несмотря на финансовые трудности и маркетинговые провалы концерна-производителя - потребителю до этого просто нет дела, если только финансовые трудности не связаны, например, со штрафами за ущерб экологии). Проблема в том, что существуют управляемые и неуправляемые бренды, или, как мы определили выше, ассоциации с торговой маркой. Например, Mercedes, ставший героем анекдотов в одном ряду с Вовочкой и Василием Ивановичем, может вызывать у потребителя устойчивые ассоциации с образом «нового русского». Что в свою очередь может создать проблемы для компании при освоении новых сегментов, например формирующегося сегмента прагматичных яппи, чей образ жизни, несмотря на наличие денег, мало связан с образом «новых русских».

Информация о работе Нейминг. История жанра