Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа
В последние годы в России наблюдается расширение проникновения элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. Очевидно, что такая практика не носит систематического целенаправленного характера, а скорее является результатом интуитивных эпизодических инициатив руководителей некоммерческих субъектов.
Общественная значимость и ценность некоммерческого маркетинга определяется тем, что он способствует наиболее полному и эффективному удовлетворению таких первостепенных потребностей личности, как: потребность в самосознании и самореализации, потребность в реализации гражданских прав и свобод, потребность в безопасности, потребность в здравоохранении, образовании и социальной защищенности и др.
Введение 3
Природа и условия возникновения некоммерческого маркетинга 4
Сущность некоммерческого маркетинга 7
Виды некоммерческого маркетинга 13
Классификация некоммерческих субъектов 14
Маркетинговая среда некоммерческих субъектов в России 17
Концепции и виды некоммерческого маркетинга 19
Роль некоммерческого маркетинга в удовлетворении спроса на некоммерческие продукты 24
Список некоммерческих организаций г. Чебоксары 27
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Применение средств недифференцированного маркетинга характерно для институтов государственной власти и управления, которые должны сосредотачивать внимание на общих для всех сегментах потребностях, а не на различиях между ними.
Использование конверсионного маркетинга адекватно задачам армии и налоговых органов, связанным с изменением отрицательного отношения потребителей к их некоммерческим продуктам.
Концентрированный маркетинг применим для некоммерческих субъектов с ограниченными внутренними ресурсами, ориентированными на небольшие сегменты (отраслевые профсоюзные организации и не слишком влиятельные религиозные конфессии).
Средства противодействующего маркетинга обычно направляются на убеждение потребителей отказаться от таких вредных привычек. Они характерны для организаций здравоохранения, дорожной полиции и т.д.
Развивающий маркетинг адекватен деятельности физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью. Например, ученые и писатели, продвигающие свои произведения, как правило, озабочены оценкой потенциального рынка и определением его реальных потребностей с целью преобразования вероятного скрытого спроса в действительный.
Социальный эффект возникает в том случае, когда спрос на некоммерческий продукт фактически удовлетворен, т.е. потребитель проявил на него позитивную реакцию. При этом задача некоммерческого маркетинга — способствовать максимально эффективному удовлетворению предъявляемого действительного спроса.
Приведем пример. Абитуриенты экономического вуза предъявляют действительный спрос на образовательные услуги по специальности «маркетинг». Служба маркетинга вуза в период, предшествующий вступительным экзаменам, осуществляет комплекс маркетинговых мероприятий с целью привлечь максимальное число поступающих на эту специальность (реклама в СМИ, щитовая реклама на территории вуза, распространение рекламных буклетов через приемную комиссию, дни открытых дверей, встречи с ведущими профессорами кафедры маркетинга и т.д.). Тем самым может быть максимизирован социальный эффект, выражающийся в поступлении на эту специальность максимального количества абитуриентов и в подготовке максимального числа менеджеров по маркетингу, необходимых на сегодняшний день предприятиям и организациям всех форм собственности.
В случае неудовлетворенного спроса, когда потребитель негативно реагирует на некоммерческий продукт, маркетинг должен быть нацелен на изучение реальных потребностей и спроса, а также на создание адекватного продукта, способного вызвать социальный эффект.
Например, в России в
конце двадцатого столетия возникла
объективная необходимость
Формирующийся спрос — представляет собой неопределенную или слабовыраженную реакцию потребителей на предлагаемый некоммерческий продукт, связанную с недостаточной информированностью о нем потребителей. В этом случае некоммерческий маркетинг должен быть нацелен на формирование и эффективное доведение до них доступной, максимально полной и достоверной информации о предлагаемом продукте всеми возможными средствами коммуникаций: реклама, пропаганда, PR, личная продажа, интерактивный контакт и т.д.
Типичный пример формирующегося спроса на некоммерческий продукт — реакция электората на выдвигаемого политической партией малоизвестного кандидата на какой-либо пост во властных структурах. При этом маркетинговые усилия предвыборного «штаба» должны быть нацелены на информирование избирателей о позитивных характеристиках кандидата, рекламирование его достоинств и позиционирование на фоне конкурентов на основе имеющихся преимуществ. Если таковых недостаточно, задача маркетологов — развить их в максимальной степени.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что уровень удовлетворения спроса на некоммерческий продукт, а, следовательно, и величина социального эффекта, в значительной мере зависят от организации и эффективности системы некоммерческого маркетинга субъекта. Его маркетинговые усилия должны быть направлены на максимально эффективное удовлетворение действительного спроса, ликвидацию неудовлетворенного и превращение формирующегося спроса в действительный.
Процесс формирования спроса на некоммерческий продукт можно разделить на пять стадий.
Потребители некоммерческого продукта обладают определенными характеристиками, исходящими из природы человека и особенностей его жизнедеятельности в сложившихся условиях: пол, возраст, национальность, образование, профессия, социальное положение, система ценностей, уровень денежных доходов и т.д. Совокупность и соотношение этих характеристик определяет индивидуальные особенности каждого потребителя, специфику их групп (сегментов). Говоря о соотношении характеристик, мы имеем в виду, например, соотношение заработной платы (денежных доходов), образовательного уровня и реальных результатов деятельности государственного чиновника, ученого, преподавателя, писателя, художника и т.д.
Каждый человек имеет многочисленные частные потребности, которые укрупненно можно объединить в следующие основные группы:
- блок физиологических
- блок социальных потребностей,
- блок интеллектуальных
Хотя все они и присущи подавляющему большинству людей, развиты они у представителей отдельных сегментов на различном уровне. В зависимости от этого и формируются (или не формируются) потребности в определенных видах некоммерческих продуктов. Под влиянием индивидуальных особенностей и мотивов поведения у потребителя возникает предпочтение к конкретному продукту из имеющегося конкурентного ряда.
На последнем этапе,
когда потребитель готов к
потреблению некоммерческого
Приведем пример, иллюстрирующий основные этапы этого процесса. Определенный уровень развития умственных и интеллектуальных способностей выпускника средней школы (1-й этап) предопределяет возникновение у него потребности в получении высшего образования (2-й этап). Но при этом недостаточный уровень денежных доходов его родителей не позволяет ему воспользоваться услугами частного платного колледжа. Таким образом, у этого абитуриента может сформироваться потребность в некоммерческих образовательных услугах (3-й этап).
Допустим, что в соответствии со своими индивидуальными особенностями и склонностями, которые определяют мотивы поведения, он отдает предпочтение вузу гуманитарного профиля (4-й этап). В конечном счете, абитуриент может выбрать конкретный некоммерческий гуманитарный вуз, например, ближайший к месту его проживания (5-й этап). При этом он готов потратить свое время, физические силы и способности на собеседование, вступительные экзамены, оплатить подготовку или копирование необходимых документов и т.д.
Этот гипотетический пример демонстрирует логику и последовательность протекания процесса формирования спроса на некоммерческий продукт.
Маркетинг, как концепция эффективной деятельности на рынке, реализуется на практике через конкретные процедуры и инструменты. С точки зрения влияния на спрос, типичными являются следующие:
- исследования потребителей (их потребностей, спроса, мотиваций, предпочтений);
- исследования конкурентов и их некоммерческих продуктов;
- исследования и разработка некоммерческих продуктов;
- планирование и разработка
ассортимента некоммерческих
- разработка ценовой политики и ценообразование.
Некоммерческие организации, находящиеся на территории г. Чебоксары Чувашской Республики по состоянию на 01.01.2011 г.
1. Совет муниципальных
2. Благотворительный фонд образования "ДАР"
3. Негосударственное
4. Фонд "Региональная экономика"
5. Некоммерческое партнерство «
6. Фонд "Профессиональный клуб самбо "Четра"
7. Чувашский автотранспортный союз
8. Нотариальная палата Чувашской Республики
9. Негосударственное
10. Негосударственное
11. Объединение работодателей "Союз строителей Чувашии"
12. Образовательная автономная
некоммерческая организация "
13. Автономная некоммерческая
14. Автономная некоммерческая
15. Негосударственное
16. Коллегия адвокатов "ЮРКОН" Чувашской Республики
17. Фонд Чувашской национальной книги
18. Негосударственное
19. Фонд "Экологическая безопасность"
20. Автономная некоммерческая организация "Учебный центр"
21. Некоммерческая организация
"Фонд поддержки
22. Коллегия адвокатов "Доверие"
23. Чувашская Национальная Коллегия Адвокатов
24. Негосударственное
25. Некоммерческое партнерство "Попечительский совет МДОУ "Детский сад № 177 "Мерчен"
26. Автономная некоммерческая организация "ПЕРСПЕКТИВА"
27. Некоммерческое партнерство "Ассоциация друзей Волжского филиала МАДИ (ГТУ)"
28. Региональное отраслевое
29. Автономная некоммерческая
30. Ассоциация строительных
31. Некоммерческое партнерство "ФЕДЕРАЦИЯ СКАЛОЛАЗАНИЯ"
32. Фонд содействия развитию
венчурных инвестиций в малые
предприятия в научно-
33. Объединенная коллегия адвокатов Чувашской Республики
34. Негосударственное
35. Автономная некоммерческая
36. Некоммерческое партнерство
"Интернациональный социально-
37. Учреждение "Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности"
38. Ассоциация Участников Кадрового Рынка
39. Автономная некоммерческая
40. Некоммерческое партнерство "Центр содействия развитию ребенка "Содружество"
41. Фонд "Спортивный клуб единоборств "Отечество-Волга"
42. Некоммерческое партнерство "Спорт - клуб "Восторг"
43. Некоммерческое партнерство "Центр содействия развитию ребенка "Забота"
44. Некоммерческое партнерство "Попечительский совет МДОУ "Детский сад №70"
45. Некоммерческое партнерство "Гильдия пекарей и кондитеров"
46. Некоммерческое партнерство "Чебоксарский территориальный институт профессиональных бухгалтеров"
47. Некоммерческая организация
"Ассоциация охранных
48. Негосударственное (частное) образовательное учреждение "Экспериментальный лингвистический Центр"
49. Негосударственное