Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:00, курсовая работа
Рассмотрение аспектов такой деятельности в деталях и стало целью данной работы.
Поставленная цель обусловила необходимость разрешения следующих задач при написании работы:
1. определение значения оптовой и розничной торговли на современном этапе;
2. определение роли маркетинга в деятельности организации оптовой и розничной торговли;
3. определение значения правильного формирования ассортимента продукции в организациях оптовой и розничной торговли;
4. определение значимых направлений в принятии маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле.
стр.
Введение
2
Глава 1. Значение оптовой и розничной торговли на современном этапе и роль маркетинга в их деятельности
4
Параграф 1 Значение оптовой торговли и роль маркетинга в деятельности оптовых организаций
4
Параграф 2 Значение розничной торговли и роль маркетинга в деятельности предприятий розничной торговли
8
Глава 2. Формирование ассортимента продукции и организация маркетинговой деятельности в оптовой и розничной торговле
12
Глава 3. Принятие маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле
19
Параграф 1 Принятие маркетинговых решений в оптовой торговле
19
Параграф 2 Принятие маркетинговых решений в розничной торговле
25
Заключение
32
Список литературы
Так в настоящее время весьма распространен прямой товарообмен - бартерные сделки. При этом используются соглашения о поставке конкретного вида товара от одного предприятия другому, и наоборот. В бартерных сделках, как правило, присутствует натуральный товарообмен. В ходе реализации товаров могут назначаться конкурентные торги, при этом продавцы определяют условия торговли, дают характеристику товара или услуги в письменном виде. Покупатель, изучив предложения, выбирает лучшее на его взгляд.
Широкое распространение получает аукционная торговля, при которой продавец с целью получения большей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже. Аукционную продажу может проводить продавец непосредственно или посредническая организация, специализирующаяся на этом виде торговли. На аукционе предлагаются товары как большими партиями (оптовая торговля), так и отдельными изделиями (розничная торговля). Публичные аукционные торги производятся в заранее обусловленное время в специальном месте. Организация аукциона включает подготовку, осмотр товара потенциальными покупателями, непосредственно аукционный торг, оформление и исполнение аукционных сделок.
Значительная роль в оптовой торговле отводится товарной бирже. На бирже товар продается без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов (покупатель волен самостоятельно выбирать продавца, продавец - покупателя). Сделки заключаются только профессиональными посредниками - брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.
Возможность установления коммерческих контактов между производителем и потенциальным покупателем создают оптовые ярмарки. Оптовое назначение ярмарок состоит в налаживании непосредственных деловых контактов между субъектами рынка (производителями продукции, посредниками, покупателями), заинтересованными в реализации и приобретении конкретной товарной продукции.
8
1.2 Значение розничной торговли и роль маркетинга в деятельности предприятий розничной торговли
В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, то есть становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребитель приобретает нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли или общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий-изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье и т.д.
Задачей розничной торговли, по словам А. Криэ и Ж. Жаллэ является предоставление потребителям такой продукции, которая лучше всего удовлетворяет их нужды и соответствует их вкусам Криэ А., Жаллэ Ж. Указ. сочин. С. 124..
А.Н. Романов выделяет ряд функций, которые выполняет розничная торговля:
• исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
• определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
• осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
• проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
• осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
• проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
• оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультативные, рекламные, информационные и другие услуги Романов А.Н. Указ. сочин. С. 86..
Существует
множество различных типов
1. стационарную;
2. передвижную;
3. посылочную Романов А.Н. Указ. сочин. С. 86..
9
Стационарная торговая сеть - наиболее распространенная форма торговли. Включает в себя как крупные, современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам. Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа «магазин-склад»; товары в них не выкладываются на витрины, полки, что значительно снижает расходы по их погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа в них осуществляется по более низким ценам. Такие магазины работают, как правило, на окраинах крупных городов.
Создаются магазины, торгующие товарами по каталогам. Подобная торговля основана на предварительном отборе товара. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталоги, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой (или по e-mail, телефону). Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстративного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу, либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар.
Немалые
потенциальные возможности
Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому. При этом торговые агенты изготовителей, сбытовых, посреднических и торговых предприятий поставляют и реализуют продукцию непосредственно покупателю.
Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами. С помощью такой формы торговли потребители могут получать и некоторую продукцию производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия, метизы, подшипники и т.д.).
Показателем, характеризующим объемы и качество розничной торговли, является товарооборот. Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской ценности части общественного продукта в виде конкретных товаров. Розничный товарооборот отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.
Структура розничного товарооборота подразделяется на:
1. макроструктуру;
10
2. товарно-групповую;
3. товарно-ассортиментную;
4. микроструктуру Романов А.Н. Указ. сочин. С. 87..
Макроструктура
Товарно-групповая структура
Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента (костюмы, пальто, спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; мебель: для гостиной, спальни, кухни).
На структуру розничного товарооборота влияют следующие факторы:
1. социально-демографические,
2. экономические, определяющие
соотношение между
3. климатические условия;
4. национальные особенности
Проведя анализ указанных в данной главе фактов, можно сделать следующие выводы о значении оптовой и розничной торговли на современном этапе:
1. Общеэкономическое значение оптовой торговли состоит в том, что именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежного производства на внутренний рынок. Поэтому именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество товаров для завоевания места, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
2. О значении и месте оптовой торговли в системе торговли можно сказать следующее: существует ряд факторов, которые способствуют усилению роли оптовой торговли и обеспечивают действенность ее основных функций.
• Прежде всего, это увеличение объема товарооборота, которым сопровождается увеличение размера дохода на душу населения.
11
• Происходит увеличение объема не только распределяемых благ, но и разнообразия поступающих в продажу товаров.
• Рекламная деятельность ведет к тому, что одни и те же виды товаров предлагаются всем покупателям. В связи с этим формируется тенденция к деспициализации розничной торговли.
3. Важное хозяйственное значение оптовой торговли заключается в рационализации таких операций, как погрузочно-разгрузочные работы и доставка товаров потребителю, а также обеспечение обмена информацией между производителями и розничными торговцами.
Таким образом, предприятия розничной торговли - это существенный и динамичный элемент системы торговли.
4. Общеэкономическое значение розничной торговли состоит в том, что именно хозяйственная деятельность розничных торговых предприятий является привлекательным объектом для организации малого и среднего бизнеса, поэтому развитие розничной торговой сети является необходимым условием для нормализации экономики, снижения издержек потребления, повышения культуры торговли.
5. В системе торговли розничная торговля как одно из последних звеньев цепочки поставок обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и потребителя. В тоже время многие элементы современного ритейла тесно связаны со всей цепочкой поставок; нередко он занимает доминирующие позиции в процессе в целом. Крупные компании розничной торговли играют активную роль в организации распределения товаров по торговым предприятиям. Некоторые из них имеют собственные производственные мощности; в тоже время, часть производителей товаров управляют дистрибуцией и собственными магазинами.
6. Розничная торговля
Анализ рассмотренной в этой главе работы информации позволяет сделать вывод о том, что роль маркетинга в оптовой и розничной торговле заключается в организации свободного и конкурентного обмена для обеспечения эффективного совпадения предложения товаров и услуг и спроса на них.
Соответственно маркетинг в торговле призван способствовать организации обмена и коммуникации между продавцами и покупателями.
12
Глава 2. Формирование ассортимента
продукции и организация
Реализация продукции - это ее сбыт с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Реализация продукции является частью маркетинга, ее эффективность зависит от рекламной работы, исследования рынка и планирования ассортимента продукции.
Ассортимент товаров
- совокупность видов товаров, разновидностей
и сортов, объединенных или сочетающихся
по определенному признаку Ассортимент
товаров / Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Основными группировочными признаками товаров является производственный, сырьевой и потребительский Даненбург А.В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. СПб. 1993. С. 27..