Организация продаж на оптовом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка конкретных предложений по повышению эффективности управления запасами готовой продукции.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть функциональную роль запасов в процессе деятельности предприятия;
 проанализировать существующие методы управления запасами, в том числе и зарубежные, и оценить возможность его применения на конкретном предприятии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЗАПАСЫ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность и значение производственных запасов (запасов готовой продукции) 7
1.2 Процесс управления запасами готовой продукции 13
1.3 Показатели оценки состояния и использования готовой продукции 30
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
2.1 Характеристика предприятия как потребителя (поставщика материальных ресурсов 37
2.2 Анализ состояния производственных запасов (запасов готовой продукции) предприятия 49
2.3 Анализ работы складского хозяйства 55
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 64
3.1 Рекомендации по совершенствованию организации управления запасами готовой продукции на предприятии 64
3.2 Предложения по совершенствованию работы складского хозяйства предприятия 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89

Вложенные файлы: 1 файл

диплом работа.docx

— 332.64 Кб (Скачать файл)

Не менее важной задачей  является полный и практически ориентированный  статистический учет национального  материального запаса в целом - общей  величины и структуры, отражающей назначение основных образующих его частей. Имеющиеся  статистические данные этой цели пока не соответствуют и не обеспечивают хозяйственные и государственные  структуры достаточной по объемам  и нужной по содержанию информацией. Представляется необходимым, чтобы  статистическим учетом были охвачены все наличные материальные ресурсы  во всех типах хозяйств с подразделением этих ресурсов наследующие функциональные части.

Производственные запасы - продукция во всех типах хозяйств, приобретенная для использования  в процессе производства товаров (работ, услуг), но еще не вступившая в процесс  производства как таковой [21].

Запасы - продукция, находящаяся  в сфере обращения и предназначенная  для продажи:

  • готовая продукция собственного изготовления и товары, приобретенные со стороны, предназначенные для продажи, во всех типах производственных структур (включая отходы собственного производства, реализуемые на сторону).
  • товары в структурах оптовой торговли.
  • товары в структурах розничной торговли и общественного питания.
  • товары в процессе транспортировки.

Потребительские запасы - запасы продовольствия и промышленной продукции  текущего пользования в сфере  непроизводственного потребления:

  • Запасы продовольствия и предметов личного пользования, образуемые в целях общественного потребления (в учебных заведениях, дошкольных учреждениях, структурах здравоохранения и т.п.).
  • Запасы продукции в домашних хозяйствах.
  • Запасы всех видов продукции в вооруженных силах и приравненных к ним структурах.
  • Общественные материальные резервы.

Цели прикладного использования  функциональной структуры национального  материального запаса предопределяют некоторые отступления от ведущего принципа построения приведенной выше группировки - строгого разделения материальных запасов по их месту в процессе воспроизводства: по сферам производства, обращения и потребления [18].

В частности, запасы и общественном питании, включенные в группу 2.3., могут  объединять не только реализуемые товары (как собственного изготовления - готовую  продукцию, так и приобретенные  со стороны для продажи без  переработки), но и покупные сырые  продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления готовой продукции (то есть производственные запасы). Однако количественно эти поступления  не могут сколько-нибудь, ощутимо  сказаться на функциональной структуре  национального материального запаса: в стоимостном выражении основную долю в производственных запасах  и готовых изделиях общественного  питания занимает продукция краткосрочного хранения.

Более существенен комплексный  состав выделенных в обособленную функциональную группу запасов в вооруженных  силах (группа 4). Значительная часть  потребляемой в вооруженных силах  продукции расходуется на строительно-монтажные, ремонтные, профилактические и другие производственные работы вплоть до выпуска тех или иных изделий. Поэтому материальные запасы, обеспечивающие эти виды деятельности, можно было бы квалифицировать как производственные с отнесением части материальных запасов в вооруженных силах к потребительским.

Особо следует остановиться на запасах в домашних хозяйствах. Эта часть национального материального  запаса  до сих пор вообще не определялась и не принималась во внимание. Между  тем первый же опыт расчета запасов  в домашних хозяйствах исходя из данных ежегодно проводимых бюджетных обследований (ими охватывается около 49 тысяч  семей) показал, что только по семи группам  продовольствия эти запасы оценивались  около 55 трлн.руб. А это составляет менее половины вероятных запасов  в домашних хозяйствах. Таким образом, речь идет о величинах, значительно  превышающих запасы в розничной  торговле, и поэтому недопустимо  игнорировать эту часть национального  запаса [14].

Не менее важно и  то, что главным партнером домашних хозяйств на товарных рынках наряду с  физическими лицами является розничная  и мелкооптовая торговая инфраструктура. Весьма вероятно, что в перспективе  уровень запасов в домашних хозяйствах будет сокращаться (по крайней мере по продовольственным товарам), что, соответственно, приведет к некоторому росту запасов в торговой инфраструктуре. Этот фактор должен приниматься во внимание при разработке и осуществлении  стратегии развития инфраструктуры товарных рынков.

В этой связи необходимо значительно расширить перечень наименований продукции, учитываемой  при обследовании семейных бюджетов. Он должен включать продукцию, приобретаемую  домашними хозяйствами со стороны  для нужд собственного потребления, и продукцию собственного производства для нужд внутреннего потребления  и реализации на сторону.

По натурально-вещественному  составу - это топливо (твердое, жидкое и газ в баллонах), горюче-смазочные  материалы для двигателей внутреннего  сгорания и других механизмов, материалы для строительства и ремонта жилья и других объектов домашнего хозяйства, материалы для индивидуальной трудовой деятельности, семена, корма для животных, удобрения и средства защиты растений, запасные части к собственным машинам и механизмам, боеприпасы для охоты, сельскохозяйственное сырье (шерсть, шкуры, кожи, плоды масленичных культур и т.п.)., все виды продовольствия, текстиль, моющие и др. подобные средства, медикаменты и перевязочные средства, парфюмерия и косметика, писчебумажная продукция и т.д.[7].

Еще один важный аспект организации  статистического учета национального  материального запаса - систематическая  оценка его региональной структуры. Сейчас это делается только по запасам  товаров в розничной торговле. Между тем рынок становится единым и требует адекватного наблюдения.

Может сложиться впечатление, что учет материальных запасов в  домашних хозяйствах и учет региональной структуры национального запаса нужны лишь для удовлетворения любознательности отдельных исследователей. Это не так.

Если исходить из актуальности проблемы развития торговой инфраструктуры товарных рынков (что подтверждается масштабными  мероприятиями в  этой области, осуществляемыми правительством Москвы и некоторых других регионов, а также постановлением правительства  России о разработке целевой программы  развития инфраструктуры товарных рынков), то становится ясной сугубо практическая сторона вопроса. Знание состояния  и динамики запасов в домашних хозяйствах, специфики формирования запасов в конкретных регионах - необходимое условие определения  обоснованной стратегии становления  и развития торговой инфраструктуры и экономике рыночного типа. Учет товарных потерь в торговле

Торговая деятельность - инициативная, самостоятельная деятельность юридических и физических лиц по осуществлению купли и продажи потребительских товаров в целях получения прибыли [5].

Предприятия, занимающиеся торговой деятельностью, независимо от форм собственности определенным образом классифицируются по виду торговой деятельности на следующие основные виды:

— предприятия оптовой  торговли, сфера предпринимательской деятельности которых состоит в приобретении и соответствующем преобразовании товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности;

— предприятия розничной  торговли, сфера предпринимательской деятельности которых состоит в продаже товаров на основании устного или письменного договора купли-продажи непосредственно конечным потребителям;

— предприятия общественного  питания, основной функцией которых  является не только продажа продовольственных товаров непосредственному потребителю, но и изготовление продовольственных товаров и продуктов питания из соответствующего сырья;

— предприятия торгово-посреднические, выполняющие посредническую функцию по продаже товара.

Собственно сущность торговли и ее полезность заключаются в процессе организации товарного движения в обмен на денежные средства, то есть организации товарно-денежного обращения и доведения произведенного производителем продукта до конечного потребителя, поскольку общественное признание продукт получает только во время реализации [4].

Необходимые размеры запасов  устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных  размеров разовой поставки и других факторов. Работники следят за соответствием  фактических запасов товаров  установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению  завоза товаров в магазин или  активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

  • снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т.д.;
  • просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах;
  • низкое качество поставляемых товаров;
  • несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин завышения  фактических запасов товаров  следует принять меры по ускорению  реализации этих товаров, а также  ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем  более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж  в других населенных пунктах.

Для управления запасами готовой  продукции все более широкое  распространение получает электронная  техника. В первую очередь это  кассовые терминалы с системой учета  товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью  такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль над  запасами готовой продукции в  фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).

Процесс реализации товаров  требует постоянного наличия  на предприятиях торговли запасов. Формирование необходимых размеров запасов позволяет  торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания  на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций запасов.

По своему назначению запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза [8].

Основную массу всех запасов  торгового предприятия составляют запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной  продажи товаров в текущем  периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в  первую очередь, по таким товарам, которые  имеют значительный разрыв во времени  между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы  или по другим причинам не может  быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном  выражении или размером запасов  в днях товарооборота. Они находятся  в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Логистический подход к управлению запасами готовой продукции предусматривает  отказ от функционально ориентированной  концепции в этой области, так  как она имеет следующие недостатки: проблемы, возникающие в создании и хранении запасов, часто решаются по принципу поиска виновного в другой структуре, вместо выявления их истинных причин; любое функциональное звено  каждой организационной структуры  разрабатывает свою собственную  политику запасов, что не всегда согласовывается  на более высоком уровне; реализация, как правило, обеспечивается излишками  товарно-материальных запасов [12].

Запас статичен, так как  в моменты между продажами  он принадлежит одному владельцу. Однако в пространстве он может перемещаться, что означает процесс товародвижения. С точки зрения хозяйственного процесса можно рассматривать следующие  его составляющие:

  • складирование готовой товарной продукции у предприятия-изготовителя;
  • начальная стадия товародвижения, связанная с подготовкой товара к продаже, завершающая процесс непосредственного производства товара и начинающая его перемещение за пределы собственного производства;
  • перевозка товаров;
  • складирование и хранение на терминалах и в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
  • приемка товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли, и поступление их на склады потребителей, органически связанное с формированием запасов товарной продукции.

На уровне предприятия, в  том числе и торгового, запасы относятся к числу объектов, требующих  больших капиталовложений, и поэтому  представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия  и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.

Информация о работе Организация продаж на оптовом предприятии