Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:13, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование торгового предприятия, чья сбытовая и коммуникационная деятельность основана на личной продаже.
Первая часть посвящена изучению теоретических аспектов рассматриваемых вопросов.
Во второй части рассмотрено и проанализировано состояние выбранного мною предприятия торговли.
Субъектом исследования выступает торговое предприятие "Орифлэйм".
Предприятие "Орифлэйм" - косметическая компания специализирующаяся на прямых продажах.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1.Теоритические основы организации личных продаж.......................5
1.1 Понятие, процесс личной продаж..................................................................5
1.2 Организация личных продаж.....................................................................9
1.3 Простая структура отдела продаж..........................................................10
1.4 Географическая, территориальная специализация.................................11
1.5 Товарная специализация и рыночная специализация..............................13
1.6 Специализация по типам клиентов...........................................................18
1.7 Организация на основе имеющихся и новых клиентов...........................19
1.8 Организация по кластерам потребительского поведения и торговым каналам............................................................................................................20
1.9 Сочетание организационных принципов..................................................21
Глава 2.Анализ организации личных продаж на примере торгового предприятия "Орифлэйм".................................................................................27
2.1Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия "Орифлэйм".......................................................................................................27
Заключение
Список использованной литературы
Достоинства:
Основной
плюс данной структуры в ее простоте. Она
часто используется в крупных компаниях
- производителях, предлагающих на рынке
однородную продукцию. Предназначенную
для вполне определенного сегмента клиентов.
1.4 Географическая, территориальная специализация.
Является наиболее распространенной системой разделения сфер отве6тственности и линейной власти над продавцами.
При данной специализации торговый представитель или менеджер закрепляется на определенной территории и ведет тех клиентов, которые находятся на этой территории. Основой для формирования групп торговых представителей тоже является территория продаж. Как за каждым отдельным продавцом, так и за группой продавцов может быть закреплена определенная географическая зона, так называемая "территория".
Достоинства:
Главное достоинство - возможность наибольшего охвата рынка. Когда есть деление по территориальному принципу, продавцу ничего не остается, кроме как работать с теми, кто там есть. И это достаточно полезно для дела, потому что при отсутствии территориального разделения очень часто продавцы ограничиваются работой в основном с теми, кто покупает сам. То есть, выбирая легкий путь, занимаются только "снятием сливок".
Территориальная специализация позволяет лучше контролировать торговых представителей и сбыт. Легче определить, кто ответственен за те или иные пробелы в работе, за положительные достижения. Потому что у каждого есть "своя территория влияния".
Немаловажный плюс заключается в том, что достаточно часто при возникновении у компании проблем на определенной территории бывает незаменимым участие в их решении местного специалиста, сотрудника компании. Как правило, в случае территориальной специализации торговый представитель выполняет также функцию эксперта на своей территории. Он знает, кто может помочь или помешать решению возникших проблем, с помощью каких сил и как можно изменить ситуацию в нужную сторону.
Нет
пересечений с другими
Можно
существенно сократить
Легче оценить эффективность работы продавцов, сравнивая одну территорию с другой. При этом, конечно, не нужно забывать, что территории тоже бывают разными.
Недостатки:
Может возникать эффект "замыливания глаз". Торговый представитель может ходить мимо клиента и не видеть его, для этого у него уже не хватает ни времени, ни возможностей.
Еще
один важный недостаток - присутствие
фактора негативного опыта. Продавец
связан с конкретной территорией. Пришел
он сегодня к потенциальному клиенту,
ему сказали "нет". Пришел завтра
к нему же - опять сказали "нет". И
больше он туда не пойдет. А время идет.
Все меняется, настроение и отношение
клиента к предлагаемой продукции тоже.
Но у продавца уже сформировалось негативное
восприятие - "там уже рыбы нет". И
теперь его ноги полностью отказываются
двигаться в сторону клиента, который
два раза дал отрицательный ответ на предложения.
Он этого клиента просто уже не замечает,
старается забыть о нем навсегда. Но все
мы знаем, что в этом мире стабильны только
перемены. И у потенциального клиента
они уже могли произойти, и ему может потребоваться
ваш товар, но у торгового представителя
складывается четкое отношение: "Здесь
рыбы нет".
1.5 Товарная
специализация и рыночная
Условно можно выделить два вида товарной специализации.
-товарно-операционная специализация,
-товарно-функциональная специализация.
Первый вид - товарно-операционная специализация. То есть товары разбиты на несколько групп, скажем, А, В, С. Каждая группа закреплена за отдельным коллективом продавцов, которые продают только эти товары, включенные именно в данную группу. Товарно-операционная специализация чаще всего используется, если компания продает:
множество сложных технических товаров, как, например, в сфере электроники;
тысячи товаров - например, компания является оптовым продавцом электронных устройств;
очень разнородные, не связанные друг с другом товары.
Например, продаются таблетки и перевязочные материалы. Одна команда сидит только на таблетках, другая - на перевязочных материалах. Или компания, торгующая изделиями из резины, может использовать три подразделения торговых представителей для продажи покрышек для грузовиков и легковых машин, резиновой обуви и промышленных резиновых товаров вроде приводных ремней, втулок и изоляционных материалов.
То есть если в случае регионального распределения достаточно наличия директора по продажам, руководителя, который охватывает все виды продукции, то здесь уже вводятся, к примеру, должности супервайзеров товара А, товара В, товара С. И у каждого могут быть свои торговые представители, которые занимаются продажей именно этого товара. То есть продавцы, подчиненные непосредственно им.
Достоинства:
Во-первых, как показывает практика, продавцы становятся экспертами своего товара, они знают, что они продают. И это позволяет им показывать растущую результативность продаж.
Во-вторых,
появляется возможность управления
ассортиментом продаваемой
Следующее преимущество - это возможность торгового агента или группы агентов концентрировать свои усилия в направлении продвижения конкретного товара, не беспокоясь о конкуренции с другими группами или агентами.
Кроме
того, специализация по товарам позволяет
более точно оценить
Еще одно важное преимущество в удобстве управления группами, отдельными агентами. Сосредоточенность на определенных видах товаров позволяет лучше организовать процесс контроля над качеством работы, выполнения составленных планов.
Недостатки:
Самый главный недостаток - это практически неизбежная путаница при организации логистики. Работая с разными товарными группами, у торговых представителей возникает большая проблема с согласованностью в процессе обслуживания конкретных клиентов. В результате к одному и тому же клиенту в тот же самый день могут обратиться продавцы одной и той же компании, предлагая свои товарные позиции. А это далеко не всегда нравится клиентам.
Более
существенной отрицательной стороной
такой несогласованности
Второй вид товарной специализации - товарно-функциональная специализация.
Она
позволяет руководству
Компания включает в процесс работы с товарными группами так называемых менеджеров по товару (в некоторых компаниях - бренд-менеджеров или менеджеров товарной категории). Каждый из них отвечает за планирование и разработку маркетинговой программы для отдельной группы товаров. При этом они не имеют непосредственной власти над отдельными продавцами или менеджерами, руководителями групп. Они могут лишь консультировать и давать рекомендации менеджерам, отвечающим за товарную линию.
Торговые представители фирмы при этом не специализируются по товарам - они продают весь товарный ассортимент.
Компания
может прибегнуть к этой структуре,
если хочет воспользоваться
Если в предыдущей схеме каждый вид товара или товарной группы имел своего супервайзера, то при этой схеме существует начальник отдела продаж и под его управлением торговые представители. А рядом присутствуют еще менеджер товара А, менеджер товара Б, которые общаются с торговыми представителями на уровне консультаций. То есть они ему не могут приказать. Приказать не могут, но каждый пытается мотивировать продавцов, чтобы больше упор делали на их товар, проводя для этого соответствующие акции. Как правило, метод более действенный. То есть каждый занимается своим товаром, тащит свою группу и уже взаимодействует с продавцами на этом уровне.
Соответственно здесь удается решить проблему с повторными обращениями к одним и тем же клиентам и тем самым еще одну, не менее важную проблему предотвращения роста логистических затрат.
Улучшается также возможность планирования функциональной деятельности в целом, путем включения в процесс планирования результатов и возможностей всех товарных групп.
Что касается недостатков, то главным из них можно считать отсутствие возможности прямого воздействия на клиентов. Кто на кого учился, что лучше умеет или за что дадут больше премии, бонусов, то и продает.
Рыночная специализация
Речь идет о классификации по отрасли промышленности, или по каналу дистрибуции. Например, сталелитейная отрасль, трубопрокатная отрасль, энергетика, нефтеперерабатывающая отрасль - или свежезамороженные продукты, мясоперерабатывающая отрасль и так далее.
Менеджер по продажам, ответственный за каждую отраслевую группу, является линейно-операционным руководителем, наделенным властью в отношении одной группы торговых служащих.
Эти руководители не имеют у себя в подчинении функциональных менеджеров. Каждый торговый представитель фирмы продает всю линию товаров, используемых соответствующей группой потребителей.
В последние годы наблюдается рост темпов распространения рыночной специализации в торговых организационных структурах, тогда как товарная специализация, во всяком случае, в некоторых отраслях, встречается все реже.
Предполагается, что тенденция сохранится и в будущем.
Безусловно, рыночная специализация согласуется с идеей ориентации на потребителя, которая лежит в основе маркетинговой концепции.
Достоинства:
На каждом отраслевом рынке существует своя специфика, свои правила, традиции, особенности. Рыночная специализация позволяет продавцам углубиться в процесс выявления и освоения этих специфических тонкостей. Что означает повышение качества и эффективности работы. Время в этом случае работает в пользу компании, потому что оно позволяет накопить некое понимание проблем и возможностей в рамках отрасли, недоступное тем, кто пытается войти на данный рынок с ходу.
Недостатки:
Рыночная
специализация порождает
Кроме
того, если разделение продавцов по
рынкам не приводит к той или иной
товарной специализации, то организация,
ориентированная на клиентов, может
иметь еще и недостатки, связанные
с продажами всей товарной линии
каждым торговым представителем.
1.6 Специализация по типам клиентов.
Рано или поздно компании приходят к осознанию необходимости разделения клиентов по разным критериям. Как правило, самый распространенный вариант - разделение на три категории: клиенты А, В, С.
Информация о работе Организация системы личных продаж предприятия