Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является денежно-кредитная политика государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
1. Проанализировать сущность, инструменты денежно-кредитной политики государства, назначение резервной системы ЦБ РФ;
2. Рассмотреть рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке;
3. Проанализировать уровень инфляции в РФ в (2011-2012) годах;
4. Рассмотреть динамику потребительских цен в РФ, динамику цен на рыночные услуги в 2012 году;
5. Проанализировать динамику показателей денежно-кредитной сферы в 2012 году.
Обьектом исследования является денежно-кредитная политика государства.
Введение 2
1. Сущность, инструменты денежно-кредитной политики государства 4
1.1. Сущность и назначение резервной системы ЦБ РФ 4
1.2. Рефинансирование коммерческих банков 10
1.3. Операции на открытом рынке 13
1.4. Цели и методы проведения денежно-кредитной политики 14
2. Анализ уровня инфляции в РФ в (2011-2012) годах 19
2.1. Динамика потребительских цен в РФ 19
2.2. Динамика цен на рыночные услуги в 2012 году 26
2.3. Динамика показателей денежно-кредитной сферы в 2012 году 28
3. Основные направления развития денежно-кредитной политики в РФ 32
Заключение 39
Библиографический список 42
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. В связи с этим выбранная тема представляется чрезвычайно актуальной. В настоящее время невозможно представить себе экономиста, не разбирающегося в макроэкономических процессах.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет ЦБ РФ.
Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.
Актуальность темы курсовой работы определена ролью денежно-кредитной политики государства в масштабах экономики стран в целом и значением его для российских потребителей товаров и услуг.
Целью курсовой работы является денежно-кредитная политика государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
1. Проанализировать сущность, инструменты денежно-кредитной политики государства, назначение резервной системы ЦБ РФ;
2. Рассмотреть рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке;
3. Проанализировать уровень инфляции в РФ в (2011-2012) годах;
4. Рассмотреть динамику потребительских цен в РФ, динамику цен на рыночные услуги в 2012 году;
5. Проанализировать динамику показателей денежно-кредитной сферы в 2012 году.
Обьектом исследования является денежно-кредитная политика государства.
Предметом исследования является денежно-кредитная политика РФ в 2012 году.
Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов [4,с.47].
Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года).
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.
Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её).
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Для практического осуществления денежно-кредитной политики важно установить, на основе каких показателей и факторов Центральный банк оценивает результаты своей деятельности. Такие показатели, как темп роста цен или рост реального валового продукта, вряд ли могут быть использованы напрямую, так как они являются результатом взаимодействия всех участников экономического процесса и зависят от поведения многих рыночных субъектов, а также от государственной бюджетной политики.
Кроме того, необходимо помнить, что стимулирующее действие политики центральных банков начинается на денежном рынке (рынке капиталов), распространяется через финансовые рынки и проявляется в решениях на уровне государства и экономики в целом. Эта характерная особенность монетарного трансмиссионного процесса не позволяет оценивать результаты денежно-кредитной политики, используя какой-либо отдельный инструмент (например, только величину дисконтной ставки и ее колебаний).
Результаты денежно-кредитной политики в статике и динамике можно оценить только с помощью монетарных индикаторов, которые в определенном смысле являются связующим звеном между денежным рынком (как сферы непосредственного осуществления операций Центрального банка) и основными экономическими показателями, находящимися под влиянием денежно-кредитной политики.
Поэтому не случайно с начала 70-х годов, когда мировые инфляционные тенденции приобрели новую динамику и общая международная обстановка сильнее, чем прежде, препятствовала стабилизирующим усилиям денежно-кредитной политики, перед многими центральными (национальными) банками встала задача нахождения приемлемых монетарных индикаторов и промежуточных целевых величин. Такой промежуточной целевой величиной стала динамика величины денежной массы в качестве официального показателя денежно-кредитной политики [5,с.11].
Статистической основой показателей денежной массы Ml, М2 и МЗ является денежная и банковская статистика. Данные по этим показателям рассчитываются ежемесячно в рамках консолидированного баланса банковской системы, включая баланс Центрального банка, а анализ осуществляется в рамках так называемого монетарного анализа.
Таким образом, в основу экономической политики государства и денежных властей положены: достижение экономического роста, обеспечение занятости, стабильность цен, устойчивость платежного баланса.
Выбранные
параметры закладываются в финансовую
программу и представляются в ежегодном
официальном документе Центрального банка
«Основные направления денежно-кредитной
политики», который обсуждается и принимается
Правительством и Государственной Думой.
Как монетарная политика денежных властей
выступает частью экономической политики
государства, так и ее целевые показатели
по денежно-кредитным счетам есть часть
финансовой программы.
В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называю обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норма обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.
Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).
В финансовой статистике промышленно развитых стран для определения денежной массы применяется следующий набор основных денежных агрегатов:
агрегат М-1 – включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;
агрегат М-2 – состоит из агрегата М-1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);
агрегат М-3 – содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;
агрегат М-4 – состоит из агрегата М-3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.
В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии – три, в Англии и Франции – два.
Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.
Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерации предусмотрены следующие денежные агрегаты:
агрегат М-0 – наличные деньги;
агрегат М-1 – равен агрегату М-0 плюс расчетные текущие и прочие счета (расчетные счета, специальные счета, счета капитальных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбербанке;
агрегат М-2 – равен агрегату М-1 плюс срочные вклады в Сбербанке;
агрегат М-3 – равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.
Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения.
Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег – показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.
В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:
– показатель скорости обращения в кругообороте доходов – отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;
– показатель оборачиваемости денег в платежном обороте – отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.
В РФ в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и учреждений Сбербанка, на среднегодовую массу денег в обращении.
Информация о работе Основные направления развития денежно-кредитной политики в РФ