Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является денежно-кредитная политика государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
1. Проанализировать сущность, инструменты денежно-кредитной политики государства, назначение резервной системы ЦБ РФ;
2. Рассмотреть рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке;
3. Проанализировать уровень инфляции в РФ в (2011-2012) годах;
4. Рассмотреть динамику потребительских цен в РФ, динамику цен на рыночные услуги в 2012 году;
5. Проанализировать динамику показателей денежно-кредитной сферы в 2012 году.
Обьектом исследования является денежно-кредитная политика государства.
Введение 2
1. Сущность, инструменты денежно-кредитной политики государства 4
1.1. Сущность и назначение резервной системы ЦБ РФ 4
1.2. Рефинансирование коммерческих банков 10
1.3. Операции на открытом рынке 13
1.4. Цели и методы проведения денежно-кредитной политики 14
2. Анализ уровня инфляции в РФ в (2011-2012) годах 19
2.1. Динамика потребительских цен в РФ 19
2.2. Динамика цен на рыночные услуги в 2012 году 26
2.3. Динамика показателей денежно-кредитной сферы в 2012 году 28
3. Основные направления развития денежно-кредитной политики в РФ 32
Заключение 39
Библиографический список 42
На услуги за 2012 год прирост цен и тарифов – на 7,3% ниже, чем год назад – на 8,7%, на что оказал влияние более умеренный рост цен и тарифов на товары (услуги) инфраструктурных отраслей в 2012 году.
Регулируемые тарифы на услуги, оказываемые населению, по оценке Минэкономразвития России согласно данных Росстата, в 2012 году увеличены на 8,9% против 11,2% в 2011 году [13,с.51].
Рост тарифов на услуги организаций ЖКХ, оказываемые населению, в 2012 году снизился до 9,6% против 11,9% в 2011 году, за счет ужесточения тарифной политики на услуги, предоставляемые населению.
Правительством Российской Федерации установлен предельный рост цен и тарифов: с июля - оптовые цены на газ и тарифов на электроэнергию, отпущенную для населения на 15% и 6% соответственно. Повышение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2012 году осуществлено в два этапа при установленном предельном росте тарифов с 1 июля и с 1 сентября – по 6 процентов.
Фактически тарифы в среднем по России выросли: на газ сетевой (с учетом надбавок ГРО и ПССУ) - на 14,4%, на водоснабжение и водоотведение – на 11,4%, на водоснабжение горячее – на 12,0%, на отопление – на 10,2% (без учета изменения отпуска).
Плата за проезд в городском пассажирском транспорте (расчет Минэкономразвития России по четырем видам) с начала года выросла на 6,6%, год назад – на 7,1 процента.
Услуги связи подорожали на 1,7%, что ниже, чем год назад – на 3,1%, в том числе в регулируемом секторе – на 5,3% против 7,7% годом ранее.
Прирост цен на рыночные услуги в среднем по группе ниже, чем год назад – 6,2% против 7,1%, при росте предложения практически на все виды услуг.
Цены на услуги пассажирского транспорта с начала года выросли – на 6,9%, год назад – на 9,1%. На воздушном транспорте, по итогам года оплата выросла на 7,5% год назад – на 9,7 процента. Оплата услуг железнодорожного транспорта выросла более умеренно - на 7,1% (9,5% год назад), при этом в регулируемом секторе установленный Правительством рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании - 10%. В декабре цены выросли на 20,1% в соответствии с применением гибкого графика тарифообразования.
На рис.7. приведена динамика цен на рыночные услуги в 2012 году прирост цен, в %, декабрь к декабрю предыдущего года.
Рис.7.
Рис.7. Динамика цен на рыночные услуги в 2012 году
По данным Росстата, в промышленности (СDE) за 2012 год индекс цен производителей в среднем составил 105,1% (в 2011 году – 112,0%) в связи с ухудшением мировой конъюнктуры, падения внешнего спроса и замедления темпов роста отечественной экономики [13,с.41].
Рост цен на торгуемые на внешних рынках товары за январь-декабрь умеренный - на 4,4% (рост на 19,3% год назад) вследствие замедления темпов роста цен на нефтепродукты, снижения цен на металлы на фоне сокращения спроса и падения цен на мировых рынках. Следуя за мировой конъюнктурой, внутренние цены на торгуемые товары с мая по декабрь упали на 1,2 процента.
В 2012 году динамика показателей денежно-кредитной сферы формировалась в условиях замедления экономической активности, сохранения темпов инфляции, близких к предыдущему году, и тенденции к оттоку частного капитала. Основным фактором экономического роста оставался внутренний спрос на товары и услуги. Рост реальной заработной платы, объемов банковского кредитования и увеличение численности занятых способствовали повышению потребительских расходов населения.
Повышение гибкости курсообразования позволило сгладить влияние внешних шоков на российскую экономику. В декабре 2012 г. по отношению к декабрю 2011 г. индекс номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам возрос на 2,1 процента. Несмотря на незначительное изменение обменного курса рубля, отмечалось повышение склонности экономических агентов к накоплению средств в иностранной валюте.
Под влиянием сложившихся макроэкономических показателей в 2012 году происходило замедление роста спроса экономических агентов на национальную валюту. Объем денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) по состоянию на 1 декабря 2012 г. составил 25080,6 млрд. руб., увеличившись за одиннадцать месяцев текущего года на 2,4% (за январь-ноябрь 2011 года – на 9,5 процента). При этом годовой темп прироста денежного агрегата М2 снизился до 14,4% по сравнению с 22,3% на начало года, в реальном выражении – до 7,4% по сравнению с 15,3% соответственно.
Продолжились позитивные изменения в макроструктуре денежной массы: при увеличении ее безналичной составляющей на 3% объем наличных денег в обращении возрос на 0,6%, что привело к сокращению доли наличных денежных средств в структуре агрегата М2 с 24,3% на начало 2012 года до 23,8% на 1 декабря 2012 года.
Основным фактором, повлиявшим на замедление динамики ресурсной базы кредитных организаций, стало снижение средств на счетах нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций в национальной валюте, составившее за январь-ноябрь 2012 года 6,1% (в аналогичный период 2011 года наблюдался рост на 6,2 процента).
Срочные депозиты организаций за январь-ноябрь 2012 года сократились на 3%, а остатки средств на их текущих и расчетных счетах в национальной валюте – на 8,7 процента. Соответственно, удельный вес срочных депозитов в структуре рублевых депозитов организаций возрос с 45,4% до 46,9 процента.
Вклады населения в национальной валюте демонстрировали более стабильную динамику: за январь-ноябрь 2012 г. их прирост составил 11,1% по сравнению с 13,3% за аналогичный период 2011 года. Начиная с III квартала 2012 г. на фоне увеличения ставок по депозитам физических лиц наметилась тенденция к увеличению их месячных темпов прироста. Структура вкладов населения за одиннадцать месяцев 2012 года характеризовалась сохранением опережающего роста срочных вкладов по сравнению с вкладами до востребования (прирост на 14,5% и снижение на 1% соответственно).
В сложившихся экономических условиях объем средств, привлеченных кредитными организациями в депозиты в иностранной валюте, в долларовом эквиваленте увеличился за январь-ноябрь 2012 года на 19,9% (за аналогичный период 2011 года – на 12,5 процента). При этом объем вкладов населения в иностранной валюте в долларовом эквиваленте возрос на 17,5%, а депозитов организаций – на 22,5% (за одиннадцать месяцев 2011 года – на 9,5% и 15,6% соответственно). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре общего объема безналичных средств увеличился с 18,7% на начало 2012 года до 20,6% по состоянию на 1 декабря 2012 года.
По данным Банка России, о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, в январе-ноябре 2012 г. чистый спрос населения на наличную иностранную валюту увеличился в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составил 17,1 млрд. долларов США.
Вышеуказанные факторы определили превышение темпа прироста широкой денежной массы над темпом прироста агрегата М2: за одиннадцать месяцев 2012 года объем денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте увеличился на 4,5% (за аналогичный период 2011 года – на 10,5 процента). Основными источниками ее роста стали увеличение требований банковской системы к населению и организациям на 4,9 трлн. руб., или на 18,2%, и чистых иностранных активов банковской системы – на 0,6 трлн. руб., или на 3,3 процента. В то же время произошло снижение чистых требований банковской системы к органам государственного управления на 2,9 трлн. рублей [12,с.27].
Банк России формирует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики государства. В 2012 году этом году документ представлен в виде программы «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на три года. Учитывая напряженное состояние как мировой, так и отечественной экономики, ожидалось, что столь важный документ, содержащий планы реализации денежно-кредитной политики Банка России, не станет простой формальностью. Заинтересованные субъекты надеялись получить если не стратегию прорыва, то план конкретных мер по обеспечению устойчивого развития денежно-кредитной сферы страны.
Автором предпринята попытка оценить данный документ на предмет динамики кредитно-денежной политики Центрального Банка РФ, его конкретности и способности стать программой действий, понятной для всех активных участников рынка. Сам факт, что Банк России пытается прогнозировать свои действия и состояние экономики на трехлетний период, дает основания полагать, что в документе должны быть некие принципиальные моменты как по недопущению развития кризисной ситуации в денежно-кредитной сфере, так и возможные действия по обеспечению экономического роста.
Инструменты денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим образом:
Анализируя предложенную группу инструментов, необходимо отметить, что регулирование ставки процента является инструментом прямого регулирования, остальные — косвенного регулирования. При переходе к рыночным отношениям косвенные инструменты зачастую вытесняют инструменты прямого регулирования.
В настоящее время Центральным банком РФ проводится политика рационального увеличения учетной ставки (ставки рефинансирования). В настоящее время (с 14 сентября 2012 г.) она составляет 8,25 %. Минимальный размер ставки пришелся на середину кризиса и составлял 7,75 % в период с 1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.
Роль Банка России в регулировании денежно- кредитных отношений ограничена главным образом политикой рефинансирования, которая в условиях кризиса, с учетом настойчивых рекомендаций банковского сообщества, наконец активизировалась. Вряд ли столь узкое понимание роли денежно-кредитной политики именно в кредитном регулировании можно признать достаточным. Вхождению денег в хозяйственный оборот следует придать кредитный характер. Только в таком качестве, согласно общепризнанной теории, деньги в современной экономике не только выполняют свои функции, но и способствуют расширению деловой активности. Рассмотрение кредита главным образом как инфляционного фактора игнорирует его позитивную роль как ускорителя общественного развития. Это нужно для увеличения выпуска денег именно по линии кредитования экономики, а не только в зависимости от динамики официальных международных резервов, объем которых в условиях кризиса сократился.
При проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешевым, следовательно более привлекательным. Возрастание объемов инвестиционных средств должно привести к расширению производства. Предложение денежной массы в стране возрастает.
Изменение учетной ставки ЦБ РФ стоит рассматривать скорее как индикатор денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Соответственно достаточно быстро происходит цепочка изменений: рост ставки на рынке межбанковского кредита; рост ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору.
Еще один существенный инструмент контроля над денежной массой — это операции на открытом рынке. Данный инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Эти операции считаются наиболее важным методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов коммерческих банков.
Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики. При нарастании в стране инфляционных тенденций государство выпускает государственные ценные бумаги. Основной целью продажи ценных бумаг является изъятие из оборота части денег для снижения инфляционного давления на финансовую систему.
Одной из ключевых проблем в реализации мер денежно-кредитной политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах). По нашему мнению, именно решение данной проблемы должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики. Будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.
Обратимся к балансу Банка России, который является хорошим индикатором того, под какие активы происходит эмиссия национальной валюты. По состоянию на 01.01.2012 в структуре его активов на статью «Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов» приходилось 71,28 % активов, а на статью «Кредиты и депозиты» — 22,82 %, по состоянию на 01.10.2011–77,31 и 14,56 % соответственно.
Одним из заметных мест проекта Основных направлений является оценка показателей денежной программы. В качестве ее ключевых показателей Центральным банком выбраны:
Информация о работе Основные направления развития денежно-кредитной политики в РФ