Основные понятия консалтинговых услуг в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:48, реферат

Краткое описание

Отправной точкой развития консалтинга в мире принято считать начало двадцатого столетия, когда мощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подход к организации предприятий, его управления и структуры. В крупном бизнесе возникла катастрофическая нехватка информации, новых знаний и навыков, способных помочь перестроиться в соответствии с новыми условиями, которые диктовал рынок, а также возросшей конкурентной борьбой.

Содержание

1. История возникновения рынка консалтинговых услуг
2. Определение консалтинга
3. процессный, экспертный, обучающий
4. Классификация консалтинговых услуг
5. Виды услуг, включающихся в консалтинг
6. История консалтинга в России
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история консалтинга.docx

— 56.80 Кб (Скачать файл)

                 История возникновения рынка консалтинговых услуг

 

Отправной точкой развития консалтинга в мире принято считать  начало двадцатого столетия, когда  мощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подход к организации предприятий, его  управления и структуры. В крупном  бизнесе возникла катастрофическая нехватка информации, новых знаний и навыков, способных помочь перестроиться  в соответствии с новыми условиями, которые диктовал рынок, а также  возросшей конкурентной борьбой. Именно тогда появились первые консультанты: Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон и Артур Д. Литтл, чьи работы в области научной организации труда и эффективности производства принесли им мировую известность. В 1914 году Эдвин Буз организовал службу деловых исследований, ставшую одной из первых консалтинговых компаний в мире - "Booz Allen Hamilton".

Однако вплоть до начала 30-х годов прошлого столетия консалтинга  как отдельной отрасли экономики  не существовало. Количество фирм, занятых  в этой сфере, было настолько мало, что говорить о буме консультационных услуг просто немыслимо. Проблемы, которыми занимались эти немногочисленные консалтинговые компании, были очень узконаправленными  и сводились в основном к маркетингу, сбыту и управлению человеческими  ресурсами.

Переломным моментом или  очередным этапом развития рынка  консалтинговых услуг можно считать  конец 20-х – начало 30-х годов. Стало  очевидным, что нормальное развитие бизнеса невозможно без использования  стратегического, маркетингового и  кадрового планирования. Более того, спрос на данный вид услуг проявлялся не только со стороны крупных частных  промышленных фирм, но и со стороны  государственного сектора и военных  структур, что существенным образом  поддержало молодой рынок и дало ему довольно мощный заряд к дальнейшему  развитию. Именно в этот период было открыто сразу несколько консалтинговых фирм, не просто существующих и в  наше время, но и считающихся основателями современного консалтинга.

В 1926 году Джеймс МакКинси и Эндрю Томас Карни основали фирму, давшую начало двум крупнейшим консалтинговым компаниям мира - "McKinsey & Company" и "A.T. Kearney". Последняя в 1995 году "слилась" с компанией Electronic Data Systems (EDS), специализирующейся на информационных технологиях. Десять лет спустя, в конце 2005 года A.T. Kearney снова стала независимой частной компанией, выкупив свои акции у компании EDS.

Определенный и, как оказалось  в дальнейшем, существенный вклад  в развитие рынка консалтинговых услуг внесла аудиторская деятельность. Дело в том, что до 60-х годов  прошлого столетия члены компании так  называемой "Большой восьмерки" (в результате слияний она трансформировалась в "Большую четверку") занимались исключительно аудиторской деятельностью. С начала 60-х годов (это время  принято называть "золотым веком" консалтинга) крупнейшие аудиторские  компании постепенно расширили список своих услуг. Наравне с аудиторскими услугами они стали предлагать своим  клиентам и услуги в сфере управленческого  консалтинга.

К настоящему времени в  странах с развитой рыночной экономикой консалтинг стал неотъемлемой частью и важнейшим ее элементом, поддерживающим на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры. Это огромный и  мощный рынок, объемы которого достаточно велики и сопоставимы с другими  сферами бизнеса. Иногда доходы консалтинговой компании превышают доходы клиентов.

В развитых странах привлечение  консультантов к решению тех  или иных задач в компании считается  не просто необходимым, что говорит  о высоком уровне деловой репутации, но и привычным делом, нормой. Подавляющее  большинство серьезных экономических, управленческих и даже социальных решений  принимается исключительно с  привлечением внешних консультантов.

Ситуация в странах  с развивающейся экономикой несколько  иная, ввиду не такой богатой истории  рынка консалтинговых услуг. Однако существование рыночной экономики, пусть и в несколько отсталом виде, неминуемо ведет к пониманию  необходимости в существовании  такой сферы как консалтинг.

 

Определение консалтинга

 

Способность компании быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка – одно из главных условий успешного развития бизнеса. Замедление или тем более  остановка сулит неизбежное отставание от конкурентов. Чтобы оставаться на плаву, компания вынуждена постоянно  эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует  немалых усилий, знаний и умений. Именно знания и умения в наше время  являются основным источником конкурентного  преимущества.

Решения таких серьезных  задач полностью ложатся на плечи  руководящего состава компании, которое  должно подготовить необходимую  почву для их реализации, разработать  план, просчитать риски и составить  затратную часть. Все это требует  времени. При этом уровня квалификации руководства для принятия специфических  решений может просто не хватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или их недостаточное  количество тормозит внедрение необходимых  инноваций.

В подавляющем большинстве  случаев должной квалификацией  не обладают и сотрудники компании. Изначально штат формируется под  решение определенных проблем. Появление  новых задач может потребовать  дополнительного набора персонала, обладающего теми самыми необходимыми знаниями. Такой шаг не всегда оправдан, как и экстренная переквалификация уже действующих сотрудников. Не всегда полученные в процессе обучения знания и умения гарантируют их грамотное  применение на практике ввиду ее отсутствия. Не стоит забывать и об основных обязанностях, которые невозможно отложить на время обучения. Иными словами, процесс переквалификации может  идти в ущерб основным обязанностям работника.

Более обоснованным шагом  является привлечение сторонних  экспертов, консультантов, которые  уже обладают необходимым набором  знаний и, что немаловажно, практическим опытом. Привлеченные со стороны эксперты способны разработать индивидуальную программу по решению тех или  иных инновационных задач, а также  передать необходимый набор информации действующим сотрудникам компании. Такое решение является более  рациональным. С одной стороны, обладающие опытом и знаниями консультанты способны найти наиболее быстрый способ решения  поставленной цели, выработать стратегию, учесть расходы. При этом обучение действующего персонала, если это необходимо, потребует  минимальных сроков и в наименьшей степени повлияет на качество выполнения сотрудником своих основных обязанностей.

Консалтинг (от англ. consulting) - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно - технических и организационно - экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающие в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей. Консалтинговые компании могут по заказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий, прогнозировать рынок сбыта, движения цен, а также разрабатывать маркетинговые программы, проводить оценку условий экспортно-импортных операций и т.д.

По своей сути консалтинг – это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальной сфере. Условно  это направление консультационных услуг можно назвать "социальным консалтингом".

Данное направление консалтинга  достаточно развито в западных странах, где привлечение консультантов  по любым вопросам является нормой. В России "социальный консалтинг" практически не развит, в первую очередь, в силу молодости рынка  консультационных услуг. В международной  практике принято выделять три вида консультационных услуг: процессный, или  проектный, экспертный и обучающий.

 

Процессный

Экспертный

Обучающий

Особенности процессного  или проектного консалтинга заключаются  в совместной работе консультанта с  персоналом и руководством компании-заказчика. Данное взаимодействие сводится к разработке и внедрению решений по оптимизации  процессов в компании, необходимых  для достижения конкретных целей.

Этот вид консультационных услуг подразумевает разработку решений и рекомендаций по их внедрению  после проведения диагностики в  компании-заказчике. При этом роль клиента  сводится только к обеспечению консультанта необходимой информацией (доступе  к ней) для оценки ситуации.

При обучающем консалтинге  роль консультанта сводится к предоставлению клиенту необходимой теоретической  или (и) практической информации в форме  семинаров, лекций, тренингов, методических пособий.


 

В зависимости от конкретных задач, на различных стадиях могут  применяться комбинации этих трех методов. При этом, как отмечают эксперты, обучающее консультирование, как  правило, сопровождает процессное, а  во многих случаях и экспертное. В России наибольшей популярностью  пользуется именно обучающее, или экспертно-обучающее  консультирование, тогда как в  западных странах на первые позиции  выходит процессное и процессно-экспертное. (См. график)

 

Что вполне объяснимо, так  как руководители фирм при решении  вопросов идут по наименее затратному, с точки зрения денег и времени, пути, считая, что любую проблему можно решить, воспользовавшись обучающими программами - тренингами и семинарами. При этом суть проблемы руководство  определяет самостоятельно, опираясь исключительно на свой опыт, самостоятельно определяя, какое направление обучения необходимо сотрудникам.

Что касается видов консалтинговых услуг, унифицированного (стандартного) списка не существует. Более того, разные консалтинговые компании по-разному  классифицируют основные виды или направления консультационных услуг, руководствуясь собственным опытом. Нет единой классификации и у международных ассоциаций консультантов, однако общие черты можно найти у всех. По мнению экспертов, в настоящее время можно выделить девять основных групп (видов) консалтинговых услуг.

1. Общее управление и  администрирование

2. Финансовый консалтинг

3. Юридический консалтинг

4. Налоговый консалтинг

5. Маркетинговый консалтинг

6. IT- консалтинг

7. Управление кадрами

8. Производственный консалтинг

9. Оценочная деятельность

Консалтинговые услуги могут  осуществляться не только в форме  консультаций, рекомендаций и совместных решений, но и путем выполнения конкретных технических или организационных  функций. К таким услугам можно  отнести:

1. Аудит

2. Бухгалтерское обслуживание

3. Рекрутмент

4. Инжиниринг

5. PR и отношения с общественностью

6. Инвестиционное банкирование

7. Тренинг

Данные направления не подразумевают непосредственных консультаций, однако также оказываются исключительно  на основе профессиональных и научных  навыков. Таким образом, под понятие "консалтинг" можно подвести подавляющее  большинство услуг, оказываемых  компании-заказчику. Однако цель или  результат любой услуги сводится к одному: помочь заказчику осуществить  необходимое внедрение качественных изменений, инноваций, провести оптимизацию  бизнес-процессов, словом, помочь компании выйти на новый уровень своего развития.

 

Классификация консалтинговых услуг

 

Существует два основных вида классификации консалтинговых услуг:

1) с точки зрения предмета  консультирования — попредметная классификация;

2) с точки зрения метода  консультирования — методологическая  классификация.

Попредметная классификация более распространена, поскольку она понятнее потребителям консалтинговых услуг. В соответствии с ней консалтинговые услуги квалифицируются в зависимости от тех разделов (элементов) менеджмента, на которые они направлены: общий менеджмент, финансовый менеджмент, производственный менеджмент и т.д.

Что касается методологической классификации, то она профессионально  ориентирована на самих консультантов, так как квалифицирует их в  зависимости от методов работы (различают  экспертное, процессное и обучающее  консультирование).

Классификации, публикуемые  национальными и международными ассоциациями консультантов, часто  объединяют попредметный и методологический подходы, ориентируясь больше на первый. Кроме того, они включают в перечень консалтинговых услуг и другие профессиональные услуги. Примером такого "синтетического" подхода является приведенная вТабл. классификация Европейского справочника – указателя консультантов по экономике и управлению, издаваемого FEACO. В эту классификацию включены, с одной стороны (попредметной), такие услуги, как обеспечение информационными технологиями, промышленный инжиниринг, обучение менеджменту (тренинг), отношения с общественностью и т.д., что составляет профессиональные услуги, а с другой, — такие виды консультирования, как обучающий консалтинг, т.е. метод консультирования.

 

Табл. Виды консалтинговых услуг согласно классификации

Европейского  справочника-указателя консультантов  по управлению

1. Общее управление

1.01 определение эффективности  системы управления

1.02 оценка бизнеса

1.03 управление нововведениями

1.04 определение конкурентоспособности/изучение  конъюнктуры рынка

1.05 диверсификация или  становление нового бизнеса

1.06 международное управление

1.07 оценка управления

1.08 слияния и приобретения

1.09 организационная структура  и развитие

1.10 приватизация

1.11 управление проектом

1.12 управление качеством

1.13 реинжиниринг

1.14 исследование и развитие

1.15 стратегическое планирование

1.16 бенчмаркинг

1.17 поиск партнеров

1.18 внутренний менеджмент

1.19 управление экспортом  и импортом

1.20 кризисное управление

2. Администрирование

2.01 анализ документооборота

2.02 размещение или перемещение  отделов

2.03 управление офисом

2.04 организация и методы  управления

2.05 регулирование риска

2.06 гарантии безопасности

2.07 планирование рабочих  помещений и их оснащение

3. Финансовое управление

3.01 системы учета

3.02 оценка капитальных  затрат

3.03 оборот фирмы

3.04 снижение себестоимости

3.05 неплатежеспособность (банкротство)

3.06 увеличение прибыли

3.07 увеличение доходов

3.08 налогообложение

3.09 финансовые резервы

4. Управление кадрами

4.01 профессиональное движение  и сокращение штатов

4.02 культура корпорации

4.03 равные возможности

4.04 поиск кадров

4.05 отбор кадров

4.06 здоровье и безопасность

4.07 программы поощрения

4.08 внутренние связи

4.09 оценка работ

4.10 трудовые соглашения  и занятость

4.11 обучение менеджменту

4.12 планирование рабочей  силы

4.13 мотивация

4.14 пенсии

4.15 анализ функционирования

4.16 психологическая оценка

4.17 вознаграждение

4.18 повышение квалификации  работников

4.19 разрешение конфликтов

4.20 тренинг

5. Маркетинг

5.01 реклама и содействие  сбыту

5.02 корпоративный образ  и отношения с общественностью

5.03 послепродажное обслуживание  заказчиков

5.04 дизайн

5.05 прямой маркетинг

5.06 международный маркетинг

5.07 исследование рынка

5.08 стратегия маркетинга

5.09 разработка новой продукция

5.10 ценообразование

5.11 розничная продажа  и дилерство

5.12 управление сбытом

5.13 обучение сбыту

5.14 социально-экономические  исследования и прогнозирование

6. Производство

6.01 автоматизация

6.02 использование оборудования  и его техническое обслуживание

6.03 промышленный инжиниринг

6.04 переработка материалов

6.05 регулирование внутреннего  распределения материалов

6.06 упаковка

6.07 схема организации  работ на предприятии

6.08 конструирование и  совершенствование продукции

6.09 управление производством

6.10 планирование и контроль за производством

6.11 повышение производительности

6.12 закупки

6.13 контроль качества

6.14 управление запасами

6.15 эргономика

6.16 управление материалами

7. Информационная  технология

7.01 системы автоматизированного  проектирования и автоматизированные  системы управления

7.02 применение компьютеров  в аудите и оценке

7.03 электронная издательская  деятельность

7.04 информационно-поисковые  системы

7.05 административные информационные  системы

7.06 проектирование и разработка  систем

7.07 выбор и установка  систем

7.08 внутренний аудит информационных  систем

7.09 восстановление информационных  систем

8. Специализированные  услуги

8.01 обучающее консультирование

8.02 консалтинг по управлению  электроэнергетикой

8.03 инженерный консалтинг

8.04 экологический консалтинг

8.05 информационный консалтинг

8.06 юридический консалтинг

8.07 консалтинг по управлению  распределением материалов и  материально-техническому снабжению

8.08 консалтинг в государственном  секторе бизнеса

8.09 консалтинг по телекоммуникациям

Информация о работе Основные понятия консалтинговых услуг в России и за рубежом