Основные факторы макросреды функционирования фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 02:25, реферат

Краткое описание

Одним из элементов функционирования фирмы является маркетинговая среда. Маркетинговая среда представляет собой совокупность "не поддающихся контролю" сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга.
Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда сильно затрагивает жизнь фирмы. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МАКРОСРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ 3
1.1.Демографический фактор 3
1.2.Научно-технический фактор 4
1.3. Политический фактор 8
1.4.Экономический фактор 9
1.5.Природный фактор 10
1.6. Культурный фактор 13
2. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ 18
2.1.Влияние демографического фактора 18
2.2. Влияние научно-технического фактора 19
2.3. Влияние политического фактора 20
2.4. Влияние экономического фактора 21
2.5.Влияние природного фактора 23
2.6.Влияние культурного фактора 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

дз маркетинг.docx

— 60.42 Кб (Скачать файл)

Любовь к природе ведет  к росту популярности путешествий  в жилых фургонах, пешего туризма, водных прогулок и рыбной ловли. Бизнес ответил на это выпуском туристского  снаряжения, палаток и прочих принадлежностей  для любителей отдыха на природе. Организаторы поездок предлагают все  больше маршрутов по местам, которых  ещё не коснулась человеческая дело. Отношение людей к мирозданию. Люди отличаются приятель от друга своими верованиями относительно происхождения мироздания и своего места в нем. По мере утраты религиозности люди стремятся сполна насладиться своей земной жизнью. Они ищут товары и услуги, которые несут с собой развлечения и удовольствия. А тем временем религиозные институты начинают обращаться к деятелям маркетинга за помощью в переработке привлекательных постулатов религии таким образом, чтобы они могли составить конкуренцию светским соблазнам современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
    1. Влияние демографического фактора

В РФ сложилась чрезвычайная демографическая ситуация. Понижается продолжительность жизни, падает рождаемость, происходит снижение численности и  общее старение населения. Развитие этих тенденций чревато в будущем  тяжелейшими необратимыми последствиями  для страны. Численность постоянного населения РФ на начало 1996 года составила 147,8 млн. человек. За последние годы численность населения сокращается из-за отрицательного естественного прироста в результате роста смертности и снижения рождаемости (табл.1). Естественная убыль населения РФ в 1995 году увеличилась по сравнению с 1992 годом в 3,6 раза. Тем не менее эта тенденция не оказывает значительного влияния на предприятия РФ.

Как понятно, в 1980-х гг. наибольший миграционный приток населения приходился на северные и восточные регионы, где действовали разного рода коэффициенты к заработной плате, надбавки и льготы. В обратную сторону на "Большую землю" также шел  устойчивый миграционный поток, однако в целом сальдо миграции для районов  нового освоения с "промывным" миграционным режимом было устойчиво положительным. По показателю положительного сальдо миграции в расчете на 1 тыс. чел. безусловными лидерами были Тюменская  область (в первую очередь, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), север Красноярского  края, Якутия, Томская, Камчатская и  Магаданская области, Хабаровский  и Приморский края. В несколько меньших размерах шел приток населения в большинство других регионов Сибири и Дальнего Востока, в обе "привилегированные" столицы, на европейский Север, в "русские" регионы Северного Кавказа, отдельные регионы европейского Центра. Миграционный отток населения шел из Волго-Вятского, Центрально-Черноземного, Уральского районов, большинства регионов Поволжья, отдельных регионов Центра - традиционных чуть ли не с довоенных лет демографических доноров. Вначале 1990-х гг. произошли принципиальные изменения в миграционном поведении россиян. Начался массовый отток населения из северных и восточных регионов. В несколько раз возросло отрицательное миграционное сальдо для республики Коми, Мурманской, Камчатской, Магаданской областей, Якутии, Эвенкийского и Таймырского и, что было совершенно нетипичным для 1980-х гг., Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Особенно резко увеличился отток населения из Чукотского и Корякского округов. В результате предприятия расположенные в этих районах, и предприятия, работающие на эти районы сворачивают своё дело.

    1. Влияние научно-технического фактора

Негативные изменения  в отечественной науке и технологии грозят привести к необратимым последствиям. Усиливается отставание как по направлениям технологического развития, где оно  отмечалось и до начала реформ (в  первую очередь - в гражданском машиностроении, химико-лесном комплексе, на транспорте, в сельском хозяйстве), так и в  областях, которые по своему научно-техническому уровню занимали передовые позиции  в мире (в оборонной промышленности, электроэнергетике и ряде других). Технологическое отставание российских предприятий от промышленно развитых стран в 90-е годы нарастает, увеличиваясь за каждый год примерно на 3-4 года. Практически  во всех отраслях экономики происходит уменьшение доли прогрессивных технологий. Изменение научно-технического потенциала РФ с 1991 года происходит следующим образом: общее количество научных организаций уменьшилось на 14 процентов (в т.ч. конструкторских - на 41,4 процента, проектных и проектно-изыскательских - на 47 процентов, высших учебных заведений - на 6 %) при некотором росте научно-исследовательских организаций - на 18 процентов (за счет дробления крупных организаций на более мелкие). Финансирование научно-технических организаций гражданского сектора промышленности составляет 4,5 процента от общего объема бюджетного финансирования НИОКР (при 19 процентов выполняемых научно-технических работ от их общего объема в целом по народному хозяйству). Доля затрат на науку в ВВП соответственно упала с 1,99 процентов в 1991 году до 0,7 процента в 1995 году (в том числе на исследования и разработки гражданского назначения, соответственно, с 1,03% до 0,38%).

    1. Влияние политического фактора

Этот фактор является в  настоящее время самым значимым для фирм на местности РФ. Наше правительство постоянно принимает законы и постановления, которыми должна руководствоваться компания при расчетах с государством. Сюда можно отнести принятие Налогового Кодекса, снижение ставки НДС, снижение подоходного налога. Были приняты законы об "Акционерных обществах", об "Обществах с ограниченной ответственностью", закон "О туризме и туристической деятельности". Так же большое влияние на фирму оказывает политическая нестабильность (август 1991 г., октябрь 1993, Война в Чечне и т.д.). В настоящее час идет борьба с августовским кризисом. Правительство и Госдума приняли бюджет с огромным дефицитом (порядка 100 млрд. с лишним рублей.). При этом новый виток кризиса произошел с началом бомбежек в Югославии. Сейчас ведутся переговоры с МФВ о предоставлении кредита на 6 млрд. долларов, а также с другими иностранными кредиторами о реструктуризации внешнего задолженности РФ. На 15 мая текущего года намечено совещание Государственной Думы по отстранению президента от власти. Президент в свою очередь пытается ослабить позиции Думы путем отстранения от должности Генерального Прокурора. Все эти действия могут привести к новому витку конфронтации между Президентом и Государственной Думой, что в свою очередь не может положительно отразится на экономике предприятий, а наоборот приведет к ещё большей инфляции. В декабре 1999 г. намечены выборы в Госдуму - это также может отразится на предприятиях. Здесь могут быть как положительные сдвиги, так и отрицательные - в зависимости от того, у кого будет большинство голосов и какие законы могут принять новые депутаты. Ожидание перемен во власти вечно негативно сказывается на денежном рынке не в пользу рубля.

    1. Влияние экономического фактора

Данный фактор влияет в  основном на людей( их доходы, уровень жизни) т.е. потенциальных потребителей. Проблема уровня жизни населения в РФ является одной из наиболее сложных. Уровень реальных финансовых доходов населения снизился с 1991 года примерно на 40 процент(ов), резко возросла дифференциация между доходами 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения. Покупательная способность заработной платы уменьшилась по сравнению с дореформенным периодом в 2 раза, пенсий - в 2,5 раза. Минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли свою важность, как важнейшие социальные нормативы. Если в 1992 году минимальная заработная плата (в среднем за год) составляла 33 процента от прожиточного минимума трудоспособного населения, то в 1995 году - 16 процентов. Дифференциация общества по уровню финансовых доходов приводит к группировке населения у двух полюсов, размыванию "среднего класса", служащего во всех современных общественных формациях основой обеспечения социальной стабильности, создателем подавляющей доли общественного богатства. В целом за четыре года реформ реальные среднедушевые финансовые доходы населения и заработная плата снизились существенно больше, чем объем валового внутреннего продукта в реальном исчислении. Пенсионная система переживает срок финансового кризиса. Основными проблемами пенсионной системы являются невысокий уровень пенсий, снижение их покупательной способности, снижение уровня соотношения между размером пенсионных выплат и прожиточным минимумом, сужение дифференциации пенсий, нарушение установленных сроков выплаты пенсий. В настоящее час в РФ существует проблема бедности населения. Ситуация осложняется тем, что рост масштабов бедности затронул различные группы населения. Наряду с группами семей, включающими в себя многодетные семьи, семьи с маленькими детьми и одним родителем, одиноких пожилых людей с низкой пенсией и т.д. Эту группу пополнили так называемые "новые бедные" - работающие граждане, занятые на предприятиях, охваченных кризисом неплатежей, и работники бюджетной сферы. Все вышеописанное приводит к тому, что предприятия ориентированные на производство товаров для среднего класса вынуждены сокращать производство. Промышленное производство. Экономический кризис обусловил продолжительный спад промышленного производства. Объем промышленного производства в 1995 году составил 46 процент(ов) от выпуска продукции в 1990 году. Спад производства в различных отраслях был неравномерным и особенно значительным - в обрабатывающих отраслях. Объем производства в угольной промышленности к 1990 году снизился до 73 процента, в нефтедобывающей промышленности и черной металлургии - до 57 процентов, в цветной металлургии - до 54 процентов, в пищевой промышленности - до 48 процентов, в химической - до 44 процентов, в лесной - до 40 процентов, в машиностроении - до 36 процентов, а в легкой промышленности - до 19 процентов. В связи с этим немаловажно ухудшилась структура промышленного производства за счет увеличения в нем удельного веса добывающих отраслей при снижении доли отраслей, выпускающих продукцию конечного потребления. Глубоким остается спад в отраслях, в основном ориентированных на внутренний рынок: в пищевой промышленности, в легкой промышленности, в производстве товаров длительного пользования. В связи с этим нарастает противоречие между объективной необходимостью формирования социально-ориентированной рыночной экономики и свертыванием потребительски-ориентированных производств. Спросовые ограничения оказали наибольшее влияние на отрасли, производящие конечный продукт, прежде всего высокотехнологичные отрасли ВПК. Спрос на их продукцию со стороны прежнего потребителя - государства резко сократился, а со стороны новых потребителей пока не предъявлен. Кризис наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности создает реальную опасность снижения научно- технического потенциала страны и закрепляет тенденцию к деиндустриализации российской экономики. Сельское хозяйство. Сельскохозяйственное производство превращается в фактор общеэкономической дестабилизации. Продолжающийся в нем спад в условиях, когда почти исчерпаны возможности сброса потребления продуктов питания, приведет к усилению критической зависимости страны от импорта продовольствия и зерна. Тяжелое положение сложилось как в животноводстве (резкое сокращение поголовья скота и снижение его продуктивности), так и в растеневодстве (ухудшение плодородия почв и сокращение посевных площадей). Сельское хозяйство сталкивается в настоящее час с целым рядом проблем. Среди них - сложившийся диспаритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, а также нечеткое определение взаимоотношений государства с сельхозпроизводителями, в т.ч. в части закупок продукции в федеральные фонды. Кризисные явления в аграрном секторе в значительной мере вызваны незавершенностью экономической реорганизации. Низка эффективность проводимых институциональных и земельных преобразований, остаются неразвитыми различные виды кооперации в сельском хозяйстве и агропромышленной интеграции.

 

    1. Влияние природного фактора

Пренебрежение экологическими аспектами производства продукции  в современной рыночной экономике  может оказаться решающим аргументом. Так, британский экспортер легковых автомобилей "Лада" - Motor Vehicle Import (MVI) - объявил о прекращении закупок "ВАЗов", которые продавались в Великобритании с 1973 г. Первые серьезные затруднения в продаже автомобилей на Британских островах возникли в ноябре 1996 г., когда англичане приостановили закупку "Лад", ожидая подписания контракта на поставку инжекторных систем из США. Из-за неспособности "АвтоВАЗа" модернизировать "Лады" уровень продажи упал с 30 тыс. автомобилей в 1988 году до 4,5 тыс. в 1996 году. Наши автомобили не пользуются спросом, так как двигатели "Жигулей" не соответствуют британским стандартам. Ужесточение норм токсичности выхлопных газов автомобилей привело к тому, что последняя новинка "ВАЗ-2110" не прошла сертификацию для продажи в Европе. Природоохранные вложения порой выгодней, чем экономия на них. Как свидетельствуют факты, часто действительное вложение финансовых средств в природоохранные мероприятия может вручить больший экономический результат, чем последующие попытки предотвращения аварий. После прорыва трубопровода под Ханты-Мансийском и выброса в реку 3-х тысяч тонн нефти очистные мероприятия обошлись фирмы "ЮКОС" в 96 миллиардов рублей, а 36 миллиардов составили штрафные санкции местного комитета по экологии. Стоимость же станка горизонтального бурения, с помощью которого нефтепровод прокладывается под дном реки и становится безопасным, - 37 миллиардов рублей. Легко подсчитать, что если бы экологические расчеты были сделаны заблаговременно и станок приобретен до аварии, а не после нее, то "Юкос" не понес бы таких внушительных финансовых потерь. Экологические факторы в деятельности нефтеперерабатывающих заводов в Ленинградской области. В Киришах руководство Акционерное Общество(а) "Кинеф" (бывшее "Киришинефтеоргсинтез") провело встречу с представителями природоохранных организаций и работниками средств массовой информации. Официально ее темой была экологическая безопасность недавно открытого завода по производству основы для синтетических моющих средств ЛАБЛАБС. Однако можно с уверенностью высказать, что созвать конференцию ее организаторов побудило обострение конкуренции на топливном рынке северо-запада РФ, в ходе которой руководство НПЗ попыталось использовать "зеленую карту". НПЗ вынужден был пойти на крупные затраты - контракт с американской компанией UOP предусматривал оснащение нового завода природоохранными технологиями общей стоимостью долларов 12,5 млн. Экологический имидж банков. Участие коммерческих банков в разработке и реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития РФ в свою очередь способствует формированию у них благоприятного экологического имиджа, что в современных условиях может рассматриваться как важный показатель рейтинга банка и выступать средством конкурентной борьбы. Не случайно девиз "Эконацбанка" "Мы помогаем сохранять окружающий мир" очень созвучен интересам экономики и экологии. "Межэкономбанк" финансирует проекты сохранения редких видов животных, и для своего имиджа в рекламе использует эту тему.

    1. Влияние культурного фактора

В настоящее час наблюдается  усиление влияния этого фактора  на российские фирмы. В первую очередь  это видно на процветании такого бизнеса, как туризм. Можно привести такие цифры: если в 1988 году за рубеж  СССР выезжало 4,3 млн. чел. (из них по линии туристских организаций приблизительно 1 млн.), то в 1995 году цифры кардинально  изменились - из РФ выехало 8,4 млн. чел (2,6 млн. по линии тур фирм). Значительно  возросло количество туристических  фирм. Происходит так же подъем числа  развлекательных заведений (казино, дискотеки, бары). Люди начали обращаться к церкви, а это в свою очередь  расширяет рынок сбыта фирм связанных  с производством церковных принадлежностей. С развитием профессиональной аудио  и видео техники стали создаваться  кинотеатры с панорамным звуком и  стерео изображением, создающие результат присутствия. Это в свою очередь начинает привлекать людей в кинотеатры. Появилось множество дискотек, что дает предприятиям вероятность для сбыта профессиональной аудио, свето и видео техники. Молодежь увлекается роликовыми коньками, что дает фирмам шанс вылезти на рынок роликовых коньков, особенно после августовского кризиса российские фирмы просто обязаны употребить возможностью захвата этого рынка т.к. импортные товары подорожали в несколько раз. В настоящее час наблюдается усиление занятий спортом. Фирмы производящие спортивный инвентарь могут заполучить необъятный российский рынок ввиду того, что он только начинает свое развитие. Ярким примером на рынке спортивного инвентаря может служить компания "Kettler". Начали появляться фирмы, которые профессионально разбивают парки, сады, клумбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, что бы предприятиям укрепить свое положение на рынках надобно значительное уравновешивание  факторов относительно приятель - друга. На основе анализа вышеприведенных  данных, а так же данных второй главы  курсовой работы, можно предположить некоторое усиление влияния демографического культурного и научно-технических  факторов, а также существенного  увеличения влияния экономического и политического факторов . Возможный вариант выхода из политического и экономического кризиса, автору данной работы видится в установлении жесткой налоговой системы, в достижении политического согласия между президентом и ГосДумой для совместной плодотворной работы. Для выхода на мировой рынок надобно подъем влияния научно-технического фактора т.к. продукция на предприятиях производится зачастую не высокого качества, а значит она не конкурентоспособна. Исходя из анализа макросреды можно сделать вывод, что только учет всех внешних факторов поможет предприятию выжить в нынешних нелегких условиях.

Информация о работе Основные факторы макросреды функционирования фирмы