Особенности и ограничения маркетинга на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 23:08, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка.
Для совершенствования маркетинговой деятельности я предлагаю:
совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и отдела сбыта с
другими службами, реструктуризацию системы кадрового обеспечения и мотивации

Содержание

Введение.
Стр.1…
1.Роль маркетинга в деятельности малых предприятий
Стр.3…
2.Маркетинговая деятельность малого предприятия.
Стр.9…
3.Особенности и ограничения маркетинга на предприятиях малого бизнеса
Стр.17…
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Plan.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

План.

Введение.

Стр.1…

1.Роль маркетинга в деятельности малых предприятий

Стр.3… 
2.Маркетинговая деятельность малого предприятия.

Стр.9…

3.Особенности и ограничения  маркетинга на предприятиях малого  бизнеса

Стр.17…

Заключение.

Стр.21…

 

 

 

 

Введение.

 

Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс   маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.Проблемы   маркетинговой деятельностью в после перестроечные времена являются весьма актуальными, так как большинство государственных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.Поэтому я выбрал тему курсовой работы "Маркетинговая  деятельность на

производственном предприятии".Целью работы является изучение и освоение методических основ   управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка.

Для совершенствования  маркетинговой деятельности я предлагаю:

совершенствование  взаимодействия отдела маркетинга  и отдела сбыта  с

другими службами, реструктуризацию системы кадрового обеспечения и мотивации

 

 

 

 

 

 

 

1.Роль маркетинга в  деятельности малых предприятий

 

 

Ни для кого не является откровением, что успех поведения фирмы определяется ее интеллектуальным потенциалом.  
 
Способность создавать новые продукты и услуги, находить эффективные маркетинговые технологические решения, оперативно управлять компанией в условиях риска и неопределенности – это те составляющие деятельности, которые являются необходимыми для достижения положительных результатов в бизнесе. Особенно это актуально для малого предпринимательства. Работая в российских условиях, далеких от благоприятных, бизнесмен обязан заниматься маркетинговой деятельностью, чтобы быть конкурентоспособным на том или ином рынке товаров или услуг.  
 
В литературе дается следующее определение маркетинга: «маркетинг - это сочетание строгой науки и искусства эффективной работы на рынке». Данное определение можно дополнить заключением Ф. Котлера: «маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров». Рассматривая маркетинг с этих позиций можно дать третье (объединяющее) определение маркетинга: «маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой системой принципов, целей и функций и обеспечивает создание, производство и сбыт товаров, отвечающих существующему и особенно потенциальному спросу конкретных потребителей». «Рычагами» или «комплексом» маркетинга называют совокупность таких элементов маркетинга, как продукт (товар), цена, место, продвижение:

товар (продукт) – все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Часто говорят о пакете товаров/услуг.

цена – сюда относится цена как сумма денег, получаемых при обмене за товар или услугу при коммерческой деятельности или стоимость времени при предоставлении внутренних услуг в организации.

место – система распределения, которую вы выбрали для продвижения товаров/услуг. Включает также способы распределения, например, непосредственно конечному потребителю или через посредников.

продвижение (promotion) – включает различные формы коммуникации с потребителем, например, реклама в электронных или печатных средствах информации, формирование общественного мнения и стимулирование продаж».

Все функции маркетинга можно разделить на четыре группы:

Аналитические функции – изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов. Данные функции маркетинга позволяют изучить и дать оценку факторам внутренней и внешней среды предприятия. Итогом аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы и стратегий по их достижению. Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации. На многих предприятиях эта работа проводится специальным отделом или поручается самостоятельным исследовательским институтам.

Производственные функции – организация производства новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, организация материально-технического снабжения, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности продукции. Производственные функции обеспечивают создание новых товаров, которые наиболее полно соответствовали бы требованиям потребителя. Маркетинг воздействует на производство в целях придания ему гибкости, адаптивности к запросам потребителя в соответствии с технико-экономическими параметрами и относительно низкими издержками производства.

Сбытовые функции – организация каналов сбыта, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение ценовой политики, реклама. Данные функции распространяются на все то, что происходит с продуктом после его производства и до начала потребления. Система товародвижения должна обеспечивать предприятию и потребителю создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества, на которое рассчитывает потребитель, по ценам, которые выгодны как продавцу, так и покупателю.

Управленческие функции – организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций, контроль маркетинга. Управленческие функции маркетинга предполагают организацию планирования хозяйственной деятельности предприятия и управление производством. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Контроль является завершающей стадией маркетинговой деятельности, он позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, находить новые резервы и возможности развития. Управленческие функции маркетинга позволяют определить приоритеты в деятельности предприятия и развернуть его «от нужд производства – к нуждам рынка».

Анализируя теоретические данные, изложенные выше и современную ситуацию в малом бизнесе, можно сказать, что на сегодняшний день становится все сложнее предоставить конкурентоспособный товар/услугу, не имея рыночной концепции управления предприятием, не обращаясь к комплексному анализу рынка, изучению экономической конъюнктуры. В такой ситуации возрастает роль маркетинга, точнее маркетингового подхода при управлении предприятием. Но на практике услуги маркетологов в малом предпринимательстве не просто используют редко, порой о них вообще ничего не знают. Приступая к формированию концепции будущего бизнеса, потенциальные предприниматели не имеют представления о состоянии рынка, конкурентах, целевой аудитории, факторах, влияющих на выбор места торговых точек. В некоторых случаях они просто не считают необходимым обращать внимание на такие нюансы. В других ситуациях — не знают, как решить подобные проблемы. О приглашении консультанта со стороны одни бизнесмены не слышали вообще, другие считают его услуги непозволительной роскошью, предпочитая полагаться на собственный опыт и интуицию. Но некомпетентность начинающих бизнесменов — не единственная причина, по которой они не хотят обращаться в консалтинговые службы.

В специализированной литературе есть понятие «предпринимательский, или стихийный, маркетинг» — когда компания, создавая и продвигая свой товар или бренд, не прибегает к услугам маркетологов, то есть проблему маркетинга так или иначе кто-то решает, но не профессионалы. Отчасти это обоснованно: если бизнес, пусть даже небольшой, уже какое-то время существует на рынке, значит, накоплены определенные знания. Но, как отмечают маркетологи, такой «стихийный» подход эффективен лишь в том случае, когда руководство компании досконально разбирается в специфике своего бизнеса: внимательно следит за повседневной деятельностью предприятия, знает особенности работы клиентов и конкурентов. В реальности же маркетинговые мероприятия в малом предпринимательстве нередко сводятся к публикации рекламных объявлений и нерегулярному ценовому мониторингу.

Штатного сотрудника, занимающегося вопросами маркетинга в сфере малого бизнеса, встретить трудно. И тому есть ряд причин:

Пригласить специалиста со стороны для многих означает расписаться в собственной беспомощности, подорвать веру в личный профессионализм.

Такая категория, как начинающие предприниматели, обычно мало интересуется вопросами маркетинга. Для них самая важная задача — быстрее «запустить» бизнес. Зачастую они настолько ослеплены собственными идеями, что с легкостью совершают ошибки.

Немаловажен и тот факт, что найти компетентного маркетолога — нелегкая задача. Рынок подобных услуг только начинает развиваться, опытные маркетинг-консультанты востребованы, а молодому специалисту руководитель не всегда может довериться (что к тому же вряд ли эффективно — чаще требуется целая команда).

Собственно, и особенности российского рынка таковы, что многие живут сегодняшним днем, не думая о перспективе, по такой причине они и не считают нужным принимать стратегические решения. Это иностранные компании привыкли планировать свою деятельность на десятки лет вперед. Нам такая практика кажется удивительной. По мнению специалистов, с вхождением бизнеса в цивилизованное русло появляется необходимость в получении теоретических знаний и спрос на маркетинговые услуги. Вероятно, это объясняет тот интерес, который в последнее время стали проявлять к данной теме деловые периодические издания. Цель подобных статей не столько в том, чтобы внести ясность в вопросы маркетинга, помочь овладеть терминологией, сколько в том, чтобы производители и потребители названных услуг нашли друг друга. Ведь представители малого бизнеса в большей степени нуждаются в практикующих маркетологах, нежели в абстрактных советах. Более того, как утверждают специалисты, именно небольшим предприятиям грамотный консалтинг способен помочь в условиях конкурентной борьбы. Если у крупных компаний «возможности для маневра» (производственные, финансовые, кадровые) достаточно широки, то в малом бизнесе картина иная.

Ни для кого не секрет, что малые предприятия находятся в сложных условиях, поскольку их собственные ресурсы ограничены, и они не могут на равных конкурировать с более крупными фирмами по таким параметрам, как доступ к информационным ресурсам, освоение новой продукции, обучение кадров, приобщение к современным технологиям, получение финансовой поддержки. Поэтому как раз для малых предприятий жизненно важно грамотно выработать стратегию рыночного поведения. С моей точки зрения, именно маркетинг как концепция управления деятельностью компании в условиях рынка, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим предприятиям не только держаться на плаву, но и успешно функционировать в рыночной среде.

 

 

 

 

 

 

2.Маркетинговая деятельность  малого предприятия.

Маркетинг малого предприятия

Маркетинговая деятельность индивидуального предпринимателя, а также малого предприятия в значительной степени отличается от аналогичной деятельности средних и крупных предприятий. В малом бизнесе нет возможности образовывать специальные отделы маркетинга, в функции которых входят такие прерогативы, как исследование потребителей, конкурентов и рынков, выработка стратегий по освоению новых рыночных ниш, формирование рекламных кампаний, промоакций, совершенствование сбытовой политики.

Здесь все иначе. Режим повседневной экономии и локальный характер рынковмалого бизнеса заставляет предпринимателей брать маркетинговые функции на себя. Можно, конечно, привлечь специалистов по маркетингу со стороны, оплачивая их деятельность в рамках аутсорсинговых программ. Но это – дополнительные расходы, которые ложатся на бизнес и не всегда впоследствии окупаются.

Следует отметить, что далеко не все владельцы малого бизнеса отчетливо представляют себе, что такое маркетинг. Но это обстоятельство не мешает им интуитивно осуществлять исследования рынков и корректировать свою деятельность в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры и смены ценовых трендов. Беседы с покупателями, направленные на выяснение их пожеланий и предпочтений – важная часть маркетинга; анализ количества дневных и недельных покупок и продаж  – тоже маркетинг. То же самое можно сказать о сравнении средней величины чека, прикидок попокупательной способности населения. Маркетинговыми по своей сути являются действия по выяснению особенностей работы конкурентов, уровня зарплат и цен на конкурирующих предприятиях.

Если индивидуальный предприниматель или владелец малого бизнеса никогда не слышал термина «маркетинговые исследования», то это совсем не означает, что он ими не занимается. Поиск наилучших поставщиков комплектующих или готовых товаров для торговли по минимальным ценам, отладка наиболее эффективных каналов сбыта и их апробирование, экспериментирование с новыми материалами, оборудованием, финансовыми схемами и инструментами – все это тоже мысленные и опытные исследования, приводящие к положительным или отрицательным результатам.

Вообще говоря, сам маркетинг как наука и практический инструментарий вышел из шинели повседневной коммерческой деятельности и представляет собой теперь ряд систематизированных принципов и направлений. И даже самый современный маркетинг не является строгой наукой, а представляет собой сплав теоретических построений, эмпирических подходов, творчества и инноваций как организационного, так и технологического характера.

В более точной формулировке маркетинг (от англ. market – рынок) – это система управления и организации исследовательской, производственной и сбытовой деятельностью фирмы, основанная на всестороннем анализе рынка и направленная на решение проблемы реализации продукции и максимизации прибыли.

Основная цель любого предпринимателя или предприятия, работающего в условиях рынка – получение прибыли. Как максимизировать прибыль и что для этого следует предпринять – это краеугольные вопросы всякого бизнеса.

Из традиционной экономической теории известно, что прибыль представляет собой разницу между ценой продажи продукта и издержками производства, т.е.:

Прибыль = (Цена – Издержки) → max.

Из приведенного выражения следует, что для максимизации прибыли следует либо повышать цену продукта, либо издержки его производства. Однако здесь имеются два весьма существенных обстоятельства:

-        Во-первых, конкуренция не позволяет сколько-нибудь значительно повышать цены (если только речь не идет о совершенно новом товаре, у которого нет близких аналогов;

Информация о работе Особенности и ограничения маркетинга на предприятиях малого бизнеса