Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа
Задачами данной работы являются:
1. Изучение условий и методики проведения маркетинговых исследований.
2. Ознакомление с особенностями применения маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия.
Ознакомление с оргструктурой управления корпорации «Нестле».
Введение.
1. Маркетинг как важное условие внешнеэкономической деятельности предприятия. Методика проведения маркетинговых исследований.
1.1. Основные направления исследований в маркетинге.
1.2. Методические основы маркетинговых исследований
1.3. Методы проведения маркетингового исследования.
2. Маркетинговая стратегическая программа фирмы.
2.1. Блок целей предприятия.
2.2. Блок хозяйственного портфеля предприятия.
2.3. Блок расширения деловой активности предприятия.
3. Особенности применения маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия.
3.1. Оргструктура управления корпорацией «Нестле».
Заключение.
Список использованной литературы.
Рис. 1. Матрица Мак - Кинсея для предприятия.
IS - отрасли, куда следует вкладывать инвестиции.
RD - отказаться от инвестиций и часть прибыли направить на развитие другой отрасли.
S - отрасли, которые нужно сохранить в небольших размерах.
Блок стратегии роста предприятия заключается в определении основных направлений расширения деловой активности.
Существует четыре направления:
расширение «вглубь» - сегментация существующего рынка с целью охвата своей продукцией новых потребителей с учетом их покупательской способности;
расширение «вширь» - диверсификация производства;
расширение активности «через границу», на первом этапе выход на рынки стран СНГ, а на втором - на рынки Западной Европы, Азии и Америки;
количественный рост производства новой и наиболее конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом потребителей и дающей прибыль.
В этом блоке обязательно следует проработать ответы на следующие вопросы:
какие целевые рынки наиболее важны для коммерческого успеха предприятия?
какова емкость каждого из целевых рынков и избранных вами целевых сегментов рынка?
как ранжируются целевые рынки по коммерческим результатам?
какие перспективные рынки изучает предприятие для расширения сбытовых операций?
какие изменения прогнозируются на целевых рынках, и как они могут повлиять на деловую активность предприятия?
может ли предприятие оценить положительные и отрицательные явления, оказывающие воздействие на спрос на целевых рынках?
Таким образом разработанная маркетинговая стратегия поможет устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости среды функционирования предприятия и подготовиться к необходимым внутренним переменам в производстве. Эта стратегия четко обозначит цели предприятия и наиболее вероятные пути их достижения.
В международной практике существует 3 стратегии охвата рынка: интенсивная, избирательная и эксклюзивная. Наиболее часто применяемые - интенсивная и избирательная.
При интенсивном сбыте предприятие ищет максимально возможное число торговых точек и складов, чтобы обеспечить максимальный охват рынка и большой объем продаж. Достоинство активного сбыта - наибольшая доступность товара и высокая доля рынка благодаря широкой демонстрации товара.
Рост объема продаж, достигаемый благодаря высокому уровню охвата рынка, имеет, тем не менее, и недостатки, которыми не стоит пренебрегать.
* Объем продаж по различным каналам далеко не одинаковы, хотя издержки на контакт с любым посредником одни и те же. Таким образом, возрастание сбытовых издержек может снизить рентабельность системы в целом.
* Когда товар распределяется по большому числу разнообразных торговых точек, предприятие рискует утратить контроль скидок, качеством обслуживания, организацией сотрудничества дистрибьюторов.
* По этой причине интенсивный сбыт часто несовместим с поддержанием имиджа марки и с точным позиционированием на рынке.
В избирательной системе сбыта изготовитель использует не всех посредников, которых он мог бы привлечь. Такая сбытовая стратегия предпочтительна для товаров предварительного выбора, когда покупатель производит сравнение цен и свойств товаров. Выбирая избирательную систему сбыта, изготовитель сознательно ограничивает доступность товара, чтобы снизить издержки распределения и добиться от посредников более эффективного сотрудничества.
В любом месте маркетинговой сети может возникнуть свободная идея о создании нового товара. Идеи могут предлагать агенты, торговые представительства, контрагенты и т.д.
В сфере международных экономических отношений имеет место определенная трансформация понятия маркетинг. Применительно к внешнеэкономической деятельности фирмы под маркетингом следует понимать проводимую деятельность, направленную на разработку и активное осуществление эффективной сбытовой политики на внешнем рынке.
Выделим основные этапы его развития:
Традиционный. Продажа товара за границу без дальнейшего его сопровождения. Экспортер несет ответственность перед покупателем только до момента поставки или продажи и, как правило, не интересуется дальнейшей судьбой проданного товара.
Экспортный маркетинг. Экспортер систематически обрабатывает заграничный рынок и приспосабливает свое производство под требования этого рынка. При этом экспортер постоянно исследует этот рынок и пытается контролировать весь путь товара до конечного потребителя.
Международный маркетинг. Экспортер глубоко исследует рынок и использует для его обработки весь набор инструментов маркетинга, а также различные формы внешнеэкономических связей: научно-технический обмен, совместные предприятия, контрактные производства, дочерние предприятия и др., а не только экспорт.
Маркетинговая деятельность за границей охватывает не только сбыт, но и практически все функциональные сферы деятельности: снабжение, научно-исследовательские разработки, производство, финансы. Фактически это - рыночно ориентированное управление предприятием в заграничных условиях.
Высшей формой международного маркетинга является многонациональный маркетинг - осуществление маркетинговых операций в масштабе мирового хозяйства в целом. Последний вид маркетинговых операций свойствен транснациональным корпорациям (ТНК).
Если в условиях международного маркетинга фирмы ориентируются на один или несколько иностранных рынков, производят товары в своем государстве, далее сбывая их за рубежом, то ТНК действуют в различных странах и используют зарубежные производственные и сбытовые отделения, которые работают на мировой рынок в целом.
Следовательно - международный маркетинг - это комплекс мероприятий предприятия по реализации товаров и услуг за пределами своей страны.
"Внутренний" и "Международный" маркетинг неразделимы и в сущностном плане не различаются.
Вместе с тем, международный маркетинг - явление более сложного порядка, так как он требует, чтобы производитель приспосабливался к иностранному потребителю, предпринимая дополнительные усилия в изучении зарубежных рынков.
Международный маркетинг должен учитывать различную экономическую, культурную, правовую среду каждого национального рынка. Наконец, международный маркетинг более сложен, чем внутренний, в силу самых различных рисков, связанных с расчетами в иностранной валюте, с ценовым, транспортным риском при неуплате или несоблюдении условий о поставке товара. Не исключены сложности, связанные с таможенными формальностями и другими факторами, действующими в мировой торговле.
Таким образом, международный маркетинг повышает прибыльность операций благодаря снижению степени риска и неопределенности на мировых рынках, которая значительно выше, чем на национальных.
Об этом говорят данные обследования причин просчетов и неудач в международном бизнесе, по которому 53% случаев таких неудач приходилось на долю маркетинга, 35% были связаны с управлением, а 12% - с правовыми, производственными и финансовыми просчетами.
Разработка комплекса мероприятий по реализации товаров и услуг на внешнем рынке представляет собой управленческий процесс, включающий в себя следующие этапы: анализа, планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности. Поэтому в центре маркетинговой деятельности предприятия подготовка и принятие на основе соответствующей внешней (рыночной) и внутренней (технико-экономической) информации управленческих решений, позволяющих решить следующие задачи:
Выходить ли на международный рынок вообще?
Какие цели стоят при этом?
Какие перспективы могут открыться перед предприятием и какие угрозы могут возникнуть?
Если выходить, то на рынок какой страны?
Какую продукцию можно предложить потребителям на рынке этой страны: выпускаемую предприятием в настоящее время или новую?
Каким образом выйти на рынок, найти потребителя и предложить ему товар?
Выходить на рынок самостоятельно или в кооперации с более опытным партнером?
Поставлять на выбранные рынки готовую продукцию или полуфабрикаты?
Какую конкретную программу мероприятий международного маркетинга разработать, чтобы достичь поставленных целей на выбранном рынке?
Какие экономические результаты могут и должны быть получены в результате участия в международном бизнесе?
Как организовать на предприятии процесс разработки и осуществления программы международного маркетинга?
Базой принятия всех решений в международном маркетинге служат маркетинговые исследования разной широты и глубины охвата и лежащая в их основе информационная база. Вместе с тем существенных различий между национальным маркетингом (т.е. маркетингом на внутреннем рынке) и международным маркетингом не выделяется, так как в их основе лежат одни и те же принципы.
Однако для предприятий, имеющих ориентацию на выпуск продукции на экспорт, определяют некоторые дополнительные требования, способствующие достижению успеха на внешних рынках. Во-первых, здесь необходимо предъявление к продукции более высоких требований, чем на внутреннем рынке, в частности по отношению к ее качеству, наукоемкости, рекламе, упаковке, дизайну, экологичности, ремонтоспособности, долговечности, учету особенностей каждого сектора рынка, что наиболее важно для продукции производственно-технического назначения. Во-вторых, выбор товара, идущего на экспорт, и объемов его производства должен строго учитывать потребности на внешних рынках, их конъюнктуру и прогноз, особенности мирового рынка: наличие конкурентов, их цены, объем продаж и др. Необходимо налаживать тесные прямые связи с инопокупателями, посредниками, брокерами, участвовать в биржевой торговле, торгах, аукционах, ярмарках и выставках, входить в консорциум, ассоциации и другие организации, способствующие расширению внешнеэкономических связей. И, наконец, любое крупное решение по выходу на мировой рынок должно основываться не только на текущих интересах и потребностях, но и отвечать долгосрочным целям внешней политики, т. е. у предприятия должна существовать стратегия экспортно-импортной политики на перспективу (от 5 до 15 лет).
Как показывает мировой опыт, особенно перспективен и выгоден экспорт товаров "рыночной новизны", которые либо открывают перед потребителем возможность удовлетворения совершенно новой потребности, либо поднимают на новую качественную ступень удовлетворение уже известной потребности, либо позволяют более широкому кругу покупателей удовлетворять на известном уровне известную потребность. Продавцы таких товаров имеют возможность в течение определенного времени назначать монопольные цены и получать более высокую прибыль.
При организации международного маркетинга важен учет различий между странами, которые иногда оказываются достаточно глубокими. Следовательно, лишь досконально изучив рынок той или иной страны, можно приступать к определению ассортимента продукции, которая будет предлагаться ее населению.
Анализ возможностей и принятие решения о маркетинге |
| Выбор рынка |
| Решение о способе проникновения |
| Решение комплекса маркетинга |
| Решение: 1.Товар 2.Сбыт 3.Цена 4.Коммуникация |
| Решение об организации и планировании маркетинга | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Информационная база международного маркетинга | ||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||
Маркетинговые исследования |