Особенности управления на предприятии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить организацию предприятий малого бизнеса и особенности управления на предприятии малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать сущность малых предприятий и положение их в структуре экономике;
2) изучить роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем;
4) раскрыть особенности организации предприятия малого бизнеса;
5) описать понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия;
6) рассмотреть функции управления персоналом и взаимоотношения руководителя с персоналом на малых предприятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ..………………………………..………………………………………………..5
1.1. Сущность малых предприятий………………….………………………...5
1.2. Малые предприятия в структуре экономики ………………..…………..6
1.3. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………..……………………………………………..…..….9
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...……….13
2.1. Этапы становления малого бизнеса и его современное состояние..….13
2.2. Характеристика и особенности регистрации малых предприятий.…...15
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………..……………………..18
3.1. Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия….…………………………………………………………………………….18
3.2. Функции управления персоналом на малом предприятии ……..……..21
3.3. Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

малый бизнес.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

     К преимуществам малого предпринимательства  также относятся такие характеристики, как:

- оперативность реагирования на спрос;

- более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

- повышенная скорость оборота капитала (примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм);

- более низкий уровень запасов;

- высокий уровень социально-психологических отношений;

- снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

- простота в управлении (отсутствие жестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей и перераспределения ответственности) (15; с.22).

     Место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

     1.3. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем

     Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем.

     В первую очередь, источником экономического развития России являются предпринимательство и малый бизнес. Именно они определяют существо рыночных отношений.

     Роль  малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем  задачам, которые они решают в  экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемым малым бизнесом относятся:

- сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, обеспечивающие особый механизм сбалансирования спроса и предложения. Перед малыми предприятиями стоит задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнение «свободной ниши», образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные особенности каждого потребителя не могут быть удовлетворены. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть “ниша” для малого предпринимательства;

- формирование конкурентных отношений в экономике. Для отдельно взятого малого предприятия столкновение с монополией чаще всего кончаются гибелью. Во взаимоотношениях всего малого бизнеса и крупного капитала роли распределяются иначе. Атакующей стороной чаще всего выступает рой мелкий фирм;

- развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;

- присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов в стране. Малое предпринимательство успешно функционирует на небольших рыночных сегментах;

- изменение технологий и структуры отдельных отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревших отраслей в наиболее перспективные и быстроразвивающиеся;

- формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг, позволяющей создавать аналогичные рыночные отношения, стимулировать развитие более гибких и мобильных организационно-производственных структур;

- развитие инновационного потенциала экономики. Малые предприятия восприимчивы к новым идеям. Малые предприятия более гибки, быстрее переключаются на разработку, апробацию и производство новой продукции, от которой крупный бизнес зачастую отказывается из-за высокой степени риска;

- расширение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней. Большая часть собираемых в мире налогов приходиться именно на малые предприятия;

- ускоренное освоение инвестиций (21, с.31).

     Таким образом, высокие темпы внедрения  нововведений, мобильность технологических  изменений, быстрый рост сферы услуг, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, с другой стороны, к тому, что  потребитель получает продукцию и услуги более высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет важнейший вклад малых предприятий в экономику.

     Велика  и социальная значимость малых предприятий:

- создание широкого слоя мелких собственников (среднего класса) - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Они самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала личности;

- сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

- решение молодежных проблем. Малый бизнес открывает вакансии и для молодежи, часть которой, к сожалению, сейчас находит применение своим силам в криминальной среде;

- решение вопросов регионального развития. Развитие малых городов, поселков немыслимо без участия малых производственных предприятий. Малые предприятия и создаваемые на их основе художественные и различные кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.

     Политическое  влияние малого бизнеса также  достаточно велико. В условиях устойчивого  социального, экономического и политического  развития общества мелкие предприниматели  отличаются наибольшей приверженностью  принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом выживания. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обуславливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотичных настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО

 БИЗНЕСА

     2.1. Этапы становления малого бизнеса и его современное состояние

     Малое предпринимательство прошло несколько этапов. Условно их можно разделить на следующие:

     1990-1993 годы. Бурный рост малых предприятий. Оказавшееся на обломках административной экономики население увидело в малом бизнесе возможность самореализации и решения социальных проблем. Преимущественное развитие торгово-посреднических операций.

     1993-1998 годы. Прекратился рост количества малых предприятий. Политика государства – все больше программ, направленных на развитие, и все хуже реальные условия с точки зрения налогообложения, регулирования предпринимательской деятельности. Постепенно возрастает доля предприятий действующих в сфере услуг. Развивается инфраструктура поддержки малого бизнеса. В 1995 году принят Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства».

     1998-2002 годы. Последствия дефолта, с одной стороны, привели к разорению значительной части «челноков», малых торговых - и посреднических предприятий, с другой - создали стимулы для развития малых производственных предприятий. Возрастает активность объединений предпринимателей, как на федеральном уровне, так и в регионах. Государственная политика по-прежнему декларативна и не обеспечивает развития малого предпринимательства. Значительная часть муниципальных образований обращает внимание на необходимость развития малого бизнеса.

     2002 г. - по наше время. Наметившаяся стабилизация и экономический рост в стране, стимулируют также и качественный рост малых предприятий. Принят пакет законодательных актов, направленных на снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур регистрации предприятий. Резко выросло число предпринимателей без образования юридического лица. Крупный бизнес в лице банков, ряда крупных и сверх крупных промышленных корпораций, в начале из политических соображений, а позже и из экономических, все больше внимания стал уделять взаимодействию с малыми предприятиями (9; с.68).

     Возросла  активность государства по поддержке  инновационных малых предприятий. Вместе с тем, условия вхождения  на рынок предприятий не улучшились, а ухудшились. Возросла конкуренция на местных и межрегиональных рынках.

     По  данным, на конец 2004 года наблюдался рост количества малых предприятий (до 950 тыс.) и занятости в секторе  малого бизнеса до 17 %. Почти на треть  увеличился вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт.

     В перспективе (через 10-15 лет) малое предпринимательство  России будет иметь параметры  близкие к развитым странам.

     Несколько слов об отраслевой структуре малого предпринимательства. Следует ожидать  сохранение, и, возможно, возрастание доли малых предприятий в сфере строительства. Вероятен существенный рост сервисных предприятий по оказанию услуг населению. Следует ожидать некоторой активности предпринимателей в агросфере, разведении и переработки рыбы, лесопользовании и деревообработке. Бурный рост ожидает туристическую отрасль. Возрастет активность частных предприятий в жилищно-коммунальной сфере. Однако больших результатов в ближайшие два года ожидать не приходится, поскольку неплатежеспособность населения и медлительность в проведении реформ не позволят этой отрасли стать интересной для бизнеса, особенно вне больших городов (20; с. 95).

     2.2. Характеристика и особенности регистрации малых предприятий

     Малое предприятие может быть создано  и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной, так и общественной.

     Жизнеспособность малых предприятий определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.

     Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

     Для государственной регистрации малого предприятия следует предоставить следующие документы: приказ учредителей; учредительный договор;

устав; квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.

     В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями  и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставный капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.

     Уставом малого предприятия устанавливаются  цели его деятельности, порядок образования  имущества предприятия, порядок  управления, возможности выкупа, распределение прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности и другие важнейшие вопросы.

     Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в  его распоряжении после уплаты налогов  и других обязательных платежей.

Информация о работе Особенности управления на предприятии малого бизнеса