Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
Цель данной работы – изучить организацию предприятий малого бизнеса и особенности управления на предприятии малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать сущность малых предприятий и положение их в структуре экономике;
2) изучить роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем;
4) раскрыть особенности организации предприятия малого бизнеса;
5) описать понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия;
6) рассмотреть функции управления персоналом и взаимоотношения руководителя с персоналом на малых предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ..………………………………..………………………………………………..5
1.1. Сущность малых предприятий………………….………………………...5
1.2. Малые предприятия в структуре экономики ………………..…………..6
1.3. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………..……………………………………………..…..….9
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...……….13
2.1. Этапы становления малого бизнеса и его современное состояние..….13
2.2. Характеристика и особенности регистрации малых предприятий.…...15
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………..……………………..18
3.1. Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия….…………………………………………………………………………….18
3.2. Функции управления персоналом на малом предприятии ……..……..21
3.3. Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26
К
преимуществам малого предпринимательства
также относятся такие
- оперативность реагирования на спрос;
- более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
- повышенная скорость оборота капитала (примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм);
- более низкий уровень запасов;
- высокий уровень социально-психологических отношений;
- снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
- простота в управлении (отсутствие жестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей и перераспределения ответственности) (15; с.22).
Место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.
1.3. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем
Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем.
В первую очередь, источником экономического развития России являются предпринимательство и малый бизнес. Именно они определяют существо рыночных отношений.
Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемым малым бизнесом относятся:
- сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, обеспечивающие особый механизм сбалансирования спроса и предложения. Перед малыми предприятиями стоит задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнение «свободной ниши», образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные особенности каждого потребителя не могут быть удовлетворены. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть “ниша” для малого предпринимательства;
- формирование конкурентных отношений в экономике. Для отдельно взятого малого предприятия столкновение с монополией чаще всего кончаются гибелью. Во взаимоотношениях всего малого бизнеса и крупного капитала роли распределяются иначе. Атакующей стороной чаще всего выступает рой мелкий фирм;
- развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;
- присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов в стране. Малое предпринимательство успешно функционирует на небольших рыночных сегментах;
- изменение технологий и структуры отдельных отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревших отраслей в наиболее перспективные и быстроразвивающиеся;
- формирование
диверсифицированной и качественной системы
бытовых, организационных и производственных
услуг, позволяющей создавать аналогичные
рыночные отношения, стимулировать развитие
более гибких и мобильных организационно-
- развитие инновационного потенциала экономики. Малые предприятия восприимчивы к новым идеям. Малые предприятия более гибки, быстрее переключаются на разработку, апробацию и производство новой продукции, от которой крупный бизнес зачастую отказывается из-за высокой степени риска;
- расширение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней. Большая часть собираемых в мире налогов приходиться именно на малые предприятия;
- ускоренное освоение инвестиций (21, с.31).
Таким
образом, высокие темпы внедрения
нововведений, мобильность технологических
изменений, быстрый рост сферы услуг,
острая ценовая и неценовая
Велика и социальная значимость малых предприятий:
- создание широкого слоя мелких собственников (среднего класса) - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Они самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала личности;
- сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
- решение молодежных проблем. Малый бизнес открывает вакансии и для молодежи, часть которой, к сожалению, сейчас находит применение своим силам в криминальной среде;
- решение вопросов регионального развития. Развитие малых городов, поселков немыслимо без участия малых производственных предприятий. Малые предприятия и создаваемые на их основе художественные и различные кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.
Политическое влияние малого бизнеса также достаточно велико. В условиях устойчивого социального, экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом выживания. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обуславливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотичных настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
2.1. Этапы становления малого бизнеса и его современное состояние
Малое предпринимательство прошло несколько этапов. Условно их можно разделить на следующие:
1990-1993 годы. Бурный рост малых предприятий. Оказавшееся на обломках административной экономики население увидело в малом бизнесе возможность самореализации и решения социальных проблем. Преимущественное развитие торгово-посреднических операций.
1993-1998 годы. Прекратился рост количества малых предприятий. Политика государства – все больше программ, направленных на развитие, и все хуже реальные условия с точки зрения налогообложения, регулирования предпринимательской деятельности. Постепенно возрастает доля предприятий действующих в сфере услуг. Развивается инфраструктура поддержки малого бизнеса. В 1995 году принят Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства».
1998-2002 годы. Последствия дефолта, с одной стороны, привели к разорению значительной части «челноков», малых торговых - и посреднических предприятий, с другой - создали стимулы для развития малых производственных предприятий. Возрастает активность объединений предпринимателей, как на федеральном уровне, так и в регионах. Государственная политика по-прежнему декларативна и не обеспечивает развития малого предпринимательства. Значительная часть муниципальных образований обращает внимание на необходимость развития малого бизнеса.
2002 г. - по наше время. Наметившаяся стабилизация и экономический рост в стране, стимулируют также и качественный рост малых предприятий. Принят пакет законодательных актов, направленных на снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур регистрации предприятий. Резко выросло число предпринимателей без образования юридического лица. Крупный бизнес в лице банков, ряда крупных и сверх крупных промышленных корпораций, в начале из политических соображений, а позже и из экономических, все больше внимания стал уделять взаимодействию с малыми предприятиями (9; с.68).
Возросла
активность государства по поддержке
инновационных малых
По данным, на конец 2004 года наблюдался рост количества малых предприятий (до 950 тыс.) и занятости в секторе малого бизнеса до 17 %. Почти на треть увеличился вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт.
В перспективе (через 10-15 лет) малое предпринимательство России будет иметь параметры близкие к развитым странам.
Несколько слов об отраслевой структуре малого предпринимательства. Следует ожидать сохранение, и, возможно, возрастание доли малых предприятий в сфере строительства. Вероятен существенный рост сервисных предприятий по оказанию услуг населению. Следует ожидать некоторой активности предпринимателей в агросфере, разведении и переработки рыбы, лесопользовании и деревообработке. Бурный рост ожидает туристическую отрасль. Возрастет активность частных предприятий в жилищно-коммунальной сфере. Однако больших результатов в ближайшие два года ожидать не приходится, поскольку неплатежеспособность населения и медлительность в проведении реформ не позволят этой отрасли стать интересной для бизнеса, особенно вне больших городов (20; с. 95).
Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной, так и общественной.
Жизнеспособность малых предприятий определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.
Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
Для государственной регистрации малого предприятия следует предоставить следующие документы: приказ учредителей; учредительный договор;
устав; квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.
В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставный капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.
Уставом малого предприятия устанавливаются цели его деятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления, возможности выкупа, распределение прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности и другие важнейшие вопросы.
Предприятие
самостоятельно осуществляет свою деятельность,
распоряжается выпускаемой
Информация о работе Особенности управления на предприятии малого бизнеса