Особенности управления на предприятии малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить организацию предприятий малого бизнеса и особенности управления на предприятии малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать сущность малых предприятий и положение их в структуре экономике;
2) изучить роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем;
4) раскрыть особенности организации предприятия малого бизнеса;
5) описать понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия;
6) рассмотреть функции управления персоналом и взаимоотношения руководителя с персоналом на малых предприятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ..………………………………..………………………………………………..5
1.1. Сущность малых предприятий………………….………………………...5
1.2. Малые предприятия в структуре экономики ………………..…………..6
1.3. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………..……………………………………………..…..….9
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...……….13
2.1. Этапы становления малого бизнеса и его современное состояние..….13
2.2. Характеристика и особенности регистрации малых предприятий.…...15
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………..……………………..18
3.1. Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия….…………………………………………………………………………….18
3.2. Функции управления персоналом на малом предприятии ……..……..21
3.3. Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

малый бизнес.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

     Малые предприятия отчитываются о результатах  своей хозяйственной деятельности перед учредителями в порядке, определенном учредительным договором.

     Организационно - правовых форм, входящие в состав малого бизнеса:

1) Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

     Фирменное наименование должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

2) Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - одна из наиболее привлекательных форм малого бизнеса. Организация предприятия в форме ООО позволяет уменьшить личный и имущественный риск учредителей. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК). Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», который действует с 1 марта 1998 г.

     Фирменное наименование ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

3) Акционерные общества (АО): Закрытые Акционерные общества, Открытые Акционерные общества.

     Фирменное наименование АО должно содержать его  наименование и указание на то, что общество является акционерным.

     Акционерные общества, акции которого распределяются только среди его учредителей  или иного заранее определенного  круга лиц, признается закрытым акционерным  обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

     Акционеры закрытого акционерного общества имеют  преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами  этого общества. Федеральный Закон «Об Акционерных обществах» ограничивает число акционеров в ЗАО - не более пятидесяти. ЗАО - также является привлекательной формой для малого бизнеса.

4) Производственный кооператив. Производственный кооператив отличается от обществ и товариществ тем, что предполагает личное трудовое участие его членов деятельности предприятия. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

     В соответствии ГК РФ граждане могут вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Эта деятельность должна быть зарегистрирована в налоговых органах. Для предпринимателей без образования юридического лица существует 2 возможности:

1) просто зарегистрировать факт ведения предпринимательской деятельности;

2) зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства, действующего в рамках «Упрощенной системы налогообложения предпринимателя» (6). 

     3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

      3.1. Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия

           Успешная реализация целей любого предприятия непосредственно  связана с оптимальным использованием человеческих ресурсов, т. е. персонала (работников). Персонал предприятия — это его личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками и имеющий трудовые отношения с работодателем. 

           Управление персоналом – комплексное, целенаправленное воздействие  на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного и созидательного труда для достижения целей предприятия.

      Особенности малого предприятия требуют от руководителей  высокого профессионализма в области управления персоналом.

     Рассмотрим ряд общих особенностей, не зависящих от формы собственности и сферы деятельности организации.

     Комплексный характер деятельности и гибкая организация  труда. Отсутствие четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом способствует сокращению дистанции между персоналом, однако не устраняет социальных различий. Работникам малого предприятия приходится выполнять функции не свойственные их должностям, поэтому здесь необходимы не профессионалы узкого профиля, а универсальные работники, способные  совмещать должности и выполнять различные виды работ. Одна из сильных сторон малого бизнеса — свобода в определении круга обязанностей и способность к быстрым переменам.

     Отсутствие  многоуровневой организационной структуры. Это приводит персонал к пониманию карьеры как расширения и усложнения функциональных обязанностей, роста профессионализма, увеличения заработной платы, а не повышения в должности.

     Относительно  более высокая информированность  работников. Руководителю предприятия сложно скрыть от персонала сведения о методах работы и отношениях с клиентами и государственными структурами. Эта информированность ставит работодателя в зависимость от работника и, тем самым, вынуждает вести поиск персонала среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей.

     Меньшая степень бюрократичности в работе. На малых предприятиях существует система неофициальных установок. Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, выражению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам.

     Организационное обучение практически отсутствует. Объясняется это рядом причин: недооценка руководителем предприятия необходимости обучения, нехватка средств, неопределенность перспектив предприятия, низкая оценка существующих курсов обучения.

     Повышенные  требования к  личным качествам работника. Малый коллектив быстрее освободится от работников, чьи качества не соответствуют принятым нормам и ценностям данного предприятия.

     Самая важная проблема работников малого предприятия — социальная незащищенность. Благополучие персонала зависит от руководителя. Прослеживается слабая формализация трудовых отношений: часто предпочтение отдается устным трудовым договорам, редко гарантируется охрана труда, оплата больничных и ежегодных отпусков.

     Наряду  с общими особенностями управления персоналом малого предприятия существуют различия на предприятиях разных сфер деятельности. В производственных организациях сложная структура персонала: администрация, специалисты, производственные рабочие. Следовательно, этим предприятиям необходимо использовать более разнообразные методы стимулирования и вознаграждения за труд. В производственных организациях более заметна статусная разница между работниками и противоречия интересов. Это ведет к повышению уровня конфликтности.

     Банковская  сфера характеризуется закрытостью: многие работники владеют большим  объемом коммерческой информации, выход  которой за пределы банка недопустим. В связи с этим руководство  банка заботится о надежности принимаемого персонала (нанимают строго по проверенным рекомендациям), а также о мотивации работников. Специфическая банковская деятельность предъявляет высокие требования к квалификации персонала; осуществляются максимальные затраты на обучение персонала. Относительно высокая доходность банковской сферы позволяет помимо фонда заработной платы осуществлять другие социальные выплаты и гарантии. Администрация и специалисты банка имеют много общих социальных характеристик: высшее образование, высокий уровень интеллекта, творческий характер труда, что сокращает дистанцию между ними. Данные отношения снижают уровень конфликтности в коллективе.

     Торговые  малые предприятия обучение персонала  проводят внутри предприятия и ориентируют  работников на самообразование и самостоятельное приобретение опыта работы. При отборе персонала руководители не всегда имеют представление о требованиях, которые предъявляет к работнику та или иная специальность.

     Комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом. 

     3.2. Функции управления персоналом на малом предприятии

     На  малом предприятии, как правило, нет специальных кадровых служб. Работой с персоналом занимается либо руководитель организации, либо сотрудник, которому эта работа поручена.

     В классическом понимании в функции  управления персоналом входят следующие  виды деятельности:

  1. планирование человеческих ресурсов — определение потребности в кадрах, разработка политики управления персоналом;

2) формирование кадрового состава — отбор, наем, введение в должность, увольнение, сокращение, перемещение работников;

3) организация труда — расстановка кадров, распределение и перераспределение обязанностей, установление режимов труда и отдыха и т. д.;

4) обучение персонала — введение в должность (при приеме на работу), повышение квалификации, переобучение, развитие;

5) оценка деятельности (аттестация) персонала с целью определения соответствия работника требованиям выполняемой работы, его загруженности, способности к росту;

6) оплата и стимулирование труда, включая различные социальные компенсации;

7) охрана труда и здоровья;

8) формирование и поддержание системы коммуникаций внутри  предприятия;

9) ведения  информационно-аналитической работы по персоналу 
и делопроизводства.

     Руководители  малых предприятий сами решают, какие  функции необходимы для успешной деятельности их предприятия.

      3.3. Взаимоотношения  руководителя малого предприятия с персоналом

     Особенностью малого предприятия является тесное взаимодействие руководства с персоналом. Все работодатели хотят иметь нормальные деловые отношения с персоналом. Чтобы этого достичь, необходимо постоянное деловое общение с работниками, их стимулирование, решение их проблем, устранение конфликтов  в коллективе.

     Общение должно быть двусторонним процессом между работодателем и его работниками. Руководитель должен предоставлять работникам следующую информацию: инструкции по работе, изменения в положениях и условиях, правилах и процедурах производственного процесса, в развитии предприятия. В то же время руководитель должен прислушиваться к сообщениям работников, их мнениям, предложениям и жалобам. Обратная связь обеспечит на предприятии: нормальные деловые взаимоотношения работников и работодателя; отсутствие слухов и жалоб; сплоченность коллектива, доверительность отношений; оперативность в решении проблем персонала.

     Общение на малом предприятии обычно осуществляется через:

- беседы один на один — общаясь с работниками во время неофициальных бесед или официальных дискуссий, руководитель предоставляет работникам информацию и использует механизм обратной связи. Такие беседы позволяют обсудить важные проблемы и предоставить работникам возможность задать руководителю вопросы и высказать свое мнение;

Информация о работе Особенности управления на предприятии малого бизнеса