Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности жизненного цикла товара и его практическое применение.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение сущности теории жизненного цикла товара;
- выявление этапов жизненного цикла товара;
- изучение кривой жизненного цикла товара;
- рассмотрение видов кривых жизненного цикла товара;
- выявление современных тенденций смены жизненного цикла товара.
Введение 4
1 Теория жизненного цикла товаров 6
1.1 Сущность теории жизненного цикла товара 6
1.2 Этапы и стратегии жизненного цикла товара 9
2 Негативные стороны концепции жизненного цикла товара 17
3 Оценка и анализ жизненного цикла товара на примере компании ООО 18
Завод безалкогольных напитков «Анай»
Заключение 24
Литература 26
Компания на этапе роста должна решить проблему выбора между большой долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в усовершенствование товара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занять господствующее положение на рынке. Но при этом фирма отказывается от сиюминутной прибыли в надежде получить намного больший доход от внедрения перспективных стратегий.
В определённый момент существования товара на рынке темпы роста объёмов продаж начинают замедляться, наступает стадия относительной зрелости. По времени этот этап обычно длиннее предыдущих и ставит сложные задачи в сфере управления маркетингом.
Большинство товаров на рынке находятся в стадии зрелости, следовательно, и управление маркетингом следует перестраивать в расчете на зрелый товар. На данном этапе выделяют 3 фазы.
Фаза «взросления» - темпы роста продаж начинают замедляться, сбытовая сеть стабилизируется.
Фаза «стабильной зрелости»
- объём продаж держится на постоянном
уровне вследствие насыщения рынка.
Большинство потенциальных
Фаза «старения» – абсолютный уровень объёмов продаж начинает снижаться, поскольку интересы потребителей переключаются на другой товар.
Замедление темпов роста объёмов продаж приводит к увеличению запасов готовой продукции, что ведёт к обострению конкуренции. Конкуренты стремятся найти и занять свободные ниши рынка. Они всё чаще прибегают к продаже товара по сниженным ценам, усиленно рекламируют продукт. Растут ассигнования на исследования и разработки в целях усовершенствования товара, создания их новых модификаций и расширения их ассортиментной группы. Из борьбы выбывают наиболее слабые конкуренты. В итоге на рынке остаются только прочно закрепившиеся конкуренты, основная цель которых – получение конкурентных преимуществ. Господствующее положение на рынке занимают несколько гигантов, на долю которых приходится большая часть выпускаемых товаров. Они обслуживают весь рынок и получают прибыль главным образом за счёт большого объёма производства и низких издержек. Этих гигантов окружает множество фирм, занявших различные ниши: компании, специализирующиеся на обслуживании одного сегмента рынка, на производстве одного товара. Таким образом, руководители фирмы, работающей на «зрелом» рынке должны решить: стоит ли вступать в борьбу за место в «большой тройке» и получать прибыль от больших объёмов и низких издержек производства или обратиться к стратегии занятия ниши и получать прибыль от высоких наценок.
На этапе зрелости некоторые компании отказываются от производства товаров, пользующихся наименьшем спросом у потребителей, предпочитая направить ресурсы на производство наиболее прибыльных или новых товаров. Продавцам необходимо постоянно искать новые пути в использовании неисчерпаемых возможностей модификации рынка, продукта и маркетинга – микс.
Модификация рынка. Компания
может увеличить число
Объём продаж равняется числу потребителей марки∙ интенсивность потребления одного потребителя.
Выделяют три способа увеличения числа потребителей марки:
Увеличение интенсивности потребления одним потребителем достигается следующими стратегиями:
Эта стратегия эффективна:
Стратегия улучшения свойств направлена на придание товару новых свойств (например, размер, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным. Периодически модернизируя товар, фирма приобретает имидж компании – новатора и завоёвывает приверженность тех сегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Основной недостаток заключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и если фирма не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства перестанут приносить прибыль.
Стратегия улучшения внешнего оформления заключается в том, что она способствует выделения товара, придания ему черт уникальности и завоеванию приверженности потребителей. Однако, реализуя её, компания сталкивается с рядом проблем. Во-первых, предугадать, понравится потребителям внешний вид и какой именно они предпочитают, весьма непросто. Во-вторых, изменение внешнего вида товара обычно подразумевает отказ от старого, что может вызвать негативную реакцию у потребителей. Например, покупателей, возможно, привлечёт на первый взгляд совсем незначительное усовершенствование.
Нередко компания стремиться стимулировать сбыт с помощью модификации одного или нескольких элементов маркетинга. Перед тем, как изменять маркетинг–микс, необходимо ответить на вопросы.
Привлечёт ли снижение цены новых потребителей? Или целесообразно повысить цену и тем самым подчеркнуть качество товаров?
Возможно ли привлечь больше предприятий розничной торговли к реализации товара, использовать новые каналы сбыта?
Не прибегнуть ли к активным приёмам стимулирования сбыта?
Кадровые изменения. Возможно увеличить количество торгового персонала и повысить качество его работы?
Обслуживание. Имеет ли возможность компания ускорить поставки, оказывать техническую помощь в большем объёме, предоставлять кредит?
Основная проблема трансформации маркетинга–микс заключается в том, что её легко воспроизводят конкуренты. В этом случае компания не получает ожидаемой прибыли (как и конкуренты), так как их маркетинговые усилия будут направлены на борьбу друг с другом.
Неизбежен тот момент, когда объём продаж большинства разновидностей товаров или марок начинает снижаться. Это объясняется достижениями в области развития технологий, изменения вкуса потребителей – это приводит к затовариванию, снижению цен и сокращению прибыли. На данном этапе некоторые фирмы покидают рынок. Оставшиеся могут сократить число предлагаемых товаров, уйти с незначительных сегментов рынка и ещё более снизить цены.
Стратегия маркетинга на этапе спада.
Успешное управление «стареющими» товарами требует от компании решения ряда задач:
Существуют пять стратегий, которые используют фирмы на данном этапе.
Если компания принимает решение об исключении товара из номенклатуры продукции, ей необходимо продумать, как это произвести с наибольшей выгодой. Если товар реализуется через каналы сбыта и имеет хорошую репутацию, его можно продать другой фирме. Если производитель не в состоянии найти покупателей на свой товар, ему приходится решать, насколько быстро необходимо изымать его из ассортимента, в каких объёмах сохранять товарно-материальные запасы и на каком уровне поддерживать обслуживание бывших потребителей.
Примером поиска новых потребителей на стадии спада может служить обращение к новому для данного товара сегменту рынка: обращение к женскому и юношескому сегменту рынка потребителей пива в рекламных роликах 2000-2001 гг. «Holsten» - пиво с твоим характером» или «Позволь предложить тебе пиво «Невское».
Другие, наоборот, окончательно выбрасывают продукты стадии спада из своих продуктных линий: компания «Microsoft»прекратила выдачу лицензий на операционную систему «Windows 95» и её бесплатную консультационную поддержку.
2 НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
В концепции жизненного цикла товаров существуют как положительные, так и отрицательные стороны.
Для разных товаров существуют разные, отличающиеся друг от друга графики жизненного цикла.
Само определение «товар» абстрактно. Смотря, что считать новым.
Нельзя спрогнозировать
Нельзя учесть ряд внешних факторов: активность конкурентов, стабильность спроса.
Ориентация исключительно на товар, а не потребность. Но товар исчезает, когда исчезает потребность.
Тем не менее, концепция жизненного цикла товара помогает понять несколько базовых вещей.
3 ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО ЗАВОД БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ «АНАЙ»
Рассмотрим применение жизненного цикла товара на примере компании ОАО «Анай».
В основе крепкого здоровья, красоты и долголетия человека лежит сбалансированное питание и физическая активность. Это прекрасно понимали еще наши далекие предки, жившие в гармонии с природой и с самими собой. Их поселения и кочевья на земле нынешней Адыгеи, да и всей Евразии, были продолжением природной среды обитания: дома из дерева, войлока, шкур, пища – только то, что растет и живет вокруг, вода – только из родников и колодцев.
Сейчас и в Адыгее есть люди, которые прекрасно понимают, как важно добиться возвращения утраченной гармонии человека и Земли с её неповторимой биосферой. Именно для создания производства экологически чистой воды и на её основе – безалкогольных газированных напитков в мае 1997 года в Майкопе было организовано предприятие «Анай». Идея производства экологически безопасной воды нашла поддержку и одобрение в администрации республики, которая оказала первоначальную поддержку молодой, перспективной и при этом майкопской компании.
Рассмотрим, какой же жизненный цикл товара данной фирмы. Первый этап – исследование и разработка – начинается с того, что в 1997 году началось строительство завода, оснащенного линией по производству воды и безалкогольных напитков в полуторалитровой таре. Первая очередь производственного комплекса была запущена в 1998 году, а в сентябре производство вышло на номинальную мощность. С первых же дней работы был взят курс на бескомпромиссное качество, которого компания придерживается и по сей день.
Учитывая спрос на питьевую воду, руководством ООО «Анай» было принято решение о запуске нового проекта. Поэтому в 1999 году начался выпуск питьевой воды «Ледниковая» в 5-литровых емкостях.
Цель фирмы на этом этапе – проверить концепцию нового товара на предмет коммерческой реализуемости. Поэтому было проведено исследование, нужен ли данный продукт населению, где был получен положительный ответ, так как вода, которая течет в кранах в настоящее время, не всегда соответствует санитарным нормам, а хочется все-таки употреблять экологически чистую воду. На данном этапе фирма также планирует объем продаж и анализирует потенциальный спрос на продукт.
Далее компания переходит
ко второму этапу – этапу