Оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1.Рассмотреть основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции;
2.Изучить социально-экономическую сущность конкурентоспособности продукции;
3.Привести существующие методы оценки конкурентоспособности продукции;
4.Представить организационно - экономическую характеристику предприятия;
5.Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………….5
1.2. Социально-экономическая сущность конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...12
1.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «АТКАРСКИЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…...27
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………………………………………………………………………...31
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

контр.МАРКЕТИНГ.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

1.1. Основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности  продукции…………………………………………………………………………….5

1.2. Социально-экономическая сущность конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...12

1.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «АТКАРСКИЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД»

2.1.    Организационно-экономическая характеристика предприятия…...27

2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………………………………………………………………………...31

2.3.   Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема  качества продукции  носит  в  современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности, в этом заключается актуальность курсовой работы.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

Актуальность данной контрольной  работы заключается в том, что  устойчивое положение фирмы на рынке  товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. Проблема качества актуальна также для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции предпринимателям нужно быть готовым уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены.            

Целью данной контрольной работы является оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

1.Рассмотреть основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности  продукции;

2.Изучить социально-экономическую сущность конкурентоспособности продукции;

3.Привести существующие методы оценки конкурентоспособности продукции;

4.Представить организационно - экономическую характеристику предприятия;

5.Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;

6.Повести анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ».

Объектом исследования данной контрольной работы является  ОАО «Аткарский МЭЗ».

Предмет исследования - методы оценки, применяемые в процессе управления качеством и конкурентоспособностью продукции ОАО «Аткарский МЭЗ».

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

    1. Основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности  продукции

 

Проблема  обеспечения качества является очень  важной для любого промышленного предприятия. Поэтому в современных условиях предприятия уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции путем разработки и осуществления системы управления качеством продукции.

Обеспечение качества предусматривает разработку стандартов качества, распределения  ответственности за качество и контроль качества работ.

Качество продукции — это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Основными целями  анализа качества продукции является:       

- оценить технический уровень продукции;     

- выявить отклонения технического  уровня отдельных изделий по  сравнению с базовым уровнем  и теоретически возможным;    

- проанализировать структуру выпуска  по параметрам, характеризующим  качество изготовления и поставки продукции;     

- выявить факторы, сдерживающие  рост технического уровня продукции;      

- обосновать возможности повышения  качества.

Качество продукции  выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности.  С экономической точки зрения, наиболее важными представляются конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособности отрасли и конкурентоспособность страны. [4, c.98]

Само слово  «конкурентоспособность», означает способность данного предмета выдержать конкуренцию.

Применительно к  продукции конкурентоспособность  представляет собой потенциальную  возможность продукции быть успешно  реализованной на рынке. Таким образом, конкурентоспособность продукции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентного рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности товара.

Целью обеспечения  конкурентоспособности продукции  и конкурентоспособности товара является получение прибыли в результате успешной реализации данной продукции на рынке. 

Проводя сравнение товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственным потребностям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.

По отношению  к конкретной потребности указанное  соотношение может быть достигнуто целым рядом различных товаров благодаря наличию у них аналогичных свойств. Соответственно все они будут обладать способностью, удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые. [8, c.59]

В этом направлении просматривается взаимосвязь между конкурентоспособностью продукции, конкурентоспособностью товара и формами конкуренции: предметной и функциональной.

Предметная форма  конкуренции  предполагает конкурентную борьбу между товарами-аналогами, предназначенными для удовлетворения одной и той же потребности, но различающихся по цене, уровню качества. В основе этой формы лежит явление дифференциации продукции. В частности, фирмы-изготовители стремятся  каждый  из  выпускаемых предметов потребления поставить на рынок в разных вариантах исполнения, основываясь на вкусах, запросах и финансовых возможностях потребителей.

Связь между предметной формой конкуренции и конкурентоспособностью продукции, конкурентоспособностью товара, имеет явный характер. Выходя на конкурентный рынок со своей продукцией, производитель предполагает наличие на рынке товаров-аналогов и, соответственно, учитывает это в процессе обеспечения конкурентоспособности своей продукции.

При функциональной форме конкуренции  в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности. В данном случае речь идет о взаимозаменяемых товарах, которые могут быть функционально однородными, то есть предназначенными дня выполнения определенных работ или получения определенного потребительского эффекта, или функционально разнородными, предназначенными для выполнения различных работ или получения различных потребительских эффектов, но способные заменять друг друга в отдельных областях применения. Кроме того, при снижении платежеспособного спроса покупателей и высоких ценах конкуренция может возникнуть среди функционально разнородных товаров, не являющихся взаимозаменяемыми, что связано с желанием потребителя, максимизировать полезность при ограниченном доходе. [11, c.147]

Исходя из того, что конкурентоспособность продукции, товара, определяется ее способностью выдерживать конкуренцию, составляющие элементы конкурентоспособности непосредственно вытекают из методов конкуренции: ценовых и неценовых.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем конкуренты. Она имеет многоцелевое назначение: низкая цена может служить инструментом проникновения на новые рынки; низкая цена используется фирмой как барьер против выхода на рынок конкурентов; в ряде случаев фирмы проводят снижение цен как ответ на действия конкурентов. Ценовая конкуренция направлена на повышение конкурентоспособности товара на рынке, то есть цена выступает составляющим  элементом  конкурентоспособности товара. Причем, следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и эксплуатацию данного изделия.

Неценовая конкуренция базируется на отличительных особенностях товаров по сравнению с конкурентами. Эти отличительные особенности могут быть связаны непосредственно с качеством самой продукции; с конкурентоспособностью предложения; с фирмой-производителем данного товара; с конкурентными преимуществами отрасли (конкурентоспособность отрасли); с конкурентными преимуществами региона, территории  и даже со страной, в которой изготовлен данный товар.

Рассматривая  качество продукции, как составляющий элемент ее конкурентоспособности, необходимо принимать во внимание те свойства продукции и уровень  параметров их определяющий, которые  представляют интерес для  потребителя  и обеспечивают удовлетворение его потребностей.

В условиях конкуренции качество продукции  должно исследоваться, прежде всего, с точки зрения обеспечения конкурентоспособности продукции, и в этой связи производителя должны интересовать, прежде всего, те свойства продукции и уровень параметров, их определяющий, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей.

В маркетинговых  исследованиях находят применение термин "прицельное качество", который обозначает тот уровень качественных параметров, который в наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям потребителей соответствующего сегмента рынка.

Потребитель формирует в своем сознании некоторое  «ожидаемое качество», которое, по его  мнению, должно быть достигнуто в процессе покупки и использования товара. Производителю и продавцу продукции необходимо понять взаимосвязи и взаимозависимости между реальным качеством продукции и «ожидаемым качеством», которое сформировано. Соответственно эти взаимосвязи могут быть достаточно противоречивы, чтобы достичь в этом направлении соответствующего консенсуса производителя и потребителя продукции, необходимо, с одной стороны, исследовать и сформировать ожидаемые потребности, а, с другой стороны, обеспечить их удовлетворение.

Потребитель заинтересован не только в качестве самой продукции, но и в предоставлении ему высококачественных дополнительных услуг, связанных с этой продукцией. Глобализация может предполагать не только обеспечение "прицельного качества" товара, но и предоставление сопутствующих товаров и услуг, дающих потребителю ряд дополнительных удобств, а также предоставление сервисного обслуживания. [5, c.261]

Что же касается конкурентоспособности  товара, важными характеристиками для ее определения выступают также конкурентоспособность предложения товара на рынке, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность региона и национальная конкурентоспособность.

Конкурентоспособность предложения товара на рынке характеризует организационно-коммерческие условия его реализации на рынке, к которым можно отнести способы продвижения продукции на рынке, условия контракта, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д. Значительная часть организационно-коммерческих условий фиксируется договором или контрактом купли-продажи товара. В этих документах указываются также обязанности продавца и покупателя по доставке; сроки поставки товаров; условия платежей; упаковка и маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санкции и возмещение убытков; страхование; форс-мажорные обстоятельства; судебные разбирательства споров и т.д. Так, в контрактах обычно содержится подробное изложение условий платежей. В практике международных расчетов распространение получили различные формы: платежи наличными, расчет чеками, расчет банковскими переводами, аккредитивная, инкассовая, кредитная и другие формы расчетов. Каждая из этих форм взаимных расчетов в зависимости от степени выгодности для покупателя в той или иной степени оказывает влияние на конкурентоспособность товара. Значительное влияние на повышение конкурентоспособности товара оказывает кредитная форма расчетов. Финансовые кредиты предоставляются покупателям в виде денежных займов на оплату приобретаемых товаров. Товарные кредиты предусматривают для покупателей предоставление рассрочек платежей на предоставляемые товары. Для повышения конкурентоспособности товара при товарном кредите выплачиваемые годовые проценты могут устанавливаться ниже текущих банковских ставок. Кроме того, покупателям может предоставляться беспроцентная рассрочка платежей. Также условиями контрактов на поставку промышленного оборудования покупателям могут предоставляться льготные условия платежей, включающие отсрочку начала погашения кредита до пуска оборудования в эксплуатацию. [1, c.226]

В контрактах указываются сроки поставок, определяется право продавцов на досрочную поставку. Импортеры продукции, ужесточая сроки поставок товаров, получают дополнительную экономию от снижения затрат на сооружение складских помещений, уменьшают срок оборачиваемости оборотных средств, что соответственно приносит дополнительную прибыль.

Информация о работе Оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров