Оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1.Рассмотреть основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции;
2.Изучить социально-экономическую сущность конкурентоспособности продукции;
3.Привести существующие методы оценки конкурентоспособности продукции;
4.Представить организационно - экономическую характеристику предприятия;
5.Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………….5
1.2. Социально-экономическая сущность конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...12
1.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «АТКАРСКИЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…...27
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………………………………………………………………………...31
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

контр.МАРКЕТИНГ.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить некорректность отождествления конкурентоспособности  с "уровнем качества" и "техническим  уровнем продукции", хотя их оценка основана на сравнении. Второй и третий из указанных показателей в соответствии с ГОСТ 15 467-79 представляют собой относительные характеристики качества, основанные на сравнении значений соответствующих показателей качества и технического совершенства продукции с базовыми значениями однородных показателей. При этом выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является неоднозначной и непростой задачей. Для оценки конкурентоспособности необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.

Нетождественность оценки качества и конкурентоспособности продукции  состоит еще в следующем. С позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продукции классифицируются по показателям, характеризующим не только основное ее назначение и области применения, но и конструктивно-технологические особенности, надежность, эргономичность и др. Это значительно сужает рамки классификации. С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения принимается конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.

Весьма значимым является и еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара (продукции). Конкурентоспособность  продукции - это сугубо рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка - его конкурентность. В то же время качество - экономическая категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность продукции носит более динамичный и вариативный характер. При неизменности качественных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, поведение производителей-конкурентов и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия средств маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы, и на проявления других внешних по отношению к данному товару многочисленных факторов.

Изложенные соображения  позволяют сделать очевидный  вывод о том, что понятие конкурентоспособности  продукции шире понятий качества и технического уровня, поскольку  последние являются главными составляющими конкурентоспособности продукции, предопределяющими ее уровень, но не единственными. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, характеризующими потребительскую ценность продукции в сопоставлении с аналогичной конкурирующей продукцией, определяется внешними (экзогенными) по отношению к этой продукции факторами и характеристиками, не обусловленными его внутренними (эндогенными) свойствами: сроки поставки, уровень сервисного обслуживания, реклама, изменение уровня конкурентоспособности имеющихся на рынке аналогичных товаров, изменение соотношения спроса и предложения, динамика цен и платежеспособности потребителей и др.

Указанные экзогенные для  создания продукции факторы носят  маркетинговый характер. Центральное  место, занимаемое качеством и особенно конкурентоспособностью в товарной и в целом рыночной политике предприятия, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности каждого предприятия. И поскольку маркетинг ориентирует предприятие на потребителя, вся деятельность предприятия (социально-экономическая, техническая, инновационная, инвестиционная политика, менеджмент), использующего принципы и методы маркетинга, должна быть направлена на подчинение производственно-хозяйственной деятельности интересам потребителя, превращая их в доходы производителя продукции в соответствии с принципом маркетинга: "Надо стараться производить то, что можно продать, а не стремиться продавать то, что можно производить". Идея этого принципа проста: на рынке предприятие должно ориентироваться прежде всего на нужды потребителя и лишь во вторую очередь оглядываться на возможности своей технологии и организации производства. Этот принцип наглядно интерпретирует и мысль, принадлежащая известному ученому-специалисту в области маркетинга Хьюджессу: "Инженеры создают изделие, а маркетологи - товар. При этом всегда следует помнить, что одна и та же продукция одновременно может быть олицетворением инженерной мечты и кошмаром для отдела сбыта". [3, c.168]

В соответствии с этим проблемы качества и конкурентоспособности продукции в многоплановой деятельности предприятия носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер - от исследования и конструирования изделий, опытного и серийного их производства, тренировочных и периодических испытаний, контроля качества, поставок материальных ресурсов и их входного контроля до сбыта и сервисного обслуживания эксплуатируемых изделий, их транспортировки и хранения, установки (монтажа), послепродажного обслуживания, объединяемых менеджментом всеобщего качества и конкурентоспособности продукции.

 

    1. Существующие методы оценки конкурентоспособности 

продукции

 

Выше было сказано, что  важной проблемой в повышении  конкурентоспособности продукции, является разработка маркетинговой  стратегии предприятия в этой области, а одним из направлений  маркетинговых исследований является изучение рынков изготовителей и  потребелений продукции данного вида и проведения сравнительной оценки уровня конкурентоспособности (экспортопригодности) продукции.

Следовательно, определении  уровня конкурентоспособности предприятия  товар важное значение имеет объективная  оценка достигнутого уровня. Трудность получения такой оценки связана с тем, что хозяйственная деятельность и её результаты охватывают множество различных процессов и не выражаются одним обобщающим показателем. Поэтому приходиться оценивать и измерять различные стороны хозяйственной деятельности и затем объединять частные оценки в единую, комплексную оценку, которая должна выражать сущность производственных отношений, схватывать все главные стороны производственно- хозяйственной деятельности, включать ограниченное число показателей, которое легко поддаётся обозрению субъектами оценки, быть эластичной (косвенно улавливать динамику). Её компоненты должны дублировать друг друга, они должны быть соизмеримы и сопоставимы. [3, c.189]

Современное конкурентоспособное  предприятие должно соответствовать следующим параметрам:

1. Обладать большой  гибкостью, способностью быстро  менять ассортимент изделий. 

2. В связи с усложнением  технологии производства требуются  совершенно новые формы контроля  организации и разделения труда.  Неприемлемо мышление категориями сборочных линий и стремление углублять технологическое разделение труда, разбивать работы на отдельные операции, планирование по принципу «от достигнутого» при повышении конкурентоспособности предприятия и продукции.

3. Требования к качеству продукции не просто возросли, а совершенно изменили свой характер. Сегодня недостаточно выпускать хорошую продукцию, необходимо организовывать послепродажное обслуживание, предоставлять потребителям дополнительные фирменные услуги.

4. Резко изменилась структура издержек производства. Возросла доля, связанная с реализацией продукции. Ориентация только на снижение прямых затрат труда, будь то повышение норм выработки или замещение живого труда капиталом и энергией, мало способствует общему повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности предприятия.

Все это требует принципиально  новых подходов к управлению и  организации производства, которые  позволяют решать такие задачи: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя, оперативно внедрять новую технику и технологию в производство, минимизировать запасы комплектующих узлов, деталей и готовой продукции, повышать качество при постоянном снижении издержек производства, использовать средства и методы менеджмента по управлению конкурентоспособностью предприятием, что в конечном итоге упрочит конкурентные позиции предприятия на рынке. [10, c.261]

Самостоятельной проблемой  является повышение эффективности  деятельности предприятия по сбыту продукции. Следует уделять больше внимания повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов (как на самом предприятии, так и на складах) добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю. В сущности, запасы готовой продукции в любом виде свидетельствуют о плохом управлении производством - это или низкое качество изделий или плохая организация снабжения и сбыта.

В настоящее время отсутствует единая методика оценки и управления конкурентоспособностью предприятия, хотя экономисты часто обращались к анализу отдельных аспектов данной проблемы.

1. Анализ конкурентоспособности  целесообразно начинать с выбора  исследуемых предприятий. Выбранные  предприятия должны выпускать  аналогичную продукцию и иметь единый рынок функционирования.

2. Кроме того, анализ  исследуемых предприятий целесообразно  проводить на единой информационной  базе, т.е. определить перечень  показателей призводственно-хозяйственной  деятельности, которые должны быть  легко получаемы и достаточно полно характеризовать деятельность предприятия. В перечень целесообразно включать как показатели, характеризующие производственную, так и показатели характеризующие финансовую сторону анализируемого предприятия. Отдельную проблему составляет вопрос о целесообразности включения в информационную базу показателей, характеризующих рынок, например, ёмкость рынка. При рассмотрении данной проблемы необходимо учитывать то, что рынок Украины характеризуется высокой степенью монополизации.

3. Одним из основных условий или гарантий конкурентоспособности промышленного предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции. Поэтому конкурентоспособность продукции должна включаться в информационную базу анализа конкурентоспособности предприятия как самостоятельный показатель. [9, c.109]

Достигнутое качество изделия  оценивается через совокупность его свойств, количественной характеристикой  которых выступают параметры  качества. Таким образом, классификация  показателей качества должна быть естественным продолжением и развитием классификации свойств продукции.

Для оценки конкурентоспособности  продукции следует создать собственную  систему показателей, в основу которой  может быть положена система показателей  уровня качества продукции.

Система показателей конкурентоспособности должна содержать:

- единичные показатели,

- комплексные показатели,

- интегральные показатели.

В простейшем случае оценка конкурентоспособности продукции  проводится путём сравнения значений единичных показателей качества оцениваемого изделия с базовыми значениями.

Оценку конкурентоспособных  позиций предприятия по параметрам производят с помощью свободного параметрического индекса который  рассчитывается по формуле 2.1.:

 

                                    

,                                          (2.1.)

 

где  n - число анализируемых параметров;

mj - вес j-го параметрического индекса;

kj - параметрический индекс j-го параметра.

 

После расчета параметрических  индексов и «весов» каждого параметра  определяют сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам, который выглядит следующим образом (формула 2.2.):

 

                

,                                    (2.2.)

 

где  n - число анализируемых экономических параметров;

mi - вес i-го параметрического индекса;

ki - параметрический индекс i-го параметра.

 

Сводные индексы конкурентоспособности  по экономическим параметрам дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности  по отношению к эталону, формула (2.3.):

 

        

,                                (2.3.)

 

Если К>1, анализируемое  предприятие превосходит по конкурентоспособности  образец, если К<1 - уступает, если К= 1 - находится на одном уровне. [10, c.276]

В экономической литературе конкурентоспособность товара в общем виде определяется отношением полезного эффекта к суммарным затратам, которые включают расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара и именуются ценой потребления, которая должна максимизироваться.

Предполагается, что в самом общем виде условие конкурентоспособности товара имеет вид (формула 2.4.):

 

                        

,                                (2.4.)

 

где  Ку - удельный полезный эффект;

Р- полезный эффект товара у потребителя;

С- затраты на приобретение и использование товара.

 

Чем лучше это соотношение, тем выше конкурентоспособность. Нельзя не согласиться с мнением, что при разработке конкурентоспособной продукции необходимо ориентироваться на условия определенного рынка и на требования покупателей, сформировавшиеся на нём.

Узловым моментом при  оценке является расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  товара (формула 2.5.):

               

,                    (2.5.)

 

где  k - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемого товара по отношению к товару-образцу;

Jнп - групповой показатель по нормативным параметрам;

Jтэп - групповой показатель по технико-экономическим параметрам;

Jцп - групповой показатель цены потребления.

Информация о работе Оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров