Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 13:41, курсовая работа
Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития. Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие конкурентоспособности предприятия ………………………………5
2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………………….11
3.Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия……………….19
4.Практическая часть. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Аква-Стан»……………………………………………………..33
Заключение ………………………………………………………………………43
Список используемой литературы ……………………………………………..45
Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что пока не было сформулировано четкое определение понятия «конкурентоспособности предприятия». Под конкурентоспособностью предприятия можно понимать способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.
Можно сделать вывод, что конкурентоспособность продукции является основным результатом реализации конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Анализ деятельности предприятия
по повышению его конкурентоспособности
предполагает оценку достигнутого уровня
использования имеющегося потенциала
(организационного, научно-технического,
производственно-
Вместе с тем анализ конкурентоспособности имеет свои специфические черты и задачи:
Во - первых, оценка конкурентоспособности, т. е. определение показателей конкурентоспособности предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики;
Во - вторых, изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Такой подход позволяет своевременно принимать решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров;
В-третьиx, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль.
Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как: выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразие подходов к ее оценке.
Так, Лобанов М. М. считает, что основными задачами, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия, являются:
— определение состояния конкурентоспособности на момент обследования;
— выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности предприятия за исследуемый период;
— определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятия;
— выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.
В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям. Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:
— горизонтальный анализ или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
— вертикальный анализ? при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
— факторный анализ, анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
— сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
М. И. Баканов предлагает процедуру проведения комплексной сравнительной оценки, состоящей из следующих этапов:
— конкретизация целей и задач комплексной оценки;
— выбор исходной системы показателей;
- организация сбора исходной информации;
— расчет и оценка значений частных показателей;
— обеспечение сравнимости оцениваемых показателей;
- выбор конкретной методики, т. е. разработка алгоритма и программы расчета комплексных сравнительных оценок;
- расчет комплексных оценок;
- экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;
- анализ и использование комплексных сравнительных оценок.
Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:
1) оценка с позиции
сравнительных преимуществ —
сущность данного метода
2) оценка с позиции теории равновесия — в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов;
3) оценка исходя из
теории эффективности
- структурный подход
— сущность которого
- Функциональный подход
— оценка
4) оценка на базе качества
продукции - данный метод заключается
в сопоставлении ряда
Единичные индексы рассчитываются на основании одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются как отношение величины параметра рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
gi =Пi / Пin,
где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi — величина i-ro параметра для анализируемой продукции;
Пin — величина i-ro параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.
Сводные индексы определяются по ряду параметров:
Ип= ∑ ai *Ипi,
где ai — удельный вес i-ro параметра (определяется экспертным путем);
Ипi - единичный параметрический индекс i-ro параметра.
В качестве интегрального показателя конкурентоспособности И. Ансоффом для оценки позиции фирмы в конкуренции предложен показатель «конкурентный статус фирмы».
Конкурентный статус фирмы представляет собой произведение трех сомножителей: уровня капиталовложений, стратегического норматива и норматива возможностей:
где If — уровень стратегических капиталовложений фирмы;
Ik — критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков;
Iо — точка оптимального объема капиталовложений, после которой увеличение капиталовложений приводит к понижению дохода;
Sf, So — соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;
Cf, Co — соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.
Для определения степени соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах. Выражения Sf/So, Cf/Co - являются среднеарифметическими бальной оценки;
5) профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность. Профиль требований приведен на схеме 4;
Номера требований |
Бальная оценка | |||
| 1 |
2 |
3 |
4 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
А |
|
В | |
|
|
|
Схема 4. Профиль требований (1 — высшая оценка, 4 — низшая оценка, А, В — сравниваемые организации)
6) профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1 приведен возможный профиль полярностей;
Таблица 1. Возможный профиль полярностей
Позитив |
Негатив |
У нас имеется четкая организационная структура |
У них более рациональная организационная структура |
У нас продумана система управления |
У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы |
У нас хорошо поставлено планирование |
У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее |
7) матричный метод —
при использовании данного
Сущность приведенных методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара;
Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации