Оценка конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 06:52, реферат

Краткое описание

Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы.
Конкурентоспособность можно определить, только сравнивая объекты или субъекты с другими между собой.

Содержание

Конкурентоспособность товара
1. Составляющие конкурентоспособности товара
1.1 Сущность, индикаторы и факторы конкурентоспособности товара
1.2 Конкурентные преимущества
2. Место конкурентоспособности товара в управлении предприятием
2.1 Управление конкурентоспособностью товара
2.2 Пути обеспечения конкурентного преимущества продукции
3. Оценка конкурентоспособности товара
3.1 Методы оценки конкурентоспособности продукции
3.2 Параметры оценки конкурентоспособности товара

Вложенные файлы: 1 файл

оценка конкурентоспособности продукции.docx

— 103.11 Кб (Скачать файл)

Оценка конкурентоспособности товара

Методы оценки конкурентоспособности продукции

Оценка конкурентоспособной продукции отражает соответствующие функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских и экономических показателей конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности).

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения, поскольку, как было сказано выше, конкурентоспособность понятие относительное. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

Где:

  • gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

  • Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;

  • Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

  • n — количество анализируемых параметров.

В случае принятия за базу сравнения образца, в знаменателе дроби проставляется величина i-го параметра для товара, принятого за образец.

В случае, когда параметры товара не имеют физической меры, для оценки их характеристик применяют методы балльных оценок.

Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях основывается комплексный метод. При этом расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

Где:

  • Imn — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

  • gi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

  • Li — весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;

  • n — число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

Где З, З0 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя включают единовременные затраты на приобретение товара (Зе) и средние суммарные затраты на эксплуатацию товара:

Где:

  • Т — срок службы;

  • i — год по порядку.

Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности:

Где:

  • i = 1…n — число параметров продукции, участвующих в оценке;

  • j = 1…n — виды продукции;

  • Li — коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

  • Pij — конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;

  • Pin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

  • ẞi = +1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее);

  • ẞi = -1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и другое).

Таким образом, при помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется при помощи таблицы сравнения параметров. По результатам сравнения одним из трех описанных методов можно дать одно из следующих заключений:

  • товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий;

  • товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий;

  • товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий.

Вывод о конкурентоспособности дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке.

По результатам оценки конкурентоспособности товара можно принять следующие решения:

  • изменить состав и структуру применяемых материалов, комплектующих изделий или конструкции товара;

  • изменить порядок проектирования товара;

  • изменить технологию изготовления товара, методы испытания, систему контроля качества изготовления, хранение, упаковку, транспортировку, монтаж;

  • изменить цены на товар, цены на услуги, на обслуживание и ремонту, цены на запасные части;

  • изменить порядок реализации товара на рынке;

  • изменить структуру и размер инвестиций в разработку, производство и сбыт товаров;

  • изменить структуру и объемы поставок при производстве товара, цены на комплектующие изделия и состав выбранных поставщиков;

  • изменить систему стимулирования поставщиков;

  • изменить структуру импорта и видов импортируемых товаров.

Основой оценка конкурентоспособности является сравнение характеристик анализируемых товаров с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, необходимо решить задачу определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и значимых с точки зрения потребителей.

Параметры оценки конкурентоспособности товара

Номенклатура параметров, которая используется при оценке конкурентоспособности товара, состоит из двух обобщающих групп:

  • Параметры качества (технические параметры);

  • Экономические параметры.

К техническим параметрам относят параметры потребности, характеризующие содержание этой потребности и условия ее удовлетворения (см. рисунок ниже).

Краткая охарактеризация параметров:

1) Параметры назначения  характеризуют область применения  товара и функции, которые он  предназначен выполнять. По этим  параметрам судят о содержании  полезного эффекта, достигаемого  с помощью применения данного  товара в конкретных условиях  потребления.

Параметры назначения в свою очередь делятся на:

  • классификационные параметры, которые характеризуют принадлежность товара к определенному классу. Эти параметры используются для оценки только на этапе выбора области применения товаров-конкурентов;

  • параметры технической эффективности, которые характеризуют прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции;

  • конструктивные параметры, которые характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке и производстве товара.

2) Эргономические  параметры характеризуют товар  с точки зрения его соответствия  свойствам человеческого организма  при выполнении трудовых операций  или потреблении;

3) Эстетические  параметры характеризуют информационную  выразительность (рациональная форма, целостная композиция, совершенство  производственного исполнения, стабильность  товарного вида). Эстетические параметры  моделируют внешнее восприятие  продукции и отражают ее внешние  свойства, являющиеся для потребителей  наиболее важными;

4) Нормативные параметры  характеризуют свойства товара, регламентирующиеся обязательными нормами, стандартами и законодательством.

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условия ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае состоят из единовременных и текущих затрат.

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, для оценки конкурентоспособности, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. Схема изучения конкурентоспособности представлена ниже.

 


Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции