Печатная реклама в России середины XIX – начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - сбор и систематизация информации о печатной рекламе в России середины XIX – начала XX века.

Цель работы предполагает следующие задачи:
рассмотреть рекламный плакаты в России середины XIX – начала XX века;
рассмотреть рекламу и объявления в газетах того времени;
рассмотреть другие виды печатной рекламы в России середины XIX – начала XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Печатная  реклама и полиграфии используется в России в течение уже нескольких веков и до сих пор не теряет своей популярности. Редкая рекламная  компания проходит без использования  данного рекламного жанра.

     Как и любое другое явление, печатная реклама возникла и развивается под влиянием множества различных факторов: социальных, культурных и экономических. Печатная полиграфия позволяет установить тесный контакт с потребителем, имеет высокий уровень качества печати, что позволяет передать рекламную информацию более точно и качественно, но в связи с частным и нерациональным использованием эта форма рекламных коммуникаций приобрела образ макулатурности. Рекламодатели заинтересованы в разработке новых способов использования печатной полиграфии и отсутствием таковых.

     Примечательной особенностью рекламного процесса является типологическое сходство его бытования в различных национальных культурах, на различных хронологических отрезках развития культуры. Стадиальное соответствие основных параметров рекламного процесса у различных народов сочетается с отчетливой национальной спецификой конструирования, оформления и трансляции рекламных текстов. Залогом творческого успеха в этой сфере является максимальный учет особенностей общественной психологии любого конкретного сообщества.

     Прослеживая этапы развития рекламы на длительном отрезке времени, можно убедиться в том, насколько энергично и оперативно данная деятельность включает в свою сферу различные технологические усовершенствования и изобретения, в какой бы области культуры они ни появлялись. Сам же рекламный процесс пронизывает собой все общественные ячейки, используя для этого ныне могущество всепроникающих масс-медиа.

     Существенным  фактором истории рекламы является взаимодействие профессиональной и самодеятельной спонтанной составляющих данного коммуникативного русла. Даже в наши дни глобальной технизации массовой информации самодеятельный отросток рекламной профессии существует, хотя и оттесненный на периферию культуры. Он постоянно заявляет о себе стихийно, возрождаясь в условиях прямых контактов производителей, посредников и потребителей. Вследствие этого сфера рекламной деятельности постоянно становится рассадником инноваций, вносит в массовую культуру, частью которой она сама является, новые приемы и способы воздействия на аудиторию.

     Изучение истории печатной полиграфии в России середины XIX – начала XX века может дать необходимый уровень знаний, для успешного определения факторов влияющих на её эффективность, что позволит вносить коррективы и новации, которые необходимы для успешного использования данного вида рекламы.

     Цель  данной курсовой работы - сбор и систематизация информации о печатной рекламе в России середины XIX – начала XX века.

     Цель  работы предполагает следующие задачи:

    • рассмотреть рекламный плакаты в России середины XIX – начала XX века;
    • рассмотреть рекламу и объявления в газетах того времени;
    • рассмотреть другие виды печатной рекламы в России середины XIX – начала XX века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Рекламный плакат.

     Торговая  реклама дореволюционной России - явление многоплановое, и его нельзя оценить однозначно. Она была адресована широким слоям населения с разным художественным вкусом. На фоне других видов рекламы особо выделялся рекламный плакат. Вывески, которые до этого времени использовались повсеместно, были потеснены плакатами, получившими широкое распространение в последней четверти XIX в. В первую очередь это стало проявляться во Франции, затем в других странах Европы, в России и Америке.

     Плакат отличали доходчивость, лаконизм и яркость. Рекламные плакаты печатались в лучших типографиях Москвы, Петербурга и Германии. Многообразие шрифтов, рисунков букв и шрифтовую компоновку плакат воспринял от торговой вывески. Характерной чертой его становится приоритетность печатного текста.

     В это время декорации российской городской улицы заполняются афишными тумбами и столбами. Они были созданы специально для афишной театральной рекламы. Но постепенно и коммерческие объявления, и плакаты стали размещаться на этих удобных рекламных носителях. Ранний русский печатный плакат в художественном отношении перенял традиции русского вывесочного искусства, печатной афиши, книжной сказочной иллюстрации, народного рисунка - лубка, декоративной системы стиля модерн.1

     Искусство рекламного плаката привлекло много известных мастеров живописи, таких как Врубель, Серов, Васнецов, Хотя работы этих художников немногочисленны и относятся в основном к некоммерческому направлению, их творчество, несомненно, оказало большое влияние на развитие искусства русского коммерческого плаката.

     В это же время в России появляются новые виды наружной рекламы, происхождение которых связано с формированием на стыке производства и агитационно-массового искусства рекламного дизайна. Основным объектом стало художественное оформление новых форм активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Наиболее интенсивно развивался графический дизайн, что проявилось в принципиально новом подходе к созданию плаката и наружной рекламы в целом.

     Дореволюционная жизнь в России, ее бытовые внешние формы давали обильный материал для острословиц. Курьезные тексты вывесок периода 1909-1915 годов позволяют судить об уровне этого "уличного творчества": "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка", "Кролики, белки, куры и прочия певчия птицы", "Кислощеевое заведение с газировкой фрухтовой воды. К. Панкратов", "Банки и пиявки на дому и в бани", "В нетрезвом виде пиво не подается. Зарубьянц". Или, например, вывески и названия духов: "Не уезжай, голубчик мой", "Свежий воздух".

     Российские  дореволюционные плакаты торгово-промышленного  направления отличались предметностью  и натурализмом: считалось, что чем  нагляднее рекламное изображение, тем сильнее оно может привлечь покупателей. Именно поэтому на плакатах последней трети XIX века можно увидеть либо просто рекламируемый товар, либо человека с товаром. Разумеется, выбор пола и возраста рекламного персонажа зависел от товарной категории. Дети, как правило, появлялись в рекламе кондитерских изделий (не считая товаров для детей).

     Два более поздних плаката – «Впереди всех печенье Сиу» для товарищества «С. Сиу и Ко» и «Мой первый шаг за печеньем Эйнем». В этих работах  также фигурируют дети, но присутствует образность: печенье Сиу заменяет деревянный круг в известной игре, а маленькая девочка перешагивает целую реку. Имена плакатистов неизвестны.

     Женщины представали на торговых плакатах в разных амплуа. Можно  сравнить плакаты для производителя макарон «Макароны. Наследники В.Я. Устинова в Казани с 1858г» (работа неизвестного художника, 1902 г) и пивоварни «Калинкин. Пиво Калинкин». Первый плакат явно выполнен в стиле модерн: характерный романтичный женский образ с точеным профилем. На втором плакате персонаж вовсе не эфемерный, это знакомый тип русской девушки, в сарафане и цветочном венке, жизнерадостной и холеной крестьянки. 2

    Для концепции своих плакатов завод  «Калинкинъ» выбирает темноволосых девушек, чаще всего, одевая их в различные русские национальные костюмы. На одном из первых таких плакатов была изображена девушка в национальном русском наряде. Она стоит на земном шаре, в левой руке держит бокал пива, а в правой – венок из полевых цветов и колосьев, что подчеркивает принадлежность девушки к простому народу, намекая на доступность пива деревенскому людям. За девушкой точками показаны города, связанные сеткой. Перед девушкой выступает крупными буквами название бренда – «Калинкинъ». Но желание выделить большой объем дистрибуции  привело к неуместному помещению сетки на задний план. Её грубые резкие углы режут плакат на части, выглядит это весьма не эстетично. На следующем плакате «Калинкинъ» появляется боярыня, она наряжена в шитые платья, потоками с неё струится мех соболя. На голове – богато украшенный кокошник. В руках у неё поднос, на котором представлена торговая продукция завода: пиво, настойки, водка. Видимо после неудачного опыта применения заднего плана на предыдущем плакате, этот плакат не имеет заднего фона как токового, вместо этого просто чернота. Это решение двояко, с одной стороны, за счет этого выделяется силуэт боярыни, но с другой – плакат становится непривлекательным. В нижней части плаката крупными буквами белого цвета выделяется бренд «Калинкинъ». Шрифт надписи имеет тень, делая буквы ещё более заметными на темном плакате. Ещё один плакат завода «Калинкинъ» создан в стиле модерн. Девушка «мухинского» типа сидит на качелях, игриво предлагая бокал пива покупателю. Девушка одета в легкую одежду, напоминающую национальную украинскую, в её волосы вплетены разноцветные ленты, на шее внушительные бусы. Юбка девушки разукрашена цветочным орнаментом, на голове у неё венок из ромашек и маков. В данной композиции очень удачным решением стоит признать обрамление правой стороны картины свисающими ветвями дерева. На плакате также имеется герб России, бренд «Калинкинъ» и надпись в нижнем правом углу «С-Петербургъ Москва.».3

    Мужские образы в плакатной рекламе этого  периода еще более разнообразны, чем женские. Причем на фоне типичных представителей, существовали плакаты со сказочными сюжетами и героями. Это, например, работа И. Билибина для пива «Новая Бавария»(1903 г) и плакат «Товарищество Вейнеровских пивоваренных заводов» неизвестного художника.

    Настоящим произведением искусства является работа Ивана Билибина для завода «Новая Бавария». Этот художник являлся участником объединения «Мир искусства», создавал иллюстрации для сказок, его работы встречались в различных журналах начала XX века. Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объем и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент, что заметно на плакате «Новой Баварии». Плакат Билибина для завода «Новая Бавария» разделен на две части: верхнюю с рисунком и нижнюю с повторяющимся орнаментом. Сюжет верхней части плаката таков – простой люд, знатные бояре и даже сам царь пришли посмотреть на диковинку, которой является огромная бочка с надписью «Новая Бавария», привезенную купцами из-за моря. Билибин показывает нам «допетровскую» Россию: бояре с длинными бородами, их костюмы пошиты золотыми нитями, на заднем фоне виднеется защитная башня кремля, на воде – старые русские ладьи. Бочка является центром композиции, она сразу притягивает взгляд потенциального покупателя. При этом в плакате нет ярких, вызывающих цветов. Нижняя часть плаката содержит информацию о производителе – адрес, телефон, а также знак двуглавого орла, как символ поставки пива на императорский двор. Шрифт стилизован под старорусский.4

    В целом, за период в 15-17 лет российский торговый плакат отошел от натурализма в сторону новых форм искусства, провозглашенных художниками, входившими в объединение "Мир искусств". Это видно, сравнивая два плаката: "Французские печения к чаю С. Сиу и Ко" 1895 г и "Голубое мыло. А. М. Жуков" 1900 г. Если на первом явно доминирует стремление художника как можно нагляднее изобразить рекламируемую продукцию, то на втором зрителю представлен целостный образ: голубое мыло сравнивается с айсбергом в лунном свете.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Газетная реклама.

     Печатные  объявления рекламного характера в  России встречаются уже в эпоху  Петра Великого. Реформы Петра I стимулируют  процесс европеизации страны. Появляются учебные здания, развивается книгопечатание, вместо церковно-славянской азбуки в 1708 году вводится гражданский шрифт, упрощающий усвоение грамоты. 15 декабря 1702 года Петр I подписывает указ о печатании "Ведомостей о военных и иных делая достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах", и уже 17 декабря того года вышел первый номер первой русской газеты. "Ведомости Петра I получили свое продолжение в издании Академии наук "Санкт-Петербургские ведомости" (1728 г.). К середине XVIII раздел объявлений по своему объему сравнялся с основной ив формационной частью газеты. Наряду с коммерческими объявлениями библиографическая реклама выделилась в особый жанр каталог. Реклама книжной продукции характерна и для газет! Московского университета "Московские ведомости", выходив шей с 1756 года. Рекламны тексты этого времени - вплоть до конца XVIII в. - носили характер "по преимуществу справочной, деловой информации, которая типична для жанра объявления".

     Впервые скрытая реклама появилась в  газете Булгарина "Cd верная пчела" (1825-1864 гг.) как реакция на официальный запрет властей на публикацию коммерческих объявлений.

     Основной  поток коммерческих объявлений рекламного характера шел через издание  департамента внешней торговли "Коммерческую газету" (1825-1860 гг.) и частный еженедельник "Купец; (1832-1835 гг.), который был создан с целью "способствовать успехам отечественной промышленности указанием торговых домов фабрик, заводов и мастерских со всеми условиями, к сбыту и приобретению товаров и изделий. Издавался на русском, французском и немецком языках".

     Ускоренное  развитие капиталистических отношений после от мены крепостного права в 1861 году способствовало снятию государственных запретов на помещение коммерческой рекламы в печатных изданиях. Технический прогресс облегчал организацию издательской деятельности. Увеличивается производство бумаги, появляются мощные печатные машины, телеграф во много раз ускоряет поступление информации. Укрепляется материальная база газет.

     1860-80-е годы в России называют пореформенными, подразумевая под этим интенсивные качественные сдвиги, которые происходят во всех сферах духовного и материального бытия под влиянием реформы 1861 года — хронологическим началом развития отечественного капитализма.

Информация о работе Печатная реклама в России середины XIX – начала XX века