Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 01:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методов исследования восприятия нового товара потребителями, особенностей проведения таких исследования, а также рассмотрение на примере ОАО “Элема” возможностей использования этих исследований для более полного удовлетворения потребностей потребителей.
В последнее время на рынках РФ и Беларуси значительное место начали занимать компании совместного капитала России и Китая. Данные предприятия предоставляют продукцию по более низким ценам, за счет более низких издержек производства, невысокого качества тканей, более дешевой рабочей силы.
Международный стандарт ИСО 9000 предусматривает процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности деятельности системы менеджмента качества.
В качестве основных на ОАО «Элема» выделены шесть процессов:
- определение и анализ требований потребителя;
- проектирование и разработка;
- закупки;
- производство продукции;
- планирование и управление системой менеджмента качества;
- обеспечение ресурсами.
Организация и проведение технического контроля качества – одни из составных элементов системы управления качеством на стадиях производства и реализации продукции.
Технический контроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническими требованиями.
На предприятии ОАО «Элема» он представляет собой совокупность контрольных операций, выполняемых на всех стадиях производства: от контроля качества поступающих материалов, полуфабрикатов, оборудования и т.п. до выпуска готовой продукции.
Постоянно осуществляется
Основной целью политики в области качества предприятие считает выпуск конкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям покупателя в целях получения максимальной прибыли, направленной на развитие производства и решение социальных проблем сотрудников.
Главные цели в этом направлении своей деятельности и конкретные мероприятия по их реализации отражены в программе "Качество" ОАО "Элема на 2009 - 2012 годы.
На основании политики в области качества структурные подразделения разрабатывают свои, конкретизирующие основную, цели подразделения в области качества и мероприятия по их достижению.
Политика и цели в области
качества систематически
Выполнение требований потребителей ОАО "Элема" ставит во главу угла своих успехов на рынке реализации продукции.
Соблюдение технологической
дисциплины, оперативное реагирование
на разрешение возникших
В течение 2005 -2013 гг. рекламаций о недостаточном качестве продукции предприятия не поступало.
2.2 Политика ОАО «Элема» в отношении новых товаров
В комплексе маркетинга основное место занимает товар, удовлетворяющий реальные потребности покупателя. Это достигается путём реализации следующих мероприятий: освоение новых видов продукции, снятие с производства устаревших товаров, возможность использования товарных знаков, создание необходимой упаковки товара.
В последнее время на рынке отечественных швейных продуктов происходят качественные изменения, в сознание потребителя формируется мнение о лучшем качестве белорусской продукции по сравнению со швейной продукцией предприятий-конкурентов европейского сегмента рынка.
Усилия специалистов будут направлены на выпуск широкого ассортимента полноценных изделий, соответствующих требованиям различных возрастных групп населения с учётом их вкусов, условий жизни и рода профессиональной деятельности. Учитывая постоянные изменения моды и повышенное внимание человека к качеству, производство изысканной и удобной одежды является актуальным и необходимым.
Значительное разнообразие товарного ассортимента для предприятия является одним из обязательных условий успеха как на внутреннем, так и на внешнем рынках, поскольку только углубляя ассортимент, можно в полной мере удовлетворить потребительский спрос различных сегментов рынка, привлечь более широкий ряд потребителей. Дальнейшее увеличение ассортимента за счёт освоения производства новых видов продукции будет осуществляться исходя из результатов изучения предпочтений и вкусов различных потребителей, тенденций изменения моды.
Сегодня потребитель более грамотен в выборе одежды, экологически более просвещён и подходы к удобству и эстетической красоте более требовательны с точки зрения комфортности. Изучение рынка западных стран, государств ближнего зарубежья стимулирует анализировать и принимать решения о применении на практике тканей позволяющих дышать телу, но при этом сохраняющих тепло.
Для обеспечения производственной программы сырьем ОАО «Элема» необходимо:
тканей на общую сумму 7,6 миллионов евро в год, клеевой прокладочной ткани – 570 тысяч метров, отделки из натурального меха - на сумму более 5 млрд. рублей.
В настоящее время высокая деловая репутация ОАО “Элема” дает возможность предприятию осуществлять прямые закупки тканей у ведущих мировых производителей текстиля "Ареа Интернационал" “Пикки”, "Мануфактура Дель-Прато", “Фортекс” , (Италия) , "Чексил " (Украина) и др., с которыми заключены долгосрочные договора о сотрудничестве. Поставщики сырья постоянно предлагают новые перспективные разработки тканей. Кроме высокого качества сырья и широкой цветовой гаммы, зарубежные поставщики представляют предприятию товарные кредиты в размере 100 - 350 тыс. долларов США на 60-100 дней. Для изготовления изделий из плащевых тканей используются ткани производителей Бельгии, Италии, Кореи.
Более 95 % закупок сырья, материалов и комплектующих ОАО «Элема» производит по прямым договорам с производителями. Требования к качеству закупаемого сырья обязательно отражаются в контрактах на поставку. Ежегодно проводится оценка поставщиков с целью исключения закупок некачественного сырья, комплектующих материалов, фурнитуры.
Следуя тенденциям и
За годы своей деятельности “Элема” накопила большой опыт работы на кооперационной основе с десятками всемирно известных фирм среди которых “Shani LTD” (Великобритания), “VentdeModes”(Франция), “Berghaus” (Бельгия), “Bauer” (Германия). Таким образом на предприятии выполняются заказы для торговых марок: “DHS”, “NEXT”, “EASTEX” “LITTLEWOODS”, “DEBS”, “VIYELLA”, “LAURA ASHLEY”, “HAUSE FRASER”, “1-2-3”, ”EVAKAYAN”, “CAROLL”, “MARX AND SPENCER” и других. Британская фирма “Shani LTD” организавала на предприятии собственный дизайн-центр.
Совместное сотрудничество дает возможность ознакомления с новыми технологиями, дополнительные гарантии сбыта продукции. Совместное сотрудничество позволяет ОАО “Элема” изучать требования западных покупателей к качеству выпускаемой продукции, повысить образовательный уровень рабочих и специалистов в области технологии производства и конструирования.
Однако, в последние годы в условиях жесткой конкуренции дешевой рабочей силы со стороны других производителей Украины, Китая и т.д. мировой рынок давальческих услуг ужесточил ценовые параметры и несмотря на высокое качество изготовления изделий и применяемых оборудования и технологий, становиться все проблемнее получить выгодные заказы на производство продукции из давальческого сырья.
ОАО “Элема” с каждым годом уменьшает объемы производства продукции из давальческого сырья, однако насыщенность рынка швейных изделий не позволяет полностью отказаться от работы по кооперации.
В 2009 году из давальческого сырья произведено 438 тыс. единиц, что составляет 66 % объема производства, в 2013 году произведено 302 тыс. единиц, что составляет 50,4% общего выпуска В 2014 году ОАО ”Элема” планирует произвести 287 тыс, единиц швейных изделий из давальческого сырья, что составит 43% общего объема производства.
На сегодняшний день у ОАО “Элема” имеются налаженные связи с предприятиями Италии, Германии, Турции, Кореи, Чехии и других стран.
Активное продвижение продукции на рынки европейских стран, стран СНГ и Балтии, расширение деловых контрактов было и остается одним из главнейших направлений маркетинговой стратегии предприятия.
Основная задача по разработке и пошиву новых видов товара лежит на экспериментальном цехе, который в свою очередь делится на 2 группы:
• Группа перспективного моделирования – занимается в соответствии с техническими заданиями разработкой промышленных коллекций с учетом направления моды, созданием коллекций моделей одежды по сезонам года, организацией художественно-технических советов по отбору моделей для сезонных коллекций, подготовкой эскизов;
• Группа подготовки моделей к запуску в производство- занимается моделированием, конструированием и пошивом первичных образцов, изготовлением лекал, выполнением раскладок и обмеловок для раскроя.
Каждая единица произведённая в экспериментальном цеху является эксклюзивной и выпускается в единичном экземпляре, после чего отправляется в фирменный магазин для изучения поведения потребителя на данный вид продукции.
Отделом маркетинга был проведён опрос с целью изучить удовлетворённость потребителя новым товаром. Опрос проводился в виде анкет заполняемых на кассе при посетителями фирменных магазинов ОАО «Элема», так как ввиду небольшого числа сотрудников осуществление другого вида опроса затруднительно. Опрос проводился среди основных постоянных потребителей - предприятий розничной торговли. Респондентам предлагалось оценить по четырёхбалльной шкале степень удовлетворенности по следующим показателями: цена, качество, упаковка, предоставление полной и достоверной информации, гибкость и ритмичность поставок.
Обработка первичной информации заключалась в анализе баллов, выставляемых респондентами по каждому показателю оценки, и определении степени удовлетворенности заказчиков. Результаты опроса позволили сделать вывод о средней степени удовлетворённости заказчиков.
Исследования удовлетворённости новым товаром проводились только среди промежуточных покупателей, хотя решающую роль играет конечные потребители. Маркетинговые исследования, которые позволили бы выявить реакцию конечного потребителя на товар, отделом маркетинга не проводились. Это является серьёзным упущением, так как спрос конечных потребителей определяет спрос промежуточных. Причиной данного упущения является недостаточное финансирование маркетинговых исследований, которые просто необходимы в условиях повышенной конкуренции, когда предприятие стремится расширить ассортимент за счёт выпуска новых товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли потребности потребителей. Маркетинговые исследования и нужны для того, чтобы наилучшим образом учесть запросы покупателей. Хотя они и повлекут за собой дополнительные затраты, сэкономив так непредусмотрительно на них, можно понести ещё большие убытки. Чтобы получить большую прибыль недостаточно просто вывести на рынок новые товары, нужно вывести такие товары, которые бы имели преимущества над товарами конкурентов и пользовались спросом у покупателя.
Выводя на рынок новый товар, необходимо изучить реакцию потребителя на этот товар, чтобы спрогнозировать спрос, будущую прибыль. Таким образом, можно заранее предсказать, будет ли товар иметь успех на рынке или нет. Если новинка не пользуется спросом, то её необходимо либо усовершенствовать в соответствии с требованиями потребителей, либо снять с производства, чтобы не нести убытки. Заранее не прогнозировать спрос и сразу не выявлять реакцию потребитель на новый товар - значит действовать вслепую.
Не смотря на то, что ОАО «Элема» выпускает достаточно много новинок, исследования по изучению восприятия нового товара потребителем проводятся крайне редко.
Основной деятельностью экспериментального цеха является пошив эксклюзивных изделий для коньюктурного собрания на котором происходит показ новой коллекции. После которого основные заказчики делают заявку на коллекцию, в которой указывают какое количество, размеры и цветовая гамма моделей им необходима. Затем экономический отдел рассчитывает объём в котором необходимо произвести данный ассортимент, после чего модель запускается в массовом производстве.
3 ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО ТОВАРА НА ОАО «ЭЛЕМА»
3.1 Анализ процесса принятия решения потребителем о покупке продукции ОАО «Элема»
Итак, проанализируем факторы влияющие на решение потребителя о покупке в ОАО «Элема». Целевая аудитория ОАО «Элема» это:
Физические лица: мужчины и женщины в возрате от 16 до 80 лет, одинокие и семейные, со средним, выше среднего и высоким уровнем дохода которые посещают фирменные магазины и секции и юридические лица: которые подают заявки на коллекции.
ОАО "Элема" постоянно осуществляет активный поиск новых покупателей, участвуя в выставках - ярмарках, путем рассылки информации через сеть Интернет, используя все виды рекламы для популяризации продукции предприятия и его возможностей по работе с различными категориями покупателей. Приоритетным направлением в расширении рынков сбыта в Российской Федерации является поиск партнеров и создание товаропроводящей сети в г. Москве.
На сегодняшний день продукция ОАО «Элема» поставляется практически во все регионы РФ, Балтии, Казахстана, Кыргызстана.
Налажена система сегментирования рынков по территориальному признаку, демографическому и социальному. Постоянно проводится плановый аудит поставок продукции во все регионы СНГ. Проводится реализация плана расширения покрытия продукцией предприятия городов РФ с населением более 150 тыс. чел. Разработана система анализа среднего уровня жизни, привычек, предпочтений, среднего возраста жителей городов, которые организация планирует охватить в ближайшей перспективе.