Повышение маркетингового потенциала предприятия как основа развития регионального бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является введение в научный оборот экономической категории потенциала маркетинга и наполнение ее конкретным функциональным содержанием для возможного практического применения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

 

SWOT-анализ:

Внутренние

Сильные стороны

 

1 Собственная база для  переработки сырья и получения  полуфабрикатов

2 Высокая доля рынка  в Республике Беларусь

3 Широкий ассортимент  шинной продукции и сырья

4 Многолетнее присутствие  на рынке

5 Возможность крупнотоннажного  производства

6 Высокая квалификация  персонала

7 Качество продукции соответствует  требованиям стандартов СТБ ИСО 9001:2001 и DEN EN ISO 9001:2000

8 Защита продукции патентами  по двум параметрам: конструкция  и внешний вид

9 Приемлемый уровень цен

        Слабые  стороны

 

1 Отсутствие разработанной  стратегии

2 Высокие условно-постоянные  расходы

3 Сложившийся негативный  имидж марки

4 Высокая доля устаревших  типов шин в ассортименте продукции

5 Устаревшее оборудование

6 Ограниченные возможности  по мелкосерийному производству

7 Степень новизны продукции

8 Замедление темпов обновления  основных фондов

9 неблагоприятная экономическая  среда (низкая платежеспособность  отечественных потребителей, высокий  уровень конкуренции на рынке  шин).


 

Внешние

Возможности

 

1 Низкая концентрация  рынков сопредельных государств

2 Возможность выхода на  нетрадиционные рынки сбыта

3 Привлечение административного  ресурса для получения преференций

Угрозы

 

1 Появление новых типов  шин

2 Приход на рынок крупных  международных производителей

3 Появление новых технологий  продаж

4 Зависимость от поставок  импортного сырья


 

Материально-техническое снабжение предприятия осуществляется в основном по прямым договорам с предприятиями-поставщиками, в соответствии со сложившимися долгосрочными связями. Практикуются следующие условия оплаты за материальные ресурсы: предоплата, по факту поставки, отсрочка платежей, посредством товарообмена. Из всех видов сырья и материалов, необходимых для производства продукции, комбинатом в Республике Беларусь закупается только 27 видов.

Основным направлением ОАО «Белшина» в области закупок сырья и материалов является налаживание прямых поставок с производителями сырья и материалов, используемых в производстве шин. На протяжении всего существования  Общество стремилось, как можно максимально снизить количество посредников.

При этом все посреднические фирмы, с которыми заключены договора на поставки, являются либо официальными представителями предприятий-изготовителей, либо организациями, официально уполномоченными на проведение централизованных закупок.

По плану внутриотраслевой кооперации в Республике Беларусь закупаются следующие виды сырья - капроновые и вискозные корда, АДМТ, ПЭВ, битум, масла, бензины, дизтопливо, оксалин. Капроновые корда закупаются на ПО «Химволокно» г. Гродно, которое полностью обеспечивает потребность комбината в данном виде сырья, вискозный корд приобретается в ПО «Химволокно» г. Светлогорск. Единственным поставщиком металлокорда и бортовой проволоки является Белорусский металлургический завод, г. Жлобин. Пластификаторы и масла закупаются в ПО «Нафтан», г.Новополоцк. Вискозный корд приобретается комбинатом  в ПО «Химволокно», г. Светлогорск. Потребность в данном виде сырья составляет порядка 800 тыс. квадратных метров в год. Такие виды сырья как канифоль, воск и стеарин занимают небольшой удельный вес в общей потребности комбината и приобретаются за денежные средства как в Республике Беларусь, так и в России.

ОАО «Белшина» является одним из крупнейших производителей шин в Европе, лидером в своей отрасли среди предприятий стран СНГ.

Шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобилей. В процессе эксплуатации шины должны обеспечивать высокую комфортабельность и безопасность езды, устойчивость и управляемость автомобиля на высоких скоростях, на мокрых и снежных дорогах, высокие тормозные характеристики, заданную грузоподъемность. Данный элемент системы ходовой части автомобиля влияет на расход топлива и шумообразование.

ОАО «Белшина» – это  многопрофильное предприятие, выпускающее шины для легковых, легкогрузовых, грузовых  и большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов, строительно-дорожных  машин, тракторов, сельскохозяйственной техники и осуществляющее  восстановительный ремонт шин методом холодной вулканизации. Структура выпуска шин в 2008-2010 году представлена в таблице 1.

 

     Таблица 1 – Структура выпуска шин в 2008-2010 году

Наименование шины

2008

2009

2010

-грузовые (в т.ч. СКГШ)

77,4

71,7

68,6

-сельскохозяйственные

12,1

15,4

18,2

-легковые

10,5

13

13,3


Примечание – Источник: [1].

ОАО «Белшина»  производит более 230 типоразмеров шин. Свыше 90 % шин, выпускаемых на предприятии, являются радиальными. Все виды продукции (пневматические шины) защищены патентами по двум параметрам: конструкция и внешний вид.

Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Полный ассортимент производимой продукции ОАО «Белшина» приведен в приложениях В. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН.

В I997 году комбинат, единственный среди шинных заводов стран СНГ, единогласно принят в Европейский технический комитет по стандартизации шин и ободьев ЕТР. ОАО «Белшина» является обладателем 28 действующих патентов Республики Беларусь, в том числе:

    • на изобретения - 2;
    • на полезные модели - 5;
    • на промышленные образцы - 1.

Предприятие является обладателем 2 патента России на изобретение. Приобретено 2 лицензии:

- лицензиар СНГ г. Москва, лицензия на право производства  и реализации шин ЦМК для  завода массовых шин, три патента  на изобретения России (с защитой  по Беларуси) и один патент  на промышленный образец России (с защитой по Беларуси);

- лицензиар ОАО г. Ярославль, лицензия на право использования  технического решения, защищенного  патентом Беларуси (с защитой  по России).

Ценовая политика Общества строится на принципах конкурентоспособности и безубыточности. Принцип безубыточности предполагает установление цен на выпускаемую продукцию таким образом, чтобы покрыть издержки предприятия на производство и реализацию продукции.

На внутреннем рынке ОАО «Белшина» формирует свои отпускные цены на продукцию на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с бюджетным законодательством, с учетом установленного правительством индекса роста цен, конъюнктуры цен на рынках сбыта и прибыли, необходимой для воспроизводства продукции.

Суть метода в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену. Этот метод является достаточно популярным, что связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается простым. Во-вторых, этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. Наряду с достоинствами данный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товара, конъюнктуры рынка.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Формирование плановой себестоимости единицы продукции осуществляется на основе нормативно-балансового метода.

При формировании себестоимости продукции посредством нормативно-балансового метода разрабатываются плановая калькуляция себестоимости единицы продукции, которая представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции, работ или услуг в планируемом периоде, а также приводятся расчеты по обоснованию образующих ее статей расходов.

Учитывая, что продажа шин ОАО «Белшина» на внешнем рынке осуществляется в жесткой конкурентной среде, для наращивания объемов реализации шин на экспорт очень важно сохранить ценовую политику. Поэтому при реализации продукции в страны дальнего зарубежья и на рынок стран СНГ ОАО «Белшина» формирует свои контрактные цены с учетом конъюнктуры рынка сбыта, отпускные цены устанавливаются на уровне рыночных цен основных конкурентов на аналогичную по потребительским свойствам продукцию на данном сегменте рынка.

На ОАО «Белшина» практикуются различные виды сбыта – продаж продукции:

  1. прямая продажа, т. е. продажа непосредственно потребителю;
  2. продажа через фирменную торговлю, дилерскую сеть и консигнационные склады;
  3. продажа коммерческим организациям.

Прямая продажа практикуется на предприятии при реализации продукции непосредственно автотранспортным предприятиям, троллейбусным автопаркам, колхозам и совхозам, используемым сельскохозяйственную технику, а также комплектующим предприятиям (в Республики Беларусь это предприятия Минпрома).

При продаже продукции на внешний рынок ОАО «Белшина» в настоящее время использует многоканальную сеть товародвижения, которая включает в себя дилерскую сеть, прямых потребителей и организации, осуществляющие дальнейшую оптовую продажу шин.

Основным каналом сбыта шин на территории Республики Беларусь в 2009 году остается прямой канал, когда продукция поставляется в адрес конечных потребителей. Основной объем поставок своей продукции по этому каналу ОАО «Белшина» осуществляет в адрес предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь для комплектации производимой ими техники. За 2009 год им было отгружено 493 тыс. шин на сумму                343,5 млрд р., что составляет 70,2 % общей реализации продукции на внутреннем рынке. По сравнению с 2008 годом объем поставок шин для комплектации белорусской техники в 2009 году был увеличен в 1,2 раза.

Успешная реализация продукции зависит от складывающегося к ней отношения со стороны потенциальных потребителей. В связи с этим важное значение имеет рекламная деятельность, проводимая ОАО «Белшина.

На ОАО «Белшина» существуют следующие способы доведения информации о выпускаемой продукций: реклама в СМИ, на телевидении, рекламные щиты, участие в сезонных показах изделий, издание буклетов, каталогов и др. Эти способы отличаются простотой, доступностью, воздействием на широкий круг потенциальных покупателей.

На предприятии разрабатывается план рекламной кампании, который включает наименования мероприятий, цель рекламы, сроки исполнения и т.д. Бюро рекламы составляет смету размещения рекламы на телевидении, в журналах и т.п.

На основании плана рекламной кампании начальник Бюро рекламы собирает информацию по конкретным видам рекламы. На основании собранной информации проводится тендер и определяется фирма, с которой будет заключен контракт на выполнение рекламных работ.

Начальник БРВ совместно с фирмой вырабатывает концепцию рекламной продукции, разрабатывает оригинал-макет. Оригинал-макет согласуется с начальником УРП, техническим директором и утверждается генеральным директором.

Начальник БРВ готовит проект контракта, в котором оговариваются вопросы изготовления рекламной продукции. Изготовленная рекламная продукция ОАО «Белшина» направляется в регионы дилерам, постоянным потребителям с целью продвижения продукции на рынке, поднятия имиджа предприятия.

Основными видами рекламы являются:

  1. реклама в прессе – размещение информационных и рекламных материалов в специализированных автомобильных журналах России, СНГ и дальнего зарубежья, размещение рекламно-информационных статей и объявлений в белорусских СМИ (журналы – «Шина плюс», «Экспорт-импорт», «Белорусский экспорт», «Экономика Беларуси» «Tyre & Accessories», каталог «Бизнес Беларуси», бизнес-справочник «Беларусь – ваш партнер», «За рулем», «Мир автомобильных шин и колес», «Белорусский экспорт», «События, люди, факты» и других изданиях).

Реклама в прессе имеет широкое распространение. Преимущество рекламы в прессе заключено в ее высокой избирательной способности. Люди с разными интересами будут читать литературу, посвященную той сфере жизни, которая их интересует. Таким образом, благодаря газетам и журналам рекламные обращения воздействуют на определенную потребительскую группу. Специфика рекламы в прессе диктует особые подходы к ее созданию и размещению. При ее создании  нужно учитывать, что реклама воспринимается чисто зрительно, а значит надо обратить особое внимание на визуальную часть. То есть оформление должно привлечь внимание и заинтересовать, а смысловая нагрузка должна удержать и подтолкнуть потребителя к действию.

Информация о работе Повышение маркетингового потенциала предприятия как основа развития регионального бизнеса