Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:37, реферат
Целью настоящей работы является введение в научный оборот экономической категории потенциала маркетинга и наполнение ее конкретным функциональным содержанием для возможного практического применения.
SWOT-анализ:
Внутренние |
Сильные стороны
1 Собственная база для переработки сырья и получения полуфабрикатов 2 Высокая доля рынка в Республике Беларусь 3 Широкий ассортимент шинной продукции и сырья 4 Многолетнее присутствие на рынке 5 Возможность крупнотоннажного производства 6 Высокая квалификация персонала 7 Качество продукции 8 Защита продукции патентами по двум параметрам: конструкция и внешний вид 9 Приемлемый уровень цен |
Слабые стороны
1 Отсутствие разработанной стратегии 2 Высокие условно-постоянные расходы 3 Сложившийся негативный имидж марки 4 Высокая доля устаревших
типов шин в ассортименте 5 Устаревшее оборудование 6 Ограниченные возможности по мелкосерийному производству 7 Степень новизны продукции 8 Замедление темпов обновления основных фондов 9 неблагоприятная экономическая среда (низкая платежеспособность отечественных потребителей, высокий уровень конкуренции на рынке шин). |
Внешние |
Возможности
1 Низкая концентрация рынков сопредельных государств 2 Возможность выхода на нетрадиционные рынки сбыта 3 Привлечение административного
ресурса для получения |
Угрозы
1 Появление новых типов шин 2 Приход на рынок крупных международных производителей 3 Появление новых технологий продаж 4 Зависимость от поставок импортного сырья |
Материально-техническое снабжение предприятия осуществляется в основном по прямым договорам с предприятиями-поставщиками, в соответствии со сложившимися долгосрочными связями. Практикуются следующие условия оплаты за материальные ресурсы: предоплата, по факту поставки, отсрочка платежей, посредством товарообмена. Из всех видов сырья и материалов, необходимых для производства продукции, комбинатом в Республике Беларусь закупается только 27 видов.
Основным направлением ОАО «Белшина» в области закупок сырья и материалов является налаживание прямых поставок с производителями сырья и материалов, используемых в производстве шин. На протяжении всего существования Общество стремилось, как можно максимально снизить количество посредников.
При этом все посреднические фирмы, с которыми заключены договора на поставки, являются либо официальными представителями предприятий-изготовителей, либо организациями, официально уполномоченными на проведение централизованных закупок.
По плану внутриотраслевой кооперации в Республике Беларусь закупаются следующие виды сырья - капроновые и вискозные корда, АДМТ, ПЭВ, битум, масла, бензины, дизтопливо, оксалин. Капроновые корда закупаются на ПО «Химволокно» г. Гродно, которое полностью обеспечивает потребность комбината в данном виде сырья, вискозный корд приобретается в ПО «Химволокно» г. Светлогорск. Единственным поставщиком металлокорда и бортовой проволоки является Белорусский металлургический завод, г. Жлобин. Пластификаторы и масла закупаются в ПО «Нафтан», г.Новополоцк. Вискозный корд приобретается комбинатом в ПО «Химволокно», г. Светлогорск. Потребность в данном виде сырья составляет порядка 800 тыс. квадратных метров в год. Такие виды сырья как канифоль, воск и стеарин занимают небольшой удельный вес в общей потребности комбината и приобретаются за денежные средства как в Республике Беларусь, так и в России.
ОАО «Белшина» является одним из крупнейших производителей шин в Европе, лидером в своей отрасли среди предприятий стран СНГ.
Шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобилей. В процессе эксплуатации шины должны обеспечивать высокую комфортабельность и безопасность езды, устойчивость и управляемость автомобиля на высоких скоростях, на мокрых и снежных дорогах, высокие тормозные характеристики, заданную грузоподъемность. Данный элемент системы ходовой части автомобиля влияет на расход топлива и шумообразование.
ОАО «Белшина» – это многопрофильное предприятие, выпускающее шины для легковых, легкогрузовых, грузовых и большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов, строительно-дорожных машин, тракторов, сельскохозяйственной техники и осуществляющее восстановительный ремонт шин методом холодной вулканизации. Структура выпуска шин в 2008-2010 году представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура выпуска шин в 2008-2010 году
Наименование шины |
2008 |
2009 |
2010 |
-грузовые (в т.ч. СКГШ) |
77,4 |
71,7 |
68,6 |
-сельскохозяйственные |
12,1 |
15,4 |
18,2 |
-легковые |
10,5 |
13 |
13,3 |
Примечание – Источник: [1].
ОАО «Белшина» производит более 230 типоразмеров шин. Свыше 90 % шин, выпускаемых на предприятии, являются радиальными. Все виды продукции (пневматические шины) защищены патентами по двум параметрам: конструкция и внешний вид.
Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Полный ассортимент производимой продукции ОАО «Белшина» приведен в приложениях В. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН.
В I997 году комбинат, единственный среди шинных заводов стран СНГ, единогласно принят в Европейский технический комитет по стандартизации шин и ободьев ЕТР. ОАО «Белшина» является обладателем 28 действующих патентов Республики Беларусь, в том числе:
Предприятие является обладателем 2 патента России на изобретение. Приобретено 2 лицензии:
- лицензиар СНГ г. Москва,
лицензия на право
- лицензиар ОАО г. Ярославль,
лицензия на право
Ценовая политика Общества строится на принципах конкурентоспособности и безубыточности. Принцип безубыточности предполагает установление цен на выпускаемую продукцию таким образом, чтобы покрыть издержки предприятия на производство и реализацию продукции.
На внутреннем рынке ОАО «Белшина» формирует свои отпускные цены на продукцию на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с бюджетным законодательством, с учетом установленного правительством индекса роста цен, конъюнктуры цен на рынках сбыта и прибыли, необходимой для воспроизводства продукции.
Суть метода в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену. Этот метод является достаточно популярным, что связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается простым. Во-вторых, этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. Наряду с достоинствами данный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товара, конъюнктуры рынка.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Формирование плановой себестоимости единицы продукции осуществляется на основе нормативно-балансового метода.
При формировании себестоимости продукции посредством нормативно-балансового метода разрабатываются плановая калькуляция себестоимости единицы продукции, которая представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции, работ или услуг в планируемом периоде, а также приводятся расчеты по обоснованию образующих ее статей расходов.
Учитывая, что продажа шин ОАО «Белшина» на внешнем рынке осуществляется в жесткой конкурентной среде, для наращивания объемов реализации шин на экспорт очень важно сохранить ценовую политику. Поэтому при реализации продукции в страны дальнего зарубежья и на рынок стран СНГ ОАО «Белшина» формирует свои контрактные цены с учетом конъюнктуры рынка сбыта, отпускные цены устанавливаются на уровне рыночных цен основных конкурентов на аналогичную по потребительским свойствам продукцию на данном сегменте рынка.
На ОАО «Белшина» практикуются различные виды сбыта – продаж продукции:
Прямая продажа практикуется на предприятии при реализации продукции непосредственно автотранспортным предприятиям, троллейбусным автопаркам, колхозам и совхозам, используемым сельскохозяйственную технику, а также комплектующим предприятиям (в Республики Беларусь это предприятия Минпрома).
При продаже продукции на внешний рынок ОАО «Белшина» в настоящее время использует многоканальную сеть товародвижения, которая включает в себя дилерскую сеть, прямых потребителей и организации, осуществляющие дальнейшую оптовую продажу шин.
Основным каналом сбыта шин на территории Республики Беларусь в 2009 году остается прямой канал, когда продукция поставляется в адрес конечных потребителей. Основной объем поставок своей продукции по этому каналу ОАО «Белшина» осуществляет в адрес предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь для комплектации производимой ими техники. За 2009 год им было отгружено 493 тыс. шин на сумму 343,5 млрд р., что составляет 70,2 % общей реализации продукции на внутреннем рынке. По сравнению с 2008 годом объем поставок шин для комплектации белорусской техники в 2009 году был увеличен в 1,2 раза.
Успешная реализация продукции зависит от складывающегося к ней отношения со стороны потенциальных потребителей. В связи с этим важное значение имеет рекламная деятельность, проводимая ОАО «Белшина.
На ОАО «Белшина» существуют следующие способы доведения информации о выпускаемой продукций: реклама в СМИ, на телевидении, рекламные щиты, участие в сезонных показах изделий, издание буклетов, каталогов и др. Эти способы отличаются простотой, доступностью, воздействием на широкий круг потенциальных покупателей.
На предприятии разрабатывается план рекламной кампании, который включает наименования мероприятий, цель рекламы, сроки исполнения и т.д. Бюро рекламы составляет смету размещения рекламы на телевидении, в журналах и т.п.
На основании плана рекламной кампании начальник Бюро рекламы собирает информацию по конкретным видам рекламы. На основании собранной информации проводится тендер и определяется фирма, с которой будет заключен контракт на выполнение рекламных работ.
Начальник БРВ совместно с фирмой вырабатывает концепцию рекламной продукции, разрабатывает оригинал-макет. Оригинал-макет согласуется с начальником УРП, техническим директором и утверждается генеральным директором.
Начальник БРВ готовит проект контракта, в котором оговариваются вопросы изготовления рекламной продукции. Изготовленная рекламная продукция ОАО «Белшина» направляется в регионы дилерам, постоянным потребителям с целью продвижения продукции на рынке, поднятия имиджа предприятия.
Основными видами рекламы являются:
Реклама в прессе имеет широкое распространение. Преимущество рекламы в прессе заключено в ее высокой избирательной способности. Люди с разными интересами будут читать литературу, посвященную той сфере жизни, которая их интересует. Таким образом, благодаря газетам и журналам рекламные обращения воздействуют на определенную потребительскую группу. Специфика рекламы в прессе диктует особые подходы к ее созданию и размещению. При ее создании нужно учитывать, что реклама воспринимается чисто зрительно, а значит надо обратить особое внимание на визуальную часть. То есть оформление должно привлечь внимание и заинтересовать, а смысловая нагрузка должна удержать и подтолкнуть потребителя к действию.