Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:14, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка научно обоснованных теоретических, методологических и практических рекомендаций, направленных на повышение экономической эффективности рекламной деятельности фирм в современных условиях.
Для достижения выбранной цели в работе поставлены следующие задачи:
Провести анализ рынка рекламных услуг, выявить особенности и основные тенденции его развития на региональном уровне;
Исследовать проблему определения эффективности рекламы, выявить основные факторы, влияющие на нее, и разработать методы их учета при оценке эффективности;
Определить пути повышения экономической эффективности рекламной деятельности фирм и разработать методы использования наиболее перспективных из них с учетом особенностей отечественного рынка рекламных услуг;
Показать специфику практического совершенствования эффективности рекламной деятельности в отраслевом разрезе и на примере конкретного промышленного предприятия.
Практика показывает,
что в одном рекламном
В первую группу входят цели (2, 3, 9,10), которые формируют имидж фирмы. Задачи такой рекламы сводятся к ознакомлению потребностей с товаром или услугой, их назначением, характеристиками, которые получает покупатель, если обращаться в конкретную фирму. Такой вид рекламы действует широко, рассчитан на перспективу и позволяет закрепить в сознании широкого круга людей положительный образ товаров или фирмы. Для формирования имиджа фирмы могут использоваться рекламные рамки в кино и на телевидении, рекламные щиты, реклама в периодической печати, на транспорте и т. д.
Во вторую группу можно включить цели (1, 5, 6, 7), относящиеся к стимулирующей рекламе, т. к. рекламные средства этой группы направлены на стимулирование сбыта.
Окончательными целями стимулирующей рекламы является повышение объема оборота и интенсивная продажа товаров. Достигаются эти цели средствами, вызывающими заинтересованность публики, закрепление в ее памяти рекламируемых товаров (услуг) и желание произвести покупку товара (услуги) и т. д. Стимулирующая реклама является также составной частью имидж – рекламы. В качестве рекламных средств, обеспечивающих эффективность стимулирующей рекламы, используется теле- и радио реклама, выставки, реклама в периодических, печатных изданиях, прямая почтовая рассылка и т. д.
Третью группу составляют цели (5, 8, 9), которые позволяют с помощью рекламных средств обеспечить стабильность как в реализации товаров, (услуг), так и в отношениях потребителей к фирме для этого используются такие средства, как выставки, прямая почтовая рассылка постоянным партнерам отчета о годовой деятельности фирмы, скрытая реклама в виде статей о товарах и деятельности фирмы и др.
Правильный выбор рекламных средств заключается в том, чтобы отобрать именно те, которые позволят решить данную рекламную цель наиболее эффективно.
На выбор рекламной цели фирмы-производителя могут оказывать решающее влияние факторы, рассмотренные в табл.1.1.
Таблица 1.1. Факторы, определяющие выбор цели рекламы | |
№ п/п группы |
Факторы |
1 |
Специфика объекта рекламирования:
|
2 |
Особенности товара:
2) категория стоимости товаров: дорогие и дешевые товары |
3 |
Маркетинговые цели фирмы: 1) расширение сбыта 2) введение нового товара |
4 |
Стадии продвижения товара (жизненный цикл товара):
другие |
5 |
Особенности потребительской аудитории:
2) иерархия степеней воздействия на потребителя |
6 |
Включение в другие виды маркетинговой деятельности фирмы:
2) информирование
труднодоступных категорий 3) информирование потребителей, ищущих товар 4) внутрифирменное информирование и сбыт 5) дополнение к другим рекламным средствам |
7 |
Финансовые возможности фирмы: 1) рекламный бюджет 2) средства размещения рекламы |
Первую группу факторов представляет сам объект рекламирования. Руководство фирмы, а затем и менеджеры маркетингового и рекламного отделов определяют цель рекламирования: товар для расширения его продаж, саму фирму для формирования имиджа или создание бренд-имиджа товара.
Достижение цели рекламирования товара осуществляется через постановку таких конкретизирующих целей и задач, как увеличить объемы продаж, расширить рынки сбыта, войти в новый географический район, привлечь новый сегмент потребителей и т.д. (подробнее об этих целях будет сказано ниже).
Цель — создать имидж организации — может включать в себя такие конкретные задачи, как вызвать доброжелательное отношение общественности к фирме, улучшить репутацию фирмы, ликвидировать предубеждения по отношению к фирме, сообщить потенциальным потребителям об успехах фирмы и т.д.
В определении цели рекламы или рекламной кампании существенную роль играют и факторы второй группы — категориальные разновидности товара. Хотя в целом рекламы по продаже товаров массового потребления и товаров производственного назначения имеют много общего, однако они воздействуют по-разному на потребителей. В первом случае — это в большей степени эмоциональное воздействие на человека, во втором — на его сознание. Естественно, что при постановке цели коммуникации с данными двумя категориями покупателей такие особенности должны быть определенным образом отражены в содержании рекламы.
Факторы третьей группы отражают маркетинговые цели фирмы-производителя на данный момент, например получение прибылей от скорейшего и широкого сбыта товаров или введение нового товара на рынок.
В первом случае целью рекламы будет расширение рынка сбыта товара. Она может быть конкретизирована постановкой одной из следующих двух задач (или одновременно обеих): увеличить количество покупателей; увеличить число повторных покупок товаров фирмы.
В число задач рекламной кампании по увеличению сбыта товаров могут входить также следующие:
удлинить период продаж товаров. Часто это касается поисков возможностей увеличения времени сезонных распродаж;
увеличить частоту поступления товара на рынок;
расширить диапазон потребительских свойств товара. Здесь речь идет о создании модификаций товара с улучшенными свойствами. В ряде случаев используется и фактор уменьшения цены при сохранении всех положительных качеств товара.
Перед руководством фирмы может стоять иная маркетинговая цель — введение нового продукта на рынок. В данном случае в ходе рекламной кампании разрабатывается целая система целей, направленных на поэтапное завоевание потребителя. В ряде случаев образцы нового товара могут использоваться в рекламе для первичного ознакомления с ним потенциальных покупателей. Однако наиболее эффективной считается организация целой рекламной кампании с применением рекламы в средствах массовой информации и одновременно приемов сейлз промоушн и паблик рилейшнз. Все рекламные средства в данном случае подчинены одной цели — внедрению нового продукта на рынок.
На определение
цели рекламы существенное
На первой стадии жизненного цикла товара важно, чтобы покупатель предварительно ознакомился не только с самим товаром, но и с предприятием, его производящим, особенно если оно имеет уже известность в обществе.
Реклама на последующих стадиях жизненного цикла товара может включать в зависимости от обстоятельств разные цели:
поддержание установившихся объемов продаж;
борьба с конкурентами;
сравнение с конкурирующими товарами;
расширение рынка сбыта;
смещение на определенный рыночный сегмент;
постепенное изъятие товара из продажи и т.п.
Таким образом, во всех случаях достижению выбираемых целей на этапах жизненного цикла товара способствуют профессиональная разработка рекламы и удачный выбор средств ее размещения.
В пятой группе факторов, влияющих на выбор и постановку целей рекламы, перечислены особенности категорий потребителей. В этом случае можно говорить прежде всего о рыночной сегментации потребителей, когда товар фирмы предназначен определенной группе людей, связанной какими-то общими чертами.
Шестая группа включает в себя факторы, определяющие цели использования рекламы в системе других видов маркетинговой деятельности фирмы. По существу реклама всегда выполняет функции маркетинга, но в ряде случаев она выступает как его самостоятельное звено, в иных — создает предпосылки для
В седьмую группу факторов, влияющих на выбор цели рекламы или рекламной кампании, мы отнесли два очень важных объективных фактора, которые нельзя не учитывать при планировании и создании рекламы:
рекламный бюджет фирмы-производителя товара;
средства размещения рекламы.
Первый фактор играет первостепенное значение в рекламном менеджменте фирмы. Наличие необходимых средств, например на развертывание широкой рекламной кампании, позволяет руководству фирмы поставить серьезные, жизненно важные для фирмы цели, рассчитывая на окупаемость затрат и получение значительной прибыли при достижении этих целей. Если фирма при определении своих рекламных целей оказывается перед фактом, что средств на их достижение недостаточно, вероятно, ее руководству придется пересмотреть свои возможности, в том числе и характер или направленность целей. Разработка рекламы, как правило, осуществляется одновременно с выбором средств ее размещения. Таким образом, в постановку цели рекламы входит и определение канала связи, по которому она будет доведена до потребителя. В ряде случаев именно этот фактор, например наличие или отсутствие желаемого средства размещения рекламы, высокая или низкая стоимость его, может существенно повлиять на выбор цели: расширить или, наоборот, сузить диапазон применения рекламы.
В соответствии с поставленными целями к рекламной деятельности предъявляются требования планомерности и чёткой целенаправленности, массовости и информированности. Рекламная деятельность всё больше становится частью маркетинговых информационных систем.
Постановка конкретной цели разрабатываемой рекламы или рекламной кампании является производной, как отмечалось выше, от маркетинговой цели фирмы. Маркетинговая цель в свою очередь определяется общей для фирмы целью — получить за определенный промежуток времени прибыль в определенном объеме.
В теории и практике современного управления широкое распространение получил термин «стратегический менеджмент». Он включает в себя стратегическое планирование деятельности и реализацию этого планирования.
Разработка стратегии рекламной кампании коммерческой организации требует рассмотреть следующих три вопроса:
краткая характеристика роли стратегии в менеджменте предприятия, фирмы, корпорации;
характеристика основных
положений и специфика
подробная характеристика рекламной стратегии на примере конкретной коммерческой организации, американской компании.
Слово «стратегия» произошло от греческого слова «strategos», что означает «искусство генерала». Оно и сейчас сохраняет это значение, обозначая в военной терминологии искусство планирования военных операций высшим командным составом,
Стратегическое планирование в менеджменте организации имеет следующую задачу — создать основу для управления членами организации. Оно представляет собой комплекс решений и действий высшего руководства, направленных на разработку такой стратегии предприятия, которая способствовала бы его эффективной деятельности и развитию как в настоящем, так и в будущем.
Исследования показали, что разработка стратегии (стратегическое планирование) крайне важна по следующим причинам:
способствует выявлению и четкому формированию главных, жизненно важных целей организации;
способствует адаптации организации к внешним условиям, поскольку важнейшими элементами стратегического планирования являются анализ внешней среды и разработка приемов приспособления к возможным неблагоприятным условиям;
способствует эффективной координации всех ресурсов для достижения целей организации;
является хорошей школой воспитания менеджеров, развития их профессионального мастерства, стратегического мышления. Последнее заключается в способности менеджеров учиться на ошибках прошлых решений и умениях прогнозировать будущее.
Стратегический план разрабатывается высшим руководством фирмы, но его реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Стратегия организации включает в себя большое число показателей, из которых следует выделить следующие: миссия, общие (главные) цели, выбор альтернативы, политика, тактика, процедуры и правила, способствующие решению управленческих задач.
Определение миссии фирмы является отправной точкой деятельности ее стратегического менеджмента. Под миссией понимается основная общая цель организации. Избранная организацией миссия является ее маркой, лицом.
Миссию и получение прибыли нельзя идентифицировать. Получение прибыли — это внутренняя проблема предприятия. Она может успешно решаться, если предприятие сможет расположить к себе покупателя хорошим качеством, удобством товаров и услуг, недорогой ценой. Все это достигается, если предприятие в течение длительного времени целеустремленно осуществляет избранную им миссию.
В стратегию организации входит определение ее общих, главных целей. Процесс стратегического планирования в значительной степени зависит от того, насколько эти цели правильно выбраны, доступно сформулированы и приняты (или не приняты) коллективом организации. Их эффективность зависит от соотнесенности со следующими пятью критериями:
конкретность и измеримость поставленных целей организации;
временная определенность;
достижимость;
координированность, взаимоподдержка;
приоритетность области постановки целей.
Важнейшей составной частью стратегического менеджмента является решение вопроса о выборе главного направления развития организации. Такой выбор обычно осуществляется как одна из нескольких возможных альтернатив. Так, исследования показали, что все корпорации можно подразделять условно на две категории в зависимости от избранной ими альтернативы роста:
организации, осуществляющие
стратегию роста за счет диверсификации
производства, т.е. расширения ассортимента
товаров разноплановых отраслей
предприятия (фирмы, корпорации),
стратегии роста которых
К числу важнейших
понятий стратегического
Стратегия отражает идею долгосрочного планирования. Тактика в стратегическом менеджменте выступает как планирование конкретной деятельности по осуществлению долгосрочного плана. Тактику можно определить как краткосрочную стратегию. Тактический план разрабатывается на небольшой период времени и рассчитан на получение быстрых и конкретных результатов. Выбор тактики, с одной стороны, зависит от стратегии организации, с другой стороны — обусловливает эффективное ее осуществление.