Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:46, реферат
Общим направлением проводимых в Беларуси реформ стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Рынок предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в белорусской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Общим направлением проводимых
в Беларуси реформ стал переход от
централизованного управления к
системе хозяйствования с рыночными
механизмами регулирования. Рынок
предъявляет и требует
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.
В условиях переходного периода
достижение сбалансированности спроса
и предложения рабочей силы лишь
с помощью рыночных механизмов, через
рынок труда и конкуренцию, невозможно.
Сами по себе рыночные механизмы не
способны обеспечить формирование рациональной
структуры занятости, удержание
безработицы в пределах допустимого
уровня. Административные формы и
методы регулирования социально-
В настоящее время сложились
два варианта участия государства
в формировании политики занятости.
Первый – незначительное участие
государственных органов в
Государственная политика занятости населения должна быть направлена на стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли предпринимательской деятельности, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Однако такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным).
Реализация названных задач предполагает, что система госрегулирования будет не только охватывать незанятое население, но и обеспечивать спрос производства на квалифицированную рабочую силу с учетом структурных сдвигов в экономике, а также удовлетворения социальных потребностей самих людей. Необходимо не только трудоустроить каждого члена общества, желающего и способного участвовать в общественном производстве, гарантировать достойное вознаграждение за труд, но и предоставить возможность реализовать свои творческие способности.
Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.
Занятость представляет собой
макроэкономическую проблему, оказывающую
наиболее прямое и сильное воздействие
на каждого человека. В современных
условиях экономического хаоса потеря
работы для большинства людей
означает снижение жизненного уровня,
часто вплоть до полной нищеты, и
наносит серьезную
Целью данной работы является изучение политики занятости в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
1. изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
2. изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
3. определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;
4. рассмотрение перспективных направлений государственной политики в области занятости населения.
Предметом исследования в настоящей курсовой работе является политика занятости в переходный период. Объектом исследования является политика занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе и анализ рынка труда.
Для решения поставленных задач изучено законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также периодическая печать.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту заработок или доход. [2].
Из определения понятия занятости следует, что должны учитываться следующие ограничения:
- деятельность не должна
противоречить законам
- она должна быть полезной,
рациональной, т. е. удовлетворять
личные или общественные
- она должна приносить субъекту доход.
В соответствии со статистикой МОТ (Международной организации труда) в состав занятого населения входят:
- лица, выполняющие оплачиваемую работу в течение полного или неполного рабочего дня;
- лица, занятые индивидуальной
трудовой деятельностью (без
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах;
- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;
- лица, занятые уходом за инвалидами.
При определении занятости населения выделяются две группы населения: экономически активное и экономически неактивное население.
По определению Министерства
статистики и анализа Республики
Беларусь экономически активное население
- это часть населения, представляющая
свой труд для производства товаров
и услуг. К экономически активному
населению относится все
В международных статистических стандартах говорится о том, что термин «экономически активное население» может иметь два значения о зависимости от продолжительности периода, к которому оно применяется. Если определяется экономически активное население за короткий период, равный недели или дню, то подразумевается население, активное в данный период, к которому применяется также термин «рабочая сила», если за длительный период - то подразумевается обычно активное население.
К экономически неактивному
(пассивному) населению в трудоспособном
возрасте относятся студенты и учащиеся
(обучающиеся с отрывом от производства);
лица, занятые ведением домашнего
хозяйства, уходом за детьми старше трех
лет, больными родственниками, и другие
лица, незанятые экономической
Другими словами, к экономически пассивному населению относятся иждивенцы всех категорий, как семьи, так и общества, а также лица, живущие на сбережения, и т.п.
Экономически активное население,
которое относится к
- временно не работающие,
в связи с отпуском или
- лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации;
- лица, ищущие работу.
Структура занятости населения приведена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структура занятости населения.
В западной экономической литературе под полной занятостью понимается такой уровень занятости, когда количество ищущих равно числу свободных рабочих мест.
В реальности наряду с полной занятостью существует и неполная занятость. Это такой тип занятости, при котором осуществляемая субъектом деятельность занимает не все его рабочее время, часть рабочего времени остается незанятой.
Полная и неполная занятости относятся к одному классу - традиционной занятости.
Существует понятие
Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса; с социальной - как наиболее полное соответствие интересам наёмного рабочего.
Таким образом, полная занятость отражает занятость с количественной стороны, а эффективная - с качественной.
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица.
Помимо традиционной формы
занятости различают и
а) сезонная занятость - занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;
б) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
в) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;
г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;
д) занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;
е) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.
Одной из основных целей экономической политики является обеспечение полной занятости, т.е. такую занятость, при которой все желающие трудиться имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.
Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми Международной организацией труда, являются следующие:
- добровольность занятости;
- равные возможности всех граждан;
- содействие трудовой
мобильности с учетом
- социальное партнерство
работодателей и профсоюзов
Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п. [6, c. 130].
Занятость и безработица
- взаимообусловленные социально-
1.2. Безработица, как социально-
Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. В действительности определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.
Общий уровень безработицы – процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе, и исключающей студентов, пенсионеров, заключенных, а также молодежь до 16 лет. [4, c. 98].
Главными причинами
1. Структурные сдвиги в
экономике, выражающиеся в том,
2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3. Политика правительства
и профсоюзов в области оплаты
труда: повышение минимального
размера заработной платы
4. Сезонные изменения в
уровне производства в
5. Изменения в демографической
структуре населения, в
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в Беларуси в переходный период, можно отметить следующие:
1. Характерной чертой советской
экономики являлась чрезмерная
численность производственного
персонала (в том числе