Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:46, реферат
Общим направлением проводимых в Беларуси реформ стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Рынок предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в белорусской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Повышение спроса на рабочую силу достигается с помощью мер экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.
Экономическими мерами выступают:
- большая свобода работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, график работ и т. п.);
- установление льготного
налогообложения, необходимо
- государственные выплаты предпринимателям на создание новых рабочих мест;
- установление различного
рода дотаций и льгот при
обеспечении занятости групп
с низкой
- обучение и переквалификация.
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.
Чаще всего эти нетрадиционные работы являются общедоступными видами временного трудоустройства, не требующими специальной профессиональной подготовки и оплачиваемыми по ставке, составляющей от трети до половины средней ставки заработной платы по стране, но выполняющими функцию включения безработного в сферу трудовой активности. Следует при этом иметь в виду, что искусственное увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере занятости, не говоря уже об эффективности экономики в целом. .[15, c. 19].
К мерам по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда относятся:
1. расширение и углубление программ по подготовке кадров, включая профессиональную подготовку. Система подготовки должна отвечать ряду требований: адекватность структуре экономики, адаптивность к изменению условий труда, вариативность источников финансирования – государственные и предпринимательские;
2. введение творческих и учебных отпусков (эта и указанная выше меры, способствующие сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечат ее более высокую продуктивность завтра);
3. повышение пособий и/или сроков отпусков по уходу за детьми;
4. введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в случае потери работы.
На рынке труда различают еще и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок труда).[19, c. 32].
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование
и направления политики
в Республике Беларусь
Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].
Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).
Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путём создания дополнительных рабочих мест. [2].
В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].
В соответствии со ст. 9 Закона
«О занятости населения Республики
Беларусь» для реализации политики
занятости населения и
В состав государственной
службы занятости входят 148 структурных
подразделений, в том числе Комитет
по занятости населения при
Государственная служба занятости
наделена широкими полномочиями. Она
имеет право заключать договоры
с нанимателями о направлении
к ним граждан (при наличии
свободных мест) для трудоустройства;
запрашивать у нанимателей
Страхование от безработицы
и финансирование мероприятий по
обеспечению занятости
Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;
г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[2]
Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
2) развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
3) обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
4) повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
5) совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[2].
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
1) на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
2) после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.[8, c. 39]
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь проведен по статистическим данным по состоянию на 1 июля 2005г.
В I полугодии 2005 г. в экономике
Беларуси было занято 4,3 млн. человек, в
том числе 3,5 млн. человек, или 81 % составляли
работающие в организациях (кроме
субъектов малого предпринимательства
негосударственной формы
На условиях совместительства
и по договорам гражданско-
Предприятиями и организациями было принято на работу 403 тыс. человек (11,5 % среднемесячной численности работников), из них 26 тыс. человек – на дополнительно введенные рабочие места.
За этот же период было уволено по различным причинам 408 тыс. человек (11,7 % среднемесячной численности работников), из них 79 % выбыло по собственному желанию, 7 % - за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, 2 % - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией предприятий, организаций.
175 тыс. работников предприятий
и организаций (5 % среднемесячной
численности) работали в
Таким образом, наблюдается снижение работников, работающих в условиях неполной занятости.
Из общего числа неотработанных
по этой причине человеко-дней 79 % приходилось
на промышленные предприятия, 9 % - на строительные
организации. Условно рассчитанная
численность ежедневно
В основных отраслях материального
производства, в жилищно-коммунальном
хозяйстве и бытовом
Среди потерь рабочего времени наибольший удельный вес занимали отпуска, предоставляемые по договоренности между работником и нанимателем, - 51 %, на целодневные простои приходился 21 %, на работу в режиме неполного рабочего времени – 13 %, отпуска по инициативе нанимателя – 11 %, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины – 4 %.
Прогулы и другие нарушения
трудовой дисциплины в указанных
выше отраслях совершили 73 тыс. человек
(в I полугодии 2004 г. – 75 тыс. человек), в
том числе в
В связи с усилением мер по укреплению трудовой дисциплины в организациях увеличилась численность уволенных за появление на работе в состоянии опьянения, а также за распитие спиртных напитков с 6 тыс. в I полугодии 2004 г. до 8 тыс. человек в I полугодии 2005 г., или на 29 %.
Численность безработных, зарегистрированных
в органах государственной