Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:46, реферат
Общим направлением проводимых в Беларуси реформ стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Рынок предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в белорусской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
1.3. Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.[17, c. 49].
2. Переход к рыночным
отношениям между субъектами
хозяйствования привел к
3. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось, однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Это следующий фактор, питающий безработицу.
4. Рыночные реформы
ведут к успеху только при сопровождении
глубокой структурной перестройки экономики
на новые условия хозяйствования. Такая
перестройка охватывает не только микроэкономику (
5. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами). Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий по материально-техническому снабжению, сбыту продукции, что не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного военно-промышленного комплекса. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов. [15, c. 11].
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.
1. Фрикционная безработица.
Если человеку предоставляется
право свободы выбора рода
деятельности и места работы,
в каждый данный момент
Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует при наличии дисбаланса, не приводя в соответствие количество потенциальных наемных работников и рабочих мест.
Определенный уровень
фрикционной безработицы
2. Структурная безработица.
Фрикционная безработица
Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.
3. Циклическая безработица.
Под циклической безработицей
понимается безработица,
Однако циклическая
3. Застойная безработица
- это третья форма, наиболее
характерная для экономики
Полная занятость не означает
абсолютного отсутствия безработицы.
Экономисты считают фрикционную
и структурную безработицу
Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.
Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при «полном использовании» ресурсов.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица.
С другой стороны, при избыточном
совокупном спросе ощущается «нехватка»
рабочей силы, то есть количество свободных
рабочих мест превышает количество
рабочих, ищущих работу. В такой ситуации
фактический уровень
Проблемы, связанные оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.
Несмотря на объективный
характер безработицы, она порождает
социально-экономические
1. Не производится какая-то
часть товаров и услуг,
2. Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.
3. Снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.
4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.
5. Безработица не только
подрывает материальное
Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.
Главная «цена» безработицы
- невыпущенная продукция. Когда экономика
не в состоянии создать
Известный исследователь в области макроэкономики, Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объёма ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объёма ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
1.3. Эффективность политики занятости
Одной из функций государства при возрастании безработицы становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.
Эффективная политика занятости
должна обеспечить равные стартовые
возможности всем гражданам страны;
содействовать такой занятости,
которая является экономически целесообразной;
основываться на добровольности труда;
эффективно распределять трудовые ресурсы;
обеспечивать социальную защиту в области
занятости; взаимодействовать с
другими направлениями
Регулирующие воздействия государства на занятость можно разделить на два типа – активное и пассивное.
Политика пассивного регулирования
занятости ограничивается изысканием
и использованием средств на определенное
возмещение безработным их материальных
потерь. Иногда ее называют моделью
смягчения последствий
1) Социальное страхование
по случаю потери работы, обеспечивающее
выплату временных пособий по
безработице с учетом прежнего
заработка и существующего
2) Социальная помощь –
применяется к оставшимся
Существенно отличается политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д. Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.
Задача государственной
политики занятости заключается
в том, чтобы обеспечить формирование
экономически эффективной занятости
при минимальных издержках, к
которым следует отнести
При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.[7, c. 123].