Политика маркетинга на разных этапах жизненного цикла товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление на основе анализа основных этапов жизненного цикла товара и определение политики маркетинга на этих этапах.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты жизненного цикла товара
1.1. Понятие жизненного цикла товара. Основные этапы жизненного цикла товара
1.2. Основные маркетинговые стратегии и инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара
1.3. Маркетинговая политика предприятия: товарная, ценовая, сбытовая. Маркетинговое продвижение товара
2. Анализ основных этапов жизненного цикла товара на примере американской компании « Проктер энд Гембел»
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Анализ основных этапов жизненного цикла товара на примере американской компании « Проктер энд Гембел»
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

На рынке импортных  марок стиральных порошков на этапе  роста появляются новые образцы  как по назначению (в частности, для  автоматических стиральных машин), так  и по другим параметрам (экономичная  упаковка и др.).

На этапе зрелости продукта компании стремятся сохранить свои сравнительные конкурентные преимущества, особенности, соответствующие имиджу своей торговой марки. Темпы роста емкости рынка и соответственно спроса замедляются. Объемы продаж растут стабильно, но невысокими темпами. Проникновение на рынок новых фирм продолжается. Конкуренция достигает максимума. Мероприятия маркетинга нацелены на массового потребителя со средними доходами.

На данном этапе важно  добиться роста потребления существующих товаров, а также направить управление качеством товаров на улучшение их функциональных характеристик (надежность, экономичность и пр.), улучшение свойств, (часто путем модернизации, т.е. придания дополнительных свойств, расширяющих область применения), совершенствование дизайна для усиления привлекательности предложения [6, С.303].

 В случае классического  сценария развития ситуации на  рынке доминирующее положение  на нем должны занять наши  производители (в том числе  и самых известных импортных  марок). «Тайд» наряду с «Мифом» должен бы иметь пометку «Сделано в России» (хотя в РФ в лучшем случае может быть только расфасовка). Более низкие издержки производства в нашей промышленности позволят лучше сдерживать падение нормы прибыли.

На этапе спада одновременно сжимается емкость рынка, снижаются объемы продаж и норма прибыли. Здесь на первое место выходит проблема управления ассортиментом. Компаниям-производителям предстоит принимать решения о судьбе товара.

Сравнительный анализ этапов жизненного цикла приведен в табл. 2.2.1. [12, С.95].

 

Таблица 2.2.1.

Сравнительные характеристики жизненного цикла товара.

Характеристика

Этап жизненного цикла товара

Разработка (выбор)

Внедрение

Рост

Зрелость

Падение

 

Цели и стратегия  маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

Определение неудовлетворен-ной  потребности, изучение нужд и запросов потребителей. Поиск ниши рынка

 

Формирование рынка  для продукта и построение сбытовой сети для целевого сегмента.

 

 

Рост объемов продаж. Вхождение на другие сегменты рынка. Расширение ассортимента. Ориентация на более массовый рынок

 

Рост оборотов. Особое внимание имиджу торговой марки. Ориентация на все сегменты рынка

 

Сокращение объемов  и определение вариантов реструкту-ризации  производства. Поиск прототипа для базовой модели

 

Емкость рынка и динамика сбыта

Потенциальные

Некоторый рост

Быстрый рост

Стабилизация или незначитель-ный  рост

Сокращение

Конкуренция

Отсутствует

Незначитель-ная

 

Заметная

Сильная

Слабеющая

Масса прибыли

Отрицательная

На уровне точки безубыточности

Быстро возрастающая

Стабильная или слабо возрастающая

Сокращающаяся

Норма прибыли 

Лимиты бюджетов

Низкая

Высокая

Стабильная, или постепенно снижающаяся

Падающая


 

Изучение жизненного цикла продукта является важным элементом его позиционирования на рынке. Зная, какому этапу более всего соответствует продукт, который собирается продвигать на рынке конкретного региона ваше предприятие или фирма, можно более точно рассчитать потенциальную емкость рынка, динамику спроса и возможную долю рынка сбыта, выделить наиболее привлекательные сегменты рынка. Такой анализ поможет понять, что нужно изменить в самом изделии для его успеха на рынке и определить время, отпущенное рынком для его реализации, а значит, можно более уверенно составлять прогнозы сбыта, планы по продвижению продукта [7, С.170].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и  предложения

 

В качестве товара, как  известно, может выступать практически  все: от инновационного изобретения  до продуктов питания, от ценной информации до предмета искусства. Но, каким бы ни был товар, он всегда проходит определенный жизненный цикл.

Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных  этапов зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. Считается, что сырьевые товары имеют более  длительный жизненный цикл, готовые  изделия – более короткий. К тому же, жизненный цикл одного и того же товара на разных рынках может быть различным [8, С.25].

Существует несколько  способов продления «жизни товара», эффективность каждого из которых  зависит от ряда факторов, так или  иначе влияющих на товар.

Рекомендации для улучшения  товара на рынке стиральных порошков:

  1. Модификация (усовершенствование) товара.

Не стоит ничего изобретать, стоит только добавить к имеющемуся новую деталь или функцию. При  этом нововведение должно быть конкурентоспособным, а лучше уникальным на рынке аналогичных товаров. Предприятие может увеличить объем сбыта путем изменения некоторых свойств товара, что привлечет новых покупателей или увеличит возможности использования товара постоянными клиентами. Следует улучшить качество товара. Эта форма направлена на улучшение функциональных характеристик товара. Компания может добиться реальных преимуществ перед конкурентами путем выпуска высококачественных отстирывающих средств. Однако увеличить объем сбыта путем улучшения качества товара можно при соблюдении следующих условий:

  • свойства товара могут быть улучшены;
  • покупатель верит в возможность улучшения качества товара;
  • значительное число покупателей ощутит улучшение качества товара.
  1. Модернизация товара.

Эта форма повторного внедрения товара предполагает придание ему таких свойств, которые расширяют сферу его применения (порошки для цветной, белой одежды и т.д.). Модернизация товара дает, по крайней мере, четыре преимущества перед конкурентами:

  • позволяет предприятию стать ведущим в своей отрасли;
  • является чрезвычайно эффективным средством в конкурентной борьбе;
  • позволяет повысить доверие постоянных покупателей к товару;
  • повышает интерес каждого к своей работе.

 Однако модернизация товара может быть произведена и конкурентами. Если предприятие не уверено, что оно будет первым, модернизация может не принести дополнительной прибыли.

  1. Новый дизайн.

Смена дизайна – это  не просто поверхностное изменение  товара, как может показаться на первый взгляд. Когда потребитель  пресыщен высокими показателями (а в большинстве случаев ведущие компании не отступают друг от друга в скорости введения новых технологий), перед тем как сделать свой выбор, он начинает обращать более пристальное внимание на внешний вид товара. Разработав определенный стиль оформления товара, каждое предприятие может добиться того, чтобы его товар покупатели сразу отличали от других.

  1. Новая упаковка.

Новая упаковка с прежним  содержанием – хороший повод  вспомнить качество, и параллельно, идти в ногу с прогрессом. Придумать  совершенно новый тип стиральных порошков, пожалуй, невозможно, тогда когда легче изменить упаковку, которая рассматривается как составная часть самого товара.

  1. Поддержка широкомасштабной акции.

Вполне может возвратить утраченный интерес к марке и  спонсорская поддержка любой интересной массовой акции.

  1. Организация собственного мероприятия.

Это мероприятие –  способ напомнить о себе и своих  возможностях, еще один путь для  привлечения внимания новых покупателей  – активное стимулирование продаж: материальное стимулирование торговых агентов, предоставление торговых скидок, подарки покупателям, призовые конкурсы среди покупателей. Так же предприятие может увеличить объем сбыта, например использования магазинов, продающих товары со скидкой, или предоставляя покупателям разнообразные дополнительные услуги.

  1. Новая услуга.

Новая услуга может оказаться  весомым сопровождением уже имеющегося комплекса обслуживания.

  1. Новый рекламный ролик.

Это тоже вариант напоминания  о себе. Любые, даже самые удачные  рекламные ролики со временем «приедаются» и начинают вызывать раздражение, поэтому их необходимо менять даже тем компаниям, товары которых еще не вступили на этап спада.

  1. Запуск новой рекламной компании.

Это расширенный вариант  предыдущего пункта, когда изменяется не просто ролик, а вся рекламная кампания в целом передается другому рекламному агентству или запускается заново.

  1. Запуск нового продукта под той же маркой.

Это действительно хороший  способ более тщательно подойти  к вопросу о вкусах потребителей и расширить ассортимент своих  товаров.

  1. Регуляция ценовой политики.

Она может осуществляться как в сторону снижения цены, так  и в строну повышения. Соответственно, устанавливая те или иные цены, компания «осваивает новые рубежи», расширяя свою целевую аудиторию.

Как правило, каждое предприятие стремится занять главенствующее положение в своей отрасли, в которой оно будет иметь особые преимущества перед своими конкурентами.

Основной сферой деятельности предприятия является работа с товаром. Прежде всего, необходимо выяснить, имеются ли возможности улучшить его по сравнению с товаром конкурента. Предприятие должно попытаться найти такой сегмент рынка, который оказался бы вне поля деятельности основного конкурента.

К сожалению, большинство  предприятий не разрабатывает действенной  политики в отношении устаревших товаров. Предприятию, которому необходимо принять решения, направленные на создание условий для эффективной реализации устаревших товаров, можно предложить следующую схему действий:

  1. Создается контрольная комиссия, ответственная за проведение периодических проверок состояния сбыта устаревающих товаров, состоящая из представителей маркетинговой, производственной и бухгалтерской служб.
  2. Комиссия по разработанной ею методике проводит анализ состояния сбыта устаревающих товаров.
  3. Бухгалтерия представляет данные об объеме продаж каждого товара, всех товаров предприятия и в целом по отрасли, а также об издержках на единицу товара, ценах и другую информацию за несколько лет. Эта информация позволяет выявить товары, по которым можно ожидать спада объема продаж.
  4. Перечень определенных таким образом товаров доводится до сведения управляющих по маркетингу, которые заполняют специальную карточку, где по бальной системе оценивают нынешнее состояние сбыта, дают прогноз объема продаж и прибыли от реализации товара при неизменной маркетинговой программе, а также рекомендации по внесению изменений в программу маркетинга предприятия.
  5. Контрольная комиссия изучает получения от управляющих оценки по каждому из устаревающих товаров и решает:
    1. оставить производство этого товара без изменения;
    2. изменить маркетинговую стратегию;
    3. снять товар с производства.

После того как стало  ясно, что товар является неперспективным, предприятие должно принять ряд  решений. У него есть возможность  продать или передать право производства этого товара другому предприятию или вообще отказаться от его производства. Первый путь предпочтительнее, так как дает возможность получить дополнительные средства и не уменьшает доверия к предприятию со стороны покупателей и сотрудников.

Таким образом, проанализировав жизненный цикл товара, предприятие принимает меры по изменению объемов производства и сбыта, уровня цен, методов продвижения товаров, которые дают возможность минимизировать затраты, добиться максимальной прибыли, и в конечном счете – продлить наиболее прибыльные этапы жизненного цикла товара.

Жизненный цикл товара - это полезный инструмент, подсказывающий стратегии, которые надо использовать в течение жизни товара (или  марки), и моменты, когда стратегии  следует менять. Поэтому менеджеру  товара не всегда легко определить место товара в его жизненном цикле. Продажи могут, например, возрасти на самой ранней стадии, а затем внезапно сократиться. В этом случае, положившись на концепцию жизненного цикла товара, менеджер может ошибочно предсказать переход к стадии роста, выделив больше денег на рекламу и распределение в ближайший период. Еще одна сложность – изменчивая продолжительность жизненного цикла. Крайне трудно предвидеть, сколько времени пройдет от выхода марки товара на рынок до ее роста и зрелости. Успешная стратегия оживления продаж способна продлить стадию зрелости, несмотря на предсказанные ранее сроки, и даже обеспечить переход от роста к зрелости и снова к росту [11, С.212].

Модель жизненного цикла  применяется, кроме прогнозов сбыта, для определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта.

Этапы жизненного цикла  товара делят обычно на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад.

Смена жизненных циклов товаров подчиняется требованиям  ряда законов. Во-первых, закону возвышения потребностей. Каждая удовлетворенная потребность образует основу дня возникновения новых, более высоких потребностей и одновременно создает предпосылки для их удовлетворения.

Таким образом, закон  возвышения потребностей приводит к  необходимости разработки товаров с более высокими потребительскими свойствами (скорость, комфортность, безопасность и т.д.). Это позволяет увеличивать объемы реализации этих товаров в натуральном и денежном выражении.

Во-вторых, жизненный  цикл товаров подчиняется закону ускорения темпов общественного развития. В соответствии с этим законом, все процессы, протекающие в обществе, имеют тенденцию к ускорению их протекания. Как следствие этих законов, ускоряется также процесс создания и обновления новых образцов продукции.

Информация о работе Политика маркетинга на разных этапах жизненного цикла товара