Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, лекция
Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.
1.Объект, предмет политологии
2.Возникновение и основные этапы развития Политологии
3.Система наук о политике
4.Методология политической науки
5.Функции и задачи политологии
6.Особенности развития политологии в России
В налогах выражаются
экономически параметры существования
государства как политико-
5. Наличие органов принуждения
К таким органам относятся суд, армия и полиция.
Каждый из этих признаков обязательно присутствует в любом государстве. Иногда в качестве одного из признаков государства выделяют так же наличие законодательства, но этот признак отсутствует на первом этапе возникновения государства.
Перечисленные признаки государства тоже являются спорными и неоднозначными, если подходить к ним строго. Например, суверенная власть всегда считалась обязательным признаком государства. Но в современном мире мы видим, что понятию суверенной власти все сложнее дать необходимое толкование. Например, страны Европейского сообщества ограничены в своем суверенитете и каждая из них зависит от самого Сообщества.
Другая теоретическая проблема связана с системой федерализма. Например, все прекрасно понимают, что Россия – это государство. А входящие в нее субъекты федерации могут считаться государствами? Казалось бы, нет. Однако в Конституции России определено, что республики в составе Российской Федерации (Калмыкия, Татарстан, Чечня и т.д.) являются государствами. Если так, то являются ли государствами все остальные субъекты Российской Федерации, например, Астраханская область? По Конституции, все субъекты федерации равны в своем государственно-правовом статусе. Но вряд ли кто-нибудь определит Астраханскую область как государство. Это, конечно, не государство. Национальные республики (Калмыкия и другие) тоже не являются государствами в политологическом смысле слова, но в государственно-правовом, как ни странно, являются. При этом сегодня существует (главным образом, формально) Союзное государство Беларуси и России. Получается, что житель России живет одновременно в трех государствах: 1) Российской федерации; 2) государстве – субъекте федерации (например, в Калмыкии); 3) Союзном государстве Беларуси и России.
В политологии абсолютное большинство исследователей придерживаются мнения, что одно государство не может входить в состав другого государства. Это справедливая точка зрения. Если не придерживаться ее, легко прийти к путанице.
3. Функции государства
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают его реальность в целом. Таким образом, функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности, нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.
В политологии выделяют две группы функций государства – внешние и внутренние функции.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, которой становится всё более взаимосвязанным.
Внешние функции государства:
1) оборона. Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все времена. Международные организации берут на себя регулирование территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это, даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары. Современный мир не стабилен. Примером того служит вооруженная агрессия военного альянса НАТО, без мандата ООН, против Югославии. Данные действия альянса является довольно опасным прецедентом в международном праве. В настоящее время функция обороны является одной из самых главных.
2) внешняя политика (дипломатия). Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной сцене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
3) защита внешнеторговых отношений. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которая проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитие кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ, Лига арабских государств и т.д.), а также между странами с единой валютой.
Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны.
Внутренние функции государства:
1) нормативная (создание внутреннего законодательства),
2) правоохранительная (обеспечение соблюдения правопорядка), – эта деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно – правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразование, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями – очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведётся с помощью всей системы правоохранительных органов. В настоящее время, действия этой системы не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.
3) социальная
(социальная защита населения).
4) хозяйственная
(развитие экономической жизни)
5) культурная (развитие культурной системы общества). Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому – непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
6) природоохранительная деятельность. Охрана природы, окружающей среды – насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории». Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах. В основе осуществления функции лежат следующие принципы: 1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет; 2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства; 3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.
В конкретных ситуациях
функции государства
В целом восточные государства осуществляют гораздо больше функций по отношению к обществу, чем западные (европейские) государства.
4. Принцип разделения властей
В практике государственного строительства большинства стран мира провозглашается принцип разделения ветвей власти. Данный принцип был впервые выдвинут Дж. Локком, современное толкование приобрел в теориях Ш. Монтескье и «отцов-основателей» США. Данный принцип относится к числу ценностей либерального и демократического государства.
Современное государственное управление подразделяется на три основные ветви власти: законодательную (представительную), судебную и исполнительную.
Согласно принципу разделения властей, данные ветви власти должны быть не только представлены самостоятельными учреждениями, но и их деятельности следует осуществляться автономно друг от друга. Независимость ветвей власти – важное условие предотвращения централизации государственной власти в одних руках и возникновения диктатуры. По мнению одного из основателей США Дж. Мэдисона, принцип разделения властей находит наиболее полное свое воплощение в «системе сдержек и противовесов». В данном случае основные государственные органы (парламент, правительство и др.) осуществляют взаимоконтроль и тем самым пресекают возможность злоупотребления властью. Подобная структура государственных органов способствует наибольшей «прозрачности» и открытости государства, его зависимости от общественного мнения. США были первой страной, в которой принципы «разделения властей» и «сдержек и противовесов» целенаправленно внедрялись в систему государственного управления. Считается, что в США в условиях президентской республики эти принципы получили «классическое» воплощение: парламент и правительство формируются отдельно и обладают достаточными рычагами воздействия друг на друга.
Информация о работе Политология как научная и учебная дисциплина