Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, лекция
Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.
1.Объект, предмет политологии
2.Возникновение и основные этапы развития Политологии
3.Система наук о политике
4.Методология политической науки
5.Функции и задачи политологии
6.Особенности развития политологии в России
Важный признак принципа разделения властей – различный статус лиц, относящихся к трем ветвям власти. Представители исполнительной власти (государственные служащие), законодательной (депутаты) и судебной (судьи) властей обладают автономным статусом, различными правами и обязанностями.
Законодательная (
Парламент может осуществлять и ряд иных функций. При этом данное учреждение отделено от деятельности по исполнению принимаемых задач управления. Парламент может играть и распорядительную роль в государстве, возвышаясь над исполнителями (правительством). Именно так видел его роль крупнейший теоретик парламентаризма Дж. Локк. Парламент является центральным и наиболее влиятельным органом управления в т.н. "парламентских" монархиях и республиках.
Лица, представляющие законодательный орган, (депутаты) обладают исключительным статусом, который определяется их положением народных представителей. Депутаты имеют гарантированные свободы, располагают неприкосновенностью и т.д. Данные гарантии закреплены для обеспечения независимости депутатов, защиты их от давления иных органов власти. Не только парламент в целом, но и депутаты в отдельности обладают рычагами государственного воздействия (право депутатского запроса в органы власти).
Специфичен порядок управления парламентом. Парламент не может иметь над собой никакого вышестоящего органа власти, несет ответственность только перед избирателями. Председатель парламента (так называемый спикер) выполняет функции ведущего заседания. Решения принимаются путем голосования.
Парламент может состоять как из одной палаты, так и из двух палат. В федеративных государствах верхняя палата является органом представительства субъектов федерации – каждый из субъектов федерации имеет в этой палате равное число представителей.
В России проблема становления парламентаризма остается актуальной. Дореволюционный опыт парламентаризма в России (Государственная Дума в 1906-1917гг.) скуден и противоречив. В СССР отсутствовало разделение властей и парламент как таковой, Советы совмещали законодательные и исполнительные функции.
Современный отечественный парламент (Федеральное Собрание) в Конституции 1993 г. получил в целом не очень большие полномочия. Одна из палат парламента (Совет Федерации) до 2000 г. имела в своем составе глав исполнительной власти регионов – губернаторов, президентов республик, что являлось прямым нарушением принципа разделения властей. Контрольные функции Федерального Собрания, несомненно, ограничены. В системе исполнительной власти Государственная Дума может утверждать всего одну кандидатуру - на пост Председателя Правительства РФ. Но и в этом случае Президент России располагает возможностью принудить палату к утверждению нужной ему кандидатуры. Прочие кадровые назначения в исполнительной власти вообще находятся вне поля полномочий парламента. В России парламент лишен так же такого принципиального полномочия, как контроль над изменением структуры Правительства: создание или ликвидация ведомств могут осуществляться без согласия Федерального Собрания.
Судебная власть осуществляется
системой независимых судов. Буржуазная
государственность
В современной судебной
практике важное значение имеет суд
присяжных. Суд присяжных обеспечивает
не только независимость решений
от административного давления, но
и высокую степень демократично
Специфичность статуса
судей заключается в их принципиальной
неподотчетности как
В системе государственного управления судебная власть является, очевидно, наименее активной и значительной. Отсутствует инициативная деятельность по отношению к другим ветвям власти. Суды ограничены и в инициативе возбуждения судебного процесса: органы прокуратуры относятся не к судебной, а к исполнительной власти. Например, в США должность генерального прокурора совмещает министр юстиции.
Лекция 5. Политические партии и партийные системы
Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.
Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания.
Политическая партия - организованная группа единомышленников. представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.
Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений.
Партия - это специфическая общественная организация, в основе деятельности которой лежит защита интересов определенных социальных групп людей посредством борьбы за власть и установление соответствующих политических и социально-экономических порядков. Появление партий, а точнее протопартий относится к Античному миру, когда в Древней Греции в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Появляются и такие партии, отмеченные историками, которые являлись сторонниками борющихся между собой за власть династий. Однако эти партии не были организационно оформлены, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели програмных установок и в деятельности своей замыкались на решении социально ограниченных задач.
Основным же признаком, отличающим партии от других организаций. является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.
Сущность политической
партии зависит от следующих основных
характеристик: социального состава
и социальной базы партии; состава,
интересов и целей руководства
партии; программных установок
Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие "вывески" использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.
Зарождение политических организаций, ставших предтечей современных партий, связано с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы и политической жизни капиталистического общества. Революция в Голландии в 16 веке связана с соперничеством двух основных группировок - республиканской (буржуазно-патрицианской) и оранжистской (приверженцев правления Оранского дома). В Английской революции 17 века действовала партия пресвитериан, отражавшая интересы умеренной буржуазии и дворянства; партия индепендентов, представлявшая радикальное крыло буржуазии и обуржуазившегося дворянства. История Великой Французской революции 18 века связана с возникновением партии Фельянов, выступающей за конституционную монархию; партии жирондистов, отражавшую интересы умеренной торгово-промышленной и земледельческой буржуазии; партии якобинцев, объединявшей буржуазных революционных демократов. Хорошо известно о существовании в Англии партии Виги и Тори, возникших во второй половине 17 века. Именем последней называют нынешнюю Консервативную партию Великобритании, унаследовавшую традиции Тори.
Современные партии берут свое начало в 19 веке. Это было связано с введением в ряде западных стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Со временем число партий, в своей деятельности ориентирующихся на привлечение широких слоев населения на свою сторону во время выборов, значительно возросло. Все эти партии были партиями парламентского происхождения. Наиболее известные из них Либеральная и Консервативная партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США.
Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы, прежде всего рабочий класс для борьбы против своих экплуататоров, существующих капиталистических социально-политических порядков и создание нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии, быстрый рост которых связан с деятельностью 2-го Интернационала. Эти партии возникли и развивались на основе марксистской идеологии и на первом этапе своей деятельности не стремились к участию в избирательных кампаниях с целью победы на выборах и получения таким образом права на власть. Да и реальных возможностей для этого у них еще не было. Лишь позднее, укрепившись, они включились в парламентскую деятельность и то сначала, прежде всего, для пропаганды своих программных установок. Эти партии по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.
В Обществе много организаций и движений, являющихся составной частью его политической системы. Партии занимают среди них особую роль. В отличии от других организаций и движений (профсоюзов, молодежных, женских, экологических, антивоенных и др.), которые отстаивают интересы определенных социальных и профсоюзных слоев населения посредством воздействия на соответствующие органы, партии в центр своей деятельности ставят борьбу за власть парламентским либо внепарламентским путем, связанным с насильственным свержением прежней власти.
Целенаправленная деятельность партий предполагает наличие у них сторого определенных функций, которые делятся на внутренние и внешние.
Внутренние функции связаны с осуществлением следующих мероприятий:
организация внутренней структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями;
Информация о работе Политология как научная и учебная дисциплина