Практическое применение концепции жизненного цикла товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить само понятие жизненного цикла товара, проанализировать все его стадии и деятельность предприятия на каждой из них. Так как в настоящее время в России развивается рыночная экономика и работает огромное количество самостоятельных предприятий, выпускающих свой товар, концепция жизненного цикла товара является очень актуальной для нашей страны.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Понятие, этапы жизненного цикла товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие жизненного цикла товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Стадия разработки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Стадия серийного производства и внедрения . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4. Стадия роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.5. Стадия зрелости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.6. Стадия насыщения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.7. Стадия спада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.8. Виды кривых жизненного цикла товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.9. Критика концепции жизненного цикла товара . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 2. Международный жизненный цикл товара. . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Понятие «нового» товара в международном маркетинге.. . .. . 23
Глава 3. Практическое применение концепции жизненного цикла товара.24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая маркетинг.docx

— 736.48 Кб (Скачать файл)

         Конкурирующие фирмы активизируют  свою деятельность путем выпуска  на рынок аналогичных по значению, но чаще всего лучших по  качеству товаров, организуют усиленную рекламу, стимулируют деятельность торговых работников.

    Повышенный  интерес потребителей к товарам  конкурентов может привести к  ускорению насыщения рынка данным товаром за счет развития рынка и  сосредоточения на нем нескольких продуцентов, выпускающих соответствующий тип  товаров.

    В целях сохранения устойчивого положения  на рынке фирма должна проводить  следующие мероприятия: улучшение  качества товара; создание новых моделей; вывод товара на новые сегменты рынка; привлечение потенциальных потребителей с помощью усиленной рекламы; снижение цены товара; улучшение сервисного обслуживания покупателей до и после  покупки; повышение конкурентоспособности  товара; закрепление имиджа фирмы.

    Несмотря  на то что на этой стадии прибыль  фирмы растет (ввиду роста объема продаж и снижения себестоимости  единицы товара, уменьшения удельных затрат на рекламу), темпы роста несколько  снижаются. В такой ситуации увеличение объема продаж проблематично, а для  поддержания его на достигнутом  уровне необходимы дополнительные затраты  на маркетинг в условиях получения  запланированной прибыли. Поэтому необходимо усилить контроллинг за динамикой темпов роста производства, а в случае их замедления разработать к осуществить новые стратегии маркетинга для улучшения положения дел на рынке, продления времени пребывания товара на этой стадии его жизненного цикла и занятия лидирующего положения на товарном рынке.

    1.5. Стадия зрелости.

    Стадия  зрелости характеризует продолжающееся расширение рынка и абсолютное увеличение, максимизацию оборота товара. В системе производства и распределения товара увеличиваются запасы готовой продукции. На рынке господствует интенсивная конкуренция, когда конкуренты благодаря дополнительным инвестиционным вложениям пытаются воздействовать на покупателей средствами интенсивных инновационных мероприятий. Это, прежде всего введение новых модификаций товаров и расширение их ассортиментной группы, а также внедрение новых методов обслуживания покупателей и заключение льготных контрактов с оптовыми и розничными торговыми посредниками. Ф. Котлер выделяет на стадии зрелости три фазы:

    • фаза «взросления»когда темпы роста продаж замедляются, а сбытовая сеть стабилизируется, хотя на рынке и появляются некоторые «опоздавшие» покупатели;
    • фаза «стабильной зрелости»когда объем продаж стабилизируется вследствие насыщения рынка, поскольку большинство потенциальных потребителей уже опробовали товар. Показатели объемов продаж зависят от численности населения и потребности в приобретении нового товара взамен старого;
    • фаза «старения»абсолютный уровень объемов продаж начинает снижаться, поскольку интересы потребителей переключаются на новые товары.

    Дифференцированная, индивидуальная деятельность фирмы  с группами потребителей, учет особенностей поведения потребителей на каждой из фаз стадии зрелости и проведение маркетинговых мероприятий по удержанию потребителей на рынке оказывают значительную поддержку в продлении жизни товара и в стабилизации положения фирмы на рынке. Однако ситуация, когда товар находится в стадии зрелости, требует от фирмы постоянного поиска новых путей повышения качества товара, совершенствования маркетинговой деятельности и интенсификации коммуникаций с потребителями. В качестве основных стратегий на стадии зрелости целесообразно использовать различные сочетания маркетинговых стратегий модификации рынка, товара и маркетинга-микса (табл. 2). Эффективной может стать работа по поиску способов более разнообразного использования товара и новых сфер его применения.

    Таблица 2.  Основные стратегии маркетинга на стадии зрелости продукта

    Стратегия     Мероприятия
Модификация рынка     Увеличение  объема продаж:

    1 . Завоевание доверия потребителей, не пользовавшихся ранее товарами или услугами данной фирмы

    2. Вывод товара на новые сегменты  рынка 

    3. Переключение внимания и интересов  клиентов компаний-конкурентов на  товары, производимых вашей фирмой 

    4. Стимулирование более интенсивного  потребления товара покупателями (более частое использование товара; более интенсивное, многократное  применение товара одним покупателем;  разнообразие возможностей и  способов использования товара)

Модификация товара     1 . Повышение качества товара 

    2. Улучшение свойств товара 

    3. Улучшение внешнего дизайна и  оформления товара

Модификация маркетинга-микса     1. Организация непрерывного мониторинга  за направлениям использованиям инструментария маркетинга

    2. Формирование и внедрение мероприятий  с оптимальным целевым сочетанием инструментов маркетинга


 
 
 

    1.6. Стадия насыщения.

    Эта стадия имеет место, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции их падения. Спрос создается в основном за счет привлечения еще на стадии зрелости продукта дополнительных клиентов благодаря проведению оптимальной ценовой политики. Однако прибыльность производства продолжает сохраняться из-за уменьшения расходов на производство (полное освоение технологии и снижение брака).

    Стадия  насыщения фактически является стадией  борьбы конкурентных товаров, Потребитель не отдает предпочтение какому-то одному товару или производителю. Внесение каких-либо технологических изменений для дополнительного стимулирования спроса на товар требует значительных усилий производителя. Дополнительные расходы необходимы на развитие рекламы и стимулирование персонала. Растет себестоимость и снижается удельная прибыль. Удержать объем продажи и прибыль на должном уровне в целях стабилизации положения фирмы становится все труднее из-за интенсивной конкуренции.

    В качестве маркетинговых мероприятий  для повышения объема продажи  могут быть эффективны повышение  качества товара, совершенствование  сервисного обслуживания, активизация  рекламных средств, снижение цены. Финансовая цель фирмы сводится к сокращению затрат при уменьшении объема продаж. Этой стадии ЖЦТ соответствуют лишь относящиеся к ней потребители — обычные потребители, консерваторы и приверженцы марки (табл. 3). 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 3. Характеристика потребителей по сегментам рынка

    Сегмент рынка     Характеристика  потребителей сегмента
    Супер-новаторы     Склонны к риску, эксперименту, обладают высоким  социальным статусом входят в высшую группу по доходам Жители городов
    Новаторы     Имеют сходные с суперноваторами характеристики, но в меньшей степени склонны  к риску
    Обычные потребители     Избегают  риска, отсутствует чувство лидерства, чаще являются жителями небольших городов или сельских районов
    Консерва-торы     Осторожны, не любят изменений Чаще являются представителями мало престижных профессий входят в группу с относительно низкими доходами
    Супер-консерваторы     Относятся, подчеркнуто отрицательно к любым изменениям, как правило, лишены творческого воображения Могут принадлежать к слоям с высокими и низкими доходами
    Приве-рженцы марки     Склонны к «фирменному» образу жизни, как правило, обладают высокими доходами Чаще являются лицами старше 40 лет Готовы переплачивать за престижные товары

 

    1.7. Стадия спада.

    Стадия  спада — завершающая стадия жизненного цикла товара, характеризуется резким снижением объемов продажи, а затем и прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так и из-за изменений в технологии, смены предпочтений и вкусов потребителей, а также из-за значительных успехов конкурентов на рынке. Ассортимент товара сокращается, производители уходят с данного рыночного пространства, так как их каналы сбыта становятся неэффективными. В этих условиях фирма может принять конкретные меры по продлению жизни товара, например; оставить производство данного товара без изменения, но осуществить интенсивную рекламу; изменить упаковку; использовать такой фактор, как маневренность цены, адаптировать существующую систему сбыта; сократить затраты на производство и сбыт; организовать реализацию оставшегося товара с целью получения всей оставшейся прибыли; изменить маркетинговую концепцию; снять товар с производства и с реализации.

    Как правило, фирмы неохотно отказываются от производства и реализации устаревших товаров, так как есть надежда на более благоприятную экономическую ситуацию. Фирма может не уходить с рынка, сократив расходы на маркетинг, чтобы увеличить прибыль при том же объеме продажи. Возможна передача устаревшего товара другой, например, более мелкой, фирме, чтобы получить часть прибыли и одновременно разработать новый товар. И все же необходимо иметь в виду, что, несмотря на все старания фирмы, прибыльность от реализации устаревшего товара падает, наступает глубокий спад — и товар, в конце концов, снимается с производства. В такой ситуации не помогут ни усиленная реклама, ни рост затрат на службу маркетинга. Для предупреждения стадии спада в жизненном цикле товара целесообразно увеличивать продолжительность стадий роста, зрелости путем заблаговременного введения на рынок до момента его насыщения одним товаром нового товара (рис. 2). Однако этот маневр доступен не каждому производителю, так как устранение разрыва между циклами требует проведения активной инновационной и маркетинговой политики, наличия соответствующих финансов и интеллектуального потенциала сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 2. Способы продления жизненного цикла товара 

    Продолжительность жизненного цикла колеблется достаточно сильно для разных товаров. Определенные резервы в удлинении жизненного цикла товара заложены в производстве и реализации не одного, а нескольких товаров. Причем эти товары могут в различных сочетаниях располагаться на различных рынках сбыта. Наиболее рациональными в этом случае являются решения по размещению на рынках сбыта не одного, а совокупности товаров с заранее запланированным сдвигом стадий их жизненных циклов. Формирование такого продуктового портфеля компании позволяет ей осуществлять сбалансированную производственно-сбытовую деятельность, которая обеспечивает постоянное получение прибыли и создает условия для маневренного использования капитала при осуществлении инновационной деятельности. 
 
 
 
 
 
 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ  ЦИКЛ ТОВАРА 
 

     Концептуальной  основой теории международного жизненного цикла товара (МЖЦТ) выступает тезис о том, что рынки разных стран дифференцируются по степени развитости и емкости.

     Это означает, что различные товары, особенно инновационные, находятся на разных стадиях кривой жизненного цикла в разных странах.

     Например, во времена «компьютерного бума»  в СССР персональные компьютеры PC XT и PC AT 286, которые находились на стадии спада в США, оказались на стадии внедрения, на дефицитном компьютерном рынке в СССР.

     Нахождение  одного и того же товара на различных  стадиях жизненного цикла на внешних  рынках используется международными компаниями для продления срока жизни  товара, хотя неизбежно приводит к  его устареванию.

     В условиях глобализации мировой экономики  наличие сегментов потребителей со сходными потребительскими характеристиками открывает рынок для одних и тех же товаров в разных странах. Поэтому многие ТНК предпочитают одновременный выход на рынки в мировом масштабе. Например, Microsoft осуществила выпуск программы Windows для всех рынков.

     В то же время другие международные  компании делают выбор в пользу поэтапного выхода сначала на одном - двух, а  затем на многих рынках. При этом стратегия последовательного выпуска  нередко рассматривается как  средство снижения степени риска, хотя в действительности она игнорирует тот факт, что успех экспортной продукции, особенно товаров рыночной новизны, в значительной мере зависит  от своевременности ее выхода на зарубежные рынки.

     Ускорение процесса разработки новой продукции  и сокращения ее жизненного цикла  означает стремление компании в предельно  сжатые сроки осуществить коммерциализацию продукции, чтобы не позволить конкурентам опередить себя. Быстрота и своевременность разработки, предоставления товара или услуги, реакция на запросы потребителя становятся важнейшими факторами успеха на зарубежных рынках. Глобализация мировой экономики и усиление международной конкуренции усиливают эту значимость.

     В целях завоевания устойчивых рыночных позиций и максимизации объемов  продаж на внешних рынках службы маркетинга международных компаний заняты оптимизацией товарной политики на различных стадиях жизненного цикла экспортного товара. При этом они используют опыт инновационных компаний в области разработки теории и практики международного жизненного цикла товара и совершенствования технологии проникновения на зарубежные рынки2.

Информация о работе Практическое применение концепции жизненного цикла товара