Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:49, курсовая работа
Цель данной работы – изучить само понятие жизненного цикла товара, проанализировать все его стадии и деятельность предприятия на каждой из них. Так как в настоящее время в России развивается рыночная экономика и работает огромное количество самостоятельных предприятий, выпускающих свой товар, концепция жизненного цикла товара является очень актуальной для нашей страны.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие, этапы жизненного цикла товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие жизненного цикла товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Стадия разработки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Стадия серийного производства и внедрения . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4. Стадия роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.5. Стадия зрелости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.6. Стадия насыщения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.7. Стадия спада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.8. Виды кривых жизненного цикла товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.9. Критика концепции жизненного цикла товара . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 2. Международный жизненный цикл товара. . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1. Понятие «нового» товара в международном маркетинге.. . .. . 23
Глава 3. Практическое применение концепции жизненного цикла товара.24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ярким примером стадии роста являются нынешнее состояние на рынке автомобилей семейства Lada Priora (рис.4). В марте 2007 года с конвейера сошло чуть более тысячи седанов Priora, 21 апреля 2007 года начались продажи. Выпуск модели с кузовом хетчбэк начался в феврале 2008 года. Семейство «Приора» представляет собой глубокий рестайлинг предшествующего семейства — ВАЗ-2110. В конструкцию внесено свыше 950 принципиальных изменений, внедрено более 2 тысяч новых деталей, практически сколько и при создании полностью новой модели.
В
2009 году Lada Priora стала самой продаваемой
моделью автомобиля (табл.4) на российском
рынке и сейчас находится в лидерах продаж.
Таблица
4. Статистика продаж «Приоры»
Как видно по статистическим данным в 2010 году объем продаж увеличился по сравнению с прошлым 2009, это во многом благодаря политике продаж. Главным рычагом послужила цена: с 318 800 рублей за базовую комплектацию она уменьшилась до 288 800 рублей.
Для того чтобы максимально продлить этап роста, АвтоВАЗ использовал несколько стратегий:
Рис.4.
Лада Приора Седан
Многие модели автомобилей Lada находятся сейчас в стадии зрелости. В частности автомобили семейства Samara (рис. 5). Серийный выпуск Lada Samara начался с апреля 2003 года. Конечно же пик продаж этой серии уже позади, но для российского покупателя автомобили ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115 являются рестайлинговыми моделями знаменитых автомобилей ВАЗ-2109 («Девятка», «Зубило») и ВАЗ-21099 («Девяносто девятая») соответственно. А «Девятка» - это, можно сказать, легенда нашего автопрома, что и поддерживает сейчас стабильный спрос ее потомков. (Табл.5).
Таблица
5. Статистика продаж Самары за последние
4 года
Темпы роста продаж этой модели начали замедляться, но тенденций к их падению пока не наблюдается. Этот факт можно поставить в заслугу усиленной рекламе товара, ориентированной на молодых людей. Lada Samara прошла фазы «взросления» и «стабильной зрелости» Котлерова, и сейчас находится в фазе «старения» — абсолютный уровень объемов продаж начинает снижаться, поскольку интересы потребителей переключаются на новые товары, такие как Lada Priora, Lada Granta. Т.е Lada Samara за 8 лет пережила множество модернизаций, такие как:
Важнейшим
показателем фазы «старения» является
существенное уменьшение цены: с 280 000 до
240 000 рублей, прекращение работ по модернизации
семейства Samara, прекращение рекламной
деятельности, а в ближайшем будущем и
снятие с конвейера. Но на российских дорогах
мы еще долго будем видеть эти, хоть и не
такие, как «иномарки», но в какой-то степени
«родные» автомобили.
Рис. 5.
Лада Самара Хэтчбек
Стадия
насыщения наступает тогда, когда, несмотря
на меры в фазе зрелости товара, рост объемов
продаж не наступает и даже намечаются
тенденции их падения. Спрос создается
в основном за счет привлечения еще на
стадии зрелости продукта дополнительных
клиентов благодаря проведению оптимальной
ценовой политики. Прибыльность производства
продолжает сохраняться из-за уменьшения
расходов на производство. Ярким примером
товара на этой стадии является модель
автомобиля Lada Kalina. Ниже приведу путь от
стадии разработки до стадии насыщения:
На
рисунке 6 можно отчетливо увидеть
все стадии жизненного цикла автомобиля
Lada Kalina.
Рис.
6. Кривая продаж Лада Калина
Как и у всех крупных компаний, с довольно долгой историей существования, у АвтоВАЗа есть товары, которые находятся сегодня в стадии спада. Это такие модели автомобилей, как Lada 2105, Lada 2107 и другие. Многие из них в свое время были флагманами, но, вследствие изменений в технологии, устаревания товара, усиления конкуренции и смены предпочтений и вкусов потребителей остались не у дел. Практически для всех своих моделей, находящихся в стадии спада, АвтоВАЗ применял стратегию «уборки урожая», что довольно таки нетрудно при большом и постоянно пополняющемся ассортименте товаров. Суть ее заключается в том, чтобы постепенно уменьшать издержки производства и одновременно с этим какое-то время поддерживать уровень его реализации. Первыми под сокращение попадают бюджет исследований и разработок, а также расходы на закупки и обслуживание производственного оборудования. Компания постепенно уменьшает затраты на обеспечение качества товара, сокращает, если это возможно, численность торгового персонала, объем предоставляемых услуг и расходы на рекламу. Руководство фирмы должно постараться сделать это так, чтобы ни потребители, ни конкуренты, ни даже сотрудники фирмы об этом не подозревали. «Уборка урожая» - неоднозначная с моральной точки зрения стратегия, которая довольно трудно осуществима в малых фирмах и предприятиях, но она успешно применяется в отношении многих зрелых продуктов и существенно увеличивает содержимое «кошелька» компании.
В
конце 2011 года автомобиль Lada 2107, выпускающийся
еще в СССР с 1982 года, окончательно уйдет
с конвейера и закончится эра «классики»
заднеприводных ВАЗов. У этого автомобиля
самый длинный жизненный цикл, многие
смотрят на «Семерку» с ностальгией.
Заключение.
Жизненный
цикл товара– это время
Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничения по периоду продолжительности жизни, в процессе, которого он проходит несколько стадий: разработку, внедрение, рост, насыщение и спад.
Стадия разработки (НИОКР) изделия считается наиболее важной на всем жизненном пути товара. На этой стадии предварительно выясняется, нужен ли будущий товар потребителю, и в каком объеме. Стадия внедрения характеризуется появлением товара на рынке и ростом объема продаж. Однако на этой стадии наблюдается медленный рост производства, так как потребители слабо информированы о новом товаре или меняют свои установившиеся привычки к потреблению существующих товаров аналогичного назначения. Стадия роста характеризуется увеличением объемов продаж, прибыльностью, снижению расходов на маркетинг, стимулирование объема сбыта и рекламу. Стадия зрелости характеризует продолжающееся расширение рынка абсолютное увеличение, максимизация оборота товара. В системе производства и распределение товара увеличиваются запасы готовой продукции. Стадия насыщения имеет место, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции их падения.. Стадия спада – завершающая стадия жизненного цикла товара, характеризуется резким снижением объемов продажа, а затем и прибыль. Теория ЖЦТ не редко подвергается критике. Ее противники утверждают, что модели жизненных циклов имеют слишком большой разброс форм, что схема ЖЦТ является не столько «постоянным курсом», которым должен следовать отдел продаж, сколько результатом реализации маркетинговой стратегии.
Данный
курсовой проект имел целью доказать
необходимость применения концепции
жизненного цикла в маркетинговой
стратегии фирмы, рассчитывающей на
финансовый успех в современных
условиях рынка. Нельзя забывать о том,
что мы находимся в особо жестких
условиях российской экономики. Таким
образом данный курсовой проект подтверждает
необходимость и значимость маркетингового
планирования деятельности предприятия
как основополагающей науки, которую
необходимо знать любому маркетологу.
Список литературы.
В данной работе использованы материалы следующих Интернет – сайтов:
Информация о работе Практическое применение концепции жизненного цикла товара