Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 10:41, курсовая работа
Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
• выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
• определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
§1. Принципы государственной политики в области образования
§2. Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные гарантии обучающимся
§2. Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Выступая
на конференции «Экология-нравственность-
Действительно, Федеральная программа «совершенствования» предлагает признать некачественной отечественную систему подготовки педкадров. Британский совет и Институт Гёте недавно объявили, что собираются развернуть в России систему переподготовки наших учителей. Если это подготовка по языку и культуре – прекрасно, но чему они будут учить российских учителей в методике, педагогике, психологии, и вообще в профессии учителя? В «Стратегии модернизации содержания образования» (январь 2001 г.) поставлена задача: «Осуществить переход на сопоставимую систему показателей качества образования"» Но что подразумевается под «мировой системой»? В мире, то есть в разных странах, она разная. Например, общеизвестно, что наши учащиеся 8-9-х классов, приезжая в Америку, выполняют задания за учеников 11-го класса, удивляясь их примитивным знаниям. Таким образом, несмотря на то, что сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается, однако кризисная ситуация не тождественна упадку. Российская система образования обладает рядом достоинств, выгодно отличающих ее от систем этой сферы Европы и США [17, 90]. Возможно, нашей системе образования в некоторых аспектах необходимо оставаться консервативной. Неслучайно В.М. Филиппов категорично высказывается против слова «реформа», имея в виду, что суть образования не должна меняться.
В государственной политике в области образования остаются незыблемыми две основные позиции: 1) организационная – образование в основе остается бесплатным, и школьное, и высшее, при том, что есть доля платного; 2) и если брать с содержательной стороны, то образование у нас – и школьное, и высшее – будет строиться на единых стандартах образования, его системности и фундаментальности.
Исходя из первой позиции государство должно решить прежде всего вопрос о бюджетном финансировании образовательных учреждений. 7 июня 2003 г. Президент Российской Федерации подписал закон, по которому школы с муниципального уровня будут переданы на государственный в главном – в заработной плате и финансировании учебных расходов школ. Согласно новому законодательству с 1 января 2004 г. предполагается перевести все школы на федеральный бюджет. То есть, деньги должны поступать через казначейства прямо на счет школы. На государственный уровень перейдут зарплата и учебные расходы. А содержание школы, коммунальные расходы, ремонт останутся местным властям. Когда в связи с известными трагическими событиями вспомнили о пожарной безопасности, мэры разводили руками: все деньги ушли на зарплату. Теперь подобной отговорки не должно быть, и муниципалитетам придется находить деньги на ремонт и пожарную безопасность. Потому что, когда настанет время выборов, учителя спросят: «А что вы сделали для школы?» Наконец-то впервые за последние десять лет местная власть будет вынуждена что-то реально делать для школы [21, 14]. Учитывая то, что в разных регионах уровень доходов очень различается, поэтому базовый норматив финансирования школы устанавливается федеральным центром. Надо сказать, что возникает другая проблема: казначейская система связывает руки школе и мешает эффективно использовать заработанные средства, то есть, о финансовой самостоятельности школы говорить не приходится. Единственное, что благодаря данному закону учителя регулярно смогут получать заработную плату. Кстати, сегодня долг перед учителями по стране самый маленький за последние десять лет, но он составляет 200 миллионов рублей [2, 41].
По поводу бюджета на 2004 г. и в частности по поводу заработной платы учителям считаем необходимым процитировать В.М. Филиппова. «В советские времена говорили: зарплата у нас хорошая, но маленькая. Бюджет у нас сегодня хороший, но недостаточный. Я благодарен коллегам и правительству за то, что в бюджете сохранен приоритет образования. И в этом году, как и в предыдущие три года, доля расходов на образование растет, хотя денег всё еще не хватает на очень и очень многое.
Нас призывают принять закон о статусе учителя и спрашивают меня: господин министр, как вы к этому относитесь? Разве я могу быть против этого закона? Только если он не решит материальных проблем учителя, я – пас. Не буду обманывать учителей.
Это будет огромная сумма денег, и без нее расходы на образование в консолидированном бюджете страны третий год подряд самые крупные. Мы тратим на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало. На образование в 2003 г. будет истрачено 500 млрд. рублей, а на нужды Минобороны 300 миллиардов. Это существенная разница. Поэтому можно говорить о том, что законы у нас хорошие, а денег на их исполнение, к сожалению, нет» [20, 55].
Если говорить о содержательной стороне образования в России, то прежде всего надо упомянуть об эволюции образовательных программ в России. В целом реформы школьных программ в современном мире вызваны изменениями, происходящими в экономике и социальной жизни.
В начале 90-х годов школьные программы подверглись существенной модернизации. Новые программы предусматривают:
При переходе на новые программы предполагается, что учащиеся должны получать равную стартовую общую подготовку. В то же время единый общеобразовательный уровень рассматривается лишь как минимальный.
Заметно изменились программы начальной школы. Они стали более насыщенными и вариативными. В Москве действуют две базисные программы для начальной школы: четырех- и трехлетней начальной школы.
Если в младших классах преобладает обязательный учебный материал, то в старшей средней школе, напротив, усиливается диверсификация программ.
Реформа программ предусматривает сокращение обязательного учебного материала и поощрение (особенно в старших классах) курсов по выбору. Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, предусмотрено построение программ с тремя компонентами: общегосударственный стандарт, региональный стандарт, школьный стандарт.
Школы не имею права сокращать общегосударственный стандарт.
В региональном компоненте учитываются специфические потребности учащихся региона, области, края, крупного города. Так, в Москве региональным стандартом предусматривается изучение курса «Москвоведение». В национальных республиках и образованиях региональный стандарт включает изучение русского языка как иностранного наряду с западноевропейскими языками, местной истории, географии, литературы.
Школьный стандарт означает по крайней мере два пути корректировки программ: введение элективных курсов и включение учебного материала с учетом особенностей этнического состава школы. Так, в Москве некоторые средние учебные заведения при обязательной подготовке углубленно изучают физико-математические дисциплины, а в качестве факультативов вводят предметы, связанные с музыкой и искусством. Другие московские школы (русско-немецкие, еврейские, татарские и пр.) в качестве школьного стандарта предлагают изучение соответствующих национальных языков и культуры.
В 90-х годах в школах внедряли сокращенную обязательную программу. Например, в 1992 году отдельные учебные заведения опробовали предложенную министерством образования версию программы, которой предусматривались только пять обязательных предметов: русская литература, математика и информатика, история и социальные науки, спорт, основы безопасной жизнедеятельности. Остальные предметы предлагались как выборочные.
Процесс сокращения обязательных программ идет медленно. В большинстве средних учебных заведений считают, что такое сокращение отрицательно скажется на общей подготовке учащихся.
В марте 2004 г. разрешилась одна из самых мучительных проблем российского образования: в течение более десяти лет госстандарт разрабатывался Министерством образования РФ совместно с Российской академией образования, Российской академией наук, ведущими вузами, школьными педагогами и методистами. Теперь он утвержден. Российские школы перейдут на него в сентябре 2006 года.
По словам чиновников, новый стандарт позволит в среднем на 20 процентов разгрузить школьников за счет перераспределения информации, которая дублировалась в содержании разных предметов: к примеру, одни и те же темы изучались на уроках обществознания и истории. Вместе с тем предполагается увеличить часы на иностранные языки (теперь их будут преподавать со второго класса), информатику. В школьную программу введут основы экономики и права. Станет больше и часов на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» и обществознания. В старших классах продолжится изучение русского языка. Кроме того, в рамках новых стандартов ученики будут заниматься физкультурой не два, а три раза в неделю.
Новое содержание образования вызвало ожесточенные споры в обществе. Дебаты о стандартах в Госдуме были столь долгими и бесплодными, что в какой-то момент стало казаться, что закон «О государственных образовательных стандартах», который мог узаконить их введение, не будет принят никогда. Тогда пришлось поправить Закон «Об образовании»: в нынешней его редакции говорится, что утверждать стандарты должно Правительство, а не Дума.
В конце декабря прошлого года коллегия Минобразования решилась на отчаянный шаг: одобрила федеральный компонент государственного образовательного стандарта и рекомендовала министерству утвердить его. Все затаили дыхание: ведь министерство не может утвердить стандарт, это же прерогатива Правительства! И всё же 9 марта он был утвержден приказом Минобразования.
Что такое федеральный компонент государственного образовательного стандарта?
Он составляет 75 процентов от всего содержания образования. Это, грубо говоря, то, что обязаны изучать все школьники России. Процент же регионального и школьного компонентов может варьироваться в пределах не менее 10 процентов каждый. Одним из ключевых нововведений Госстандарта является переход с недельного планирования учебной нагрузки на годовое. Это позволит более объективно оценивать знания учеников.
Кроме того, Федеральный компонент стандарта среднего (полного) общего образования устанавливается на двух уровнях - базовом и профильном. Базовый уровень определяет требования к содержанию среднего образования в отношении каждого учебного предмета. Профильный уровень - более высокий, чем базовый, по содержанию образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Решение том, что в данной школе обучение будет вестись на профильном уровне, принимает учредитель по представлению руководителя школы, согласованному с органом школьного самоуправления.
Старшеклассники получают возможность выбирать: учиться в профильных и универсальных (непрофильных) классах [21, 17].
Всех тревожит ситуация с учебниками: новому содержанию образования должны соответствовать и учебные пособия. Однако первый заместитель и.о. министра Виктор Болотов заметил, что в ближайшее время не планируется тотальная их замена. Да и как это сделать, когда новых учебников, соответствующих новому базисному учебному плану, попросту не существует в природе. Большинство учебников будет использоваться по-прежнему с рекомендациями их авторов для работы по-новому плану [22, 2].
По этому поводу ректор института «Образовательная политика» Александр Адамский высказал следующее мнение: «Парадоксальная ситуация. Федеральный компонент стандарта министерство разрешает использовать, а новые программы и учебники еще только планирует разрабатывать. Таким образом, на деле «разрешение» школам организовывать переход на новый стандарт может превратиться в сигнал для органов управления: «Проверять работу школ на основе нового федерального компонента стандарта». И вместо основания для увеличения финансирования образования мы получим ужесточение бюрократических проверок» [22, 2].
Итак, подводя итог всего вышеизложенного можно говорить о том, что именно развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений идущей в России в конце XX - начале XXI в реформы образования можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизаци процесса образования, компьютеризацию процесса образования.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.
Сегодня в 64 регионах России проходят эксперименты по введению в школах ЕГЭ. По данным ВШЭ это позволит сэкономить около 1 миллиарда рублей бюджетных средств
и примерно 10 миллиардов рублей средств граждан.
В результате внедрения ЕГЭ в общефедеральном масштабе экономия достигнет 20 миллиардов в год без учета ликвидируемых «теневых» оборотов в сфере образования [11, 11].
Предполагается, что акценты должны сместиться на качество. Единый экзамен должен показать, где какое качество. В «Российской Федерации сегодня» приводится такой пример. Директор сельской школы из Ярославской области на правительственной комиссии рассказывал: «Когда стало известно, что в нашей школе выпускники из года в год успешнее сдают единый экзамен, ко мне ринулись школьники не только из окрестных деревень - из города. На 70 человек больше стало в школе. А на каждого учащегося у нас норматив. И эти деньги получила школа. Вот что делает хорошее качество работы учителя» [20, 55].
Действительно, несмотря на скандалы и споры по поводу введения ЕГЭ, спрос на него в регионах сумасшедший, а для некоторых элитных вузов Москвы и Санкт-Петербурга ЕГЭ совершенно неприемлем по известным причинам.
Школьная оценка (выпускной экзамен) придает классно-урочной лестнице понятную, заманчивую, строго юридическую цель, а также стимул, динамику, азарт, интригу, а в финале блеск заветных корочек. Школа единого экзамена тем и сильна, что выдает одноименное свидетельство, оно же пропуск в вуз, о небесцельно прожитых годах за партой [10, 8].
Но существует и другая сторона: ЕГЭ не подразумевает учет особых успехов ученика в студийном, неакадемическом пространстве расписания, то есть творческих, исследовательских достижений, и направлен единый экзамен на развитие и совершенствование интеллектуальных способностей. Но здесь можно вспомнить о федеральном компоненте недавно утвержденного закона о Госстандарте, который предполагает кроме базового еще и профильный уровень.
В.М. Филиппов в ответ на вопрос о правилах приема в профильные классы: «У каждого ученика будет «портфолио», индивидуальный учебный портфель достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению предметов» [9, 59].
Информация о работе Принципы государственной политики в области образования