Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 10:41, курсовая работа
Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
• выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
• определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
§1. Принципы государственной политики в области образования
§2. Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные гарантии обучающимся
§2. Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
i) всякое планирование в области образования должно включать на каждом этапе своевременное принятие мер для подготовки и профессионального усовершенствования достаточного числа национальных кадров учителей, полностью компетентных и квалифицированных, знающих жизнь своего народа и способных вести обучение на его родном языке;
j) первостепенное значение имеют координированные систематические и непрерывные исследования и мероприятия в области подготовки и профессионального усовершенствования учителей, включая сотрудничество между исследователями на международном уровне и обмен результатами этих исследований;
к) необходимо обеспечивать тесное сотрудничество между соответствующими органами, организациями учителей, работодателей и трудящихся, родительскими организациями, культурно-просветительными организациями и научно-исследовательскими учреждениями для определения политики в области образования и ее конкретных задач;
l) поскольку достижение целей и задач образования зависит в значительной степени от выделяемых финансовых средств, в национальных бюджетах всех стран следует предусматривать в приоритетном порядке необходимую долю национального дохода на развитие образования.
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314
Министерство образования РФ преобразовано в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные министерству:
Преобразовать Министерство образования РФ в Министерство образования и науки Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке
РЕШЕНИЕ О ПРИОРИТЕТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2004 ГОД В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
Обсудив вопрос о приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 г. в части финансирования расходов на образование, Комитет отмечает важность проводимой Правительством России работы по реализации Концепции модернизации российского образования, а также оптимизации бюджетных расходов.
Однако меры по оптимизации расходов при подготовке проекта бюджета 2004 г. не должны рассматриваться только как инструмент экономии бюджетных расходов, особенно — в системе образования. Напротив, бюджетные расходы на образование в 2004 г. должны быть существенно увеличены, поскольку сохранение нынешнего уровня зарплаты работников образования и финансирования расходов на развитие материально-технической базы образования неизбежно приведет к деградации всей системы образования.
Наряду с увеличением бюджетного финансирования следует восстановить с 2004 г. налоговые льготы, стимулирующие внебюджетное финансирование образовательных учреждений.
Комитет считает, что основными приоритетами бюджета 2004 г. в сфере образования должны стать:
— увеличение зарплаты педагогических работников;
— увеличение расходов на приобретение учебного оборудования;
— увеличение расходов на развитие информационной базы образования;
— увеличение расходов на ремонт общежитий.
Кроме этого, в бюджете 2004 г. следует предусмотреть дополнительные расходы на увеличение стипендий, обеспечение школ учебниками, развитие системы возвратных субсидий для студентов вузов, развитие системы ипотечного кредитования работников образования, расширение федеральных целевых программ, направленных на формирование толерантного сознания, развитие информационных и компьютерных технологий, интеграцию науки и высшей школы
Исходя из этого, Комитет решил:
1. Важнейшей
задачей бюджета 2004 г. должно стать
реальное повышение заработной
платы работников бюджетной сферы и переход
к отраслевым системам оплаты труда. При
этом размер средней заработной платы
в сфере образования должен быть увеличен
в 1,5 раза по сравнению с проиндексированным
с 1 октября 2003 г (по сравнению с нынешним
— в 2 paза). Это позволит увеличить размер
средней ставки профессорско-
Необходимо
также увеличить расходы на повышение
квалификации профессорско-
2. Необходимо
увеличить по сравнению с 2003 г.
объем бюджетных средств на
приобретение современного
3. Должны
быть увеличены ассигнования
на совершенствование
3.1.
Для обеспечения доступа
3.2. Для пополнения библиотечного фонда образовательных учреждений профессионального образования дополнительно потребуется 500 млн. руб., что позволит обеспечить около 3 млн. обучающихся по очной и другим формам обучения учебной и методической литературой с учетом нормативного срока службы учебника (7 лет).
3.3.
Для обеспечения учебной
4. Необходимо
увеличить по сравнению с 2003 г.
объем ассигнований на
5. Для
введения с 1 сентября 2004 г системы
государственных возвратных
6. Необходимо
увеличить финансирование
6.1.
«Формирование установок
6.2.
«Развитие единой
6.3. «Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006 гг.) с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до 350,0 млн. руб. в 2004 г. (в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» функциональной классификации расходов).
7. Для
повышения эффективности
7.1.
Обеспечить финансирование
7.2.
Увеличить объем
7.3. Увеличить размер стипендий в 1,5 раза с 1 сентября 2004 г. (дополнительно потребуется 3500,0 млн. руб.).
7.4.
Увеличить дополнительно
7.5.
Обеспечить финансирование
8. Предложить
Правительству Российской
— при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. учесть приоритеты, указанные в пунктах 1-4, и предложения, указанные в пунктах 5-7 настоящего решения,
— ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Безопасная школа», предусмотрев в ней выделение средств на условиях софинансирования по восстановлению, капитальному ремонту и строительству объектов системы общего и профессионального образования и оборудованию зданий системами противопожарной безопасности,
— ускорить разработку и введение федеральных нормативов финансирования в сфере общего образования в расчете на одного обучающегося и предусмотреть в проекте бюджета 2004 г. выделение целевой финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств фонда финансовой поддержки регионов для реализации государственных полномочий в этой сфере.
9. Направить
настоящее решение в
Председатель Комитета А.В. Шишлов
Приоритетные направления реализации Федеральной программы развития образования по статье «прочие нужды» на 2004 год
Раздел I. Приоритетные направления, обеспечивающие выполнение первоочередных работ
№ п/п |
Наименование приоритетного направления |
Руководитель рабочей комиссии |
Структурное подразделение, ответственное за организацию робот |
1.1. |
Совершенствование управления образованием: 1.1.1. Развитие системы управления образовательными учреждениями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 1.1.2. Привлечение общественных 1.1.3. Развитие системы управления научно-образовательной деятельностью в системе профессионального образования. |
Чепурных Е.Е. |
Управление развития образования; Департамент общего образования; Управление развития и планирования научных исследований; Управление региональной образовательной политики и инспектирования; Управление высшего профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление начального профессионального образования. |
1.2. |
Федеральные экспериментальные площадки для апробации новой структуры и содержания общего образования: 1.2.1. Широкомасштабный эксперимент по структуре и содержанию общего образования. 1.2.2. Разработка и начало введения
профильного обучение на 1.2.3. Оптимизация сети 1.2.4. Апробация новой структуры
и содержания профильной 1.2.5. Авторские экспериментальные школы. |
Болотов В.А. |
Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования. |
1.3. |
Модернизация структуры и содержания профессионального образования в соответствии с потребностями современного рынка труда: 1.3.1. Развитие системы 1.3.2. Обновление стандартов 1.3.3. Федеральные экспериментальные
площадки по созданию и |
Киселев А.Ф. |
Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление начального профессионального образования; Департамент общего образования; Управление лицензирования, аттестации и аккредитации; Управление дополнительного профессионального образования. |
1.4. |
Федеральные экспериментальные площадки для введения Единого государственного экзамена. |
Болотов В.А. |
Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования. |
1.5. |
Федеральные экспериментальные площадки по апробации элементов государственно-общественной системы оценки качества образования: 1.5.1. Создание и апробация 1.5.2. Совершенствование |
Гребнев Л.С. |
Управление лицензирования, аттестации и аккредитации; Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление региональной образовательной политики и инспектирования. |
1.6. |
Реализация на условиях софинансирования инвестиционных проектов развития материально-технической базы различных типов образовательных учреждений: 1.6.1. Оснащение специальных 1.6.2. Оснащение современным учебно- 1.6.3. Развитие и совершенствование
материальной инфраструктуры |
Балыхин Г.А. |
Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования; Управление специального образования. |
1.7. |
Развитие профессионального образования в области высоких технологий и инновационной деятельности в образовательной сфере: 1.7.1. Развитие многоуровневой 1.7.2. Повышение квалификации 1.7.3. Развитие научной и учебно- 1.7.4. Поддержка научно- 1.7.5. Совершенствование системы
федеральных предметных |
Шленов Ю.В. |
Управление развития и планирования научных исследований; Управление научно-инновационной деятельности; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент общего образования; Управление дополнительного профессионального образования; Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников. |
1.8. |
Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России: 1.8.1. Привлечение иностранных 1.8.2. Повышение квалификации |
Банцекин Н.Б. |
Управление международного образования и сотрудничества. |
1.9. |
Развитие и совершенствование механизмов финансирования образования: 1.9.1. Реализация второго этапа
эксперимента по ГИФО; разработка
механизмов возвратных 1.9.2. Организация по согласованию
с субъектами Российской 1.9.3. Создание системы выявления
и обеспечения потребности 1.9.4. Создание системы |
Балыхин Г.А. |
Управление экономики; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Управление региональной образовательной политики и инспектирования; Департамент общего образования. |
1.10. |
Развитие системы педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка кадров для системы образования: 1.10.1. Совершенствование системы высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования. 1.10.2. Развитие материально- |
Болотов В.А. |
Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования. |
1.11. |
Обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, расширение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: 1.11.1. Совершенствование здоровьесбер 1.11.2. Совершенствование здоровьесбер 1.11.3. Интеграция детей с |
Чепурных Е.Е. |
Управление специального образования; Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений; Управление начального профессионального образования; Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования; Департамент общего образования. |
1.12. |
Развитие системы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях: 1.12.1. Поставка библиотекам 1.12.2. Поддержка всероссийских 1.12.3 Поддержка Всероссийского |
Чепурных Е.Е. |
Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи; Департамент общего образования; Управление начального профессионального образования: Управление среднего профессионального образования; Управление высшего профессионального образования |
1.13. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации об образовании — реализации приоритетных направлений образовательной политики России на современном этапе. |
Чепурных Е.Е. |
Управление правового обеспечения; Заинтересованные структурные подразделения министерства. |
1.14. |
Организационно-методическое обеспечение распространения результатов образовательных проектов и программ в интересах развитии образования: 1.14.1 Проекты, реализованные или инициированные международными организациями. 1.14.2. Проекты, реализованные российскими организациями. 1.14.3. Проекты, реализованные в рамках Федеральной программы развития образования. |
Чепурных Е.Е. |
Управление развития образования; Управление международного образования и сотрудничества; Управление развития планирования научных исследований. |
1.15. |
Информационное и социологическое сопровождение модернизации российского образования: 1.15.1. Информационное сопровождение. 1.15.2. Социологическое сопровождение. 1.15.3. Совершенствование статистики образования. |
Чепурных ЕЕ. |
Управление развития образования; Заинтересованные структурные подразделения министерства |
Информация о работе Принципы государственной политики в области образования