Принципы государственной политики в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.
Задачи:
• выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;
• определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
§1. Принципы государственной политики в области образования
§2. Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные гарантии обучающимся
§2. Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 125.45 Кб (Скачать файл)

i) всякое планирование в области образования должно включать на каждом этапе своевременное принятие мер для подготовки и профессионального усовершенствования достаточного числа национальных кадров учителей, полностью компетентных и квалифицированных, знающих жизнь своего народа и способных вести обучение на его родном языке;

j) первостепенное значение имеют координированные систематические и непрерывные исследования и мероприятия в области подготовки и профессионального усовершенствования учителей, включая сотрудничество между исследователями на международном уровне и обмен результатами этих исследований;

к) необходимо обеспечивать тесное сотрудничество между соответствующими органами, организациями учителей, работодателей и трудящихся, родительскими организациями, культурно-просветительными организациями и научно-исследовательскими учреждениями для определения политики в области образования и ее конкретных задач;

l) поскольку достижение целей и задач образования зависит в значительной степени от выделяемых финансовых средств, в национальных бюджетах всех стран следует предусматривать в приоритетном порядке необходимую долю национального дохода на развитие образования.

 

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314

Министерство образования РФ преобразовано в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные министерству:

  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Федеральное агентство по науке;
  • Федеральное агентство по образованию.

Преобразовать Министерство образования РФ в Министерство образования и науки Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.

Комитет Государственной Думы по образованию и науке

РЕШЕНИЕ О ПРИОРИТЕТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2004 ГОД В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

 

Обсудив вопрос о приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 г. в части финансирования расходов на образование, Комитет отмечает важность проводимой Правительством России работы по реализации Концепции модернизации российского образования, а также оптимизации бюджетных расходов.

Однако меры по оптимизации расходов при подготовке проекта бюджета 2004 г. не должны рассматриваться только как инструмент экономии бюджетных расходов, особенно — в системе образования. Напротив, бюджетные расходы на образование в 2004 г. должны быть существенно увеличены, поскольку сохранение нынешнего уровня зарплаты работников образования и финансирования расходов на развитие материально-технической базы образования неизбежно приведет к деградации всей системы образования.

Наряду с увеличением бюджетного финансирования следует восстановить с 2004 г. налоговые льготы, стимулирующие внебюджетное финансирование образовательных учреждений.

Комитет считает, что основными приоритетами бюджета 2004 г. в сфере образования должны стать:

— увеличение зарплаты педагогических работников;

— увеличение расходов на приобретение учебного оборудования;

— увеличение расходов на развитие информационной базы образования;

— увеличение расходов на ремонт общежитий.

Кроме этого, в бюджете 2004 г. следует предусмотреть дополнительные расходы на увеличение стипендий, обеспечение школ учебниками, развитие системы возвратных субсидий для студентов вузов, развитие системы ипотечного кредитования работников образования, расширение федеральных целевых программ, направленных на формирование толерантного сознания, развитие информационных и компьютерных технологий, интеграцию науки и высшей школы

Исходя из этого, Комитет решил:

1. Важнейшей  задачей бюджета 2004 г. должно стать  реальное повышение заработной  платы работников бюджетной сферы и переход к отраслевым системам оплаты труда. При этом размер средней заработной платы в сфере образования должен быть увеличен в 1,5 раза по сравнению с проиндексированным с 1 октября 2003 г (по сравнению с нынешним — в 2 paза). Это позволит увеличить размер средней ставки профессорско-преподавательского состава вузов с 1630 руб. до 4240 руб. (по сравнению с нынешним — в 2,6 раза), для преподавателей начального и среднего профессионального образования — с 1300 руб. до 2800 руб. (по сравнению с нынешним — в 2,15 раза), для учителей — с 1300 руб. до 2450 руб. (по сравнению с нынешним — в 1,88 раза). Для такого повышения необходимо дополнительно увеличить расходы федерального бюджета на 29 млрд. руб.

Необходимо также увеличить расходы на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на 125 млн. руб., что позволит увеличить контрольные цифры приема слушателей на 11 тыс. человек.

2. Необходимо  увеличить по сравнению с 2003 г. объем бюджетных средств на  приобретение современного оборудования, в том числе компьютерной техники, на 5000,0 млн. руб., что позволит удовлетворить  более 50% потребности в лабораторном  оборудовании, а также ускорить темпы компьютеризации высшей школы

3. Должны  быть увеличены ассигнования  на совершенствование информационной  базы образования:

3.1. Для обеспечения доступа студентов  в Интернет (по статье «связь») дополнительно потребуется 450 млн. руб., что позволит решить проблему подключения государственных вузов к сети Интернет и их работу с неограниченным временем доступа

3.2. Для пополнения библиотечного фонда образовательных учреждений профессионального образования дополнительно потребуется 500 млн. руб., что позволит обеспечить около 3 млн. обучающихся по очной и другим формам обучения учебной и методической литературой с учетом нормативного срока службы учебника (7 лет).

3.3. Для обеспечения учебной литературой  общеобразовательных учреждений  необходимо предусмотреть выделение  субвенций субъектам Российской  Федерации в рамках федерального  фонда помощи бюджетам других  уровней в сумме 2200,0 млн. руб., что  позволит (при сохранении финансирования) обеспечить общеобразовательные  школы комплектами учебников на нормативный срок их использования (4 года).

4. Необходимо  увеличить по сравнению с 2003 г. объем ассигнований на капитальный  ремонт студенческих общежитий  и зданий в аварийном состоянии  на 5000,0 млн. руб., что позволит восстановить  около 200 тыс. мест (в общежитиях проживает  около 600 тыс. студентов вузов, всего  нуждающихся в общежитиях — 700 тыс. человек).

5. Для  введения с 1 сентября 2004 г системы  государственных возвратных субсидии  для студентов высших и средних  профессиональных образовательных  учреждений предусмотреть средства в сумме 1300,0 млн. руб., что позволит выделить около 70 тыс. субсидий.

6. Необходимо  увеличить финансирование федеральных  целевых программ:

6.1. «Формирование установок толерантного  сознания и профилактика экстремизма  в российском обществе» (2001-2005 гг.) с 25 млн. руб. в 2003 г до 45 млн. руб. в 2004 г. как программы, имеющей особое значение в условиях социальной напряженности и роста экстремистских проявлений в молодежной среде.

6.2. «Развитие единой образовательной  информационной среды» (2001-2005 гг.) в  объеме паспорта программы на 2004 г., в том числе для продолжения  компьютеризации сельских и городских  общеобразовательных школ, учреждений  начального профессионального образования.

6.3. «Интеграция науки и высшего  образования России» (2002-2006 гг.) с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до 350,0 млн. руб. в 2004 г. (в  разделе 06 «Фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому прогрессу» функциональной классификации расходов).

7. Для  повышения эффективности адресной  социальной поддержки преподавателей  и студентов необходимо:

7.1. Обеспечить финансирование ипотечной  программы кредитования жилья  для работников сферы образования в объеме до 20% общей стоимости строительства (потребность составляет 300,0 млн. руб.), что позволит обеспечить ввод 2000 квартир общей площадью свыше 120 тыс. кв. м.

7.2. Увеличить объем финансирования  подпрограммы «Обеспечение жильем  молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. с 500 млн. руб. до 1500,0 млн. руб., что позволит обеспечить жильем дополнительно 6,5 тыс. молодых семей (в 2003 г обеспечивается 3,5 тыс. молодых семей).

7.3. Увеличить размер стипендий в 1,5 раза с 1 сентября 2004 г. (дополнительно  потребуется 3500,0 млн. руб.).

7.4. Увеличить дополнительно бюджетные  ассигнования в размере до 15% от  стипендиального фонда для выплаты частичной компенсации удорожания стоимости питания и оплаты проезда малоимущим иногородним студентам и учащимся очной формы обучения в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования (на эти цели дополнительно требуется 1100,0 млн. руб.).

7.5. Обеспечить финансирование расходов  по содержанию санаториев-профилакториев, входящих в состав учреждений  среднего и высшего профессионального  образования, в сумме 550,0 млн. руб.

8. Предложить  Правительству Российской Федерации:

— при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. учесть приоритеты, указанные в пунктах 1-4, и предложения, указанные в пунктах 5-7 настоящего решения,

— ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Безопасная школа», предусмотрев в ней выделение средств на условиях софинансирования по восстановлению, капитальному ремонту и строительству объектов системы общего и профессионального образования и оборудованию зданий системами противопожарной безопасности,

— ускорить разработку и введение федеральных нормативов финансирования в сфере общего образования в расчете на одного обучающегося и предусмотреть в проекте бюджета 2004 г. выделение целевой финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств фонда финансовой поддержки регионов для реализации государственных полномочий в этой сфере.

9. Направить  настоящее решение в Правительство  Российской Федерации, Минфин, Минэкономразвития, Минобразования России и средства  массовой информации.

Председатель Комитета А.В. Шишлов

Приоритетные направления реализации Федеральной программы развития образования по статье «прочие нужды» на 2004 год

 

Раздел I. Приоритетные направления, обеспечивающие выполнение первоочередных работ

 

п/п

Наименование

приоритетного направления

Руководитель рабочей

комиссии

Структурное подразделение,

ответственное за организацию робот

1.1.

Совершенствование управления образованием:

1.1.1. Развитие системы управления  образовательными учреждениями  на федеральном, региональном и  муниципальном уровнях.

1.1.2. Привлечение общественных ресурсов  для совершенствования управления  образованием.

1.1.3. Развитие системы управления  научно-образовательной деятельностью в системе профессионального образования.

Чепурных Е.Е.

Управление развития образования;

Департамент общего образования;

Управление развития и планирования научных исследований;

Управление региональной образовательной политики и инспектирования;

Управление высшего профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление начального профессионального образования.

1.2.

Федеральные экспериментальные площадки для апробации новой структуры и содержания общего образования:

1.2.1. Широкомасштабный эксперимент  по структуре и содержанию  общего образования.

1.2.2. Разработка и начало введения  профильного обучение на третьей  ступени общего образования, включая предпрофильную подготовку на второй ступени общего образования.

1.2.3. Оптимизация сети образовательных  учреждений общего и начального  профессионального образования.

1.2.4. Апробация новой структуры  и содержания профильной общеобразовательной  подготовки в учреждениях НПО  и СПО.

1.2.5. Авторские экспериментальные  школы.

Болотов В.А.

Департамент общего образования;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования.

1.3.

Модернизация структуры и содержания профессионального образования в соответствии с потребностями современного рынка труда:

1.3.1. Развитие системы государственного  задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, включая механизмы экономического стимулирования.

1.3.2. Обновление стандартов профессионального образования по перспективным направлениям подготовки обучающихся (по уровням образования).

1.3.3. Федеральные экспериментальные  площадки по созданию и апробации  региональных моделей трудоустройства  и адаптации выпускников образовательных  учреждений профессионального образования  к рынку труда в условиях  государственных заданий.

Киселев А.Ф.

Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление начального профессионального образования;

Департамент общего образования;

Управление лицензирования, аттестации и аккредитации;

Управление дополнительного профессионального образования.

1.4.

Федеральные экспериментальные площадки для введения Единого государственного экзамена.

Болотов В.А.

Департамент общего образования;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования.

1.5.

Федеральные экспериментальные площадки по апробации элементов государственно-общественной системы оценки качества образования:

1.5.1. Создание и апробация элементов  государственно-общественной системы оценки качества образования.

1.5.2. Совершенствование инструментария  оценки качества образования.

Гребнев Л.С.

Управление лицензирования, аттестации и аккредитации;

Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования;

Управление региональной образовательной политики и инспектирования.

1.6.

Реализация на условиях софинансирования инвестиционных проектов развития материально-технической базы различных типов образовательных учреждений:

1.6.1. Оснащение специальных образовательных  учреждений современным противопожарным  оборудованием.

1.6.2. Оснащение современным учебно-лабораторным  и противопожарным оборудованием  образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

1.6.3. Развитие и совершенствование  материальной инфраструктуры учебных  корпусов и общежитий образовательных  учреждений профессионального образования.

Балыхин Г.А.

Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования;

Управление специального образования.

1.7.

Развитие профессионального образования в области высоких технологий и инновационной деятельности в образовательной сфере:

1.7.1. Развитие многоуровневой системы  подготовки кадров для инновационной  деятельности.

1.7.2. Повышение квалификации руководителей  среднего и высшего звене образовательных  учреждений профессионального образования в вопросах инновационной деятельности в образовательной сфере.

1.7.3. Развитие научной и учебно-лабораторной  базы научно-педагогических коллективов, обеспечивающих эффективную подготовку  кадров высшей квалификации в  области высоких технологий.

1.7.4. Поддержка научно-исследовательской  деятельности обучающихся в области высоких технологий и инновационной деятельности (по уровням профессионального образования).

1.7.5. Совершенствование системы  федеральных предметных олимпиад.

Шленов Ю.В.

Управление развития и планирования научных исследований;

Управление научно-инновационной деятельности;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Департамент общего образования;

Управление дополнительного профессионального образования;

Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

1.8.

Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России:

1.8.1. Привлечение иностранных учащихся  путем создания системы центров, проведения выставок совершенствования  разъяснительной и пропагандистской  работы.

1.8.2. Повышение квалификации специалистов  вузов в области экспорта образовательных  услуг.

Банцекин Н.Б.

Управление международного образования и сотрудничества.

1.9.

Развитие и совершенствование механизмов финансирования образования:

1.9.1. Реализация второго этапа  эксперимента по ГИФО; разработка  механизмов возвратных субсидий.

1.9.2. Организация по согласованию  с субъектами Российской Федерации  эксперимента по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе специальных форм финансирования образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.9.3. Создание системы выявления  и обеспечения потребности образовательных  учреждений Минобразования России  в коммунальных услугах (в денежной и натуральной форме).

1.9.4. Создание системы организационного  обеспечения ипотечного кредитования  жилья для работников системы  образования.

Балыхин Г.А.

Управление экономики;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Управление региональной образовательной политики и инспектирования;

Департамент общего образования.

1.10.

Развитие системы педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка кадров для системы образования:

1.10.1. Совершенствование системы  высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования.

1.10.2. Развитие материально-технической  базы образовательных учреждений педагогического образования.

Болотов В.А.

Департамент общего образования;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования.

1.11.

Обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, расширение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья:

1.11.1. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в общем образовании, включая образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.11.2. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании.

1.11.3. Интеграция детей с ограниченными  возможностями здоровья в систему  профессионального образования.

Чепурных Е.Е.

Управление специального образования;

Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений;

Управление начального профессионального образования;

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования;

Департамент общего образования.

1.12.

Развитие системы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях:

1.12.1. Поставка библиотекам исторической, художественно-патриотической и энциклопедической литературы для системы общего образования.

1.12.2. Поддержка всероссийских культурных  инициатив студентов.

1.12.3 Поддержка Всероссийского конкурса  учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

Чепурных Е.Е.

Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи;

Департамент общего образования;

Управление начального профессионального образования:

Управление среднего профессионального образования;

Управление высшего профессионального образования

1.13.

Совершенствование законодательства Российской Федерации об образовании — реализации приоритетных направлений образовательной политики России на современном этапе.

Чепурных Е.Е.

Управление правового обеспечения;

Заинтересованные структурные подразделения министерства.

1.14.

Организационно-методическое обеспечение распространения результатов образовательных проектов и программ в интересах развитии образования:

1.14.1 Проекты, реализованные или  инициированные международными организациями.

1.14.2. Проекты, реализованные российскими  организациями.

1.14.3. Проекты, реализованные в рамках  Федеральной программы развития образования.

Чепурных Е.Е.

Управление развития образования;

Управление международного образования и сотрудничества;

Управление развития планирования научных исследований.

1.15.

Информационное и социологическое сопровождение модернизации российского образования:

1.15.1. Информационное сопровождение.

1.15.2. Социологическое сопровождение.

1.15.3. Совершенствование статистики  образования.

Чепурных ЕЕ.

Управление развития образования;

Заинтересованные структурные подразделения министерства

Информация о работе Принципы государственной политики в области образования