Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа
Мало кому в советское время было близко такое понятие, как «конкуренция». Люди жили «в равенстве и братстве», но с приходом перестройки жизнь «бывших» советских граждан коренным образом преобразилась. Рыночная экономика превратила людей в конкурентов, каждый из которых вынужден бороться за свое «место под солнцем». Конкуренция стала главной, жизненно важной составляющей не только любого человека, но и любой организации. Всем известно, что для успешного функционирования на рынке фирма должна быть конкурентоспособной, именно поэтому компании заинтересованы в повышении своей эффективности и «выживаемости». Организация должна производить товар (или услугу) с такими характеристиками, чтобы люди хотели покупать продукцию именно этой компании.
Введение………………………………………………………………………..….....3
Глава I. Основные сведения о качестве и конкурентоспособности товара…...…5
1.1. Понятия конкурентоспособности и качества товара……………...…5
1.2. Показатели конкурентоспособности и ее оценка………………..…..7
Глава II. Способы повышения конкурентоспособности и качества товара…....14
2.1. Меры необходимые для повышения конкурентоспособности товара…..14
2.2.Поддержание и повышение качества продукции (на примере ГАЗа)..…..18
2.3. Рекомендации…………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………………..23
1). Оценка уже
находящегося на рынке товара.
Такую продукцию оценить достат
2). Оценка нового товара.
Для оценки конкурентоспособности товара необходимо проводить комплексное исследование рынка, в том числе анализ покупателей, конкурентов, конъюнктуры. Уровень конкурентоспособности оценивается по параметрам (показателям), описанным выше.
Непосредственная оценка продукции происходит в несколько этапов:
Данный подход к оценке конкурентоспособности товара является теоретическим. На практике необходимо использовать различные способы определения конкурентоспособности товара, учитывая отраслевые, межотраслевые, а также международные особенности оценки показателей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать множество различных факторов, которые тем или иным образом могут повлиять на спрос данного товара. А для этого необходимо оперировать теми же критериями, что и потребитель. Кроме того, к оценке конкурентоспособности нельзя подходить «шаблонно», она зависит от самого товара и от особенностей рынка, на котором продается данный продукт.
Глава II. Способы повышения конкурентоспособности товара и его качества.
2.1
Меры, необходимые для поддержания
и повышения
Мероприятия, проводимые
для повышения
Чтобы описать
методы повышения
Рассмотрим это на примере компании «Coca-Cola». Как известно, данная компания в течение практически 100 лет конкурирует с «Pepsi», продавая напиток «Соke». В 1990 году «Coca-Cola», обратив внимание на то, что многие молодые люди стали заботится о своем весе, выпустила «Diet Coke». В результате чего продажи «Pepsi» среди молодежи резко сократились, а у «Coca-Cola» - выросли.
А вот компания «Лебедянский» производит сок для нескольких целевых аудиторий, разделенных по достатку. Сок «Я» предназначен для состоятельной целевой аудитории, «Фруктовый сад» является народным, а «Тонус» - для аудитории со средним достатком. Такое сегментирование рынка позволяет фирмам акцентировать внимание покупателей на тех свойствах товара, которые являются наиболее ценными в данной целевой аудитории, что позволяет увеличивать продажи.
Концерн «Калина», сегментировавший рынок на несколько целевых групп в зависимости от уровня достатка и возраста, занимает приблизительно 56% рынка косметических средств в России9. В концерн входят «Черный жемчуг», захвативший около 22% рынка; «Чистая линия» - 17%; «Mia» - 10%; «100 рецептов красоты» - 7%.
Компания «PROCTER & GAMBLE» является лидером в производстве потребительских товаров. Именно эта компания первой начала производить жидкое мыло. Раньше ни у кого не возникало необходимости в нем, но именно PROCTER & GAMBLE создала у нас потребность данном товаре, и сейчас многие предпочитают жидкое мыло обычному.
Фирма «Federa Express», функционирующая на рынке доставки посылок как авиаперевозчик, одна из таких компаний. У нее были такие крупные конкуренты как «Emery», «Airborne». Но, между тем, Federa Express смогла добиться успеха. Она обратила внимание потребителей на плюсах доставки посылок в течение одного дня путем оправки на распределительный пункт в Мемфисе, а затем – по назначению. Короткий срок доставки посылок позволил данной компании создать долгосрочное маркетинговое преимущество.
Если у компании «Bosh» появляется новая бытовая техника, у «BMW» - новая модель автомобиля, а у «Black and Decker» - новый электроинструмент, то это не останется без внимания, как покупателей, так и торговцев, т.к. они ценят эти марки.
Рассмотрим компанию «Gerber», известную как поставщик продуктов детского питания и детских продуктов. Располагает достаточно широким ассортиментом продуктов детского питания, что создает «эффект рекламного щита в супермаркетах», т.к. занимает много места на полках. Именно это дает ей преимущество в области детского питания перед такими крупными компаниями, как «Beechnut», «Heinz».
Фирма «IBM» производит электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры, микропроцессоры, принтеры, сканеры, программное обеспечение. Такой широкий ассортимент дает ей больше преимуществ над другими предприятиями и делает её продукцию более конкурентоспособной.
Рассмотрим на примере компании «Caterpillar Tractor», производящей строительное оборудование. Данная фирма обладает хорошей дилерской сетью, гарантирующей надежное обслуживание, наличие запасных частей для оборудования, что увеличивает спрос на продукцию данной фирмы, поскольку покупатели могут быть уверены, что у них не будет проблем с ремонтом оборудования, если оно выйдет из строя.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все эти методы так или иначе направлены на потребителя с целью создания лояльности к продукции данной фирмы. Это далеко не весь перечень возможных способов повышения конкурентоспособности, т.к. в условиях конкуренции, чтобы добить успеха на рынке, фирмы вынуждены изобретать новые методы, которые призваны помочь в привлечении и удержании потребителя.
2.2 Поддержание и повышение качества продукции (на примере ГАЗа).
Как известно, Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) существует еще с советских времен. Несмотря на свое продолжительное существование, он и сейчас занимает особое место в российском автомобилестроении. Его основная деятельность заключается в производстве грузовых и легковых автомобилей. Завод является главным поставщиком грузовых автомобилей для сельского хозяйства и армии. Удельный вес в производстве автомобилей ОАО «ГАЗ» по России составляет: легковые – около 7,6%; грузовые – 57%; автобусы – 46,4%.
Долгое время на заводе не происходило никаких коренных изменений, в результате чего перед руководством возник комплекс проблем, от решения которого зависело будущее завода. Одной из таких проблем была проблема низкого качества продукции, ставшая причиной низкого уровня конкурентоспособности товара.
Руководство компании попыталось решить сложившуюся проблему, используя зарубежный опыт. Они внедрили следующие системы:
Используя подход TQM, руководство смогло добиться полной вовлеченности работников завода в процесс производства, главной задачей руководителей стало создание и поддержание внутренней среды, теперь цели достигаются наиболее эффективным образом, создание и поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Согласно данному подходу на заводе стали выпускать определенное количество продукции необходимого в данный момент времени, объем выпуска теперь устанавливается в зависимости от реальных потребностей рынка, минимизировали запасы сырья, стали эффективно использовать ресурсы. В результате чего сократился уровень брака, повысилось качество товара, производительность труда (что позволило сократить затраты, а следовательно, и продажную цену товара).
Производство на предприятии выстроено (в соответствии с данным подходом) таким образом, что любой сотрудник (работник) завода может в любой момент остановить конвейер, чтобы устранить неполадку, даже если она и не очень значительна.
Данные подходы позволили реализовать компании следующие 3 цели:
Таким образом,
внедрение вышеперечисленных
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности и качества продукции.
Заключение.
В условиях рыночной экономики борьба за потребителя требует от любой компании создания конкурентоспособного товара (или услуги). Т.к. именно покупатель является главным оценщиком товара, от него зависит как успех продукции, так и будущее фирмы.