Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Мало кому в советское время было близко такое понятие, как «конкуренция». Люди жили «в равенстве и братстве», но с приходом перестройки жизнь «бывших» советских граждан коренным образом преобразилась. Рыночная экономика превратила людей в конкурентов, каждый из которых вынужден бороться за свое «место под солнцем». Конкуренция стала главной, жизненно важной составляющей не только любого человека, но и любой организации. Всем известно, что для успешного функционирования на рынке фирма должна быть конкурентоспособной, именно поэтому компании заинтересованы в повышении своей эффективности и «выживаемости». Организация должна производить товар (или услугу) с такими характеристиками, чтобы люди хотели покупать продукцию именно этой компании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….....3
Глава I. Основные сведения о качестве и конкурентоспособности товара…...…5
1.1. Понятия конкурентоспособности и качества товара……………...…5
1.2. Показатели конкурентоспособности и ее оценка………………..…..7
Глава II. Способы повышения конкурентоспособности и качества товара…....14
2.1. Меры необходимые для повышения конкурентоспособности товара…..14
2.2.Поддержание и повышение качества продукции (на примере ГАЗа)..…..18
2.3. Рекомендации…………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Гвоздь У.М..doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

1). Оценка уже  находящегося на рынке товара. Такую продукцию оценить достаточно просто. Нужно определить каким спросом пользуется товар при наличии других товаров конкурентов (Если изделие с высокими потребительскими характеристиками имеет незначительный спрос на рынке, то он не конкурентоспособен, причиной может быть выбор неправильной целевой аудитории). 

2). Оценка нового  товара.

Для оценки конкурентоспособности  товара необходимо проводить комплексное исследование рынка, в том числе анализ покупателей, конкурентов, конъюнктуры. Уровень конкурентоспособности оценивается по параметрам (показателям), описанным выше.

Непосредственная  оценка продукции происходит в несколько  этапов:

    • Постановка цели, а также задач для ее достижения;
    • Производится сбор и анализ данных о потребителях, рынке и  конкурентах;
    • Определяются характеристики, которым должен соответствовать «идеальный» продукт;
    • Определяются параметры, по которым мы будем оценивать товар;
    • Производится анализ и расчет как единичных, так и групповых показателей по качественным параметрам (консументным, классификационным и нормативно-производственным), по экономическим параметрам (цена потребления и цена использования), по маркетинговым показателям (как своего, так и товара конкурентов);
    • Производится расчет интегральных показателей уровня конкурентоспособности;
    • Заключение об уровне конкурентоспособности изделия;
    • Разработка мер по увеличению уровня конкурентоспособности продукции, а также предварительная оценка возможных затрат для их реализации.

Данный подход к оценке конкурентоспособности  товара является теоретическим. На практике необходимо использовать различные способы определения конкурентоспособности товара, учитывая отраслевые, межотраслевые, а также международные особенности оценки показателей.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать множество различных факторов, которые тем или иным образом могут повлиять на спрос данного товара. А для этого необходимо оперировать теми же критериями, что и потребитель. Кроме того, к оценке конкурентоспособности нельзя подходить «шаблонно», она зависит от самого товара и от особенностей рынка, на котором продается данный продукт.

 

Глава II. Способы повышения конкурентоспособности товара и его качества.

2.1 Меры, необходимые для поддержания  и повышения конкурентоспособности товара.

Мероприятия, проводимые для повышения конкурентоспособности  продукции, обязательно  должны быть нацелены на формирование привлекательности для покупателя на стадии разработки, создания, распределения, сбыта товара и послепродажного обслуживания.

Чтобы описать  методы повышения конкурентоспособности  товара наиболее полно, я провела исследование несколько компаний, поскольку каждая из них в отдельности использует лишь несколько приемов. В результате исследования я выявила следующие способы поддержания конкурентоспособности товара, используемые данными фирмами:

  1. Любая продукция должна отвечать потребностям покупателей, в противном случае она не будет пользоваться спросом. Для того чтобы товар лучше всего удовлетворял запросы потребителей, компании производят сегментацию рынка и выбирают те целевые аудитории, потребности которых они смогут удовлетворить в большей степени.

Рассмотрим  это на примере компании «Coca-Cola». Как известно, данная компания в течение практически 100 лет конкурирует  с «Pepsi», продавая напиток «Соke». В 1990 году «Coca-Cola», обратив внимание на то, что многие молодые люди стали заботится о своем весе, выпустила «Diet Coke». В результате чего  продажи «Pepsi» среди молодежи резко сократились, а у «Coca-Cola» - выросли.

А вот компания «Лебедянский» производит сок для нескольких целевых аудиторий, разделенных по достатку. Сок «Я» предназначен для состоятельной целевой аудитории, «Фруктовый сад» является народным, а «Тонус» - для аудитории со средним достатком. Такое сегментирование рынка позволяет фирмам акцентировать внимание покупателей на тех свойствах товара, которые являются наиболее ценными в данной целевой аудитории, что позволяет увеличивать продажи.

Концерн «Калина», сегментировавший рынок на несколько  целевых групп в зависимости от уровня достатка и возраста, занимает приблизительно 56% рынка косметических средств в России9. В концерн входят «Черный жемчуг», захвативший около 22% рынка; «Чистая линия» - 17%; «Mia» - 10%; «100 рецептов красоты» - 7%.

  1. Стоимость товара. Любой покупатель обладает ограниченным бюджетом. Именно поэтому, делая покупку, потребитель, так или иначе, соотносит цену товара и свой доход. При этом следует учитывать не только непосредственную стоимость покупки, но и дальнейшие затраты потребителей при её эксплуатации. Снизить цену товара возможно лишь двумя способами повышением производительности на предприятии или закупкой сырья по более низким ценам.
  2. Качество продукции (услуги). Говоря о качестве товара, стоит отметить правильное соотношение цены и качества. Чем ниже его качество, тем, соответственно, ниже цена. Кроме того, высокое качество может стать одним из путей получения конкурентного преимущества. Наиболее подробно этот пункт рассмотрен в параграфе 2.2.
  3. Новизна и постоянное совершенствование товара. Любая компания должна постоянно модифицировать свою продукцию, улучшать ее свойства так, чтобы они соответствовали изменяющимся потребностям покупателей. При производстве нового товара стоит обратить внимание на те потребности, которые еще не были удовлетворены (или же создать у покупателя потребность в чем-либо).

Компания «PROCTER & GAMBLE» является лидером в производстве потребительских товаров. Именно эта компания первой начала производить жидкое мыло. Раньше ни у кого не возникало необходимости в нем, но именно PROCTER & GAMBLE создала у нас потребность данном товаре, и сейчас многие предпочитают жидкое мыло обычному.

  1. Уникальность товара тоже может стать залогом его успеха. Предлагая такой товар или услугу, которого нельзя нигде найти, мы привлекаем покупателей. Именно на уникальности основан успех многих предприятий.

Фирма «Federa Express», функционирующая на рынке доставки посылок как авиаперевозчик, одна из таких компаний. У нее были такие крупные конкуренты как «Emery», «Airborne». Но, между тем, Federa Express смогла добиться успеха. Она обратила внимание потребителей на плюсах доставки посылок в течение одного дня путем оправки на распределительный пункт в Мемфисе, а затем – по назначению. Короткий срок доставки посылок позволил данной компании создать долгосрочное маркетинговое преимущество.

  1. Высокая степень известности компании и хорошая репутация торговой марки повышают уровень конкурентоспособности данной фирмы, побуждают покупателей приобрести новую продукцию.

Если у компании «Bosh» появляется новая бытовая техника, у «BMW» - новая модель автомобиля, а у «Black and Decker» - новый электроинструмент, то это не останется без внимания, как покупателей, так и торговцев, т.к. они ценят эти марки.

  1. Предоставление широко ассортимента. Если компания предлагает полный ассортимент товаров, то у нее появляется намного больше шансов получить признание покупателей и добиться их лояльности к компании в целом, чем у фирмы, производящей небольшой ассортимент товаров. Кроме того, полный ассортимент товара важен особенно для организаций, приобретающих продукцию данной фирмы, т.к. они могут приобрести все в одном месте.

Рассмотрим  компанию «Gerber», известную как поставщик продуктов детского питания и детских продуктов. Располагает достаточно широким ассортиментом продуктов детского питания, что создает «эффект рекламного щита в супермаркетах», т.к. занимает много места на полках. Именно это дает ей преимущество в области детского питания перед такими крупными компаниями, как «Beechnut», «Heinz».

Фирма «IBM» производит электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры, микропроцессоры, принтеры, сканеры, программное обеспечение. Такой широкий ассортимент дает ей больше преимуществ над другими предприятиями и делает её продукцию более конкурентоспособной.

  1. Сервисное обслуживание также должно быть «на высоте», если компания хочет повысить конкурентоспособность ее товара.

Рассмотрим на примере компании «Caterpillar Tractor», производящей строительное оборудование. Данная фирма обладает хорошей дилерской сетью, гарантирующей надежное обслуживание, наличие запасных частей для оборудования, что увеличивает спрос на продукцию данной фирмы, поскольку покупатели могут быть уверены, что у них не будет проблем с ремонтом оборудования, если оно выйдет из строя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все эти методы так или иначе направлены на потребителя с целью создания лояльности к продукции данной фирмы. Это далеко не весь перечень возможных способов повышения конкурентоспособности, т.к. в условиях конкуренции, чтобы добить успеха на рынке, фирмы вынуждены изобретать новые методы, которые призваны помочь в привлечении и удержании потребителя.

 

2.2 Поддержание и повышение качества продукции (на примере ГАЗа).

Как известно, Горьковский  автомобильный завод (ГАЗ) существует еще с советских времен. Несмотря на свое продолжительное существование, он и сейчас занимает особое место в российском автомобилестроении.  Его основная деятельность заключается в производстве грузовых и легковых автомобилей. Завод является главным поставщиком грузовых автомобилей для сельского хозяйства и армии. Удельный вес в производстве автомобилей ОАО «ГАЗ» по России составляет: легковые – около 7,6%; грузовые – 57%; автобусы – 46,4%.

Долгое время  на заводе не происходило никаких  коренных изменений, в результате чего перед руководством возник комплекс проблем, от решения которого зависело будущее завода. Одной из таких проблем была проблема низкого качества продукции, ставшая причиной низкого уровня конкурентоспособности товара.

Руководство компании попыталось решить сложившуюся проблему, используя зарубежный опыт. Они внедрили следующие системы:

    • TQM (Всеобщее управление качеством);

Используя подход TQM, руководство смогло добиться полной вовлеченности работников завода в процесс производства, главной задачей руководителей стало создание и поддержание внутренней среды, теперь цели достигаются наиболее эффективным образом, создание и поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками.

    • Just-in-Time;

Согласно данному  подходу на заводе стали выпускать определенное количество продукции необходимого в данный момент времени, объем  выпуска теперь устанавливается в зависимости от  реальных потребностей рынка, минимизировали запасы сырья, стали эффективно использовать ресурсы.  В результате чего сократился уровень брака, повысилось качество товара, производительность труда (что позволило сократить затраты, а следовательно, и продажную цену товара).

    • Кайдзен (или процесс постоянного совершенствования).

Производство  на предприятии выстроено (в соответствии с данным подходом) таким образом, что любой сотрудник (работник) завода может в любой момент остановить конвейер, чтобы устранить неполадку, даже если она и не очень значительна.

 

Данные подходы  позволили реализовать компании следующие 3 цели:

    • Повысить качество товаров и услуг;
    • Минимизировать затраты (что помогло установить более низкую продажную цену);
    • Осуществлять поставки точно вовремя (т.е. сервисное обслуживание поднялось на более высокий уровень).

Таким образом, внедрение вышеперечисленных методов  позволили усовершенствовать процесс производства на предприятии, сократив при этом как материальные, так и временные затраты.

 

 

 

2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности и качества продукции.

  1. На мой взгляд, основная проблема продукции ГАЗа заключается в недостаточной ориентации на потребителя, т.е. автомобили не отвечают потребностям покупателей в полной мере, что делает товар менее конкурентоспособным (даже если он высокого качества). Именно поэтому необходимо провести исследование рынка, выявить основные запросы потребителей, а затем в соответствии с полученными данными произвести товар.
  2. Что касается легковых автомобилей, то в данной области заводу необходимо найти правильное соотношение цены и качества. Возможно, будет целесообразнее провести мероприятия связанные с минимизацией затрат или же стоит закупить новое оборудование, которое позволит поднять производительность труда на более высокий уровень.
  3. Для того чтобы автомобили данного предприятия пользовались спросом также необходимо добить известности производимой продукции. В связи с этим фирме стоит провести ряд рекламных акций, рекламную кампанию, направленных на привлечение покупателей.
  4. Не помешаю и различные бонусы: скидки, возможность рассрочки платежа и т.д. – которые также призваны привлечь покупателей.

 

Заключение.

В условиях рыночной экономики борьба за потребителя  требует от любой компании создания конкурентоспособного товара (или услуги). Т.к. именно покупатель является главным  оценщиком товара, от него зависит  как успех продукции, так и будущее фирмы.

Информация о работе Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях