Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:51, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основе анализа производительности труда в ООО «Ростинг» выявить направления, за счет реализации которых предприятие могло бы повысить ее уровень.
Для выполнения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
- выявить экономическую сущность и значение производительности труда;
- охарактеризовать показатели и методы измерения производительности труда;
- определить факторы и резервы роста производительности труда;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.1. Понятие производительности труда и экономическое значение ее роста
1.2. Показатели и методы измерения производительности труда
1.3. Факторы, условия и основные направления повышения производительности труда
1.4. Резервы роста производительности труда
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РОСТИНГ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Факторы, влияющие на производительность труда в туристской сфере
2.3. Основные показатели, используемые для расчета производительности труда на туристском предприятии, их оценка
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ООО «РОСТИНГ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени каждое действие компании возможно только в том случае, если среда это допускает.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Оценка внешней среды организации – обязательное условие разработки стратегии. Часто внешние условия изменяются так неожиданно, что нарушаются все предварительные планы. Окружение может быть таким нестабильным, что становится бессмысленной сама разработка долгосрочных планов и стратегий.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого
влияния на предприятие, которую создают
поставщики материально-технических ресурсов,
потребители продукции (услуг) предприятия,
торговые и маркетинговые посредники,
конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные
учреждения, страховые компании;
- макросреду, влияющую на предприятие
и его микросреду. Она включает природную,
демографическую, научно-техническую,
экономическую экологическую, политическую
и международную среду.
Предприятие
должно ограничивать
Поскольку число факторов макросреды
достаточно велико, рассмотрим 4 узловых
направления, оказывающих наиболее существенное
влияние на деятельность организации.
Выделяют четыре стратегические сферы
– политическая (P), экономическая (E), социальная
(S), технологическая (T). Анализ влияния
этих сфер на деятельность организации
называется PEST-анализом (табл.2.10).
По данным табл. 2.10 видно, что на деятельность компании оказывает большое число внешних факторов. В связи с этим можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего окружения. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений, а также выбрать правильную стратегию для успешной работы компании на рынке.
Таблица 2.10.
Анализ внешних факторов, влияющих на развитие предприятия ООО «Ростинг»
P - политические |
Е - экономические |
1.Политическая
обстановка в туристических |
1.Рост темпов инфляции ( рост цен на энергоносители, материалы, транспортные расходы) |
2.Визовый режим
( сложность получения шенген- |
2.Высокая суммарная
налоговая нагрузка на |
3.Страхование
от невыездов ( некоторым запрещен
въезд в страны по |
3.Отсутствие
иных перспектив в развитии
экономики. Опасность |
4.Страхование от банкротства туроператоров |
4.Изменение
покупательской способности |
5.Колебания валютного курса | |
S - социальные |
Т - технологические |
1.Влияние предпочтений потребителя в соответствии со стандартами качества |
1.Внедрение
высокотехнологического |
2.Демографические |
2.Акцент на полную компьютеризацию ( онлайн-бронирование, связь с клиентами и заказ тура через интернет) |
3.Языковой барьер |
|
4.Узкий региональный
рынок труда. Отсутствие на
рынке специалистов нужной |
Примечание. Источник: собственная разработка
Однако не только внешние факторы влияют на деятельность компании, но и внутренние. Рассмотрим влияние внутренних факторов на деятельность компании ООО «Ростинг» (рис.2.2).
Как видно, персонал для турфирмы является одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность функционирования предприятия. Именно от квалификации, знаний и умений персонала, а также от предлагаемого качества обслуживания зависит, насколько будет удовлетворен клиент и вернется ли он в турфирму снова.
В основном компания предлагает туры для семейных пар в экзотические страны и горнолыжные курорты мира, поэтому позиционирование идет именно на сегмент потребителей с доходом выше среднего, которые хотят интересно отдохнуть в необычном месте. Туры корректируются исходя из пожеланий конкретного Клиента, т.е. вносятся необходимые коррективы согласно требованиям Заказчика.
Рис. 2.2. Группы факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятий туризма
Примечание. Источник: собственная разработка
Под производительность труда, как уже отмечалось, понимается количество продукции, вырабатываемое в единицу рабочего времени, иначе говоря, средняя выработка продукции в единицу рабочего времени. Эта средняя выработка – прямая величина производительности труда: она увеличивается при повышении производительности труда и уменьшается при ее снижении.
Производительность труда в туризме отличается, т.к. работники не производят сам продукт, это своего рода услуга, которую они оказывают клиенту, продают ту или иную услугу только тогда, когда клиент сам захочет.
Учитывая это, проведем анализ динамики производительности труда на туристском предприятии. На основании данных предприятия рассчитаем такие показатели, как удельный вес менеджеров в общей численности персонала, производительность труда и показатели выработки (годовой, месячной, дневной)
Рассчитаем удельный вес менеджеров в общей численности работников (Уд) по формуле 2.1 за 2010-2012г.г.:
Уд = Чменеджеров / Чперсонала
* 100.
Уд2010 = 8 /15*100 = 53,3 %;
Уд2011 = 9 / 17*100 = 52,9 %;
Уд2012 = 11 / 20*100 = 55 %.
На основании приведенных данных определим производительность труда на предприятии за анализируемый период по формуле 2.2 за 2010-2012г.г.:
П = ТП / Ч,
где ТП – объем товарной продукции в денежном выражении (выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг);
Ч – среднесписочная численность персонала компании за год
П2010 = 924 / 15 = 61,6 млн. руб.;
П2011 = 1398 / 17 = 82,2 млн. руб.;
П2012 = 1611 / 20 = 80,6 млн. руб.
Среднегодовая выработка
1 менеджера (СГ) является показателем
производительности труда, характеризующим
объем проданной продукции
СГ2010 = 924 / 8 = 115,5 млн. руб.;
СГ2011 = 1398 / 9 = 155,3 млн. руб.;
СГ2012 = 1611 / 11 = 146,4 млн. руб.
Среднедневную выработку за 2010-2012г.г. 1 менеджера (ЧД) рассчитаем по формуле 2.3:
ЧД = П / Уд / Д.
ЧД2010 = 61,6 / 0,533 / 249 = 0,4641 млн. руб. *1000 = 464,1 тыс. руб.;
ЧД2011 = 82,2 / 0,529 / 258 = 0,6023 млн. руб. *1000 = 602,3 тыс. руб.;
ЧД2012 = 80,6 / 0,55 / 260 = 0,5636 млн. руб. *1000 = 563,6 тыс. руб.
Среднечасовая выработка (ЧВ) определяется путем деления среднедневной выработки на продолжительность рабочего дня за 2010-2012г.г. она составила:
ЧВ2010 = 464,1 / 9 = 51,6 тыс. руб.;
ЧВ2011 = 602,3 / 9 = 66,9 тыс. руб.;
ЧВ2012 = 563,6 / 11 = 51,2 тыс. руб.
Отразим рассчитанные выше показатели в табл.2.11 и проанализируем сложившуюся динамику производительности труда.
Таблица 2.11.
Динамика показателей производительности труда ООО «Ростинг» за 2010 – 2012 гг.
Показатель |
Значение показателя |
2012 г. к 2010 г. в % |
2012 г. к 2011 г. в % | ||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
924 |
1398 |
1611 |
174,4 |
115,2 |
Среднесписочная численность персонала – всего, чел. |
15 |
17 |
20 |
133,3 |
117,6 |
в том числе менеджеров, чел. |
8 |
9 |
11 |
137,5 |
122,2 |
Удельный вес менеджеров в общей численности персонала, % |
53,3 |
52,9 |
55 |
103,2 |
104,0 |
Отработано дней одним менеджером за год |
249 |
258 |
260 |
104,4 |
100,8 |
Средняя продолжительность рабочего дня, часов |
9 |
9 |
11 |
122,2 |
122,2 |
Отработано тыс. часов всего |
4273 |
4368 |
5200 |
121,7 |
119,0 |
Производительность труда 1 менеджера, млн. руб. / чел. |
61,6 |
82,2 |
80,6 |
130,8 |
98,1 |
Выработка 1 менеджера: - среднегодовая, млн. руб. |
115 |
155,3 |
146,4 |
127,3 |
94,3 |
- среднедневная, тыс. руб. |
464,1 |
602,3 |
563,6 |
121,4 |
93,6 |
- среднечасовая, тыс. руб. |
51,6 |
66,9 |
51,2 |
99,2 |
76,5 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Таким образом, как следует
из данных таблицы, производительность
труда ООО «Ростинг» в 2012г. по
сравнению с 2011г. уменьшилась на
1,6 млн. руб., ввиду того, что темп
роста среднегодовой
Среднегодовая выработка 1 менеджера увеличилась в 2011г. по сравнению с 2010г. на 40,3 млн. руб. Однако, по сравнению с 2012 она уменьшилась на 8,9 млн.руб. В целом за анализируемый период среднегодовая выработка возросла на 27,3%. Среднедневная выработка за рассматриваемый период возросла на 99,5 тыс. руб. (21,4 %). Спад среднечасовой выработки 1 менеджера составил 0,4 тыс. руб. (0,8 %).
На изменение
- увеличение количества отработанных часов менеджерами;
- увеличение доли менеджеров в общей численности персонала;
- спад среднегодовой, среднедневной и среднечасовой выработки.
Методом абсолютных разниц рассчитаем влияние этих факторов на производительность труда за каждый год анализируемого периода.
1) Изменение за 2011 г. по сравнению с 2010 г.:
- за счет увеличения
доли менеджеров в общей
= (0,529 – 0,533)*115,5 = -0,462 млн. руб.;
- за счет увеличения числа
отработанных дней одним
= 0,529*(258 – 249)*0,4641 = 2,2 млн. руб.;
- за счет увеличения
= 0,529*258*9*(66,9 – 51,6)/1000 = 18,8 млн. руб.
Общее изменение: 2,2 – 0,462 + 18,8 = 20,538 млн. руб.
2) Изменение за 2012 г. по сравнению с 2011 г.:
- за счет увеличения
доли менеджеров в общей
= (0,55 – 0,529)*155,3 = 3,3 млн. руб.;
- за счет увеличения числа
отработанных дней одним
= 0,55*(260 – 258)*0,6023 = 0,7 млн. руб.;
- за счет увеличения средней
продолжительности рабочего
= 0,55*260*(11 – 9)*66,9 /1000 = 19,1 млн. руб.;
- за счет снижения
=0,55*260*11*(51,2–66,9)/1000 = -24,7 млн. руб.
Общее изменение составляет: 3,3 + 0,7 + 19,1 – 24,7 = -1,6 млн. руб.
Расчет влияния факторов на изменение производительности труда в 2012 г. по сравнению с 2010 г. отразим в табл.2.12.
Из приведенной таблицы и расчетов видно, какие факторы оказали отрицательное влияние на производительность труда, а какие положительное.
Таблица 2.12.
Расчет влияния факторов на производительность труда менеджеров ООО «Ростинг» за 2010 – 2012 гг.
Фактор |
Алгоритм расчета |
Значение, млн. руб. |
Изменение доли менеджеров в общей численности персонала |
|
(0,55 – 0,533)*115,5 = 1,9 |