Пути совершенствовании и рекомендации по формированию ассортимента в магазине ТПС с.Савалеево ПО «Заинский Коопторг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения - одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также создаваться соответствующая сеть складов и баз.
Объект исследования: магазин ТПС с.Савалеево ПО «Заинский Коопторг»
Предмет исследования: формирование ассортимента в магазине.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 61.04 Кб (Скачать файл)

Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных  видов деятельности - научно-технической  и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность  решения данной задачи состоит в  сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели - оптимизации ассортимента с  учетом поставленных предприятием стратегических рыночных целей. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что  в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для  удобства производственных подразделений  предприятия, нежели для потребителя. Задачи планирования и формирования ассортимента, состоят прежде всего  в том, чтобы подготовить «потребительскую»  спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный  образец был испытан, при необходимости  модифицирован и доведен до уровня требований потребителей.

Еще один важный элемент  ассортимента и в целом товарной политики - изъятие из программы  неэффективных товаров. Изыматься  могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или  оставлении товара в программе предприятия  предшествует оценка качества показателей  каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они  реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые  обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Таким образом, изготовитель должен организовать систематический  контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.

 

    1. Изучение покупательского спроса.

 

Спрос – платеже способная  потребность в товарах и услугах  на рынке или форма проявления той части потребности, которая  обеспечена покупательской способностью, то есть деньгами. В покупательском спросе различают объем и структуру.

Объем спроса определяется суммой денег, которой располагает  население за вычетом размера  нетоварных расходов.

Общий объем спроса фиксируется  только в денежном выражении, а объем  спроса на отдельные товары в сумме  и в натуральном выражении.

Структура спроса выражает количественное соотношение платежеспособной потребности на отдельные товары.

Задачи изучения спроса. Сущность спроса, его взаимосвязь  с потребностями, товарным предложением, а также зависимость спроса от многих факторов являются необходимой  предпосылкой уяснения цели, задачи и  важности его изучения.

Процесс изучения спроса в  розничной торговле представляет собой  сбор, обработку и анализ необходимой  информации для стратегических, тактических  и оперативных решений по развитию производства товаров народного  потребления, управлению товарными  запасами, а также по их закупке  и продаже. Из этого определения  становится понятна стратегическая важность работы по изучению спроса в  торговле для последующего использования  этой информации производственными  предприятиями. Эта информация может  предлагаться предприятиям-производителям в качестве маркетинговой услуги и от этого торговля может иметь  дополнительный доход.

Покупательский спрос  подразделяется на:

-реализованный ( спрос,  который нашел свое удовлетворение  в виде покупки товара или  услуги; количественно выражается  суммой проданных товаров);

-неудовлетворенный (спрос  на товары, которые в определенный  момент времени отсутствовали  в продаже, хотя они производятся  и находятся в обращении);

-формирующийся (спрос  на товары, которые готовятся  к производству).

При изучении спроса важное значение имеют следующие классификационные  признаки:

По характеру возникновения  потребности в покупке:

- устойчивый спрос (не  допускающий замены товара);

- неустойчивый (окончательно  с формированный в магазине  при непосредственном

ознакомлении с товарами);

- импульсивный (возникает  под влиянием побуждений; решающая  роль продавца; реклама; широкий  выбор товаров).

По степени повторяемости:

- первичный (спрос на  товары впервые приобретаемые);

- повторный (спрос на  товары знакомые или на замену).

По частоте предъявления спроса:

- повседневный;* периодический:* эпизодический.

По степени распространенности:

- единичный;* ограниченный;* массовый.

Изучение спроса – это  сбор, обработка и анализ информации необходимой для принятия плановых решений по производству товаров  и принятию коммерческих решений  по закупке и продаже товаров.

Методы изучения спроса –  совокупность способов и приемов, с  помощью которых производится сбор, обработка и анализ информации о  спросе, определяются его количественные размеры и качественная характеристика

Методы изучения спроса выбирают в зависимости от типа магазина, специфики товара, видов спроса, информационного обеспечения, задач  и целей исследования.

Реализованный спрос: при  его изучении используют методы систематического и периодического учета спроса.

Методы систематического изучения:

- автоматизированный учет  с использованием компьютеров;

- регистрация покупок  в специальных журналах с выделением  различных признаков изделий  необходимых для проведения исследований;

- учет кассовых чеков,  позволяющий определить стоимость  реализованных товаров по известной  цене их количества;

- учет товарных чеков;

- учет реализации товаров  по двум ярлыкам.

Периодически изучать  реализованный спрос можно с  помощью балансового метода.

Реализация = запасы на начало + поступления – запасы на конец  – документированный расход. Выставки – Продажи также для изучения реализованного спроса.

Неудовлетворенный спрос  по товарам достаточного ассортимента можно изучать следующими методами:

- опросы покупателей в  письменной и устной форме;

- по журналу учета неудовлетворенного  спроса, в котором работники магазина  должны регистрировать товар,  запрашиваемый покупателем, но  отсутствующий в продаже;

- регистрация листков  неудовлетворенного спроса, которые  заполняют покупатели;

- проведение дней неудовлетворенного  спроса.

Формирующийся спрос. Методы: выставки – просмотры образцов новых  товаров, тестирование новых товаров  специалистами, работниками торговли и покупателями, пробная продажа, выставка-продажа, выставка-дегустация, устные и письменные опросы, покупательские конференции.

Кроме названных методов  изучения спроса еще применяются:

-экспертные оценки сбалансированности  внутригрупповой структуры спроса  и предложения. Эксперты - это  опытные специалисты, обладающие  знаниями и способные высказать  аргументированное мнение об  изучаемом явлении и процессе;

-товароведческие экспертизы  новых товаров;

-организация и осуществление  комплексных наблюдений за конъюнктурой  торговли и спросом оптовых  покупателей в районе своей  деятельности;

-организация получения  и обработка информации о конъюнктуре  торговли и спросе населения  от предприятий и организаций  розничной торговли;

-организация получения  и обработка информации о панах  развития производства и поставки  новых товаров от промышленных  предприятий и иных поставщиков;

-организация подготовки  прогнозных расчетов, конъюнктурных  обзоров состояния рынка, необходимых  для определения объемов закупки  товаров, а также работы с  поставщиками по улучшению ассортимента  и качества товаров.

Коммерческие наблюдения за развитием конъюнктуры рынка, удовлетворения спроса оптовые предприятия  проводят по специальной программе, которая охватывает:

-анализ регулирующего  воздействия государства на уровень  цен и требования к качеству  товаров;

-изучение объемов и  структуры предложения товаров  промышленных предприятий и других  поставщиков;

-определение общего объема  спроса и его структуры по  группам товаров; изучение и  прогноз структуры спроса в  ассортименте;

-изучение спроса по  видам: реализованный, неудовлетворенный,  формирующийся;

-оценка степени удовлетворения  спроса путем анализа сведений  о производстве, поставке и продажи  товаров.

Помимо этого для изучения спроса оптовыми предприятиями проводятся активные мероприятия такие как: выставки-продажи, выставки-просмотры, покупательские конференции, опросы покупателей  и экспертов, товароведческие экспертизы новых товаров и многое другое.

 

    1. Планирование ассортимента.

 

Ассортиментная политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для  успешной работы на рынке и обеспечивающего  экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Задачи ассортиментной политики

1.Удовлетворение запросов  потребителей - один из основных  принципов маркетинга, который соответствует  задаче глубокой сегментации  и дифференциации рынка и обеспечивает  тесную связь с потребителями;

2.Оптимальное использование  технологических знаний и опыта  предприятия;

3.Оптимизация финансовых  результатов предприятия - Формирование  ассортимента основывается на  ожидаемой рентабельности и величине  прибыли, что чаще встречается  в практике работы предприятий,  однако может быть оправдано  при тяжелом финансовом положении,  отсутствии альтернатив и др.;

4.Завоевание новых покупателей  путем расширения сферы применения  существующей производственной  программы. Этот подход достаточно  консервативен, так как рассчитан  на краткосрочные результаты  и предполагает удлинение жизненного  цикла устаревающих изданий за  счет нахождения новых рынков  сбыта;

5.Соблюдение принципов  гибкости за счет диверсификации  сфер деятельности предприятия  отрасли печати и включения  в них нетрадиционных отраслей;

6.Соблюдение принципа  синергизма, предполагающего расширение  областей производства и услуг  предприятия, связанных между  собой определенной технологией,  единой квалификацией кадров  и другой логической зависимостью.

Широкая ассортиментная гамма  выпускаемой продукции укрепляет  рыночные позиции предприятия и  расширяет объем продаж.

Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение  набора изданий, разных по стадиям жизненного цикла, но одновременно находящихся  на рынке. Оптимизация номенклатуры изданий, одновременно находящихся  на рынке, но различающихся по степени  новизны, позволяет гарантировать  предприятию отрасли печати относительно стабильные общие условия обеспечения  объемов реализации, покрытия расходов и достижения прибыли.

Ассортиментная стратегия  может строиться по следующим  направлениям:

- товарная дифференциация  связана с выделением предприятием  своих изданий в качестве особых, отличных от изданий конкурентов,  и обеспечением по ним отдельных  «ниш» спроса;

- узкая товарная специализация  определяется работой предприятия  на довольно узком сегменте  рынка и связана с ограничением  сферы сбыта продукции в силу  ряда причин. Иногда узкая специализация  как вариант товарной политики  воспринимается в качестве вынужденной  меры, поскольку предприятие не  располагает достаточными ресурсами  для проведения успешной работы  по широкому кругу товарной  номенклатуры или в силу специфики  самого товара, а также особенностей  технологического процесса. Причиной  может служить и глубокая сегментация  рынка данного издания. В ряде  случаев политика узкой товарной  специализации оптимальна для  эффективной деятельности небольшого  предприятия или когда предприятие  периодически меняет узкую специализацию,  используя ее для освоения  новых рынков или адаптируясь  к меняющемуся характеру спроса;

- желание и предпочтение  покупателей приобретать большое  число наименований продукции  одного предприятия;

- оптимальность продаж  сбытовой сети нескольких видов  продукции одновременно;

- развитие торговли по  специальным заказам отдельных  потребителей, предусматривающим индивидуальное  изготовление продукции заданных  свойств и характеристик;

- стремление избежать  наличия неиспользованных или  незагруженных мощностей за счет  производства других, дополнительных  видов продукции;

- желание использовать  побочные продукты для производства  новых видов продукции и повысить  общую эффективность деятельности  предприятия.

Товарная политика предприятия  требует изменения в том случае, если в течение длительного периода  имеются избыточные производственные мощности; основную прибыль дают два-три  вида продукции; нет достаточного количества видов продукции, соответствующих  возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; объем продаж и прибыль  предприятия постоянно снижаются.

Большое значение имеет выбор  ассортимента выпускаемой продукции, который позволил бы предприятию  отрасли печати увеличить выручку  от реализации и соответственно прибыль.

Рациональную структуру  выпускаемой продукции можно  определить с помощью показателя «точка безубыточности», отражающего  минимальный уровень сбыта, при  котором отсутствует убыток, но нет  прибыли. Когда предприятие производит и реализует одно издание, «точка безубыточности» определяется по формуле:

Информация о работе Пути совершенствовании и рекомендации по формированию ассортимента в магазине ТПС с.Савалеево ПО «Заинский Коопторг»