Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:01, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения - одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также создаваться соответствующая сеть складов и баз.
Объект исследования: магазин ТПС с.Савалеево ПО «Заинский Коопторг»
Предмет исследования: формирование ассортимента в магазине.
Управление ассортиментом
предполагает координацию взаимосвязанных
видов деятельности - научно-технической
и проектной, комплексного исследования
рынка, организации сбыта, сервиса,
рекламы, стимулирования спроса. Трудность
решения данной задачи состоит в
сложности объединения всех этих
элементов для достижения конечной
цели - оптимизации ассортимента с
учетом поставленных предприятием стратегических
рыночных целей. Если этого достигнуть
не удается, то может получиться, что
в ассортимент начнут включаться
изделия, разработанные скорее для
удобства производственных подразделений
предприятия, нежели для потребителя.
Задачи планирования и формирования
ассортимента, состоят прежде всего
в том, чтобы подготовить «
Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики - изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.
Таким образом, изготовитель
должен организовать систематический
контроль за поведением товара на рынке,
за его жизненным циклом. Только
при таком условии будет
Спрос – платеже способная
потребность в товарах и
Объем спроса определяется суммой денег, которой располагает население за вычетом размера нетоварных расходов.
Общий объем спроса фиксируется только в денежном выражении, а объем спроса на отдельные товары в сумме и в натуральном выражении.
Структура спроса выражает количественное соотношение платежеспособной потребности на отдельные товары.
Задачи изучения спроса. Сущность спроса, его взаимосвязь с потребностями, товарным предложением, а также зависимость спроса от многих факторов являются необходимой предпосылкой уяснения цели, задачи и важности его изучения.
Процесс изучения спроса в розничной торговле представляет собой сбор, обработку и анализ необходимой информации для стратегических, тактических и оперативных решений по развитию производства товаров народного потребления, управлению товарными запасами, а также по их закупке и продаже. Из этого определения становится понятна стратегическая важность работы по изучению спроса в торговле для последующего использования этой информации производственными предприятиями. Эта информация может предлагаться предприятиям-производителям в качестве маркетинговой услуги и от этого торговля может иметь дополнительный доход.
Покупательский спрос подразделяется на:
-реализованный ( спрос,
который нашел свое
-неудовлетворенный (спрос
на товары, которые в определенный
момент времени отсутствовали
в продаже, хотя они
-формирующийся (спрос на товары, которые готовятся к производству).
При изучении спроса важное
значение имеют следующие
По характеру возникновения потребности в покупке:
- устойчивый спрос (не допускающий замены товара);
- неустойчивый (окончательно с формированный в магазине при непосредственном
ознакомлении с товарами);
- импульсивный (возникает под влиянием побуждений; решающая роль продавца; реклама; широкий выбор товаров).
По степени повторяемости:
- первичный (спрос на товары впервые приобретаемые);
- повторный (спрос на
товары знакомые или на замену)
По частоте предъявления спроса:
- повседневный;* периодический:* эпизодический.
По степени распространенности:
- единичный;* ограниченный;* массовый.
Изучение спроса – это сбор, обработка и анализ информации необходимой для принятия плановых решений по производству товаров и принятию коммерческих решений по закупке и продаже товаров.
Методы изучения спроса – совокупность способов и приемов, с помощью которых производится сбор, обработка и анализ информации о спросе, определяются его количественные размеры и качественная характеристика
Методы изучения спроса выбирают в зависимости от типа магазина, специфики товара, видов спроса, информационного обеспечения, задач и целей исследования.
Реализованный спрос: при его изучении используют методы систематического и периодического учета спроса.
Методы систематического изучения:
- автоматизированный учет с использованием компьютеров;
- регистрация покупок
в специальных журналах с
- учет кассовых чеков,
позволяющий определить
- учет товарных чеков;
- учет реализации товаров по двум ярлыкам.
Периодически изучать реализованный спрос можно с помощью балансового метода.
Реализация = запасы на начало + поступления – запасы на конец – документированный расход. Выставки – Продажи также для изучения реализованного спроса.
Неудовлетворенный спрос по товарам достаточного ассортимента можно изучать следующими методами:
- опросы покупателей в письменной и устной форме;
- по журналу учета
- регистрация листков неудовлетворенного спроса, которые заполняют покупатели;
- проведение дней
Формирующийся спрос. Методы: выставки – просмотры образцов новых товаров, тестирование новых товаров специалистами, работниками торговли и покупателями, пробная продажа, выставка-продажа, выставка-дегустация, устные и письменные опросы, покупательские конференции.
Кроме названных методов изучения спроса еще применяются:
-экспертные оценки
-товароведческие экспертизы новых товаров;
-организация и осуществление
комплексных наблюдений за
-организация получения
и обработка информации о
-организация получения
и обработка информации о
-организация подготовки
прогнозных расчетов, конъюнктурных
обзоров состояния рынка,
Коммерческие наблюдения за развитием конъюнктуры рынка, удовлетворения спроса оптовые предприятия проводят по специальной программе, которая охватывает:
-анализ регулирующего
воздействия государства на
-изучение объемов и
структуры предложения товаров
промышленных предприятий и
-определение общего объема спроса и его структуры по группам товаров; изучение и прогноз структуры спроса в ассортименте;
-изучение спроса по
видам: реализованный,
-оценка степени
Помимо этого для изучения спроса оптовыми предприятиями проводятся активные мероприятия такие как: выставки-продажи, выставки-просмотры, покупательские конференции, опросы покупателей и экспертов, товароведческие экспертизы новых товаров и многое другое.
Ассортиментная политика
- определение набора товарных групп,
наиболее предпочтительного для
успешной работы на рынке и обеспечивающего
экономическую эффективность
Задачи ассортиментной политики
1.Удовлетворение запросов
потребителей - один из основных
принципов маркетинга, который соответствует
задаче глубокой сегментации
и дифференциации рынка и
2.Оптимальное использование
технологических знаний и
3.Оптимизация финансовых
результатов предприятия - Формирование
ассортимента основывается на
ожидаемой рентабельности и
4.Завоевание новых
5.Соблюдение принципов
гибкости за счет
6.Соблюдение принципа
синергизма, предполагающего расширение
областей производства и услуг
предприятия, связанных между
собой определенной
Широкая ассортиментная гамма
выпускаемой продукции
Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изданий, разных по стадиям жизненного цикла, но одновременно находящихся на рынке. Оптимизация номенклатуры изданий, одновременно находящихся на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать предприятию отрасли печати относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и достижения прибыли.
Ассортиментная стратегия может строиться по следующим направлениям:
- товарная дифференциация
связана с выделением
- узкая товарная специализация
определяется работой
- желание и предпочтение
покупателей приобретать
- оптимальность продаж
сбытовой сети нескольких
- развитие торговли по
специальным заказам отдельных
потребителей, предусматривающим
- стремление избежать
наличия неиспользованных или
незагруженных мощностей за
- желание использовать
побочные продукты для
Товарная политика предприятия
требует изменения в том
Большое значение имеет выбор ассортимента выпускаемой продукции, который позволил бы предприятию отрасли печати увеличить выручку от реализации и соответственно прибыль.
Рациональную структуру выпускаемой продукции можно определить с помощью показателя «точка безубыточности», отражающего минимальный уровень сбыта, при котором отсутствует убыток, но нет прибыли. Когда предприятие производит и реализует одно издание, «точка безубыточности» определяется по формуле: