Пути совершенствования стратегического управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить сущность и методику проведения SWOT анализа деятельности предприятия в системе стратегического менеджмента предприятия.
Актуальность темы: Внешняя среда, в которой приходится действовать белорусским компаниям, становится качественно иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а значит, появляются непредсказуемые факторы риска. В этом случае актуальным можно считать проведение SWOT анализа на предприятии.

Содержание

Введение.
Раздел 1. SWOT- анализ деятельности предприятия как основа
стратегического управления.
1.1 Сущность и сфера проведения SWOT анализа деятельности
предприятия.
1.2 Методика проведения SWOT- анализа.
Раздел 2. Характеристика предприятия и стратегия развития
УП МЗ СИИТО
Раздел 3. SWOT- анализ деятельности предприятия МЗ СИиТО.
Определение объекта SWOT-анализа.
3.1 Первый этап. Анализ внутренней среды МЗ СИиТО.
3.2 Второй этап. Анализ внешней среды МЗ СИиТО.
3.3 Третий этап. Сводный анализ бизнеса в контексте окружающей
среды.
3.4 Четвертый этап. Определение основных стратегических действий
по результатам анализа.
Раздел 4. Пути совершенствования стратегического управления на
предприятии.
Выводы
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

По итогам данной таблицы видно, что на предприятии УП МЗ СИиТО факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды. Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5 Внешние возможности и угрозы

№п/п

Возможности

Угрозы

1

Улучшение уровня жизни населения

Изменение покупательских предпочтений

2

Изменение рекламных технологий

Появление товаров-субститутов

3

Развитие информационной отрасли

Изменение правил ввоза продукции

4

Появление новых поставщиков

Сбои в поставках продукции

5

Снижение цен на сырье и готовую продукцию

Появление принципиально нового товара

6

Снижение налогов и пошлин

Снижение уровня жизни населения

7

Совершенствование менеджмента

Рост темпов инфляции

8

Снижение безработицы

Ужесточение законодательства

9

Разорение и уход фирм-продавцов

Изменение уровня цен

10

Уменьшение императивных норм законодательства

Скачки курсов валют

11

Совершенствование технологии производства

Появление новых концернов

12

Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

13

Неудачное поведение конкурентов

Рост налогов и пошлин

14

 

Усиление конкуренции

15

 

Рост безработицы

16

 

Ухудшение политической обстановки

17

 

Национализация бизнеса

18

 

Появление новых фирм на рынке

 

Таким образом становится очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на предприятие.

 

3.3 Третий этап. Сводный анализ бизнеса в контексте окружающей

среды.

 

Третий этап SWOT-анализа заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон фирмы и факторов внешней среды. На этом этапе строится так называемая «сопоставительная матрица».

 

Таблица 3.6 Матрица SWOT-анализа

Возможности:             

Угрозы:

1.       Улучшение уровня жизни насе­ления

2.       Изменение рекламных технологий

3.       Развитие информационной от­расли

4.       Появление новых поставщиков

5.       Изменения моды

6.       Снижение цен на сырье и гото­вую продукцию

7.       Снижение налогов и пошлин

8.       Совершенствование менедж­мента

9.       Снижение безработицы

10.   Разорение и уход фирм-продав­цов

11.   Уменьшение императивных норм законодательства

12.   Совершенствование технологии производства

13.   Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпри­ни­мателей

14.   Неудачное поведение конкурен­тов

1.       Изменение покупательских предпоч­те­ний

2.       Появление товаров-субститу­тов

3.       Изменение правил ввоза продукции

4.       Сбои в поставках продукции

5.       Появление принципиально нового товара

6.       Снижение уровня жизни населения

7.       Рост темпов инфляции

8.       Ужесточение законодатель­ства

9.       Изменение уровня цен

10.   Скачки курсов валют

11.   Появление новых концернов

12.   Увеличение конкурентных преиму­ществ со стороны конку­рентов

13.   Рост налогов и пошлин

14.   Усиление конкуренции

15.   Рост безработицы

16.   Ухудшение политической обста­новки

17.   Национализация бизнеса

18.   Появление новых фирм на рынке

 

 

 

 

  Сильные стороны:

    «Сила и возможности»

          «Сила и угрозы»

1.       Достоверный мониторинг рынка

2.       Отлаженная сбытовая сеть

3.       Широкий ассортимент продукции

4.       Высокий контроль качества

5.       Высокая рентабельность

6.       Рост оборотных средств

7.       Высокая квалификация персонала

8.       Хорошая мотивация персонала

9.       Достаточная известность

 

-          выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутст­вующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств;

-          достаточная известность будет спо­собствовать выходу на новые рынки;

-          квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение кон­курентов и развитие рекламных тех­нологий да­дут воз­можность успеть за ростом рынка;

-          четкая стратегия позволит использо­вать все возможности.

 

   -   усиление конкуренции, политика госу­дарства, инфляция и рост налогов, из­менение вкусов потребителей по­влияют на проведение стратегии;

-          появление конкурентов вызовет допол­нительные расходы финансовых ресурсов;

-          известность защитит от товаров-суб­ститутов и добавит преиму­ществ в конкуренции;

-          достоверный мониторинг уловит изме­нения вкусов потребителей.

 

 

 

 

Сильные стороны:

   

      «Сила и возможности»

         

        «Сила и угрозы»

1.       Сбои в снабжении

2.       Недостатки в рекламной политике

3.       Средний уровень цен

4.       Низкий уровень сервиса (дополни­тельные услуги)

5.       Не полная загруженность произ­водственных мощностей

6.       Неучастие персонала в принятии управленческих решений

7.            Недостаточный контроль исполне­ния приказов и распоряжений

 

 

-      плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопут­ствующих продуктов и услуг;

-          неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу;

снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы.

 

 

-              появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;

-          неблагоприятная политика государ­ства может привести к выходу из от­расли;

-          непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при измене­нии их вкусов;

- неполная загруженность производст­венных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компа­нии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе таблиц 3.1 и 3.4 построим сопоставительную матрицу. Для построения такой матрицы силы и слабости перечисляются в порядке убывания рангов характеристик корпоративного профиля (см. Первый этап), возможности и угрозы перечисляются в порядке убывания рангов факторов внешней среды на фирму (см. Второй этап).

Таким образом, в процессе сопоставительного этапа SWOT-анализа сначала рассматривается сочетание наиболее существенных характеристик фирмы и факторов внешней среды, а затем сочетание менее существенных.

В клетках матрицы ставятся баллы, отражающие оценку сильных и слабых сторон фирмы с точки зрения способности использовать благоприятные ситуации и/или противостоять угрозам.

Так как сводная оценка, полученная в табл. 3.7 положительная, то положение предприятия на рынке в целом благоприятно.

4

 



Таблица 3.7Сопоставительная матрица

SWOT-анализ

Внешняя среда

Сумма балов по строкам

Возможности

(благоприятные

для фирмы ситуации)

Угрозы

(неблагоприятные для фирмы ситуации)

Научно-технические факторы

Сводные оценки

Поставщики

Экономические факторы

Отрасль

Социально-культурные факторы

Покупатели

Политико-правовые факторы

Сводные оценки

 

Корпоративный профиль

Силы

Контроль качества

+5

+28

+3

-4

+5

0

+4

0

+76

13

Отлаженность сбытовой сети

+5

+5

+1

+4

+3

+5

+4

27

Известность предприятия

+1

+1

+2

+4

+1

+5

+1

15

Рентабельность производства

+3

+3

-1

+3

+1

-1

0

8

Широта ассортимента продукции

+5

+2

-5

+1

0

+5

+2

10

Загруженность производственных мощностей

+5

+4

+1

0

+2

+2

+1

15

Рекламная политика

+4

0

0

+4

+4

+4

0

16

Слабости

Уровень цен

-1

-15

-2

-5

-5

-1

-5

-1

-51

-20

Финансовые возможности

-5

-5

-5

-1

0

-1

-2

-19

Мотивация персонала

-1

0

0

0

-2

0

0

-3

Участие персонала в принятиии управленческих решений

0

0

0

0

-3

0

0

-3

Новизна оборудования

-5

-1

-1

-2

0

0

-3

-12

Наличие высококвалифицированных специалистов

-3

0

-2

-2

-1

0

-1

-9

Сумма балов по столбца

+13

 

+10

-19

+11

+4

+18

+1

 

38

4

 



3.4 Четвертый этап. Определение основных стратегических действий  по результатам анализа.

Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства предприятия, и те, которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования, выдвижения целей.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для предприятия УП МЗ СИиТО после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.

После позиционирования угроз было выявлено, что:

- к критическому состоянию фирму могут привести выход в отрасль большого числа конкурентов;

- к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение таможенных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.

Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.

Таки образом, рассмотрев возможности компании предприятия УП МЗ СИиТО, ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.

На основе проведенного анализа предлагается применить стратегию концентрации на конкретном сегменте, на который предприятие ориентировано и в настоящий момент, то есть на основных клиентов фирмы. Для улучшения положения предприятия рекомендуется наступательная стратегия и увеличение своей доли в данной рыночной нише за счет отвоевания ее у основных конкурентов.

Для проведения подобной стратегии предприятие имеет все предпосылки, так как уже обладает большой долей рынка и обеспечивает высокое качество продукции, что, наряду с соблюдением сроков поставки, является основным требованием клиентов. Таким образом, УП МЗ СИиТО удовлетворяет требованиям потребителей эффективнее, чем конкуренты, что дает ему возможность претворения в жизнь подобной стратегии.

Информация о работе Пути совершенствования стратегического управления на предприятии