Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 09:50, курсовая работа
Цель данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить сущность и методику проведения SWOT анализа деятельности предприятия в системе стратегического менеджмента предприятия.
Актуальность темы: Внешняя среда, в которой приходится действовать белорусским компаниям, становится качественно иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а значит, появляются непредсказуемые факторы риска. В этом случае актуальным можно считать проведение SWOT анализа на предприятии.
Введение.
Раздел 1. SWOT- анализ деятельности предприятия как основа
стратегического управления.
1.1 Сущность и сфера проведения SWOT анализа деятельности
предприятия.
1.2 Методика проведения SWOT- анализа.
Раздел 2. Характеристика предприятия и стратегия развития
УП МЗ СИИТО
Раздел 3. SWOT- анализ деятельности предприятия МЗ СИиТО.
Определение объекта SWOT-анализа.
3.1 Первый этап. Анализ внутренней среды МЗ СИиТО.
3.2 Второй этап. Анализ внешней среды МЗ СИиТО.
3.3 Третий этап. Сводный анализ бизнеса в контексте окружающей
среды.
3.4 Четвертый этап. Определение основных стратегических действий
по результатам анализа.
Раздел 4. Пути совершенствования стратегического управления на
предприятии.
Выводы
Список литературы.
При реализации такой стратегии обычно существует риск, что потребители могут не оправдать различия в ценах конкурирующих предприятий за счет специфических свойств товара данного предприятия, однако в данном случае подобной угрозы не существует, так как различие в цене будет соответствовать качеству и сжатым срокам выполнения заказов, то есть соблюдению основных требований потребителей.
Для применения данной стратегии необходимо провести концентрическую диверсификацию, то есть расширить ассортимент выпускаемой продукции на существующей технической базе. В этом случае не требуется большой диверсификации, поскольку предприятия-конкуренты, ассортимент которых предполагается дублировать, выпускают аналогичную или сходную продукцию. Диверсификация будет заключаться только в освоении персоналом новых видов работ.
Раздел 4. Пути совершенствования стратегического управления на
предприятии.
План мероприятий по совершенствованию стратегического управления на предприятии:
1. Для привлечения новых партнеров и увеличения объемов заказов от уже имеющихся заказчиков необходимо разработать и применять гибкую систему ценообразования (система скидок), также участвовать в специализированных выставках, связанных с основным видом деятельности нашего предприятия на территориях России, Украины, Прибалтики, Молдавии, Польши и усилить контакты с Белорусской торгово-промышленной палатой, осуществлять прямую почтовую рассылку печатных рекламных материалов и образцов товаров по адресам потенциальных покупателей и заказчиков на территории России, Прибалтики, Украины, Польши.
2. Необходимо совершенствовать целевую ориентацию и комплектность выпускаемой продукции; организацию рекламы продукции, в том числе путем участия в выставках, проводимых в республике и в соседних странах; систему контроля за ходом комплектования и выполнения внешних заказов; формы работы со сбытовой сетью МТЗ, заводов-филиалов и смежников по рекламе и сбыту продукции МЗ СИиТО в странах ближнего и дальнего зарубежья.
3. Так как реклама играет важную роль в продвижении товара к потребителю необходимо использовать следующие виды рекламы:
размещение информации о производимой заводом продукции в печатных изданиях с периодичностью 1 раз в месяц (газеты «Вечерний Минск», «Вечерний Гомель», «Советская Белоруссия», «Республика»; журналы «Директор», «Маркетинг, реклама и сбыт»);
прямая почтовая рассылка печатных рекламных материалов и образцов товаров по адресам потенциальных покупателей России, Прибалтики, Украины, Польши.
распространение рекламной атрибутики завода.
хостинг сайта завода в международной компьютерной сети «Internet».
участие в специализированных выставках:
4. В целях усовершенствования работы завода, укрепления деловых связей, а также в рекламных целях планируется организовать доставку товаров потребителям (преимущественно автомобильным или железнодорожным транспортом), внедрить ударопрочную и герметичную упаковку для сохранения качества продукции в процессе доставки.
5. Организовать командировки работников технических служб завода и отдела маркетинга на предприятия России и ближнего зарубежья для изучения потребности в продукции, производимой нашим заводом и требований, предъявляемых к изготавливаемой продукции.
6. В работе с торговыми предприятиями следует использовать такой вид расчета как оплата инкассовыми требованиями-поручениями в течение 10-30 банковских дней со дня отгрузки готовой продукции со склада сбыта. Учитывая вышеизложенную информацию, на предприятии МЗ СИиТО могут быть реализованы следующие виды маркетинговых стратегий:
1. Стратегия разработки товара, которая предполагает осуществление модернизации товара, выступая на освоенном, достаточно насыщенном рынке. В результате чего должны улучшиться эксплуатационные свойства товаров, что предположительно увеличит объемы продаж.
2. Стратегия развития рынка – позволит выявить новые сегменты рынка для выпускаемых товаров с последующим получением запланированной прибыли. В ходе осуществления данной стратегии завод должен выйти на рынки Молдовы, Украины и юга России с предложением садового инструмента.
3. Стратегия диверсификации будет использоваться по принципиально новым для завода товарам на мало изученных рынках сбыта.Преобладающим должно быть программно-целевое планирование, так как только владея ситуацией на рынке и прогнозируя ее развитие, можно значительно снизить риск функционирования завода.
Маркетинговые работы должны проводиться по следующим направлениям:
1. Мониторинг внешней среды по всем видам выпускаемой продукции, поставщикам, потребителям, посредникам посредством участия в выставках, использования Интернета.
2. Внутренний анализ предприятия (достигнутый уровень, перспективные цели и т.д.) с использованием компьютерной сети и современных программных продуктов.
3. На основании полученных данных составление стратегических планов и принятие оперативных решений по следующим направлениям:
товарный ассортимент и номенклатура выпускаемой продукции;
ценовая политика по каждому товару и рынку;
определение каналов движения товаров к потребителю, их реклама.
Вывод.
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:
Внешняя среда, в которой приходится действовать белорусским компаниям, становится качественно иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а значит, появляются непредсказуемые факторы риска. Очевидно, что и приоритеты управления смещаются при этом в область управления изменениями (управления организационным развитием).
Неожиданные изменения во внешней среде, требующие быстрой и адекватной реакции компании для поддержания и усиления своей конкурентоспособности, обостряют интерес к проблемам стратегического управления.
Как основной инструмент регулярного стратегического управления многие компании выбирают матрицу "качественного" стратегического анализа, которую еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы).
По существу матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применена, так называемая "дихотомическая процедура" (dickotomia - (греч.) разделяю на две части), используемая во многих областях знаний (философия, математика, ботаника, соционика, информатика и т.д.). Тогда элементы матрицы представляют собой "дихотомические пары" (пары взаимоисключающих друг друга признаков), что позволяет снизить неопределенность (энтропию) взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации "крупным мазком".
Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский завод специального инструмента и технологической оснастки» (МЗ СИиТО) входит в состав производственного объединения «Минский тракторный завод» (ПО МТЗ).
Главные цели: организация производства и реализация выгодной для покупателя и производителя продукции, что позволит обеспечить устойчивую экономику предприятия, увеличить количество продаж на рынках сбыта и повысить конкурентоспособность изделий.
В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для предприятия УП МЗ СИиТО после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.
План мероприятий по совершенствованию стратегического управления на предприятии: 1. Для привлечения новых партнеров и увеличения объемов заказов от уже имеющихся заказчиков необходимо разработать и применять гибкую систему ценообразования (система скидок), также участвовать в специализированных выставках, связанных с основным видом деятельности нашего предприятия на территориях России, Украины, Прибалтики, Молдавии, Польши и усилить контакты с Белорусской торгово-промышленной палатой, осуществлять прямую почтовую рассылку печатных рекламных материалов и образцов товаров по адресам потенциальных покупателей и заказчиков на территории России, Прибалтики, Украины, Польши. 2. Необходимо совершенствовать целевую ориентацию и комплектность выпускаемой продукции; организацию рекламы продукции, в том числе путем участия в выставках, проводимых в республике и в соседних странах; систему контроля за ходом комплектования и выполнения внешних заказов; формы работы со сбытовой сетью МТЗ, заводов-филиалов и смежников по рекламе и сбыту продукции МЗ СИиТО в странах ближнего и дальнего зарубежья. 3. Так как реклама играет важную роль в продвижении товара к потребителю необходимо использовать следующие виды рекламы: размещение информации о производимой заводом продукции в печатных изданиях с периодичностью 1 раз в месяц (газеты «Вечерний Минск», «Вечерний Могилев», «Вечерний Гомель», «Советская Белоруссия», «Республика»; журналы «Директор», «Маркетинг, реклама и сбыт»); прямая почтовая рассылка печатных рекламных материалов и образцов товаров по адресам потенциальных покупателей России, Прибалтики, Украины, Польши. распространение рекламной атрибутики завода. хостинг сайта завода в международной компьютерной сети «Internet». участие в специализированных выставках 4. В целях усовершенствования работы завода, укрепления деловых связей, а также в рекламных целях планируется организовать доставку товаров потребителям (преимущественно автомобильным или железнодорожным транспортом), внедрить ударопрочную и герметичную упаковку для сохранения качества продукции в процессе доставки. 5. Организовать командировки работников технических служб завода и отдела маркетинга на предприятия России и ближнего зарубежья для изучения потребности в продукции, производимой нашим заводом и требований, предъявляемых к изготавливаемой продукции. 6. В работе с торговыми предприятиями следует использовать такой вид расчета как оплата инкассовыми требованиями-поручениями в течение 10-30 банковских дней со дня отгрузки готовой продукции со склада сбыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходаток А.М. Стратегия малого предпринимательства - СПб:Изд-во "Корвус", 1995 . – 36 с.
2. Веснин В.P. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 1994. – 88 c.
3. Виханский О. С. , Намов А.И., Менеджмент: Учебник для экон. спец. ВУЗов - М.: Высш. шк., 1994. – 56 c.
4. Герчикова И.Н., Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 123 с.
5. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика):уч. пособие, под редакцией В.М. Попова - М:Финансы и статистика, 1997. – 96 с.
6. Забелин П.В., Моисеева Н.К., Основы стратегического управления: уч. пособие - М:Информационно внедренческий центр Маркетинг, 1997. – 63 с.
7. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер с англ. под общ. ред. КЭН Г.Б. Кочеткова. М:1982 г. – 12c.
8. Коротков Э.М., Концепция менеджмента: Учебное пособие - М.: Инжиниринго-Консалтинговая компания: ДеКа, 1996. – 28 c.
9. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки). - М.: Элник., 1995. – 13 c.
10. Лисицкая Т.А. Организация и управление коллективом. Саратов, 1988. – 256 с.
11. Любимова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. М., 1982. – 123 с.
12. Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф., Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 1992. – 35 c.
13. Менеджмент 100 экзаменационных ответов, Экспресс – справочник для студентов вузов: Ростов н/Д, 2002. – 123 с.
14. Менеджмент в России и за рубежом. Журнал. № 1/98. Издательство Финпресс, 2003. – 74 с.
15. Менеджмент, Ричард Л.Дарфт , Москва- Минск, 2002. – 89 с.
16. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / под редакцией Градова А.П., Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература,1996. – 263 с.
17. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З, и др., Менеджмент организации: Учебное пособие - М.: ИНФРА - М. 1995. – 88 c.
18. Coffey R.E., Cook C.W. and Hunsaker P.L. Management and organizational behavior - Boston: lrwin (Austin Press), 1994. – 78 c.
19. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: АО Бизнес-школа Интел-Синтез, Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991. – 66 c.
20. Современный менеджмент: принципы и правила.: Научное издание /под ред. Данилова-Данильяна В.И. - Н.Н.: НКЦП, 1992. – 181 c.
21. Ховард К., Коротков Э., Принципы менеджмента Управление в системе цивилицованного предпринимательства: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. – 34 c.
Информация о работе Пути совершенствования стратегического управления на предприятии