Пути укрепления конкурентных позиций фирмы ОАО «Белгородский молочный комбинат» на рынке молочной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ выбора конкурентных позиций фирмы, и проведении анализа на примере предприятия ОАО «Белгородский молочный комбинат».
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и сущность конкуренции
2. Рассмотреть, что такое стратегическое управление конкурентными действиями

Содержание

Введение 3
1 Теоритические основы укрепления конкурентных позиций фирмы. 5
1.1 Сущность конкуренции 5
1.2 Конкурентная позиции и конкурентный статус фирмы……..……………11
1.3 Стратегическое управление конкурентными позициями и действиями. 16
2 Краткая характеристика ОАО «Белгородский молочный комбинат» 25
2.1 История развития ОАО «Белгородский молочный комбинат» 25
2.2 Спектр деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат» и ее характеристика. 26
3 Комплексный анализ маркетинговой среды предприятия «Белгородский молочный комбинат»……………………………………………………………28
3.1 Диагностика общехозяйственной конъюкторы…… ……….….….……...28
3.2 Анализ мезосреды и конъюктуры товарного рынка……………………...36
3.3 Анализ внутренней маркетинговой среды предприятия………………….45
4 Разработка маркетинговой стратегии предприятия…………………………51
Заключение 61
Список используемой литературы 63

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг курсовая.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Источники финансирования и меры государственной поддержки участников  указанного Проекта предусматривают использование механизма частно-государственного партнерства в таких формах как:

- субсидирование части процентной  ставки по банковским кредитам (из федерального и областного бюджетов);

- обеспечение подведения внешних  инженерных сетей газа и энергоснабжения, подъездных путей и благоустройство  территорий  с твердым покрытием за счет областного бюджета;

-  предоставление льгот по уплате налога на  имущество,  создаваемое при реализации инвестиционных проектов  по строительству объектов молочного животноводства.        

 В 2007 году постановлением Правительства  Белгородской области от 26.01.2007 №19-пп  «О поддержке развития молочного  животноводства» из областного бюджета выделяются дотации с целью  обеспечения обновления дойного стада.

В целом рынок молочного сырья полностью открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижении между регионами.                            

         

                                       Выводы 

 

Проведенный анализ рынка переработки молочного сырья показал, что: 

 

1. Продуктовыми границами исследуемого  рынка является деятельность  по переработке молока.

2. Продавцами (поставщиками молочного  сырья) на данном рынке в основном  являются сельскохозяйственные  предприятия, а также фермерские  хозяйства и хозяйства населения, а покупателями – перерабатывающие  предприятия- молочные комбинаты, осуществляющие деятельность  по переработке  молока и производства цельномолочной продукции,

3. Географические границы рынка  переработки молочного сырья  совпадают с административными  границами муниципальных районов  Белгородской области, что позволяет  отнести анализируемый рынок не только к  региональному, но и локальному.

4. Количественные показатели, характеризующие  структуру анализируемого товарного  рынка переработки молока, позволяют  сделать вывод о разной степени  развитости конкурентной среды  на указанных рынках. На региональном рынке сложился низкий уровень концентрации, так как крупные предприятия покупают молоко во всей Белгородской области. В то же время свыше половины молокозаводов большую часть молока  приобретают в своих муниципальных районах, где доля их свыше 35% и локальные товарные рынки по переработке молочного сырья является высококонцентрированными.

5. Молоко является быстро портящимся  продуктом и для  осуществления его переработки необходимы финансовые вложения,  поэтому цены на молочное сырье устанавливают переработчики.

В большинстве своем производители молока не имеют возможности влиять на цену сдаваемого ими молочного сырья.

6. Рынок молочного сырья открыт  для межрегиональной торговли.

Случаев отказов перерабатывающими молочными предприятиями в заключении договоров на закупку молока не выявлено.

В то же время увеличение затрат на транспортировку молочного сырья обуславливает сельхозпроизводителей к необходимости ограничения выбора молочных предприятий для сдачи молока. Это обстоятельство и привело к сужению в ряде  случаев географических границ рассматриваемого рынка. Молочные предприятия в основном принимают молоко от хозяйств района своего местонахождения и близлежащих, так как транспортировка молока на дальние расстояния при отсутствии танков охладителей или приемных пунктов приводит к ухудшению качества молока, а сельхозпредприятия также из-за высоких транспортных затрат в большинстве своем поставляют молочное сырье на предприятия своего муниципального района .

В качестве негативных аспектов во взаимоотношениях между сельхозтоваропроизводителями молочного сырья и перерабатывающими организациями можно отметить следующее:

не достаточная развитость рыночной инфраструктуры, а именно (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования для охлаждения молока);

- сезонные  колебания цен, что в какой  то мере снижает заинтересованность  хозяйств-производителей молочного  сырья в наращивании объемов  производства продукта.

Развитие интеграционных процессов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями в экономике АПК Белгородской области и в частности молочного животноводства, намеченное на период до 2010 года и предусматривающее увеличение  производство молока с использованием новейших технологий, позволит улучшить его качество и снизить себестоимость. Установить равные условия конкуренции, что в конечном итоге положительно повлияет на весь рынок производства молокосырья  и цельномолочной продукции.

 

3.3 Анализ внутренней  маркетинговой среды предприятия

 

Основным поставщиком ОАО «Белгородский молочный комбинат» является Общество с ограниченной ответственностью «Пармалат МК», Москва. Доля в общем объеме поставок: 31,38%. Виды поставляемой продукции: концентраты, упаковочные материалы, ингредиенты, оборудование. Доля импорта в общем объеме поставок: 0,47% Основной вид импорта ТМЦ: технологическое оборудование.

Рынки сбыта продукции ОАО «Белгородский молочный комбинат»

Рынок сбыта продукции ОАО «БМК» можно разделить на местный и региональный, каждый из которых имеет характерные и принципиальные особенности.

Местный рынок сбыта обеспечивает продажи, прежде всего, пастеризованной продукции, имеющей короткий срок хранения (до 10 дней). Местный рынок – это рынок продуктов питания первой необходимости, а именно молока пастеризованного, сметаны, творогов, сырково-творожных изделий, масла и других продуктов.

Региональный рынок в силу географической удаленности обеспечивается стерилизованной продукцией, соками и сокосодержащими напитками, маслом, срок хранения которых от 3 до 6 месяцев.

Основными покупателями стерилизованной продукции являются следующие регионы: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург и др.

Источником сырья для производства молочной продукции являются: колхозы, фермерские хозяйства области, агрохолдинги.

В соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области № 82 от 12.03.2003 года «О мерах по обеспечению сбалансированности экономических интересов участников рынка молочной продукции области» установлен уровень рекомендованной, минимальной, пороговой закупочной цены на молоко 1 сорта охлажденное базисной жирности с 01.04.2004 года в размере 6 000  рублей за 1 тонну с учетом НДС.

ОАО «БМК» совместной деятельности с другими организациями не ведет.

ОАО «Белгородский молочный комбинат» специализируется на выпуске цельномолочной пастеризованной и стерилизованной продукции, масложировой продукции, сухого цельного и обезжиренного молока, фруктовых соков, нектаров и напитков. На предприятии производятся также майонез, кондитерские изделия, кетчуп, горчица.

Основные направления деятельности на ОАО «Белгородский молочный комбинат»:

-          выпуск продукции локальных марок: «Белый город» – молоко и молочные продукты, кетчуп, горчица, «4 сезона» – соки, кондитерские изделия;

-          выпуск продукции всемирно известных марок компании «Пармалат»: «Parmalat» – молоко и молочные продукты, «Santal» – соки и нектары, напитки,

-          сбыт продукции, произведенной компанией «Пармалат»: «Grisbi» (Италия) – кондитерские изделия, «Pomi» и «Pomito» (Италия) – томатная продукция, «Divella» (Италия) – паста.

Главной целью ОАО «Белгородский молочный комбинат» является насыщение рынка широким спектром разнообразных и высококачественных продуктов, удовлетворяющих запросы потребителей разных социальных слоев. Специалисты комбината систематически работают над расширением ассортимента. Постоянно осваиваются новые виды продукции.

Ассортимент выпускаемой продукции: пастеризованная молочная продукция (молоко, кефир, сметана и пр.), молоко стерилизованное, сливки и сметана стерилизованные, молочные коктейли, йогурты и десерты, масло "Крестьянское", "Бутербродное", "Белгородское", фруктовые соки, кондитерские изделия, маргарин, майонез, горчица, минеральная вода. Используемые торговые марки: "Белый Город", "4 Сезона", Parmalat, Santal.

На предприятии ведется постоянная работа по расширению ассортимента продукции в группах «молоко» и «соки». В 2003 году освоены следующие новые виды: молоко стерилизованное 3,2% жирности с витаминами «Белый город», напитки «красная линия» (грейпфрут, красный сицилийский апельсин, гранат, красная вишня, красный виноград) Сантал. Также во втором квартале текущего года налажено производство по выпуску напитка «Лесная ягода».

Коммерческие расходы ОАО «Белгородский молочный комбинат» растут. Так, в 2008 г. по сравнению с 2009 г. увеличение составило 38389 тыс. руб., что показало темп роста 139,70%, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. 50763 тыс. руб., что показало темп роста 137,6%. Это связанно естественным образом с ростом объемов реализации продукции.

Управленческие расходы ОАО «Белгородский молочный комбинат» в динамике растут. Так, в 2008 г. относительно 2005 г. рост составил 146,03%, или 12375 тыс. руб., а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличение составило 11780 тыс. руб. или 130%. Рост управленческих расходов свидетельствует об усилении управленческой деятельности на ОАО «Белгородский молочный комбинат», что связано как с динамичным увеличением объемов сбыта, так и с желанием руководства общества усиливать информационные, логистические методы управления предприятием, а, значит, добиваться более рационального использования производственных ресурсов.

Прибыль от продаж также растет. Прибыль от продаж увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 107576 тыс. руб., что соответствует темпу роста 266,42%, но в 2010 г. по сравнению с 2009 г. она сократилась на 13864 тыс. руб., что связано со значительным увеличением коммерческих и управленческих расходов. Значительная величина прибыли от продаж свидетельствует об эффективной хозяйственной деятельности ОАО «Белгородский молочный комбинат». Проценты, выплачиваемые ОАО «Белгородский молочный комбинат» и проценты, выплачиваемые сторонними организациями ОАО «Белгородский молочный комбинат» несопоставимы по величине. В период с 2008–2010 гг. ОАО «Белгородский молочный комбинат» платит по процентам гораздо больше, чем получает.

Доходы от участия в других организациях растут. ОАО «Белгородский молочный комбинат» вкладывает в уставные капиталы других фирм (названия которых, естественно, не разглашаются). Доходы от участия в других организациях в 2008 г. составили 79 тыс. руб. В 2009 г. относительно 2008 г. темп роста составил 154,4%, а в 2010 г. относительно 2009 г. темп роста составил 144,3%. Таким образом, на 31.12.2010 г. доходы от участия в других организациях составили 176 тыс. руб.

Сальдо прочих доходов и расходов отрицательно, что означает, что таких расходов больше, чем доходов. Следовательно, предприятие должно стремиться к сокращению операционных, внереализационных расходов (кроме чрезвычайных доходов и расходов) и предпринимать усилия к увеличению таких же доходов.

Прибыль до налогообложения в 2009 г. по сравнению с 2008 г. имеет темп роста в 391,05%, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается существенный спад и прибыль до налогообложения составила всего 63,6% от уровня 2009 г.

Чистая прибыль ОАО «Белгородский молочный комбинат» в 2008 г. составила 28888 тыс. руб. В 2009 г. относительно 2008 г. темп роста составил 407,2%, что соответствовало величине 88732 тыс. руб. В 2010 г. относительно 2009 г. величина чистой прибыли уменьшилась на 41879 тыс. руб. и составила 75741 тыс. руб. Следовательно, чистая прибыль ОАО «Белгородский молочный комбинат» остается существенной, что является явным показателем рентабельности предприятия.

Итак, анализ динамики финансовых результатов на ОАО «Белгородский молочный комбинат» показал, что темпы тоста экономических показателей увеличиваются. Примечательно, что темпы роста себестоимости не превосходят темпы росте выручки от реализации, а темпы роста чистой прибыли значительно превосходят темпы роста иных показателей. Следовательно, предприятие находит способы не только наращивать объемы производства, но и увеличивать долю чистой прибыли в выручке от реализации.

Уровень развития пищевой промышленности, к которой относится «БМК», определяет жизнеобеспеченность населения и является важной частью продовольственной безопасности государства.

Период с 2005 по 2010 гг. отмечен стабилизацией и подъемом производства основного ассортимента молочной продукции.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние отрасли, являются следующие: отсутствие действенной государственной поддержки, недостаток оборотных средств, повышение цен на энергоносители и транспортные услуги, высокая плата за пользование кредитами, состояние сырьевой базы и др.

Ситуация в отрасли усугубляется снижением объемов строительства и ввода в действие производственных мощностей, вызванным воздействием вышеперечисленных факторов. Так, в течение 2001 – 2009 гг. объемы капитальных вложений в пищевую и перерабатывающую промышленность с учетом всех источников финансирования, включая собственные средства предприятий, сократились в 10 раз.

Производство продукции молочной промышленности подвержено сезонности. Коэффициент сезонности в некоторых регионах 5-10, т.е. на завод в летние месяцы поступало до 250 т молока в сутки, осенью и зимой – до 25-50 т. Это значит, что молокоперерабатывающие заводы должны были иметь мощности, позволяющие перерабатывать «летний максимум» молока, а в остальные месяцы эти мощности использовались менее чем наполовину.

Информация о работе Пути укрепления конкурентных позиций фирмы ОАО «Белгородский молочный комбинат» на рынке молочной продукции