Пути улучшения политики формирования ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является адаптация результатов маркетинговых исследований к процессу формирования товарной стратегии предприятия ОАО «Калнышевский винный завод ».
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ методических основ формирования и реализации товарной политики предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
2. Анализ структуры ассортимента предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
3. Сегментация рынка потребителей продукции предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
4. Анализ потенциальных возможностей предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
5. Разработка рекомендаций по формированию товарной политики ОАО «Калнышевский винный завод ».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы составления ассортимента продукции
1.1 Система составления ассортимента товаров
1.2 Основные этапы проведения процесса определения оптимальной структуры товаров
1.3 Роль исследования рынка в составлении ассортимента
2. Анализ процесса составления ассортимента на примере ОАО «Калнышевский винный завод»
2.1 Финансово-хозяйственная политика предприятия
2.2 Структура ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»
2.3 Система показателей для оценки ассортимента
3. Пути улучшения политики формирования ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»
3.1 Предложения по улучшению существующей политики определения ассортимента
3.2 Оценка эффекта от действий по улучшению политики формирования ассортимента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование ассортимента продукции на предприятии на примере ОАО Калнышевский винный завод.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

1. Теоретические  основы составления ассортимента  продукции 

1.1 Система составления  ассортимента товаров 

1.2 Основные этапы  проведения процесса определения  оптимальной структуры товаров 

1.3 Роль исследования  рынка в составлении ассортимента

2. Анализ процесса  составления ассортимента на  примере ОАО «Калнышевский винный  завод»

2.1 Финансово-хозяйственная  политика предприятия 

2.2 Структура  ассортимента ОАО «Калнышевский  винный завод»

2.3 Система показателей  для оценки ассортимента 

3. Пути улучшения политики формирования ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»

3.1 Предложения  по улучшению существующей политики  определения ассортимента

3.2 Оценка эффекта  от действий по улучшению политики  формирования ассортимента 

Заключение

Список литературы

Приложения  

 

      Введение 

     Переход к рыночной экономике требует  перестройки всего хозяйственного механизма сверху донизу, и,прежде всего, системы управления предприятием в  условиях нестабильной, достаточно динамичной внешней среды. У предприятий  появляются новые партнеры, усложняются производственные связи, изменяются цены на ресурсы, вводятся новые законодательные акты, определяющие правила взаимоотношений предприятий с государственными институтами. Эти и другие объективные условия развития экономики предопределяют необходимость разработки концепции управления предприятием на основе использования системы маркетинга. Особенно кардинально меняются место и роль товарной политики в общей системе управления предприятием. Это объясняется тем, что большинство предприятий проходят сейчас достаточно сложный период, обусловленный переходом от планирования товарного ассортимента к выработке ими товарной политики. Последняя, конечно, обязательно включает элементы планирования, но и вместе с тем значительно расширяет возможности использования стратегического и тактического подхода к управлению товарным ассортиментом.

     Маркетинговым исследованиям и формированию товарной политики посвящены многие работы отечественных  и зарубежных ученых. Большой вклад  внесли: Азоев Г.Л, Беляевский И.К., Голубков Е.П., Котлер Ф., Романов А.Н., Левшин Ф.М., Парсяк В.Н. и многие другие.

     Целью дипломной работы является адаптация  результатов маркетинговых исследований к процессу формирования товарной стратегии  предприятия ОАО «Калнышевский винный завод ».

     В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие  задачи:

  1. Анализ методических основ формирования и реализации товарной политики предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
  2. Анализ структуры ассортимента предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
  3. Сегментация рынка потребителей продукции предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
  4. Анализ потенциальных возможностей предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
  5. Разработка рекомендаций по формированию товарной политики ОАО «Калнышевский винный завод ».

     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

     Во  введении обоснована актуальность проблемы, определены цели и сформулированы задачи.

     В первой главе рассмотрены общие теоретические и методологические аспекты формирования товарной политики предприятия.

     Во  второй главе дается оценка работы торгового предприятия ОАО «Калнышевский винный завод

     ». Проводится анализ факторов маркетинговой  среды определяющих товарную политику предприятия, а также анализ динамики и структуры ассортимента исследуемого предприятия.

     В третьей главе проведены результаты маркетинговых исследований, делаются попытки их адаптации процессу формирования товарной политики предприятия, проводится сегментация рынка потребителей продукции ОАО «Калнышевский винный завод », анализируются требования целевых сегментов. В заключении на основании обобщения результатов проведенного исследования сформулированы основные выводы и положения, вносимые в защиту. 

 

      1. Теоретические  основы составления ассортимента продукции 

     1.1 Система составления ассортимента товаров 

     Товарная  политика представляет собой деятельность предприятия (фирмы) в области формирования товарного ассортимента, присвоения марочных названий, разработки упаковки и организации сервисного обслуживания.

     Улучшение качественных характеристик товара основывается на соответствии их запросам потребителей, повышении уровня конкурентоспособности, учете периода жизненного цикла на рынке, использовании достижений научно-технического прогресса и т.п. При этом совершенствуются сами полезные качества продукта, материальный вид товара, а также весь комплекс услуг по приобретению и эксплуатации.

     Товарная  политика реализуется по следующим  направлениям:

  • разработка ассортимента;
  • поддержание конкурентоспособности товаров;
  • позиционирование товара;
  • упаковка, маркировка;
  • сервисное обслуживание

     Принципы  товарной политики:

  • разработка выгодного товарного ассортимента с учетом товаров-аналогов, уровня спроса, совокупных затрат;
  • организация маркетинговых исследований в целях создания достоверного банка данных по конъюнктуре, ценам, конкурентам и потребительской панели;
  • своевременное обновление товарного ассортимента за счет концепции нового товара.

     Известно, что полнота удовлетворения покупательского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка зависят от наличия необходимого количества товаров определенного наименования, т.е. соответствующего товарного ассортимента. Т.к. в процессе движения от изготовителя до потребителя часть товарной массы сосредотачивается на складах изготовителя продукции, в пунктах отправления и назначения, на транспортных средствах, на складах посреднических организаций, у потребителей, то необходима группировка товаров, в соответствии с определенными признаками, заключенными в понятие «ассортимент».

     Ассортимент товара – определенная совокупность, перечень товаров различных видов, сортов, объединяемых по какому-либо признаку (способу производства, назначению, размеру и т.д.) Ассортимент характеризует состав товаров производственно-технического назначения и народного потребления.

     Рассмотрим  основные направления разработки ассортимента. Прежде всего, скажем, что он позволяет определять степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий и направлять результаты деятельности отдельных предприятий и отрасли в целом на обеспечение межотраслевой и отраслевой пропорций. Оптимальный ассортимент обеспечивает рациональное использование материальных и трудовых ресурсов с повышением эффективности производства. Объединение товаров в понятие «ассортимент» производится по логическому выделению их из множества определенных товаров по отдельным категориям, видам, группам, и в соответствии с общими признаками, что позволяет изучать товар, вести планирование, прогнозирование, учет и отчетность, определять и изучать спрос. В свою очередь, руководствуясь полученными данными, можно изменять ассортимент товаров в соответствии с потребительскими предпочтениями и потребительной стоимостью.

     Ассортимент имеет ряд характеристик: ширину; глубину; полноту; степень обновления; структуру.

     Широта  характеризуется количеством изделий  того или иного назначения.

     Глубина – определенное количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров.

     Полнота – отношение фактического количества разновидностей товара к количеству, предусмотренному соответствующей  спецификацией или прейскурантом.

     Степень обновления ассортимента – удельный вес новых изделий в общем  объеме, поступившем в продажу.

     Структура ассортимента – это удельный вес  товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей товаров в общей сумме товарооборота. Структура позволяет определить наиболее рациональный ассортимент  для предприятия, что дает возможность  сократить затраты труда, времени, ускорить реализацию, увеличить скорость товарооборота.

     Помимо  этого существует такое понятие  как товарная единица – это  обособленная целостность, характеризуемая  ценой, сортом, размером.

     Совокупность  всех ассортиментных групп товаров  и товарных единиц, предлагаемых для продажи, представляет собой товарную номенклатуру. Показателем которой является ее гармоничность (последовательность). Он обозначает степень близости между товарами различных ассортиментных групп, каналов распределения и других характеристик.

     Решения, принимаемые в рамках товарной политики, касающиеся непосредственно ассортимента, определяют ряд позиций: номенклатуру товара; глубину и ширину ассортиментных групп; диапазон размеров каждого товара; качество товара; модификации товаров; выпуск новых товаров; стандартизацию товара; количество каждого вида товаров, выпускаемых за определенный период и другое.

     Существуют  два основных вида ассортимента: производственный и торговый, т.е. находящийся в  сфере обращения. Торговый ассортимент, как правило, шире производственного и зависит от типа предприятия (магазина, склада), специализации обслуживающих производственных предприятий, региона, местонахождения, демографической ситуации.

     Предприятия должны создавать такой ассортиментный перечень товаров, который мог бы обеспечить бесперебойность товарооборота. Воплощение этого принципа опирается на ассортиментную концепцию.

     Ассортиментная  концепция представляет собой направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного предложения, при котором за основу принимаются: потребительские требования конкретных субъектов рынка, обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных, технологических, трудовых ресурсов. Основная цель ассортиментной концепции – выработка решения для приведения ассортиментной концепции в соответствие с объемом, структурой рыночного спроса и товарного предложения по конкретным видам товара, номенклатуре, группам.

     Для ассортиментной концепции характерна система обобщенных показателей, характеризующих: возможности рационального развития товарного ассортимента, уровень и соотношение цен на конкретные товары. Хорошо продуманная и отработанная концепция способствует совершенствованию коммерческо-хозяйственных связей, рациональному размещению производства на территории страны, ориентирует отрасль и промышленность в целом на выпуск товаров, обеспечивающих потребности и спрос.

     Рациональному формированию ассортимента товаров  способствует ассортиментная политика субъектов рынка. Она предполагает использование долгосрочных программ, разрабатываемых с учетом спроса; имеющихся наличных ресурсов; возможности обеспечения необходимыми ресурсами по приемлемым оптимальным ценам; основных потребительских параметров изделий. Причем последний фактор весьма часто игнорируется производителями. Оценка продукции большинством фирм выясняется от случая к случаю, а динамика клиентских оценок вообще не определяется. Потребители часто не выявлены и не классифицированы, а если опрос и производится, то зачастую не по всем группам потребителей с неясными целями и неоднозначными вопросами, не говоря уже о принятии пожеланий и предложений потребителей.

     Перечисленные ранее факторы, учитываемые ассортиментной политикой, являются базой для производства и реализации востребованной рынком продукции.

     Ассортиментная  политика динамична и должна каждый раз корректироваться в соответствии с изменением производства товаров, ростом (сокращением) объемов производства, развитием сферы обращения, повышением (понижением) платежеспособности потребителей, ростом их социального уровня, усилением конкуренции на товарном рынке, изменениями рыночной конъюнктуры и т.д. При всем этом допускается как просто расширение или сокращение ассортиментных позиций, так и совершенное обновление ассортимента. Сокращение ассортимента должно вестись за счет изделий с низким спросом субъектов рынка и переключением высвобождающейся части ресурсов на производство изделий с более высоким спросом.

Информация о работе Пути улучшения политики формирования ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»