Пути улучшения политики формирования ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является адаптация результатов маркетинговых исследований к процессу формирования товарной стратегии предприятия ОАО «Калнышевский винный завод ».
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ методических основ формирования и реализации товарной политики предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
2. Анализ структуры ассортимента предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
3. Сегментация рынка потребителей продукции предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
4. Анализ потенциальных возможностей предприятия ОАО «Калнышевский винный завод »;
5. Разработка рекомендаций по формированию товарной политики ОАО «Калнышевский винный завод ».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы составления ассортимента продукции
1.1 Система составления ассортимента товаров
1.2 Основные этапы проведения процесса определения оптимальной структуры товаров
1.3 Роль исследования рынка в составлении ассортимента
2. Анализ процесса составления ассортимента на примере ОАО «Калнышевский винный завод»
2.1 Финансово-хозяйственная политика предприятия
2.2 Структура ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»
2.3 Система показателей для оценки ассортимента
3. Пути улучшения политики формирования ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»
3.1 Предложения по улучшению существующей политики определения ассортимента
3.2 Оценка эффекта от действий по улучшению политики формирования ассортимента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование ассортимента продукции на предприятии на примере ОАО Калнышевский винный завод.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

 

     Рост  выручки от реализации соответственно увеличил чистую прибыль, полученную ОАО  «Калнышевский винный завод ». Следует отметить тот факт, что увеличение валового дохода на 36,9% в 2009 г. относительно 2008 г. и рост уровня себестоимости на 31,2%, (разница между ростом выручки и себестоимости 5,7%) обусловили увеличение чистой прибыли в 2009 г. на 42,8% по сравнению с 2008 г.

     Анализ  нормы прибыли и чистой рентабельности показывает, что в 2007 г. ОАО «Калнышевский винный завод » получило прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции на 0,3% (или 30 копеек) больше по сравнению с планом. Однако, в 2008 г. недополучило 1,1% (или 1 рубль 10 копеек), в 2009 г. – 0,6: (60 копеек) на каждый рубль затрат. Таким образом, величина недополученной прибыли в 2008 г:

     119263 / 100=1311,9 рубля;

     в 2009 г.:

     0,6 * 156524 / 100 =939,1 рубля.

     Увеличение  уровня рентабельности в 2009 г. произошло за счет снижения уровня себестоимости продукции.

     Вышеизложенное  подтверждает, что в ОАО «Калнышевский винный завод » наблюдается тенденция к росту объемов выручки, что ведет за собой и увеличение объемов производства. Однако, стоит отметить, что рост дохода от реализации в 2009 г. составил 28,5% к 2008 г., а рост объемов выпуска в натуральном исчислении 36,9%.

     Коэффициент автономии в 2007-2008 гг. был выше 0,5, значит большая часть имущества ОАО «Калнышевский винный завод » формировалась за счет собственных средств. Однако, в 2009 г. произошло снижение показателя автономии на 25,8%, что объясняется ростом кредиторской задолженности.

     Коэффициент общей ликвидности говорит о  том, что доля собственного капитала в 2007-2009 гг. могла покрыть всю имеющуюся кредиторскую задолженность предприятия. Однако, наблюдается устойчивая тенденция к снижению общей ликвидности (на 20% в 2009 г. относительно 2008 г.), что негативно характеризует финансовое положение ОАО «Калнышевский винный завод ».

     На  фоне увеличения прибыли вместе с тем происходит снижение оборота капитала и коэффициента оборачиваемости оборотных средств, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности ОАО «Калнышевский винный завод ». Данные факты повлияли на показатель производительности труда.

     Если  в 2008 г. производительность труда персонала возросла на 3,9 тыс. руб., то в 2009 г. снизилась на 0,3% относительно 2008 г. Данным явление объясняется факт недополучения прибыли в 2009 г.

     В 2009 г. рост среднесписочного числа персонала составил 37,3% к 2008 г., однако число отработанных человеко-часов и человеко-дней выросло лишь на 36,7% в 2009 г. к 2008 г. Это и явилось одним из факторов снижения производительности труда.

     Снижение  производительности труда в 2009 г. на 0,3% к 2008 г. объясняет факт несоответствия роста валового дохода в 2009 г. на 28,5% и роста количества персонала на 37,3%. Разница между ростом валового дохода и роста среднемесячного числа персонала составляет 0,4%.

     Рост  всего персонала в 2009 г. составил 37,3%, тогда как рабочих 33,1%, что свидетельствует о росте числа специалистов и служащих в структуре штата ОАО «Калнышевский винный завод ».

     Более низкие темпы роста прибыли от реализации (108,1%) по сравнению с показателем  чистой прибыли (142,8%) обусловлены достаточно высокой рентабельностью внереализационных видов деятельности.

     Проведенный анализ позволил сделать следующие  выводы:

     В ОАО «Калнышевский винный завод » организационная структура выстроена в соответствии со спецификой предприятия и удовлетворяет предъявляемым рынком требованиям.

     Однако, следует отметить, что в организационной структуре ОАО «Калнышевский винный завод » отсутствует отдел маркетинга, маркетинговые исследования рынка ОАО «Калнышевский винный завод » не проводит. В основном функции маркетингового подразделения завода возложены на отдел маркетинга. Это может повлечь за собой ошибки в маркетинговой и товарной политике и отрицательным образом сказаться на финансовых результатах Общества.

     В целом финансово-экономическое состояние ОАО «Калнышевский винный завод » достаточно устойчивое, наблюдается тенденция роста прибыли, что однако обусловливает рост затрат, связанных с производством продукции. Коэффициент использования капитала фирмы свидетельствует о снижении эффективности производства. 

     2.2 Структура ассортимента  ОАО «Калнышевский  винный завод»

     Рассмотрим  ассортимент продукции ОАО «Калнышевский винный завод ».

     В ассортименте вин и винных напитков ОАО «Калнышевский винный завод » можно выделить следующие ассортиментные группы: грузинские вина, полусладкие вина, сухие вина, крепленые вина, вина в сувенирной упаковке.

     Дадим характеристику каждой ассортиментной группе (табл. 2). 

     Таблица 2 – Характеристика ассортимента вин  ОАО «Калнышевский винный завод »

Наименование Характеристика
Классические  вина
Вино  виноградное натуральное полусладное  красное без выдержки "ЛИДИЯ". Изготовлено из виноматериалов, выработанных из сортов Изабелла и Лидия. Обладает сложным  ароматом, с выраженными тонами, характерными для винограда этого  сорта и полным гармоничным вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладное  красное без выдержки "ИЗАБЕЛЛА". Изготовлено из виноматериалов, выработанных из сорта  Изабелла. Обладает сложным ароматом, с выраженными тонами, характерными для винограда этого сорта и полным гармоничным вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладное  красное без выдержки "КАБЕРНЕ  СОВИНЬОН". Изготовлено из импортных или отечественных  сухих виноградных виноматериалов сорта Каберне-Совиньон. Обладает характерным  сортовым букетом и ароматом, полным, гармоничным, мягким вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладное  красное без выдержки "МУСКАТ". Изготовлено из виноградных виноматериалов мускатных  сортов винограда. Обладает сложным  ароматом, характерным для мускатных  вин и полным, гармоничным, мягким вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладное  красное без выдержки "ЗЕМФИРА". Изготовлено из виноматериалов, выработанных из сортов Изабелла и Лидия. Обладает сложным  ароматом, с выраженными тонами, характерными для винограда этого  сорта и полным гармоничным вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладное  красное без выдержки "ДОМАШНЕЕ" Изготовлено из сухих виноматериалов. Обладает сложным ароматом и полным, гармоничным  вкусом
Вино  виноградное натуральное полусладное  красное без выдержки "ПИНО".  Изготовлено из виноградных виноматериалов выработанных из сорта Пино Фран. Обладает сложным ароматом с выраженными тонами винограда этого сорта и полным, гармоничным, мягким вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладное  красное без выдержки "МЕРЛО".  Изготовлено из импортных или отечественных виноградных виноматериалов сорта Мерло. Обладает сортовым ароматом, характерным для винограда этого сорта и полным, гармоничным, мякгим вкусом.
Вино  виноградное натуральное сухое  красное без выдержки "САПЕРАВИ".  Изготовлено из импортных или отечественных сухих виноградных виноматериалов сорта Саперави. Обладает характерным сортовым ароматом и полным, гармоничным вкусом.
Вино  виноградное натуральное сухое  красное без выдержки "КАБЕРНЕ". Изготовлено из импортных или отечественных сухих виноградных виноматериалов сорта Каберне. Обладает характерным сортовым ароматом и полным, гармоничным вкусом.
Грузинские  вина
Вино  виноградное натуральное полусладкое  красное "ХВАНЧКАРА". Вино  обладает сильно развитым сортовым букетом. Вкус гармоничный с бархатистыми малиновыми тонами.
Вино  виноградное натуральное полусладкое "ОДЖАЛЕШИ". Обладает  богатым ароматом с фруктовыми оттенками  и бархатистым вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладкое  красное "ХВАНЧКАРА". Вино  обладает сильно развитым сортовым букетом. Вкус гармоничный с бархатистыми малиновыми тонами.
Вино  виноградное натуральное полусладкое "ОДЖАЛЕШИ". Обладает  богатым ароматом с фруктовыми оттенками  и бархатистым вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладкое красное "АЛАЗАНСКАЯ ДОЛИНА". Обладает  богатым букетом, включающим ароматы  всех входящих в него сортов винограда, и приятным гармоничным вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладкое  красное "КИНДЗМАРАУЛИ". Обладает  характерным сортовым букетом и ароматом, гармоничным и бархатистым вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладкое  красное "АЛАЗАНСКАЯ ДОЛИНА". Обладает  богатым букетом, включающим ароматы  всех входящих в него сортов винограда, и приятным гармоничным вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладкое красное "КИНДЗМАРАУЛИ". Обладает  характерным сортовым букетом и  ароматом, гармоничным и бархатистым  вкусом.
Вино  виноградное натуральное полусладкое  красное без выдержки "Мускат" . Изготовлено из виноградных виноматериалов красных мускатных сортов винограда. Обладает сложным ароматом, характерным для мускатных вин и полным гармоничным мягким вкусом.
Крепленые вина
Портвейн кавказ Вино  виноградное специальное крепкое  красное. Обладает сложным ароматом, характерным букетом, полным гармоничным вкусом
Портвейн Южный Вино  виноградное специальное крепкое  красное. Обладает необычным ароматом и приятным оригинальным вкусом
Портвейн 72 Вино  виноградное специальное крепкое  красное. Отличается сложным ароматом и приятным вкусом.
Портвейн 555 Вино  виноградное специальное крепкое  красное. Отличается полным гармоничным  мягким вкусом.
Десертные вина
Вино  виноградное специальное десертное  красное КАГОР "ЧЕРНЫЙ АГАТ". Изготовлено из десертных виноматериалов кагорного  типа. Обладает сложным ароматом с характерными черносливовыми тонами и мягким гармоничным бархатистым вкусом.
Вино  виноградное специальное десертное  красное без выдержки КАГОР "ЧЕРНЫЙ АГАТ". Изготовлено из десертных виноматериалов кагорного  типа. Обладает сложным ароматом с  характерными черносливовыми тонами и мягким гармоничным бархатистым вкусом.
Вино  виноградное специальное десертное  красное без выдержки "ЛИДИЯ". Изготовлено из специальных виноградных виноматериалов сортов Лидия и Изабелла. Обладает ароматом, характерным для крепкого вина, с выраженными тонами винограда сорта Изабелла и гармоничным мягким вкусом.
Вино  виноградное специальное десертное  красное без выдержки "МУСКАТ". Изготовлено из импортных или отечественных  специальных виноматериалов. Обладает сложным винным ароматом с характерным мускатным тоном и полным гармоничным вкусом.
Вино  виноградное специальное десертное  красное без выдержки "ЗЕМФИРА". Изготовлено из специальных виноградных виноматериалов сортов Лидия и Изабелла. Обладает ароматом, характерным для крепкого вина, с выраженными тонами винограда сорта Изабелла и гармоничным мягким вкусом.
Вино  виноградное специальное десертное  красное без выдержки "ИЗАБЕЛЛА". Изготовлено из специальных виноградных виноматериалов сорта Изабелла. Обладает ароматом, характерным для крепкого вина, с выраженными тонами винограда сорта Изабелла и гармоничным мягким вкусом.

     Как видно из табл. 2, ассортимент вин  представлен достаточно полно.

     Следует также рассмотреть структуру  ассортимента в динамике за периоды  с 2007-2009 гг. (табл. 3). 

     Таблица 3 - Структура ассортимента в динамике за периоды с 2007-2009 гг.

Наименование 2007 (тыс. руб.) 2007 (%) 2008(тыс. руб.) 2008 (%) 2009 (тыс. руб.) 2009 (%)
ГРУЗИНСКИЕ  ВИНА 0,7Л 11968,04 7 12510,12 6 22849,52 8
«КИНДЗМАРАУЛИ» 1709,72 1 2085,02 1 5712,38 2
«ХВАНЧКАРА» 3419,44 2 2085,02 1 2856,19 1
«АЛАЗАНСКАЯ ДОЛИНА» 5129,16 3 4170,04 2 8568,57 3
«ОДЖАЛЕШИ» 1709,72 1 4170,04 2 5712,38 2
ГРУЗИНСКИЕ  ВИНА 0,75 Л 8548,6 5 10425,1 5 8568,57 3
«КИНДЗМАРАУЛИ» 1709,72 1 4170,04 2 2856,19 1
«ХВАНЧКАРА» 1709,72 1 2085,02 1 1428,095 0,5
«АЛАЗАНСКАЯ ДОЛИНА» 1709,72 1 2085,02 1 1428,095 0,5
«ОДЖАЛЕШИ» 3419,44 2 2085,02 1 2856,19 1
ПОЛУСЛАДКИЕ ВИНА 83776,28 49 120931,16 58 148521,88 52
«ИЗАБЕЛЛА» 11968,04 7 14595,14 7 17137,14 6
«ЛИДИЯ» 10258,32 6 12510,12 6 22849,52 8
«ЗЕМФИРА» 8548,6 5 14595,14 7 19993,33 7
«ПИНО» 6838,88 4 10425,1 5 11424,76 4
«ДОМАШНЕЕ» 8548,6 5 14595,14 7 14280,95 5
«МУСКАТ» 6838,88 4 12510,12 6 19993,33 7
«КАБЕРНЕ-САВИНЬОН» 8548,6 5 12510,12 6 22849,52 8
«МЕРЛО» 22226,36 13 27105,26 13 19993,33 7
СУХИЕ ВИНА 35904,12 21 37530,36 18 62836,18 22
«ДОМАШНЕЕ» 10258,32 6 10425,1 5 19993,33 7
«САПЕРАВИ» 13677,76 8 14595,14 7 22849,52 8
«КАБЕРНЕ» 11968,04 7 12510,12 6 2856,19 1
КРЕПЛЕНЫЕ ВИНА 3419,44 2 14595,14 7 22849,52 8
«ИЗАБЕЛЛА» 683,888 0,4 2710,526 1,3 2856,19 1
«ЛИДИЯ» 512,916 0,3 2919,028 1,4 4569,904 1,6
«ЗЕМФИРА» 854,86 0,5 2502,024 1,2 7997,332 2,8
«МУСКАТ» 683,888 0,4 1042,51 0,5 2856,19 1,0
«КАГОР  «ЧЕРНЫЙ АГАТ» 683,888 0,4 5421,052 2,6 4569,904 1,6
ВИНА  В СУВЕНИРНОЙ УПАКОВКЕ 11968,04 7 12510,12 6 14280,95 5
Чехол 5129,16 3 6255,06 3 7140,475 2,5
«КИНДЗМАРАУЛИ» 854,86 0,5 1251,012 0,6 1428,095 0,5
«ХВАНЧКАРА» 683,888 0,4 1042,51 0,5 1428,095 0,5
«АЛАЗАНСКАЯ ДОЛИНА» 512,916 0,3 1042,51 0,5 1428,095 0,5
«МУСКАТ» 683,888 0,4 834,008 0,4 1142,476 0,4
«КАГОР  «ЧЕРНЫЙ АГАТ» КРЕПЛЕНОЕ 683,888 0,4 2085,02 1,0 1713,714 0,6
Сумка 6838,88 4 6255,06 3 7140,475 2,5
«КИНДЗМАРАУЛИ» 1025,832 0,6 2085,02 1 1428,095 0,5
«ХВАНЧКАРА» 1367,776 0,8 625,506 0,3 856,857 0,3
1 2 3 4 5 6 7
«АЛАЗАНСКАЯ ДОЛИНА» 341,944 0,2 354,4534 0,17 571,238 0,2
«ОДЖАЛЕШИ» 341,944 0,2 1459,514 0,7 285,619 0,1
«КИНДЗМАРАУЛИ» 0,75 170,972 0,1 83,4008 0,04 285,619 0,1
«ХВАНЧКАРА» 0,75 170,972 0,1 417,004 0,2 571,238 0,2
«АЛАЗАНСКАЯ ДОЛИНА» 0,75 341,944 0,2 20,8502 0,01 856,857 0,3
«ОДЖАЛЕШИ» 0,75 512,916 0,3 125,1012 0,06 856,857 0,3
«ИЗАБЕЛЛА»  полусладкое 170,972 0,1 166,8016 0,08 1142,476 0,4
«САПЕРАВИ» 85,486 0,05 83,4008 0,04 85,6857 0,03
«КАБЕРНЕ» 136,7776 0,08 417,004 0,2 85,6857 0,03
«МУСКАТ» КРЕПЛЕННОЕ 153,8748 0,09 417,004 0,2 85,6857 0,03
«КАГОР  «ЧЕРНЫЙ АГАТ» КРЕПЛЕНОЕ 1914,8864 1,12 0 0,0 28,5619 0,01
ИТОГО 170972   208502   285619  

 

     Анализируя  данные, представленные в табл. 3, можно  отметить, что наибольшую долю в структуре ассортимента вин занимают полусладкие вина (более половины), на втором месте после полусладкие вин находятся сухие вина (около 20 %), остальные ассортиментные группы занимают менее 10 %. Анализируя динамику изменения ассортиментных групп, следует отметить, что значительных изменений в структуре ассортимента не наблюдается. Лишь по группе «крепленые вина» можно увидеть, что розлив данных вин увеличился с 2 % в 2007 году до 8 % в 2009 году.

     Кроме того, из табл. 3 видно, что в 2009 году наблюдается снижение розлива вина «Кагор «Черный агат» в сувенирной упаковке с 1,12 до 0,01 %.

     Это можно объяснить снижением спроса на данную марку вина.

     В целом по анализу товарной политики ОАО «Калнышевский винный завод » можно сделать следующие выводы.

     Ассортиментная политика ОАО «Калнышевский винный завод » ориентирована прежде всего на сегмент со средним уровнем дохода и классическими вкусами, так как наибольшую долю в ассортименте завода занимают классические вина средней ценовой категории.

     Вина  в сувенирной упаковке занимают наименьшую долю в ассортименте, так как являются дорогими и спрос на них невысок.

     Для более полного анализа товарной политики ОАО «Калнышевский винный завод » следует провести анализ товарного портфеля завода. 

     2.3 Система показателей  для оценки ассортимента  

     Далее для оценки качественных показателей  действующей товарной номенклатуры следует провести исследование с  помощью, так называемой матрицы  «Бостон консалтинг групп» (первоначально  используемая для градации стратегических хозяйственных подразделений крупных бизнес – структур корпоративного типа), модифицированной таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить ее основные достоинства, включая простоту визуального восприятия и привычную терминологию, а с другой стороны – использовать ее для анализа «групп продукта».

     В качестве базовой единицы исследования выступает «группа товара», под  которой подразумевается часть  линии ассортимента, ориентированная  стороны, на удовлетворение схожей по природе потребности.

     На  рис.4. представлена используемая в данной работе схема разбиения товарного ассортимента винной продукции ОАО «Калнышевский винный завод ».

     В качестве характеристики каждой группы товара (горизонтальной оси модифицированной матрицы) выступает параметр К –  «удельный вес группы товара в общем объеме товарооборота предприятия» в течение базового периода. В данном случае – 1 год (2009гг).

     Для каждой группы товара параметр К вычисляется  по следующей формуле: 

     Кi = (Yi / Y0) * 100%, где  

     Y0 – суммарный объем реализации в денежном исчислении за отчетный период (2009г.);  

     

     Рис. 4. Схема разбиения производственного ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод » 

     Yi – объем товарооборота i – ой группы за отчетный период.

     Результаты  расчета представлены в табл. 4. 

 

      Таблица 4 - Результаты расчета параметра К

Наименование  ассортиментной группы Объем реализации, тыс.руб. Параметр К, %
Группа 1 34051 11,92
Группа 2 33853 11,85
Группа 3 54395 19,04
Группа 4 55098 19,29
Группа 5 30496 10,68
Группа 6 32526 11,39
Группа 7 45200 15,28
ИТОГО 285619 100

 

     В качестве второй характеристики группы товара (вертикальной оси матрицы) выступает параметр Т – «удельный вес группы товара в темпе изменения объемов реализации» в течение анализируемого периода по линейному тренду.

     Линейный  тренд позволяет сделать вывод  о направлении движения показателя под воздействием множества факторов.

Информация о работе Пути улучшения политики формирования ассортимента ОАО «Калнышевский винный завод»