Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью дипломной работы является разработка проекта совершенствования условий труда менеджеров среднего звена страхового бизнеса.
Предметом исследования является совершенствование условий труда менеджеров среднего звена персонала страховой компании в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к понятию «условия труда»;
- выявить влияние условий труда на эффективность деятельности и личность сотрудников;
- охарактеризовать хозяйственно-экономическую деятельность страховой компании Филиал ООО «Росгосстрах;
- провести организационно – кадровый аудит персонала;
Введение 2
Глава 1. Теоретическая подготовка к проблеме совершенствования условий труда персонала 4
1.1 Понятие и сущность условий труда 4
1.2 Особенности труда в страховом бизнесе 12
Глава 2. Организационно – кадровый аудит страховой компании Филиал ОАО «РГС-Дагестан» Управление по Дагестану 23
2.1 Анализ деятельности страховой компании 23
2.2 Кадровый аудит 39
2.3 Исследование использования рабочего времени менеджеров среднего звена страховой компании Филиал ООО «РГС-Дагестан» Управление по Дагестану 52
Глава 3. Разработка проекта совершенствования условий труда персонала в СК «Росгосстрах» 71
3.1 Проектные предложения по совершенствованию условий труда персонала в СК «Росгосстрах» 71
3.2 Расчет экономической эффективности проекта ..80
Заключение ..88
Список литературы………………………………………………………….....91
После выявления сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей устанавливается цепочка связей между ними, которая в дальнейшем может быть использована для формулирования стратегий организации.
Для установления связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации.
Проведем SWOT – анализ (таблица 9).
Таблица 9. Матрица SWOT - анализа
S – сильные стороны: |
W – слабые стороны: |
Высококвалифицированные специалисты службы управления персоналом. Возможность обучения, переобучения и повышения квалификации персонала. Руководство компании – сплоченный и высококвалифицированный коллектив. Широкая известность компании в сфере страховых услуг. Наработанная клиентская база Четкая регламентация обязан. сотрудников. |
Конфликтность
и напряженность среди Нехватка квалифицированных специалистов из-за ухода к конкурентам опытных менеджеров среднего звена. Снижение производительности труда из-за неблагоприятных условий труда. |
O – возможности: Увеличение потребностей людей в различных услугах страхования. Появление на рынке новых видов страхования (страхования жизни). Рост доходов потенциальных клиентов. Политика государства направлена на развитие страхования (ОСАГО). Регулярное проведение форумов по вопросам страхования. |
T – угрозы: Высокая конкуренция не рынке страхования. Значительная зависимость
от интересов и пожеланий Изменение законодательства в области обязательной сертификации и лицензирования. |
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «сила и возможности», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «слабость и возможность», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «сила и угрозы», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «слабость и угрозы», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшие над ней угрозы.
Источником возникновения возможностей и угроз могут быть клиенты, конкуренты, изменение факторов внешней среды — например, законодательной базы, политики в области страхования.
Анализ конкуренции в отрасли с помощью модели Портера. М. Портер разработал подход, позволяющий, основываясь на результатах анализа текущего состояния отрасли, в которой строится бизнес организации, определить основу ее будущего состояния. Таких основ, по его мнению, может быть только три: лидерство в отрасли по критерию экономии на издержках; лидерство в отрасли, благодаря уникальности производимой продукции; лидерство в отрасли, благодаря концентрации усилий на обслуживании узких специфических сегментов рынка. Привлекательность и прибыльность отрасли зависят от ее структуры, которая, по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции. (рис. 4)
Рисунок 4 - Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли
1. Соперничество среди
конкурирующих предприятий (
2. Угроза появления новых конкурентов.
3. Конкуренция со стороны
товаров, являющихся
4. Экономические возможности
и торговые способности
5. Экономические возможности
и торговые способности
Чем сильнее воздействие
перечисленных факторов, тем более
ограниченными становятся возможности
каждого предприятия для
Поэтому главная задача предприятия — выбор стратегии, которая бы обеспечила защиту от действия конкурентных сил и (или) дала возможность использовать их в своих целях. Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке конкурентной стратегии предприятия.
Таким образом, наибольшую
проблему предприятию могут создать
основные конкуренты в отрасли, товары
- заменители и покупатели. Однако все
эти проблемы оценены по степени
влияния как средние. Для повышения
конкурентоспособности
2.2 Кадровый аудит
Проведём анализ обеспеченности страховой компании Росгосстрах - Дагестан трудовыми ресурсами, что подразумевает также количественную и качественную характеристику трудовых ресурсов, состав и структуру работающих. Источники для анализа - статистическая отчетность по труду, отчет о движении рабочей силы, рабочих мест, отчет о количестве работников в аппарате управления и оплате их труда, данные табельного учета и отдела кадров.
Таблица 10 - Качественный состав персонала
№ п/п |
Показатели |
Количественная характеристика | |
Количество, чел. |
Процент % | ||
1 |
Всего работающих |
1100 |
100 |
2 |
Мужчины среди работающих |
43 |
3,9 |
3 |
Женщины среди работающих |
1057 |
96,1 |
4 |
Работники пенсионного возраста |
109 |
9,9 |
5 |
Работники с высшим образованием |
648 |
58,9 |
6 |
Работники со средним образованием |
321 |
29,2 |
7 |
Работники с незаконченным высшим образованием |
131 |
11,9 |
8 |
Управленческий персонал |
350 |
32 |
9 |
Страховые агенты |
700 |
63,63 |
10 |
Вспомогательный персонал |
50 |
4,5 |
Из таблицы 10 мы видим, что 96,1% от общего числа работающих занимают женщины, а так же более 50% - это работники с высшим образование.
Успех работы филиала обеспечивают работники, занятые на нем. Формирование, развитие и использование трудового потенциала работника и коллектива все в большей мере должны строиться на плановой основе. В этой связи возрастает роль кадрового планирования предприятия. В филиале ОАО «РГС-Дагестан» разработана новая концепция кадровой политики, изложенная в «Программе совершенствования работы с кадрами» и коллективном договоре.
По состоянию на 01.01.2008г. численность работников Филиала ООО «РГС – Дагестан» Управление по Дагестану составляет 1100 человека.
В организации работают:
- в возрасте до 30 лет – 307 человека, или 27,9% от численности работников организации (на 01.01.2011г. – 298 человек или 26,7%)
- в возрасте до 40 лет – 201 человек, или 18,3% (на 01.01.2011г. – 193 человек или 17,3%)
- в возрасте до 50 лет – 188 человек, или 17,1% (на 01.01.2011г. – 196 человек или 17,5%)
- в возрасте до 60 лет – 295 человек, или 26,8% (на 01.01.2011г. – 302 человека или 26,7%)
- в пенсионном возрасте (старше 60 лет) – 109 человек, или 9,9% (на 01.01.2011г. – 131 человек или 11,8%)
Средний возраст работников организации, как и на 01.01.2011 года составляет 41 год.
Качественный состав работников организации по образованию распределился следующим образом. По состоянию на 01.01.2011 года в Росгосстрахе работают:
- с высшим образованием – 648 человек, или 58,9% от общей фактической численности работников организации (на 01.01.2011г. – 524 человек, или 46,8%)
- со средним профессиональным образованием – 321 человек, или 29,2% от общей фактической численности работников организации (на 01.01.2010г. – 363 человек, или 32,4%).
По состоянию на 01.01.2011 год в Страховой компании Филиал ОАО «РГС-Дагестан» Управление по Дагестану работают: 700 страховых агентов, 350 менеджеров, 50 человек вспомогательного персонала.
Угрозу для деятельности
организации имеет недостаток текучесть
кадров среди молодежи. Но в то же
время, индивидуальный подход к работнику,
дает возможность выявить наиболее
перспективных и
По состоянию на 01.01.2011 года Филиале обучаются по заочной форме обучения:
- в высших учебных заведения – 59 человек (на 01.01.2011 года обучалось 34 человека).
Несмотря на увеличение числа работников обучающихся по заочной форме обучения актуальным остается вопрос низкого процента из числа обучающихся лиц, учащихся в учебных заведения страхового профиля.
Одной из слабых сторон ОАО «РГС – Дагестан» Управление по Дагестану является текучесть кадров.
В течение 2011 года в организацию было принято 64 человека, при этом уволено 73 человек, коэффициент текучести кадров составил 5,1%. За аналогичный период 2010 года данный показатель равнялся 4,97% (принято 68 человек, уволено 52 человека). Коэффициент текучести кадров увеличился на 0,13%.
Причинами увольнения служат:
1. Собственное желание работника – 65 человек (89% от числа уволенных) из них в связи с:
- неудовлетворительными условиями труда – 52 человека (71,2%);
- неудовлетворенность
- другие причины (переезд, состояние здоровья) – 4 человека (5,5%)
2. Грубые нарушения трудовой дисциплины – 1 человек (1,4% от числа уволенных).
3. Другие причины, не влияющие на текучесть кадров – 7 человек (9,6% от числа уволенных).
Анализ кадровой политики ОАО «РОСГОССТРАХ».
В системе Росгосстраха поощряется непрерывный поиск как опытных, так и молодых, амбициозных и талантливых кандидатов, способных дать новый импульс развитию общества вне зависимости от наличия соответствующих вакансий в штатном расписании.
Существует несколько причин для такого подхода:
- выбор высококвалифицированных и талантливых профессионалов на российском рынке страховых услуг довольно узок;
- молодые энергичные кандидаты – это приток свежих сил, повышение конкурентоспособности и усиление здоровой внутренней конкуренции в системе, будущее Росгосстраха;
- непрерывное интервьюирование дает региональным обществам и филиалам возможность познакомиться с профессионалами на российском рынке страховых услуг, получить от них ценную информацию и укрепить мнение о системе Росгосстраха как о стабильной, сильной и растущей.
Позиционирование Росгосстраха на страховом рынке как системы, которая постоянно привлекает талантливых специалистов и заботится об их социально-психологической и профессиональной адаптации, является дополнительным маркетинговым инструментом. Все региональные общества системы Росгосстраха должны прилагать максимум усилий для того, чтобы и люди, начинающие свою карьеру, и профессионалы считали Росгосстрах одним из лучших работодателей России.
Чтобы получить более полную оценку удовлетворенности персонала необходимо провести анкетный опрос сотрудников. Анкетный опрос заключается в ответах на вопросы с присвоением сотрудникам компании балльных оценок (в данном случае была выбрана 10 балльная система) по каждому опросу и степени значимости данного показателя (весовое значение) для конкретного сотрудника (таблица 11).
От – 2,5 до – 5 баллов - Отрицательное значение характеризуемого фактора (совершенно неудовлетворен; плана работы на следующий месяц у меня нет; хотелось бы сменить работу; не мог бы найти, на что повлиять; система оплаты не устраивает и т.д.);
От – 1 до – 2,5 баллов – близко к отрицательному значению (скорее не удовлетворен, чем удовлетворен; можно было бы сменить работу; от меня практически ничего не зависит; система оплаты хуже, чем в других компаниях);
От 1,5 до – 1 баллов – Нейтральное значение (скорее не удовлетворен, чем удовлетворен; если будет хорошее предложение, возможно, сменю работу; не все зависит от меня; система оплаты примерно такая же, как и везде, затрудняюсь ответить);
От 1,5 до 3 баллов – Близкое к положительному значению (удовлетворенность близкая к полной; эта работа мне подходит; от меня зависит многое; система оплаты меня устраивает);
От 3 до 5 баллов – Положительное значение характеризуемого фактора (эту работу я менять не буду; все зависит от меня; система оплаты мне полностью подходит).
Весовые значения измерялись от 0 – данный фактор не предствляет для меня никакого значения; 1 – степень значимости данного фактора для меня составляет 50%; 2 – значимость данного показателя для меня равна (или приближается) 100%.
Таблица 11- Анкета для проведения оценки удовлетворенности персонала
Вопрос/оценка |
Оценка удовлетворенности, в баллах (М) |
Вес (G) |
(M*G) | ||||
-5 |
-2,5 |
1 |
2,5 |
5 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Устраивает ли Вас данный график работы |
|||||||
Удобно ли выбрано время перерыва на обед |
|||||||
Хорошо ли спланирована работа в Вашем отделе |
|||||||
Подходит ли Вам начало рабочего дня |
|||||||
Удовлетворены ли Вы качеством обратной связи |
|||||||
Есть ли у Вас в настоящее время возможность повлиять на планирование Вашей работы |
|||||||
Своевременно ли Вы получаете информацию о качестве выполненной работы |
|||||||
Всеми ли необходимыми средствами Вы располагаете для успешного выполнения работы |
|||||||
Эффективная ли организация рабочего процесса существует в компании |
|||||||
Интересуется ли ваш руководитель Вашими профессиональными знаниями |
|||||||
Устраивает ли Вас сверхурочная работа |
|||||||
Полностью ли используются в работе все Ваши навыки и знания |
|||||||
Подходит ли Вам данный стиль руководства |
|||||||
Нравиться ли Вам ездить в командировки |
|||||||
Выполнимы ли цели, стоящие перед компанией |
|||||||
Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями в коллективе |
|||||||
Хотели бы Вы работать в другой компании |
|||||||
В ясной и понятной ли форме ставятся задачи со стороны руководства |
|||||||
Важно
ли для Вас получение |
|||||||
Есть ли у Вас план-график работ на следующий месяц |
|||||||
Хотели бы Вы обучать своих коллег в свободное время тому, что знаете и умеете делать хорошо |
|||||||
Определите, насколько приемлемыми для Вас являются цели компании |
|||||||
Важно ли для Вас иметь в компании программу негосударственного пенсионного страхования |
|||||||
Важно ли для вас иметь в компании оплачиваемый отпуск |
|||||||
Устраивает ли Вас существующая система поощрения |
|||||||
Важно ли для Вас иметь в компании оплачиваемый больничный лист |
|||||||
Соответствует ли Вашим потребностям техническое обеспечение рабочего места |
|||||||
Программное обеспечение рабочего места позволяет ли эффективно выполнять Ваши функции |
|||||||
Достижимыми ли Вы считаете цели компании |
|||||||
Придя на работу, Вы всегда знаете, чем будете заниматься в течение дня |
|||||||
Соответствует ли Ваш заработок качеству и количеству Вашего труда |
|||||||
Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения с Вашим руководителем |
|||||||
Как Вы оцениваете степень признания вашей личной деятельности |
|||||||
Полностью ли реализуются Ваши творческие возможности |
|||||||
Знаете ли Вы основные цели компании |
|||||||
Результат |
35 |
Информация о работе Разработка проекта совершенствования условий труда персонала в СК «Росгосстрах»