Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:05, курсовая работа
Целью данной работы является формирование маркетинговой стратегии ООО «Сибирское молоко».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- Изучить и проанализировать существующую деятельность ООО «Сибирское молоко» и его конкурентную среду;
- Проанализировать маркетинговую стратегию по совершенствованию продвижения продукции на рынке, разработать и сформулировать мероприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии
Сущность и значение маркетинговой стратегии………………………...….5
Виды маркетинговой стратегии…………………………….………………..7
Методология разработки маркетинговой стратегии……………..……......10
Анализ маркетинговой стратегии предприятия
2.1 Общая характеристика ОАО «Сибирское молоко»………………………..14
2.2 Анализ конкурентной среды……………………….…………………….....16
2.3 Маркетинговая стратегия ОАО «Сибирское молоко» и ее анализ…...…..21
Рекомендации по формированию маркетинговой стратегии ……………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
внешняя-внутренняя;
сила-слабость;
возможности-угрозы. [8]
Таблица 1.1 – SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Важную роль играют системы оценки эффективности реализации разработанной стратегии и контроля за надлежащим достижением запланированных целей.
Если стратегия реализуется согласно плану, руководство фирмы выносит ей высокую оценку и рекомендует дальнейшее развитие; в противном случае стратегия подлежит корректировке, а иногда следует полный отказ от нее.
Выбирая стратегию, руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить, какой бизнес продолжить, в какой бизнес перейти. Это значит, что стратегия концентрирует внимание на том, что организация делает и чего не делает, что более важно и что менее важно в нынешней деятельности организации.
Каких бы стратегий не придерживалась организация, она должно уметь быстро реагировать на изменения рыночной ситуацией и перестраивать свое стратегическую направленность. Поэтому в процессе развития стратегического маркетингового планирования создано большое число методов и моделей разработки стратегий маркетинга. Т.е. методы позволяют выбрать правильное направление стратегического развития. Используются как формальные методы, так и неформальные, основанные на творческом, интуитивном подходе[4]
Процесс планирования маркетинговых стратегий включает три хронологические фазы:
Планирование целей, которое опирается на анализ текущего и будущего положения предприятия, является важнейшим в стратегическом планировании.
Цели организации касаются ее долгосрочной ориентации на какой-либо вид деятельности и соответствующее место на рынке. Цели организации могут меняться, в тех случаях если: фирма выходит на рынок с новым продуктом или услугой; прекращается реализация прежних товаров или услуг; завоевывается новая группа потребителей; расширяется или сужается область деятельности посредством приобретений или продаж.
Переходить непосредственно к процессу стратегического планирования маркетинга, который включает, прежде всего, планирование целей маркетинга, можно только после определения целей фирмы. [7]
При выборе маркетинговой стратегии методы предполагают построение стратегической маркетинговой матрицы, отражающей позицию предприятия на рынке в зависимости от комбинации действия некоторых факторов. Одним из них является некоторый независимый по отношению к предприятию фактор, а другим - фактор, характеризующий само предприятие.
2. Анализ маркетинговой стратегии предприятия
2.1 Общая характеристика ОАО «Сибирское молоко»
ОАО «Сибирское молоко» является продовольственной компанией, которая входит в состав знаменитой компании «Вимм-Билль-Данн». Такое сотрудничество обеспечивает предприятию большие продажи не только за счет марки, но и за счет средств по улучшению качества продукции. ОАО «Сибирское молоко» расположено в Кировском районе г. Новосибирска.
Основной вид деятельности предприятия:
– переработка молока и реализация молочных и кисломолочных продуктов;
– торговля, торгово-закупочная деятельность;
– и другие.
ОАО «Сибирское молоко» является крупнейшей компанией в Сибири. В начале 1960 годов запущен в эксплуатацию Кировский молочный комбинат. Молочную продукцию предприятие выпускало с момента создания. А начиная с середины 1990 годов
он производил порядка четырёх десятков наименований продуктов (в том числе из серий «Домик в деревне», «Весёлый молочник» и т. д.)
В 2009 году была запущена линия по выпуску вязких йогуртов (уп. типа family pack). Уже в следующем году были введены ещё 2 линии: по розливу джемов, а также молока (пластиковые прозрачные бутылки). В ноябре 2012 года на заводе, компания PepsiCo, запустила 20-ю по счёту линию, по производству детского питания «Здрайверы» (вязкие йогурты, 95 грамм). В час здесь будут выпускать 6000 упаковок типа doy-pack по 95 грамм. Ежемесячная же мощность этой линии составит 200 тонн.
На конец 2012 года, действуют 20 линий, выпускающих свыше двухсот наименований молочной и соковой продукции. Поставки выпускаемой здесь продукции осуществляются во все регионы РФ, от Урала до Дальнего Востока, а также в ближнее зарубежье. В 2012 году для PepsiCo в области посадили картофель – пока лишь пробную посадку. В перспективе компания рассматривает возможность открытия производственной линии по выпуску картофельных чипсов. По утверждению губернатора, в 2013 году картофелем планируется засадить большие площади, а в Бердске начать производство соков.
На сегодняшний день на заводе ОАО «Сибирское молоко» производится молоко и кефир разной жирности, топленые продукты, творожные пасты, глазированные сырки, масло, жиры, брынза, ряженка, сметана, йогурты и многое другое. Среди серийных изделий присутствуют брэнды «Домик в деревне», «Чудо», «Здрайверы». Каждая разновидность представляется на презентациях. Многие сотрудники награждаются за разработку уникальной рецептуры с натуральными ингредиентами. Министерство здравоохранения рекомендует продукцию «Сибирского молока» для детского и специального питания. Приемлемые цены позволяют сделать ее доступной для всех категорий людей.
С компанией
сотрудничают около сорока предприятий
по выпуску упаковки, разработке дизайна,
поставке сырья и автомобильной
транспортировке до точек продаж.
Оптовым покупателям
Компания за годы своей деятельности наладила связи с партнёрами из Германии и Швеции и оснастила свои производственные линии их оборудованием.
Практически с момента вхождения предприятия в группу компаний«Вимм-Билль-Данн» оно занимает ведущее положение на Сибирском рынке молочных продуктов. Согласно исследованию, проведенному компанией«AC Nielsen» в базовом городе предприятия Новосибирске, в 2012 году ОАО «Сибирское молоко» занимало на Новосибирском рынке традиционных молочных продуктов порядка 22%, на рынке продуктов с добавленной стоимостью (обогащенных и сокосодержащих продуктов, а также йогуртов и молочных десертов) – 28 %.
Компания принимает к сведению принципы корпоративного управления, разработанные совместно World Economic Forum и Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей, и стремится следовать им на практике в целях совершенствования системы корпоративного управления.
1. Принцип эффективного менеджмента
Политика менеджмента имеет
долгосрочные ориентиры и направлена
на повышение акционерной
2. Принцип прозрачности
Раскрываемая информация позволяет оценить степень контроля основных групп акционеров, включая доли участия реальных владельцев в структуре акционерного капитала
3. Принцип информационной
Общество своевременно и в полном объеме раскрывает информацию об основных результатах, планах и перспективах деятельности, и отвечает на запросы акционеров
4. Принцип гарантии прав
Общество гарантирует всем акционерам возможность реализации своих прав. В том числе, Общество гарантирует реализацию права на участие в работе органов управления Общества в соответствии с долей участия акционера. Общество также гарантирует соблюдение принципа «одна акция – один голос» владельцам голосующих акций
5.Принцип эффективного
Совет директоров Общество включает независимых директоров и на практике подотчетен всем акционерам
6.Принцип справедливого
В Обществе действует система оценки работы и вознаграждения директоров и менеджмента, стимулирующая работу в интересах всех групп акционеров и раскрываемая Обществом.
7.Принцип законности и
Общество действует в строгом соответствии с законами юрисдикции, в которой оно осуществляет свою деятельность, принципами деловой этики и внутренними документами. Внутренние документы Общества разработаны на основе требований законодательства и норм корпоративной и деловой этики.
8.Принцип активного содействия
Общество является активным участником законодательных инициатив и диалога с исполнительной властью в вопросах совершенствования корпоративного управления.
Благодаря правильно выбранным принципам корпоративного управления ОАО «Сибирское молоко» регулярно участвует в конкурсах и завоевывает новые награды, отметим основные из них:
В 1999 году «Весёлый молочник» удостоен звания лауреата в конкурсе «100 лучших товаров России».
В 2001-м - ОАО «Сибирское молоко» стал лауреатом премии администрации Новосибирской области за качество.
Продукция ОАО «Сибирское молоко» удостоена высших наград выставки «Сибпродовольствие-2001», проходившей в Иркутске.
Компания явилось лауреатом премии «Новосибирская марка» в 2011 году.
Также ОАО «Сибирское молоко» неоднократно получало награду «За успешное развитие бизнеса в Сибири» и звание «Надежный партнер», получив «Нику» сибирского бизнеса.
Выпускаемая продукция ОАО «Сибирское молоко» систематически участвует в российских и международных выставках, получает дипломы и золотые медали.
Основная задача предприятия – обеспечить покупателей высококачественной молочной продукцией путем тщательного выбора сырья, использования современной производственной технологии и строгого контроля качества. Кроме того, особый акцент делается на развитии региональной сети предприятия, для того, чтобы обеспечить жителей соседних регионов высококачественной продукцией ОАО «Сибирское молоко».
На данный момент компания осуществляет поиск новых вкусов, рецептур, возможностей упаковки и дизайна - все то, что является отличительной особенностью ОАО «Сибирское молоко». Стараясь опередить меняющиеся тенденции рынка молочной продукции, чтобы и в дальнейшем успешно функционировать.
2.2 Анализ конкурентной среды
Молочное производство занимает важное место в пищевой промышленности, его без преувеличения можно назвать одним из трех китов, на котором держится продовольственная безопасность страны. Поэтому прослеживаемый сегодня в стране спад молочного производства, которое наряду с хлебом и мясом составляет основу продуктовой корзины населения, требует от государства оперативного реагирования.
Основной задачей молочного производства г.Новосибирска и Новосибирской области является бесперебойное снабжение жителей города и области молочной продукцией высокого качества и в широком ассортименте.
Молоко содержит около 100 составных элементов и является важнейшим продуктом питания, которое включает все основные, необходимые организму вещества в оптимальных соотношениях и легко усвояемой форме. Поэтому в любом возрасте молоку, молочным и особенно молочнокислым продуктам должно принадлежать в питании исключительно важное место.
Обращаясь к истории, можно отметить следующее, в конце советского периода норма потребления молока и молочных продуктов в пересчете на молоко составляла 390 кг на человека в год. И «Продовольственная программа», принятая при Л.И.Брежневе в 1980 г., ставила задачу достичь этой отметки за счет собственного производства, для чего планировалось довести объем производства молока в СССР до 97 млн. т. В наше время, когда советская статистика умалчивается, дабы не ронять тень на современные показатели, не принято вспоминать, что к 1990 г. СССР вплотную подошел к этой отметке: на человека приходилось 380 кг молока в год. Однако, по данным Росстата сейчас на человека приходится около 230 кг молока в год. Да и сама рациональная норма потребления вдруг стала предметом обсуждения, снизившись в 2010 г. до 340 кг.
Можно рассуждать, что советский период был временем лихих приписок, но вряд ли исключительно этим можно объяснить такой отрыв в производстве молока по сравнению с нашими днями. Сегодняшнее поголовье крупного рогатого скота (КРС) соответствует состоянию, которое было в стране после коллективизации в 1933-1934 гг. (менее 4 млн. голов). Как результат, объем производства молока в 2008 году был сопоставим с его уровнем в 1958 году. Производство молока на душу населения составило в 2008 г. всего 228 кг.
Общий объем производства сырого молока в стране в 2010 г. составил 31,9 млн.т. Однако в 2009 г. молока произвели немногим больше – 32,6 млн.т. Менее половины этого объема идет на промышленную переработку, являясь так называемым товарным молоком, производимым преимущественно сельскохозяйственными предприятиями. В 2010 г. в «десятку» лидеров по производству молока в сельхозпредприятиях входили (в порядке убывания объемов производства): Республика Татарстан, Краснодарский край, Московская область, Алтайский край, Ленинградская область, Удмуртская Республика, Республика Башкортостан, Новосибирская, Кировская, Вологодская области.